Программа курса «Одаренные дети»
рабочая программа (1 класс) на тему

Идрисова Оксана Ивановна

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odaryonnye_deti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Одаренные дети»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся  одной из приоритетных задач современного образования.

     Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого  решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия развития и реализации его выдающихся возможностей.

      Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

      Способный, одаренный ученик - это высокий уровень, каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами  ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью  курса развития и успешного обучения одаренных детей  является:

-   совершенствование предметных умений и навыков;

-   повышение учебной мотивации одаренных детей;

-   развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

-   развитие навыков исследовательской   и   самостоятельной познавательной деятельности;

-   овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие задачи во внеклассной деятельности:

Задачи:

- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

-совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

 -традиционно проводить в конце учебного года слет «Юные таланты».

Основные направления реализации курса:

- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);

-мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях).

Методы:

-частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

- проблемный;

- проективный.

Формы работы с одаренными учащимися:

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

-  дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к  олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

- участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;                            

-  психологические консультации, тренинги, тестирование;                    

-  конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования

-   посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;                                                          

-  проектная деятельность учащихся;                                                          I

-  использование современных средств информации (Интернет, медиатека компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронная энциклопедия);

-  создание детских портфолио.

- нетрадиционные уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра; урок-творческая мастерская).

- работа в парах, в малых группах, разноуровневые и творческие задания,

- ролевые игры;    

-консультации.

Принципы педагогической деятельности  в работе  с одаренными детьми:

-  принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

-  принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

-  принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

-  принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружк спортивных секций;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательны творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо  использовать различные

современные средства информации:  медиатеку, Интернет, компьютерные игры, электронные энциклопедии, применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

       Такая система внеурочной деятельности поможет сформировать у одаренных  детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение  выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»).

Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Рекомендуемая модель занятия.

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельностиявляется важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Графические диктанты - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

  На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к по-| ниманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, т. е. овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

В результате учащиеся должны:

  • уметь анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  •        развивать внимание, глазомер, зрительную память, аккуратность, фантазию; развивать внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление;
  • активизировать  творческие способности

      Занятия по РПС предназначены прежде всего для проведения их педагогом. Так как именно педагог может внести необходимые изменения в то или иное задание, оценить эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать ребёнку.

Ведущая задача взрослого - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя П. Хаббарда «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2002 г.
  2. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.
  3. Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г.
  4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.
  5. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.
  6. http://pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Программа сопровождения одарённых детей предназначена для педагогического коллектива, специалистов школы....

Программа "Одаренные дети-дети будущего"

Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...

Программа сопровождения одаренных детей МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области

Программа сопровождения одаренных детей МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...

Программа развития «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» для 1-4 классов на 2018 -2022 учебный год.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки...

Профильный курс по предмету «Математика и логика» в рамках реализации программы «Одаренные дети»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы развивиающего курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". О.А. Холодовой...