Формирование экологической культуры младшего школьника
статья (2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал способствует бережному отношениб к природе. Где показаны приемы работы с разными видами текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsynaag_ou13.docx | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование экологической культуры младшего школьника»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования согласно федеральному государственному образовательному стандарту является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников. Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми работа школьников, формирующая представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный интерес и бережное отношение к природе.
Экология – это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Перед человечеством стоит множество нерешенных проблем. Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли.
Это и будет главной целью экологического образования.
Задачи экологического воспитания:
- овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
- развитие потребностей в общении с природой.
Формирование экологической культуры у младшего школьника происходит через: направления работы
Учебно- познавательное Воспитательное
Направления работы
Исследовательское Работа с родителями
Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий.
В своей работе я использую различные технологии воспитания и обучения младших школьников: технология сотрудничества, технология критического мышления.
На уроках окружающего мира рассматриваем связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с текстом. Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
Правила работы с данным приемом :
«Ствол дерева»- тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Природа в опасности.», «Что нам осень подарила?», «Почему ёжик впадает в спячку?» и другие.
«Ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено).
«Листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.
Ребята работают с текстом, выдвигают свои предположения и аргументы.
Составляли дерево предсказаний Природа в опасности.
Предположение Человек уничтожает животных и растения, но без них не будет продуктов питания
аргумент Человек погибнет от голода
Одним из методических приемов, который можно использовать, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который могут располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает самой главной задачей школьного образования.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий
Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица
«знаю - хочу знать – узнал».
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. Особое внимание в учебном процессе уделяю межпредметным связям, так на уроках математики при изучении темы «Решение задач» использую задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера. Такие задачи дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями использую задания экологического содержания.
На уроке математики при изучении темы “Решение задач” использую задачи, содержащие экологическую информацию
Задача 1.
В бору ботаники насчитали 900 видов трав, что на 767 больше, чем деревьев и кустарников. Сколько видов деревьев и кустарников насчитали в бору?
Задача 2.
Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько килограммов вредных веществ приходится на 102000 жителей г.Сургута?
При изучении и повторении нумерации и арифметических действий над натуральными числами можно использовать следующие задачи:
Задача 1.
Частота дыхания у человека в минуту равна 17, у лошади – 20, у кролика – 24. Кто из них чаще дышит и на сколько?
Задача 2.
Количество детёнышей в приплоде у медведя на 2 меньше, чем у белки, а у белки на 4 меньше, чем у кролика. На сколько детёнышей меньше в приплоде у медведя, чем в приплоде кролика? На какой вопрос задачи можно ответить, не изменив условие задачи?
Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин.
Задача 1.
За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки – 1600 г, лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
а) 800+1600+400
б) 1600-400
в) 1600:400
г) 1600:800
д) 1600-(800-400)
Работая над текстом задачи, я даю такие задания: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру.
Уроки литературы дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности. Большое внимание на уроках уделяю работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях
Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.
Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др.
Кластер
На уроках литературного чтения использую такие приемы, как составление кластера
В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.)
Следующий прием работы с текстом Чтение с остановками
Схема реализации приема «Чтение с остановками»:
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? - прогноз его содержания и проблематики; рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
2. Осмысление.
Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. 3. Рефлексия.
На этой стадии текст опять представляет единое целое.
Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Составление синквейна
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Составление Синквейна нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о природе. о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Следующий прием Тонкие и толстые вопросы
Тонкие – на понимание текста
Толстые – Проблемные вопросы не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску.
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
Кто….? Что…? Когда…? Как зовут…? Где происходит действие? | Почему…? В чём различие? Чем объясняется…? Предположите, что будет, если…? |
Инсерт или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
после прочтения текста, заполнить таблицу "Инсерт", где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
V | + | - | ? |
|
|
|
|
Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Русский язык
На уроках русского языка я предлагаю учащимся следующие задания экологического содержания:
1.«Угадай, что за зверь»
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)
Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?
(Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные)
серый, белый, рыжая – цвет
короткий, длинный – размер
пугливый, хитрый – характер
2.Викторина «Что? Где? Когда?», «Знаешь ли ты птиц?»
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
- Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является объектом спортивной охоты. (Дергач)
- Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
- Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти птицы? (Грач)
- Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (Сыч)
3.Напишите стихотворение о зиме используя слова:
… снежинки
… на тропинке
… у реки
… уголки
…дома
…зима.
4.Обогатите текст «красивыми» словами.
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.
5.Закончи предложения:
С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – … и … . (густая и пушистая)
Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
6.Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во второй – домашних. Выдели орфограмму.
Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр, лось, корова, медведь, бык.
7.Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. А потом стали снежную бабу лепить.
Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли ручьи. Все ребята рады.
8.Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей экологическую грамотность.
Заяц лисица овощи ягода
Воробей береза орех экскурсия
Сорока животное осина
Ворона земляника растение
Медведь малина яблоко
9. Диктанты на экологическую тематику
10. Сочинения. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я бабочка», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Воспитательное направление работы
Следующее направление моей работы воспитательное. Это:
Игры- путешествия
Экологические игры
Праздники
Провела с учащимися Путешествие по экологической тропе в парке на Сайме. Целью этого путешествия было привитие учащимся любви к родной природе, бережного отношения к богатству Родины.
Это любимое место сургутян. Здесь можно отдохнуть, погулять, подышать свежим воздухом, поправить свое здоровье.
1 остановка
Предлагаю поработать с текстом Что такое экология? Прочитайте и на полях поставьте знаки:
V- знал
+ - новое
- думал иначе
? – у меня есть вопрос
Экологией сейчас занимаются многие учёные во всём мире. Появилась даже новая профессия- эколог.
С чем это связано?
Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии с природой.
Я предлагаю вам побывать в роли экологов и отправиться путешествовать по парку.
Итак, мы с вами подошли к речке.
Как она называется? Сайма
А кто – нибудь из вас знает, откуда пошло это название реки?
Кто обитает в нашей речке?
А сейчас предлагаю выбрать правильный ответ.
Твои друзья ловят лягушек. Что вы будете делать:
а) будете ловить вместе с друзьями;
б) пройдете мимо;
в) объясню, почему нельзя этого делать.
Ребята выводят правила поведения на берегу реки.
- Не вылавливать обитателей речки
- Не засорять водоёмы.
- Не оставлять мусор на берегу.
2 остановка
Однажды я гуляла по парку и стала свидетелем такой ситуации: мальчик с длинной палкой в руках ворошит муравейник. На мой удивлённый вопрос, почему он это делает, мальчик рассказал следующее.
Он получил задание составить сообщение о муравьях. Чтобы узнать, что или кто находится внутри муравейника, он взял палку и разворошил его.
Оцените поступок мальчика.
Что надо помнить? Какой совет вы бы ему дали? (библиотека, Интернет)
(Нельзя разорять муравейники. Муравьи приносят пользу. Они очищают лес. Уничтожают насекомых вредителей.)
А знаете ли вы?
Только за 1 день муравьи приносят в муравейник около 20 тысяч насекомых. Если сравнить «работу» муравьев и наиболее активных птиц, то окажется, чтобы уничтожить такое же количество насекомых, синица должна «работать» 2 месяца, а дятел – 20 дней.
3 остановка
Отдых на скамейке.
Давайте ребята сядем, отдохнем вот на этой скамейке и прислушаемся.
-Что можно услышать в лесу?
( шум листвы, пение птиц, стрекотание кузнечиков, шуршание ветра)
Лесной воздух отличается чистотой. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.
В лесу, у реки – мы гости. Так давайте сделаем все возможное, чтобы после нашего ухода речка осталась прозрачной, лес – здоровым и зеленым, трава пушистой, а наша совесть - чистой! Творческая работа, где вы можете показать тот уголок природы, который вам нравится.
У вас на парте лежат картинки, создайте то место, где бы вам захотелось отдохнуть. Ребята создают свой продукт.
Проводила заочное путешествие по уголкам природы нашего края. В конце путешествия учащиеся создали вот такую газету, которую назвали А что у нас в рюкзаках.
А у нас в рюкзаках много радости для вас.
Мы в гармонии с природой,
Позабудем все невзгоды и другие.
Приняли участие в Городском экологическом слете «Эколог и я»
Составила план воспитательной работы на 4 года. Разработала серию классных часов по формированию экологической культуры.
План работы 2012-2013 учебный год
Направления | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
«Здоровье» | Встреча с медицинским работником «Мой режим дня». Классный час «Капелька» | ноябрь
март | Медицинский работник Классный руководитель |
«Общение» | Просмотр фильма о природе с родителями с последующим обсуждением. | сентябрь
| Родительский комитет |
«Учение» | Сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки» Турнир знатоков родной природы. Экскурсия «В мире лесных звуков» | февраль
октябрь апрель | Классный руководитель Классный руководитель Родители, классный руководитель |
«Досуг» | Принятие участия в создание школьного «Зимнего сада» | май | Классный руководитель и родители |
План работы на 2013-2014 учебный год
Направления | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
«Здоровье» | Классный час «Зеленая аптека, лесная аптека» Родительское собрание «Воспитание здорового образа детей в семье». | январь декабрь | Классный руководитель Классный руководитель |
«Общение» | Составление жалобной книги леса Акция «Помоги животным» (буклеты) Экскурсия по экологической тропе | ноябрь октябрь сентябрь | Классный руководитель, родители Классный руководитель, родители |
«Учение» | Игра «Счастливый случай» Создание предупредитель- ных знаков и табличек. | февраль март | Классный руководитель Родители Классный руководитель, учитель ИЗО |
«Досуг» | Игра «Семь к одному» Игра – развлечение «Что? Где? Когда?» | апрель май | Классный руководитель Классный руководитель |
План работы на 2014-2015 учебный год
Направления | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
«Здоровье» | Встреча с медицинским работником « В здоровом теле – здоровый дух» | декабрь | Классный руководитель и медицинский работник |
«Общение» | Экологический рейд по берегу реки Саймы «Река просит о помощи» «Защита животных» (создание жалобной книги) | сентябрь
январь | Классный руководитель и родители Классный руководитель |
«Учение» | Создание презентации «Бездомные животные» Конкурс поделок из бросового материала | октябрь- март
ноябрь | Классный руководитель и родители Классный руководитель и родители |
«Досуг» | КВН «Знатоки птиц» Игра «Поле чудес» | февраль апрель | Классный руководитель Классный руководитель |
План работы на 2015-2016 учебный год
Направления | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
«Здоровье» | Экскурсия на Барсову гору | декабрь | Классный руководитель и родители |
«Общение» | Экологический рейд «Помоги птицам» (изготовление кормушек и подкормка птиц зимой» | январь-февраль | Классный руководитель и родители |
«Учение» | . Создание презентации «Зимующие птицы Югры», «Птичкин корм» Конкурс поделок из природного материала | октябрь октябрь-декабрь сентябрь | Классный руководитель Классный руководитель и родители Классный руководитель и родители |
«Досуг» | Экскурсии на станцию «Юных натуралистов» Подведение итогов. Праздник «Мы- экологи» | январь апрель- май | Классный руководитель и родители Классный руководитель и родители |
Через всё содержание работы по формированию у воспитанников экологической культуры они подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе мы отдыхаем, наслаждаемся красотой природных объектов и явлений, занимаемся спортом, трудимся, из неё получаем воздух, воду, питание, поэтому разумно подходить к потреблению природных ресурсов, их сохранению, умножению, ощущать свою ответственность за состояние окружающей среды, всегда помнить о том, что мы оставим нашим потомкам?
В исследовательском направлении использую:
Экскурсии
Наблюдения
Проекты
В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Считаю, что истинным центром работы над проектом должна быть активность учащихся, направление, которой выбирается самими детьми, строиться на детских интересах.
Экскурсия в галерею современного искусства «Стерх». Была организована интерактивная выставка государственного природного заповедника «Юганский», на тему «Лес: Дом. Повествования о тайнах леса, доставленные из заповедной тайги, где ребята с большим интересом слушали экскурсовода.
Ученица 4 класса создала проект Польза молока.
Цель: Создание буклета «Бабушкины рецепты»
Задачи:
1. Выяснить с помощью источников, полезно ли молоко.
2. Провести наблюдение, анкетирование.
3. Обобщить результаты анкетирования.
Ученица 4 класса работали над проектом Птичкин завтрак.
Цель: составить меню «Птичкин завтрак»
Задачи:
1. Повесить кормушку.
2. Наблюдать, какие птицы прилетают к кормушке.
3. Какой корм я должен заготовить?
Провела наблюдения.
Сделала вывод;
Исходя из наблюдений я предлагаю в качестве корма для птиц использовать:
- семена растений,
- ягоды,
- зерна,
- цветочные почки,
- пищевые отбросы (крошки хлеба, кусочки - сала, сливки из молочных пакетов),
- сушеные ягоды
Это и будет «Птичкин завтрак», который поможет перезимовать птицам в наших суровых условиях.
В процессе экскурсий учащиеся прислушиваются к звукам природы, высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т. е. идёт непосредственное общение с природными объектами, интенсивное развитие культурного человека в контакте с местной окружающей средой. Каждая экскурсия вызывает сплетение эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе, решаются задачи эстетического воспитания.
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Работа с родителями включает как традиционные, так и не традиционные формы работы.
- Это родительские собрания,
- Совместные экскурсии в лес, в парк.
- Посадка деревьев.
- Работа на даче, в огороде.
- Акция «Помоги птицам»: - развешивание кормушек
- подкормка птиц в зимнее время
6. Проведение совместных праздников
Это помогает мне и родителям объединить усилия для успешной работы по выработке нравственной, экологической культуры.
Вывод: Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры школьников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Свое выступление хочу закончить словами А.А.Плешаков
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
Считаю, что мой опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"
Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...
"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...
Формирование экологической культуры младших школьников
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть ос...