ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
проект на тему

Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

г.о. КОЛОМНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Автор проекта:

Свиридова Кристина Александровна,

учитель начальных классов

2015 г.

г.о. Коломна

Содержание

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………………
  2. Пояснительная записка………………………………………………………………..
  3. Актуальность………………………………………………………………………………
  4. Цели и задачи проекта…………………………………….....................................
  5. План реализации и содержание проекта……………………………………………..
  6. Основные принципы организации ……………………………..
  7. Основные результаты…………………………………………………………
  8. Перспективы развития…………………………………………………………………….
  9. Используемые ресурсы……………………………………………………………

Паспорт проекта

Наименование проекта

Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий.

Заказчики

МБОУ СОШ № 11 г.о. Коломна Московской области.

Исполнители

Участники образовательного процесса школ г.о. Коломна Московской области.

Цель

Создание единого адаптивного информационного – образовательного пространства, построенного на основе активного использования технологий дистанционного образования и воспитания детей – инвалидов начальных классов.

Задачи

  1. Разработка с учетом требований ФГОС учебно – методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение образовательной программы базовой и дистанционной составляющих при организации дистанционного образования детей – инвалидов начальных классов.
  2. Учебно – воспитательное, психологическое обеспечение.
  3. Создание условий, в которых возможна образовательная активность детей – инвалидов младшего школьного возраста, обучающихся дистанционно.
  4. Организация процесса обучения и воспитания детей – инвалидов начальных классов, в том числе мероприятия, связанные с социализацией личности ребенка – инвалида,  путем использования дистанционных технологий.

Этапы реализации

  1. Вводный этап.
  • Постановка целей, задач, концептуальных подходов.
  • Технические мероприятия: оформление договоров с провайдером, заключение договоров с родителями (законными представителями) ребенка – инвалида по передаче оборудования в безвозмездное пользование на время обучения, установка и подключение оборудования.
  • Мониторинговые мероприятия: составление банка данных детей – инвалидов начальной ступени, которым не противопоказано по медицинским показателям обучение с применением дистанционных технологий.
  • Адаптация базисного учебного плана для работы учителя начальных классов в сфере базовой части индивидуальной образовательной траектории с учетом дистанционной составляющей.
  • Отбор содержания электронного курса для создания сопроводительного учебно – методического комплекса на основе ФГОС для обучения детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий.
  • Составление индивидуального плана воспитательной работы, психологического сопровождения обучающегося.
  1. Основной этап.
  • Осуществление полного объема образовательной и воспитательной деятельности детей – инвалидов начальной школы в рамках адаптивной информационно – образовательной среды.
  1. Заключительный этап.
  • Итоговые аналитические мероприятия.
  • Публикация отчета на школьном сайте, сайте Регионального центра дистанционного образования Академии социального управления.

Ресурсы

  1. Локально – правовые.
  2. Финансовые.
  3. Кадровые.
  4. Материально – технические.
  5. Контроль.

Срок реализации

       2014 – 2016 г. Проект в стадии реализации.

Ожидаемые результаты

  1. Активизация учебной деятельности детей – инвалидов.
  2. Развитие социальной компетенции детей – инвалидов.
  3. Создание пакета рекомендаций для учащихся начальной школы по развитию самостоятельности  в освоении учебных курсов.
  4. Создание пакета рекомендаций для родителей  (законных представителей) в сопровождении детей – инвалидов в процессе обучения с применением дистанционных технологий.
  5. Создание виртуальных школьных и городских объединений педагогов начальных классов и педагогов – предметников по вопросам дистанционного образования и воспитания детей – инвалидов.
  6. Организация работы дискуссионного родительского клуба в режиме он – лайн.

Эффективность проекта

  1. Установление равного доступа к полноценному образованию всех детей – инвалидов начальной школы, обучающихся с применением дистанционных технологий.
  2. Развитие партнерских отношений между образовательными учреждениями г.о. Коломна.
  3. Обеспечение инновационного характера содержания и технологий образования в соответствии с ФГОС.
  4. Рост профессиональной компетентности сетевых педагогов.

Пояснительная записка

       Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует правовое регулирование в сфере образования, в частности обеспечение  «Права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека». Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное обучение.

В Статье 16  «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в пункте 1 дается четкое определение дистанционных образовательных технологий: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно – телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».                                      

Дистанционное образование и воспитание детей-инвалидов начальных классов в МБОУ СОШ № 11 организуется в ходе реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области» направлено на расширение доступа к образованию детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу, и нуждаются в обучении на дому.

Данный проект определяет цель, приоритеты и меры, реализация которых позволит создать в г.о. Коломна целостную систему дистанционного образования  детей-инвалидов младшего школьного возраста. Эта система обеспечит максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам, будет способствовать получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости и, соответственно, их успешной социализации.

Данный проект охватывает период с 2014 по 2016 годы. Он основывается на базовых принципах образовательной политики Российской Федерации и Московской области, на лучших достижениях современной педагогики школы.

Проект разработан на основе Конституции РФ, федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 г.

Основными нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование  детей-инвалидов являются:

Федеральная нормативная база:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009г. № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов».
  • Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
  • Совместное письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980г. № 281-м и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980г. № 17-13-186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
  •  Программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренная на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008г.

Региональная нормативная база:

  • Закон Московской области № 111/208-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных образовательных программ в муниципальных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области».
  •  Приложение к Закону Московской области № 111/208-ОЗ «Порядок расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета Московской области».
  • Приказ министра образования Правительства Московской области от 25.08.2011. № 2222 «Об утверждении перечня территорий по дистанционному образованию детей – инвалидов в Московской области».
  • Приказ министра образования Правительства Московской области от 25.08.2011. № 2224 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Московской области от 16.03.2010. № 516 «О дополнительных мерах по организации дистанционного образования детей – инвалидов в Московской области».
  • Приказ министра образования Правительства Московской области от 0710.2011. № 2550 «О реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» в Московской области».
  • Приказ министра образования Правительства Московской области от 23.12.2010. № 3673 «Об утверждении типового договора о передаче оборудования в безвозмездное пользование».
  • Приказ министра образования Правительства Московской области от 29.11.2011. № 3249 «О утверждении формы отчетности по дистанционному образованию детей – инвалидов в Московской области».
  • Приказ министра образования Правительства Московской области от 12.12.2011. № 3703 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного образования детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Московской области».

Муниципальная  и школьная нормативная база:

  • Положение о базовой школе МБОУ СОШ № 11 г.о. Коломна, осуществляющей обучение детей – инвалидов на дому.
  • Положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ в МБОУ СОШ № 11 г.о. Коломна.
  • Положение о оплате труда педагогических работников, осуществляющих обучение детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ № 11 г.о. Коломна.

Должностные инструкции МБОУ СОШ № 11:

  • Заместителя директора по УВР, ответственного за организацию дистанционного обучения детей – инвалидов.
  • Инженера – техника, ответственного за организацию дистанционного обучения детей – инвалидов.
  • Учителя, ответственного за организацию и проведение занятий с применением дистанционных технологий.

Актуальность проекта     

       Обучение детей - инвалидов, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающим их возможностям. Из общего числа детей-инвалидов 30 тыс. рекомендована дистанционная форма обучения. Статистика по учету детей – инвалидов школьного возраста в г.о. Коломна: в 2011 – 2012 уч. г. общее количество детей - инвалидов составляло 232 человека, а в 2012 – 2013 уч. г. 314  человек.

      Однако не каждое образовательное учреждение имеет возможность создать адаптивную среду для обучения и воспитания детей – инвалидов. Прежде всего, это связано с недостатком финансовых ресурсов, недостаточной информированностью участников образовательного процесса.

   Серьезную проблему детей-инвалидов представляет  и процесс общения со сверстниками. Это наиболее актуально для детей младшего школьного возраста, когда ребенок процесс общения связывает с игрой. Наряду с этим дети – инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно – социальных проблем:

- нарушение связи с миром;

- недостаток контактов со сверстниками;

- ограниченный доступ к информационным ресурсам;

- недоступность общения с природой, культурными ценностями.

      В связи с имеющимися хроническими заболеваниями и инвалидностью детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно, поскольку дети – инвалиды сталкиваются с целым рядом ограничений.

     Актуальность проблемы реализации образовательно – воспитательной  потребности детей – инвалидов начальной школы связана с неуклонным увеличением числа детей, нуждающихся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Именно на решение этих проблем и направлен проект «Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий».  Использование дистанционных технологии в обучении и воспитании детей – инвалидов младшего школьного возраста позволяют выделить ряд преимуществ:

  1. наличие индивидуального плана;
  2. разумное сочетание очных занятий и занятий с применение дистанционных технологий;
  3. удобный темп обучения;
  4. использование доступных  интерактивных образовательных ресурсов;
  5. усиление активное роли школьников в собственном образовании;
  6. возможность общения со сверстниками;
  7. успешная социализация.

     Реализация данного проекта позволит детям – инвалидам освоить образовательную программу первой ступени в полном объеме, но и активно использовать воспитательный компонент школьного сообщества, на высоком уровне обеспечить информационной составляющей всех участников образовательного процесса.

Цель проекта

           Создание единого адаптивного информационного – образовательного пространства, построенного на основе активного использования технологий дистанционного образования и воспитания детей – инвалидов начальных классов.

Задачи проекта

  1. Разработка с учетом требований ФГОС учебно – методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение образовательной программы базовой и дистанционной составляющих при организации дистанционного образования детей – инвалидов начальной школы.
  2. Учебно – воспитательное, психологическое обеспечение.
  3. Создание условий, в которых возможна образовательная активность детей – инвалидов младшего школьного возраста, обучающихся дистанционно.
  4. Организация процесса обучения и воспитания детей – инвалидов начальных классов, в том числе мероприятия, связанные с социализацией личности ребенка – инвалида,  путем использования дистанционных технологий.

План реализации проекта

  1. Вводный этап.
  • Постановка целей, задач, концептуальных подходов.
  • Технические мероприятия: оформление договоров с провайдером, заключение договоров с родителями (законными представителями) ребенка – инвалида по передаче оборудования в безвозмездное пользование на время обучения, установка и подключение оборудования.
  • Мониторинговые мероприятия: составление банка данных детей – инвалидов начальной ступени, которым не противопоказано по медицинским показателям обучение с применением дистанционных технологий.
  • Адаптация базисного учебного плана для работы учителя начальных классов в сфере базовой части индивидуальной образовательной траектории с учетом дистанционной составляющей.
  • Отбор содержания электронного курса для создания сопроводительного учебно – методического комплекса на основе ФГОС для обучения детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий.
  • Составление индивидуального плана воспитательной работы, психологического сопровождения обучающегося.
  1. Основной этап.
  • Осуществление полного объема образовательной и воспитательной деятельности детей – инвалидов начальной школы в рамках адаптивной информационно –образовательной среды.
  1. Заключительный этап.
  • Итоговые аналитические мероприятия.
  • Публикация отчета на школьном сайте.

Содержание проекта

      Практика показывает, что обучение детей – инвалидов младшего школьного возраста с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения ими образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы в полном объёме.

     Представленный проект долгосрочный, охватывает всю начальную ступень образования. Его реализация осуществляется на основании следующих компонентов:

  1. Организационно – правовой:
  • Заключение Трудового договора об организации образовательного процесса для лица с ограниченными возможностями здоровья на дому с применением дистанционных технологий.
  • Изучение должностных инструкций учителя, ответственного за организацию и проведение занятий с применением дистанционных технологий, инструкций
  • По ТБ педагогического работника при использовании дистанционного оборудования.
  • Оформление (продление) договора с родителями (законными представителями) ребенка – инвалида о передаче оборудования во временное  пользование на период обучения.
  1. Подготовительный:
  • Изучение медицинских показателей состояния здоровья ребенка.
  • Организация работы по предоставлению ребенком – инвалидом трех обязательных справок: об инвалидности,  об обучении на дому, об отсутствии противопоказаний для работы на компьютере.
  • Обследование совместно с техником на предмет готовности к учебному году рабочего места ученика и учителя (выявление и устранение технических неисправностей).
  • Инструктаж по ТБ обучающихся  и их родителей (законных представителей) при использовании дистанционного оборудования.
  • Составление и индивидуального учебного плана с учетом ФГОС в сочетании индивидуальных занятий и занятий с применением дистанционных технологий, согласно гигиеническим требованиям СанПина 2.2.2.542-96. (Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно – вычислительным машинам и организации работ, в рамках которых для учащихся младшего школьного возраста установлены следующие нормативы: для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут, для учащихся 2 – 4 классов – 15 минут)
  • Утверждение индивидуального расписания занятий с учетом укороченной учебной недели для детей – инвалидов начальной школы, исходя из объема учебной нагрузки учащихся 1 - 3-х классов – 8 часов в неделю, для учащихся 4-х классов – 10 часов в неделю.
  • Составление индивидуального плана воспитательной работы с ребенком – инвалидом.
  • Поиск  и исследование интернет – ресурсов для учащихся начальных классов для формирования и развития УУД.
  1. Работа с родительской общественностью:
  • Проведение стартового родительского собрания «Преимущества получения ребенком – инвалидом образования с использованием дистанционных технологий», на котором обсуждаются доступность и актуальность применения дистанционных технологий, формы занятий, сетевые специалисты дают рекомендации.
  • Обучение родителей (законных представителей) основам компьютерной грамотности.
  • Организация работы дискуссионного клуба в режиме он – лайн для родителей детей – инвалидов.

  1. Учебно – воспитательный:
  • Передача во временное пользование компьютерного и телекоммуникационного оборудования в семьи детей – инвалидов, подключение к сети Интернет на полный срок обучения в школе.
  • Обучение детей – инвалидов основам компьютерной грамотности.
  • Осуществление полного объема образовательной деятельности детей – инвалидов начальной школы с применением дистанционных технологий. При проведении дистанционных занятий используются такие формы работы с детьми как:

- Skype-занятия (очно-дистанционные) – учебные занятия, осуществляемые с использованием технологии Skype;

- web-занятия (дистанционные) – дистанционные уроки, лабораторные занятия, практикумы и пр. занятия, на которых учащиеся самостоятельно изучают  образовательный ресурс, выполняют задания и прикрепляют к форумам, педагог потом их проверяет и дает обязательную рецензию выполненному заданию;

- очные занятия – занятия, проводимые в традиционной форме при личном контакте с учащимся.

  • Активное включение ребенка – инвалида в воспитательную деятельность классного коллектива, путем рассылок игровых заданий, рекомендаций по изготовлению поделки или открытки, виртуальных экскурсий по школе и школьному музею, посещение на дому ребенка – инвалида учащимися классного коллектива, переписка с учениками класса.
  • Организация психологического сопровождения ребенка – инвалида в учебно – воспитательном процессе.
  • Ведение карты индивидуальных достижений ребенка – инвалида.

  1. Заключительный:
  • Ежегодный мониторинг контроля по обеспечению и сохранности здоровья детей – инвалидов в ходе реализации проекта.
  • Мониторинг удовлетворенности ребенком – инвалидом и его родителями (законными представителями) образованием и воспитанием с применением дистанционных технологий.

  1. Принципы организации обучения и воспитания детей – инвалидов с применением дистанционных технологий

Современные подходы к пониманию дистанционного образования и воспитания подразумевают использование следующих базовых принципов:

- Принцип открытости: использование в учебно – воспитательном  процессе разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога на основе информационных технологий.

- Принцип системности и целостности:  определяет всю организацию от проектирования обучения, создание системы средств дистанционного обучения и   учебно - методического обеспечения до организации самой познавательной деятельности детей - инвалидов.

- Принцип социализации: рассматривается, как формирование мотивов, стратегий, планов, программ поведения детей - инвалидов, соответствующих усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям в процессе дистанционного обучения.

- Принцип актуальности понимается, как установление взаимосвязи между: постоянно развивающейся наукой и содержанием учебного предмета, с одной стороны, и средствами и формами образовательного процесса и информатизацией  образования, с другой.

- Принцип интерактивности, подразумевает вовлеченность участников образовательной деятельность в ход построения процесса обучения на основе обратной связи.

- Принцип гибкости: дает возможность участникам учебно – воспитательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное время.

- Принцип модульности: позволяет использовать ученику и учителю необходимые им сетевые ресурсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов.

В рамках Проекта также выделяются базовые принципы, важные с точки зрения учета особенностей, которыми обладают участники и среда их взаимодействия. Так среди подобных принципов следует назвать:

- добровольность участия;

- обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего  и дополнительного образования;

- обеспечение условий детям - инвалидам для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- создание условий для обеспечения охраны здоровья детей - инвалидов, участвующих в проекте;

- адаптивность модели дистанционного образования и воспитания к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов.

Основные результаты проекта

  • Активизировалась информатизация участников образовательного процесса о доступности и перспективе образования с применением дистанционных технологий.
  • Создана нормативно – правовая база для обучения и воспитания детей с использованием дистанционных технологий.
  • Разработаны методические материалы по организации и проведению занятий с применением дистанционных технологий.
  • Повысился уровень профессиональной мотивации и компетентности педагогов, занятых в Проекте.
  • Создана база у детей – инвалидов для формирования навыков самообразования, социальной адаптации в обществе.
  • Создан родительский дискуссионный клуб в режиме он – лайн.

Перспективы развития

Главной задачей Проекта является обеспечение детям-инвалидам новых возможностей получения образования и социализации. Предложенный Проект может быть расширен и дополнен в следующих направлениях:

  • Увеличение доли дистанционного образования и воспитания, которая заключается в переводе части занятий из базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории на дистанционную форму.
  • Включение в Проект детей-инвалидов начальной школы, которые в настоящее время посещают школу и пропускают учебные занятия по состоянию здоровья, но могли бы полностью или частично обучаться с применением дистанционных технологий.
  • Включение в Проект более широкого круга детей-инвалидов младшего школьного возраста.

Также стоит отметить, что предложенная структура Проекта может быть адаптирована и применена для организации дистанционного обучения детей, не имеющих инвалидности, а в последствие и для организации обучения средствами дистанционных технологий слушателей более старшего возраста не имеющих возможности по определенным причинам посещать школу.

Важно, что данный Проект является значимым источником развития личности ребенка-инвалида, раскрытия его потенциала, обеспечения его возможностями реализации своих интересов и желаний.

Развитие личности человека не происходит само по себе, оно всегда является результатом тех новых знаний, который он приобретает, тех умений, которые он осваивает в ходе своей деятельности. Развитие основывается на потребностях в движении вперед, на стремлении человека к самореализации в обществе, профессии, творчестве. Именно поэтому для того, чтобы такое развитие было реальным, важно, чтобы, что человек, вне зависимости от состояния здоровья, местоположения, достатка и других особенностей, имел возможности для реализации своих образовательных потребностей. Такой возможностью для детей-инвалидов становится дистанционное образование и воспитание.

Дистанционные технологии не просто дают учащемуся дополнительные инструменты, но и оказывают значимое положительно влияние на его сознание, делая ребенка более самостоятельным, ответственным, социализированным человеком. Дистанционные технологии прежде всего другого, открывает перед ребенком-инвалидом совершенно новый путь осознанной жизни, в которой он сам  способен построить свой мир и в котором он ответственен за свое благополучие и счастье.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под.ред. Шамовой Т.И. и Третьякова  П.И.. Москва-Тюмень,1994.

2. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122.

3. Е.Е.Кривилева ", Журнал "Начальная школа" , 1998 г., №3, с.86-90.

4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Изд-во МЭСИ, 1999.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2002.

6. Полат Е.С. Сергиенко И.В. Основы моделирования процесса дистанционного обучения // Инновации в образовании. - 2005. - №2. - С. 43 - 53

Приложение 1

Ресурсы интернета

http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm    Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении. Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

http://www.detskiysad.ru/ped/savin07.html  Методы обучения в начальных классах

http://college.ru/pedagogam/metodika-ispolzovanija/    Модели уроков

http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html   Модели уроков

http://yrokchel.blogspot.com/2009/05/blog-post_10.html  Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру.

http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html Структурные элементы учебного занятия

http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html  Цели уроков. 

http://college.ru/pedagogam/450/468/     ФГОС: Начальное общее образование

http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/russnach/nachrusinoe/alg-urok-rusk-jzik    Е.Е.Кривилёва

http://www.zavuch.info/metodichka/owner/korolinka50  Е.Е.Кривилёва

Полезные интернет – ресурсы

  1. www.InternetUrok.ru
  2. www.Samsdam.net
  3. www.School-collection.edu.ru
  4. www.rusedu.ru
  5.  www.openklass.ru
  6.  www.edu.doal.ru.
  7. www.uriki.net
  8. www.window.edy.ru
  9. www.Vakad.ru

10.   www.den-za-dnem.ru

Полезные интернет – ресурсы родителям

сhado.ru – сайт для родителей о детском здоровье

7ya.ru   -  сайт, посвященный семье

www. Solnyshko.ee – развлекательно – познавательный журнал

 www.allfamily.ru – газета «Родители и дети»

www.Childpsy.ru – портал по всем направлениям детской психологии

www.PsyJournals.ru – электронные версии психологических журналов

www. Psyparents.ru – детская психология для родителей

www.PsyToys.ru – центр экспертизы игр и игрушек

Приложение 2

ДОЛЖНОСТНАЯ  ИНСТРУКЦИЯ  УЧИТЕЛЯ

Центра образования «Технологии обучения» Департамента образования г. Москвы

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России   по  согласованию  с Министерством труда Российской Федерации. При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации,  

Действие настоящей инструкции распространяется на всех учителей, принимающих участие в реализации проекта «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

1.2. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директора.

1.3. Учитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора   по учебной работе. Контроль за его деятельностью осуществляет администрация.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами

Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации,    Департамента образования; приказами и распоряжениями администрации, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами.

1.6. Учитель соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Конвенции о правах ребенка.

 

2. Функции

          Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом

специфики преподаваемого предмета и дистанционной формы обучения.

2.2. Содействие    социализации, формированию  общей    культуры,  осознанному

выбору и последующему усвоению учеником профессиональных образовательных

программ.

3. Должностные обязанности

 

3.1. Проведение очных и дистанционных занятий согласно планированию и учебному плану, на основе интеграции педагогических и информационных технологий.  

3.2. Применение Интернет в качестве основного инструмента в учебном процессе.  

3.3. Начальная подготовка обучаемых  в  области  информационных  технологий (введение в дистанционное обучение).

3.4. Реализация применяемых в школе образовательных программ в соответствии с учебным планом.

3.5. Использование разнообразных приёмов, методов и средств обучения, по согласованию с администрацией.

3.6. Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта.

3.7. Осуществление индивидуальной работы по обучению учащихся, направленной на максимальную адаптацию  обучающихся  в образовательную и социальную среду.

3.8. Проведение индивидуальных консультационных занятий, аудио-видео конференций в режиме on-line.

3.9. Своевременное оповещение классных руководителей о проблемных   ситуациях (нарушении дисциплины, снижение активности, нежелании авторизоваться, использовании Интернета в не учебных целях, технических неполадках и т.п.).

3.10. Своевременное оповещение администрации об использовании   в образовательном процессе учебных программ, не утвержденных в образовательной программе Центра.  

3.11. Регулярное рецензирование работ обучающихся.

3.12. Ведение      в      установленном     порядке     документации образовательного процесса, согласно требованиям администрации.    

3.13. Своевременное представление руководству  отчетных  данных  по требуемой форме в установленные сроки.

3.15. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

3.16. Поддержка постоянной связи с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими).

3.17. Принимает участие в разработке и адаптации образовательных ресурсов.

Приложение 3  

Примерные Правила проведения учителем дистанционных  уроков

в режиме реального времени

       Особенностью организации учебного процесса дистанционного образования является  возможность обучать  обучающихся,  независимо  от  их местонахождения.  

       Во всех этих случаях учителю необходимо неукоснительно придерживаться правил проведения дистанционных уроков:

       Дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию в

режиме реального времени.  

       Дистанционный урок может быть начат при условиях:

  1. Учитель находится в дистанционной учебной среде, а именно в курсе, по материалам которого планируется проведение урока;
  2. Учитель использует возможность для оперативной связи с учеником(ами) (чат, скайп, обмен внутренними сообщениями, телефон).
  3. Учитель инициирует  контакт  с  учеником(ами)  в начале  урока,  объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает  учащихся  к  общению  в программах для он-лайн взаимодействия (программы Skype, iChat, OppenMeetings), момент завершения урока также обозначается учителем.
  4. В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в информационной  учебной  среде  и  доступен  в  программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чате, скайпе или др.).
  5. Учитель обязан проводить уроки в режиме видеоконференции, если иное не рекомендовано ПМП консилиумом.

        При отсутствии обучающегося(щихся) в дистанционной учебной оболочке  учитель старается выяснить причины отсутствия (телефонный звонок куратору, обучающемуся,

законному представителю  обучающегося) и размещает полученную информацию в соответствующей теме форума (или сообщает завучу); готовит задание  обучающемуся  (группе  обучающихся) по теме пропущенного урока и вносит коррективы в тематическое планирование ученика (группы) с учетом актуальной ситуации.

Приложение 4

Разработка родительского собрания

"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"

Цель собрания: Ознакомление родителей с  организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в г.о.Коломна, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2014-2016 годы, с целями, задачами, перспективами проекта, организационными моментами, основными этапами работы по организации обучения и формированию основных навыков дистанционного обучения всех участников образовательного процесса, изучение проблем и трудностей участников проекта на данном этапе деятельности.

Оборудование: проектор, компьютер

Программа родительского собрания:

1.Реализация проекта «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов в г.о. Коломна» –директор МБОУ СОШ № 11»

2.Понятие «дистанционное обучение» и индивидуальная образовательная траектория ребенка – инвалида в рамках дистанционного обучения

3. Организационные действия при установке оборудования – сетевой преподаватель.

4. Психолого-педагогическое сопровождение – психолог.

Ход собрания

1.Вступительная часть:

Приветственное слово к участникам собрания. Рассказ директора о реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов»

В Коломне реализуется мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которое предоставляет возможность детям-инвалидам обучаться в дистанционном режиме, по индивидуальной программе. Семье ребёнка-инвалида передаётся во временное пользование рабочее место ученика (специализированный программно-технический комплекс, принтер, сканер, микрофон, колонки, наушники, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, цифровая фотокамера, дополнительное программное обеспечение и дополнительное специализированное оборудование для детей, ограничения здоровья которых не позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода), а также предоставляется бесплатный безлимитный доступ к Интернету.

         Дистанционное обучение решает проблему «особых» детей в недостатке общения с другими людьми. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования образовательными и информационными ресурсами Интернета. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для получения ими качественного образования и в дальнейшем профессиональной занятости.

С каждым годов в стране увеличивается количество детей-инвалидов. Если взять наш город, то в 2011-2012 году количество детей- инвалидов составляло 198 человек, а уже  в 2012-2013 году их стало     3 14 человек. На данный момент в нашей школе обучается 14 детей-инвалидов. Подготовлены кадры по дистанционному обучению, многие учителя школы уже прошли курсовую подготовку и готовы принять данную инновацию. Методической службой школы проделана большая работа по формированию банка дидактических материалов для дистанционного обучения. Есть спрос со стороны учащихся и родителей школы. Результаты исследования образовательных потребностей показали, что более 80% родителей заинтересованы в дистанционном обучении.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок обучался в дистанционном режиме, Вам необходимо обратиться за дополнительной информацией в нашу школу к заместителю директора по УВР.

2.Выступление заместителя директора по УВР на тему: «Понятие «дистанционное обучение» и индивидуальная образовательная траектория ребенка – инвалида в рамках дистанционного обучения»

Дистанционное образование (ДО) - форма организации образовательного пространства, при которой осуществляется удаленный контакт, полностью или частично, между участниками образовательного процесса средствами информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение - интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ.

Индивидуальная образовательная траектория - направление движения ребенка в образовательном процессе, выстроенное на основе индивидуальных особенностей учащегося и обеспечивающее условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. Содержание индивидуальной образовательной траектории определяется не только содержанием образовательной программы, но и образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка.

Дистанционное образование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

3.Выступление сетевого преподавателя на тему: «Организационные действия при установке оборудования»

Для организации дистанционного обучения в рамках национального проекта обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов с предоставлением необходимых расходных материалов.

Планируется в рамках обучающих семинаров для детей и их родителей, родительских собраний и курсов повышения квалификации организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения. Также им предусмотрена возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса к специалистам Центра ДО.

Также на протяжении всего проекта должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее, в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет в образовательном учреждении. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования.

4. Выступление психолога школы на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов»

В рамках ФГОС  наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей  в условиях инклюзивного образования.

      Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд   ребенка-инвалида и на желании ему помочь.

       Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.

        Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

         В своей работе я использую следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.

         Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

        Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

5.Заключительная часть

Родители получают брошюры с рекомендациями по организации дистанционного обучения на дому. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей- инвалидов по слуху в начальный период обучения во внеурочное время

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, ...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления

В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии, проведённого учителем начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» Гайсиной Ф.З

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»Цели:получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.Задачи:1)познакомить учащихся ...

Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»

Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...