Вид инструментария по оценке УУД | Образец задания для учащихся |
Умение принимать и сохранять учебную задачу |
Стандартизированная письменная работа | Начни читать текст вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после последнего прочитанного слова. Спиши предложение, на котором ты остановился. Проверь, если надо исправь. Уровни оценивания: низкий: предложение списано не то; средний: ошибки в списанном предложении не исправлены; высокий: задания выполнены. |
Творческая работа | Учитель рассказывает детям легенды о первоцветах. Им даётся задание: придумать свою легенду о первоцвете. |
Практическая работа | Ученики составляют задания с использованием указанных чисел: 1,7,2,14,6,9. Используя данные числа, составьте примеры со знаком +. Прочитайте их разными способами. Уровни оценивания: низкий уровень: не приступил или неправильно выполнил задания; средний уровень: задания выполнены не полностью; высокий уровень: задания выполнены правильно. |
Материалы для самооценок | Как работал ты? Что получилось у тебя? Что не получилось? Почему? Кому помог ты? Как? Кто помог тебе? Как?
|
План или карта наблюдений | - принятие задачи; - план выполнения; - контроль и коррекция; - оценка; - темп и ритм выполнения, и индивидуальные особенности. |
Умение планировать свою деятельность |
Стандартизированная письменная работа | Учитель записывает слова на доске. Задания: - Прочитайте слова;
- Распределите их на две группы;
- Запишите каждую группу слов в отдельный столбик;
- Составьте предложение с данными словами.
|
Творческая работа | Дети получают конверт с готовыми деталями космического аппарата. Задание: по готовым деталям изготовить модель космического аппарата. |
Практическая работа | Отсчитай 10 палочек, свяжи их, положи этот десяток палочек на парту. Возьми еще 2 палочки. Положи их рядом с десятком. Сколько палочек получилось? Сравни количество палочек с количеством гвоздей на рисунке. Запиши пример к заданию. |
Материалы для самооценок | Учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника: Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика. А можно ли тебя назвать хорошим учеником? Чем ты отличаешься от хорошего ученика? Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»? Показатели и уровни рефлексивной самооценки: - адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению) Уровни: 1 – названа только 1 сфера школьной жизни, 2 – названы 2 сферы, 3 - названо более 2 сфер. - адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика» Уровни: 1 - названа только успеваемость, 2 - названа успеваемость + поведение, 3 – дана характеристика по нескольким сферам - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: 1 – нет ответа; 2 – названы достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.
|
План или карта наблюдений | Критерии сформированности данного умения: - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение сохранять заданную цель, - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
|
Умение контролировать свои действия |
Стандартизированная письменная работа | Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Критерии оценивания: Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др. Уровни сформированности внимания: · 0- 2 - высший уровень внимания, · 3- 4 - средний уровень внимания, · более 5 - низкий уровень внимания.
|
Творческая работа | Детям даётся несколько слов, из которых им необходимо составить предложение, поставив слова в нужную форму. |
Практическая работа | Детям даётся задание написать данный текст по памяти. После выполнения данного задания – самопроверка. |
Материалы для самооценок | Как работал ты? С кем продуктивнее? Что получилось у тебя? Что не получилось? Почему? Кому помог ты? Как? Кто помог тебе? Как?
|
План или карта наблюдений | Критерии оценки письма: - сохранение высоты букв и их элементов;
- сохранение ширины букв и их элементов;
- соблюдение наклона;
- соблюдение расстояний между словами;
- аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам.
|
Умение извлекать информацию из прочитанного текста |
Стандартизированная письменная работа | Прочтите рассказ. Определите главную мысль данного рассказа. Найдите часть, в которой автор описывает главного героя. |
Творческая работа | Детям даётся творческое задание: изобразить главного героя прочитанного рассказа. |
Практическая работа | Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Учитель выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжение чтения сказки, учитель задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?» 1) низкий - ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает, 2) средний - ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку; 3) высокий - ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
|
Материалы для самооценок | - Когда тебе понравился больше урок: сегодня или на прошлом занятии? Почему?
- Какие успехи ты достиг на уроке?
- Чем это тебе полезно в жизни?
- Полученные знания будешь ли ты использовать на практике?
|
План или карта наблюдений | Нет |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Стандартизированная письменная работа | Расшифруй схемы предложений письменно:
Ёж . мычит. Уровни оценивания: низкий уровень: расшифрованы данные предложения не правильно; средний уровень: задания выполнены не полностью; высокий уровень: задания выполнены правильно и полностью. |
Творческая работа | По данной иллюстрации составить небольшой рассказ (5 -7 предложений). Уровни оценивания: низкий уровень: содержание иллюстрации не передано; средний уровень: смысл не полностью соответствует данной иллюстрации; высокий уровень: составленный рассказ соответствует полностью к данной иллюстрации. |
Практическая работа | Соотнесите отрывки текста с данными иллюстрациями. Уровни оценивания: низкий уровень: отрывки текста соотнёсены не правильно; средний уровень: задания выполнены правильно, допущено не более 2-х ошибок; высокий уровень: всё соотнёсено правильно. |
Материалы для самооценок |
Баллы | Критерии оценки | 0 | Успеха нет | 1 | Успех крайне редок | 2 | Успешен от случая к случаю | 3 | Скорее да, чем нет | 4 | Да, вполне успешен | 5 | Отлично |
|
План или карта наблюдений | 1. Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. 2. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. 3. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. 4. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
|
Умение формулировать высказывания |
Стандартизированная письменная работа | Письменно объяснить лексическое значение данных слов: однажды, клевер, иногда. - низкий уровень - не объяснено лексическое значение слов;
- средний уровень - не полное и не точное значение слов;
- высокий уровень - полное и точное лексическое значение слов.
|
Творческая работа | Учитель показывает рисунки с изображением аквариума. Учащиеся делятся информацией об аквариумных рыбках, которую они нашли в энциклопедиях и справочниках. |
Практическая работа | «Узор под диктовку». Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому - фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу. Критерии оценивания: - продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами; - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора; - умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; - способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; - эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное. Показатели уровня выполнения задания: 1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера; 2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание; 3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; - в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; - доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
|
Материалы для самооценок | Учащимся предлагается следующая инструкция: Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?» Критерии оценивания: 1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения). 2. Обобщенность 3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений Уровни: Дифференцированность 1 – 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям 2 - 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения) 3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств. Обобщенность 1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы; 2 – совмещение 1+3; 3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый) Самоотношение 1 - преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение) 2 - незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение) 3 - преобладание положительных суждений (положительное самопринятие). |
План или карта наблюдений | - Умение строить понятные высказывания для одноклассников, сверстников;
- Умение задавать свои вопросы, необходимые для организации своей деятельности;
- Умение договариваться с учащимися и педагогом;
- Умение осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве, необходимую помощь.
|
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками |
Стандартизированная письменная работа | Запиши текст правильно: ты - первую его часть, а твой сосед – вторую. Обменявшись тетрадками, проверьте правильность выполнения. Уровни оценивания: низкий уровень: не правильно выполнены задания; средний уровень: не выявлены ошибки у соседа при проверки; высокий уровень: выполнено правильно, выявил ошибки у соседа. |
Творческая работа | Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображение рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети сами могут придумывать узоры, но сначала нужно договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавички силуэта и один. Уровни оценивания: - низкий уровень: в узорах нет сходства или дети не могут работать совместно;
- средний уровень: сходство частичное;
- высокий уровень: узор одинаков или очень похож.
|
Практическая работа | Дети сидят лицом друг к другу. Одному ребёнку задают вопросы или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями. Например: Покажи мне свою правую руку, мою левую ногу и т.д. На столе лежат монета и карандаш, монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребёнку. Карандаш слева или справа? А монета? Уровни оценивания: - низкий уровень: ребёнок отвечает неправильно;
- средний уровень: отвечает правильно, допустив единичные ошибки. Не учитываются позиции партнёра.
- высокий уровень: выполнено верно. Учитываются отличия позиции другого человека.
|
Материалы для самооценок | Как работал ты? С кем продуктивнее? Что получилось у тебя, у напарника? Что не получилось? Почему? Кому помог ты? Как? Кто помог тебе? Как?
|
План или карта наблюдений | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре. |