ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 г.о. КОЛОМНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Автор проекта: Свиридова Кристина Александровна, учитель начальных классов 2015 г. г.о. Коломна Содержание
Паспорт проекта
Пояснительная записка Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует правовое регулирование в сфере образования, в частности обеспечение «Права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека». Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное обучение. В Статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в пункте 1 дается четкое определение дистанционных образовательных технологий: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно – телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Дистанционное образование и воспитание детей-инвалидов начальных классов в МБОУ СОШ № 11 организуется в ходе реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области» направлено на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу, и нуждаются в обучении на дому. Данный проект определяет цель, приоритеты и меры, реализация которых позволит создать в г.о. Коломна целостную систему дистанционного образования детей-инвалидов младшего школьного возраста. Эта система обеспечит максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации. Данный проект охватывает период с 2014 по 2016 годы. Он основывается на базовых принципах образовательной политики Российской Федерации и Московской области, на лучших достижениях современной педагогики школы. Проект разработан на основе Конституции РФ, федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 г. Основными нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов являются: Федеральная нормативная база:
Региональная нормативная база:
Муниципальная и школьная нормативная база:
Должностные инструкции МБОУ СОШ № 11:
Актуальность проекта Обучение детей - инвалидов, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающим их возможностям. Из общего числа детей-инвалидов 30 тыс. рекомендована дистанционная форма обучения. Статистика по учету детей – инвалидов школьного возраста в г.о. Коломна: в 2011 – 2012 уч. г. общее количество детей - инвалидов составляло 232 человека, а в 2012 – 2013 уч. г. 314 человек. Однако не каждое образовательное учреждение имеет возможность создать адаптивную среду для обучения и воспитания детей – инвалидов. Прежде всего, это связано с недостатком финансовых ресурсов, недостаточной информированностью участников образовательного процесса. Серьезную проблему детей-инвалидов представляет и процесс общения со сверстниками. Это наиболее актуально для детей младшего школьного возраста, когда ребенок процесс общения связывает с игрой. Наряду с этим дети – инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно – социальных проблем: - нарушение связи с миром; - недостаток контактов со сверстниками; - ограниченный доступ к информационным ресурсам; - недоступность общения с природой, культурными ценностями. В связи с имеющимися хроническими заболеваниями и инвалидностью детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно, поскольку дети – инвалиды сталкиваются с целым рядом ограничений. Актуальность проблемы реализации образовательно – воспитательной потребности детей – инвалидов начальной школы связана с неуклонным увеличением числа детей, нуждающихся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Именно на решение этих проблем и направлен проект «Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий». Использование дистанционных технологии в обучении и воспитании детей – инвалидов младшего школьного возраста позволяют выделить ряд преимуществ:
Реализация данного проекта позволит детям – инвалидам освоить образовательную программу первой ступени в полном объеме, но и активно использовать воспитательный компонент школьного сообщества, на высоком уровне обеспечить информационной составляющей всех участников образовательного процесса. Цель проекта Создание единого адаптивного информационного – образовательного пространства, построенного на основе активного использования технологий дистанционного образования и воспитания детей – инвалидов начальных классов. Задачи проекта
План реализации проекта
Содержание проекта Практика показывает, что обучение детей – инвалидов младшего школьного возраста с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения ими образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы в полном объёме. Представленный проект долгосрочный, охватывает всю начальную ступень образования. Его реализация осуществляется на основании следующих компонентов:
- Skype-занятия (очно-дистанционные) – учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии Skype; - web-занятия (дистанционные) – дистанционные уроки, лабораторные занятия, практикумы и пр. занятия, на которых учащиеся самостоятельно изучают образовательный ресурс, выполняют задания и прикрепляют к форумам, педагог потом их проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию; - очные занятия – занятия, проводимые в традиционной форме при личном контакте с учащимся.
Современные подходы к пониманию дистанционного образования и воспитания подразумевают использование следующих базовых принципов: - Принцип открытости: использование в учебно – воспитательном процессе разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога на основе информационных технологий. - Принцип системности и целостности: определяет всю организацию от проектирования обучения, создание системы средств дистанционного обучения и учебно - методического обеспечения до организации самой познавательной деятельности детей - инвалидов. - Принцип социализации: рассматривается, как формирование мотивов, стратегий, планов, программ поведения детей - инвалидов, соответствующих усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям в процессе дистанционного обучения. - Принцип актуальности понимается, как установление взаимосвязи между: постоянно развивающейся наукой и содержанием учебного предмета, с одной стороны, и средствами и формами образовательного процесса и информатизацией образования, с другой. - Принцип интерактивности, подразумевает вовлеченность участников образовательной деятельность в ход построения процесса обучения на основе обратной связи. - Принцип гибкости: дает возможность участникам учебно – воспитательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное время. - Принцип модульности: позволяет использовать ученику и учителю необходимые им сетевые ресурсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов. В рамках Проекта также выделяются базовые принципы, важные с точки зрения учета особенностей, которыми обладают участники и среда их взаимодействия. Так среди подобных принципов следует назвать: - добровольность участия; - обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего и дополнительного образования; - обеспечение условий детям - инвалидам для коррекции нарушений развития и социальной адаптации; - создание условий для обеспечения охраны здоровья детей - инвалидов, участвующих в проекте; - адаптивность модели дистанционного образования и воспитания к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов. Основные результаты проекта
Перспективы развития Главной задачей Проекта является обеспечение детям-инвалидам новых возможностей получения образования и социализации. Предложенный Проект может быть расширен и дополнен в следующих направлениях:
Также стоит отметить, что предложенная структура Проекта может быть адаптирована и применена для организации дистанционного обучения детей, не имеющих инвалидности, а в последствие и для организации обучения средствами дистанционных технологий слушателей более старшего возраста не имеющих возможности по определенным причинам посещать школу. Важно, что данный Проект является значимым источником развития личности ребенка-инвалида, раскрытия его потенциала, обеспечения его возможностями реализации своих интересов и желаний. Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, который он приобретает, тех умений, которые он осваивает в ходе своей деятельности. Развитие основывается на потребностях в движении вперед, на стремлении человека к самореализации в обществе, профессии, творчестве. Именно поэтому для того, чтобы такое развитие было реальным, важно, чтобы, что человек, вне зависимости от состояния здоровья, местоположения, достатка и других особенностей, имел возможности для реализации своих образовательных потребностей. Такой возможностью для детей-инвалидов становится дистанционное образование и воспитание. Дистанционные технологии не просто дают учащемуся дополнительные инструменты, но и оказывают значимое положительно влияние на его сознание, делая ребенка более самостоятельным, ответственным, социализированным человеком. Дистанционные технологии прежде всего другого, открывает перед ребенком-инвалидом совершенно новый путь осознанной жизни, в которой он сам способен построить свой мир и в котором он ответственен за свое благополучие и счастье. Список литературы: 1. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под.ред. Шамовой Т.И. и Третьякова П.И.. Москва-Тюмень,1994. 2. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122. 3. Е.Е.Кривилева ", Журнал "Начальная школа" , 1998 г., №3, с.86-90. 4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2002. 6. Полат Е.С. Сергиенко И.В. Основы моделирования процесса дистанционного обучения // Инновации в образовании. - 2005. - №2. - С. 43 - 53 Приложение 1 Ресурсы интернета http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении. Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва http://www.detskiysad.ru/ped/savin07.html Методы обучения в начальных классах http://college.ru/pedagogam/metodika-ispolzovanija/ Модели уроков http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html Модели уроков http://yrokchel.blogspot.com/2009/05/blog-post_10.html Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру. http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html Структурные элементы учебного занятия http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html Цели уроков. http://college.ru/pedagogam/450/468/ ФГОС: Начальное общее образование http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/russnach/nachrusinoe/alg-urok-rusk-jzik Е.Е.Кривилёва http://www.zavuch.info/metodichka/owner/korolinka50 Е.Е.Кривилёва Полезные интернет – ресурсы
10. www.den-za-dnem.ru Полезные интернет – ресурсы родителям сhado.ru – сайт для родителей о детском здоровье 7ya.ru - сайт, посвященный семье www. Solnyshko.ee – развлекательно – познавательный журнал www.allfamily.ru – газета «Родители и дети» www.Childpsy.ru – портал по всем направлениям детской психологии www.PsyJournals.ru – электронные версии психологических журналов www. Psyparents.ru – детская психология для родителей www.PsyToys.ru – центр экспертизы игр и игрушек Приложение 2 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ Центра образования «Технологии обучения» Департамента образования г. Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России по согласованию с Министерством труда Российской Федерации. При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, Действие настоящей инструкции распространяется на всех учителей, принимающих участие в реализации проекта «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 1.2. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директора. 1.3. Учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы. 1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебной работе. Контроль за его деятельностью осуществляет администрация. 1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Департамента образования; приказами и распоряжениями администрации, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами. 1.6. Учитель соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Конвенции о правах ребенка.
2. Функции Основными направлениями деятельности учителя являются: 2.1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики преподаваемого предмета и дистанционной формы обучения. 2.2. Содействие социализации, формированию общей культуры, осознанному выбору и последующему усвоению учеником профессиональных образовательных программ. 3. Должностные обязанности
3.1. Проведение очных и дистанционных занятий согласно планированию и учебному плану, на основе интеграции педагогических и информационных технологий. 3.2. Применение Интернет в качестве основного инструмента в учебном процессе. 3.3. Начальная подготовка обучаемых в области информационных технологий (введение в дистанционное обучение). 3.4. Реализация применяемых в школе образовательных программ в соответствии с учебным планом. 3.5. Использование разнообразных приёмов, методов и средств обучения, по согласованию с администрацией. 3.6. Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта. 3.7. Осуществление индивидуальной работы по обучению учащихся, направленной на максимальную адаптацию обучающихся в образовательную и социальную среду. 3.8. Проведение индивидуальных консультационных занятий, аудио-видео конференций в режиме on-line. 3.9. Своевременное оповещение классных руководителей о проблемных ситуациях (нарушении дисциплины, снижение активности, нежелании авторизоваться, использовании Интернета в не учебных целях, технических неполадках и т.п.). 3.10. Своевременное оповещение администрации об использовании в образовательном процессе учебных программ, не утвержденных в образовательной программе Центра. 3.11. Регулярное рецензирование работ обучающихся. 3.12. Ведение в установленном порядке документации образовательного процесса, согласно требованиям администрации. 3.13. Своевременное представление руководству отчетных данных по требуемой форме в установленные сроки. 3.15. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации. 3.16. Поддержка постоянной связи с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). 3.17. Принимает участие в разработке и адаптации образовательных ресурсов. Приложение 3 Примерные Правила проведения учителем дистанционных уроков в режиме реального времени Особенностью организации учебного процесса дистанционного образования является возможность обучать обучающихся, независимо от их местонахождения. Во всех этих случаях учителю необходимо неукоснительно придерживаться правил проведения дистанционных уроков: Дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию в режиме реального времени. Дистанционный урок может быть начат при условиях:
При отсутствии обучающегося(щихся) в дистанционной учебной оболочке учитель старается выяснить причины отсутствия (телефонный звонок куратору, обучающемуся, законному представителю обучающегося) и размещает полученную информацию в соответствующей теме форума (или сообщает завучу); готовит задание обучающемуся (группе обучающихся) по теме пропущенного урока и вносит коррективы в тематическое планирование ученика (группы) с учетом актуальной ситуации. Приложение 4 Разработка родительского собрания "Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения" Цель собрания: Ознакомление родителей с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в г.о.Коломна, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2014-2016 годы, с целями, задачами, перспективами проекта, организационными моментами, основными этапами работы по организации обучения и формированию основных навыков дистанционного обучения всех участников образовательного процесса, изучение проблем и трудностей участников проекта на данном этапе деятельности. Оборудование: проектор, компьютер Программа родительского собрания: 1.Реализация проекта «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов в г.о. Коломна» –директор МБОУ СОШ № 11» 2.Понятие «дистанционное обучение» и индивидуальная образовательная траектория ребенка – инвалида в рамках дистанционного обучения 3. Организационные действия при установке оборудования – сетевой преподаватель. 4. Психолого-педагогическое сопровождение – психолог. Ход собрания 1.Вступительная часть: Приветственное слово к участникам собрания. Рассказ директора о реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» В Коломне реализуется мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которое предоставляет возможность детям-инвалидам обучаться в дистанционном режиме, по индивидуальной программе. Семье ребёнка-инвалида передаётся во временное пользование рабочее место ученика (специализированный программно-технический комплекс, принтер, сканер, микрофон, колонки, наушники, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, цифровая фотокамера, дополнительное программное обеспечение и дополнительное специализированное оборудование для детей, ограничения здоровья которых не позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода), а также предоставляется бесплатный безлимитный доступ к Интернету. Дистанционное обучение решает проблему «особых» детей в недостатке общения с другими людьми. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования образовательными и информационными ресурсами Интернета. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для получения ими качественного образования и в дальнейшем профессиональной занятости. С каждым годов в стране увеличивается количество детей-инвалидов. Если взять наш город, то в 2011-2012 году количество детей- инвалидов составляло 198 человек, а уже в 2012-2013 году их стало 3 14 человек. На данный момент в нашей школе обучается 14 детей-инвалидов. Подготовлены кадры по дистанционному обучению, многие учителя школы уже прошли курсовую подготовку и готовы принять данную инновацию. Методической службой школы проделана большая работа по формированию банка дидактических материалов для дистанционного обучения. Есть спрос со стороны учащихся и родителей школы. Результаты исследования образовательных потребностей показали, что более 80% родителей заинтересованы в дистанционном обучении. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок обучался в дистанционном режиме, Вам необходимо обратиться за дополнительной информацией в нашу школу к заместителю директора по УВР. 2.Выступление заместителя директора по УВР на тему: «Понятие «дистанционное обучение» и индивидуальная образовательная траектория ребенка – инвалида в рамках дистанционного обучения» Дистанционное образование (ДО) - форма организации образовательного пространства, при которой осуществляется удаленный контакт, полностью или частично, между участниками образовательного процесса средствами информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение - интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ. Индивидуальная образовательная траектория - направление движения ребенка в образовательном процессе, выстроенное на основе индивидуальных особенностей учащегося и обеспечивающее условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. Содержание индивидуальной образовательной траектории определяется не только содержанием образовательной программы, но и образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка. Дистанционное образование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. 3.Выступление сетевого преподавателя на тему: «Организационные действия при установке оборудования» Для организации дистанционного обучения в рамках национального проекта обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов с предоставлением необходимых расходных материалов. Планируется в рамках обучающих семинаров для детей и их родителей, родительских собраний и курсов повышения квалификации организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения. Также им предусмотрена возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса к специалистам Центра ДО. Также на протяжении всего проекта должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее, в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса. Рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет в образовательном учреждении. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс. Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования. 4. Выступление психолога школы на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов» В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка-инвалида и на желании ему помочь. Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе я использую следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей. Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы. Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. 5.Заключительная часть Родители получают брошюры с рекомендациями по организации дистанционного обучения на дому. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание детей- инвалидов по слуху в начальный период обучения во внеурочное время
Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, ...
Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления
В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии, проведённого учителем начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» Гайсиной Ф.З
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»Цели:получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.Задачи:1)познакомить учащихся ...
Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий
Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
Что такое дистанционные технологии в школе?...
«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»
Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...