Эссе учителя начальных классов
статья на тему

Бадынам Шораана Вячеславовна

Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filsofiya.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов. "Моя педагогическая философия"

                                                                                              «Нельзя быть учителем, не  

                                                                                                                                    умея быть учеником,

                                                                                               и   нельзя понять    смысла слова «ученик»,

                                                                                                                       не узнав все об учителе…»

 (С. Соловейчик)

        В книге С. Соловейчик читаю: «Из двух- трех зерен семеновод выводит новый сорт растения. Сначала идет счет на единицы – каждое зерно на виду; потом на десятки, сотни, килограммы, миллионы пудов… Одно зерно, такое заметное в начале опыта, теряется в урожае. Чтобы увидеть его, надо вернуться к истоку опыта, когда зерно решало будущую судьбу сорта. Так и в педагогике. Событие, незаметное сегодня, когда-то давало грандиозные результаты. Счет шел на единицы. Но кто знает - не лежит ли каждый сегодняшний наш поступок тоже в начале длинной цепи важнейших педагогических событий?» Задаю этот вопрос себе, и пытаюсь найти ответ. Но вероятно ответить на него смогут мои ученики, будущее поколение учителей, те люди, которые придут в педагогику гораздо позже меня. Ведь нужны годы и годы труда, раздумий, прежде, чем скажешь в педагогике свое слово, нужное всем.

        «Собиралась ли я в детстве стать учителем?» Этот вопрос я слышу все чаще и чаще в последнее время, хотя в профессию пришла двадцать пять лет назад. И все потому, что нынешние 7-9 летние дети умеют рассуждать, не  по годам очень любознательны, владеют разной информацией,  умеют ее добывать и не боятся задавать интересующие их вопросы. И от этого работать становится еще интереснее, а ответ на вопрос возникает сам собой: «Да, собиралась. И ни разу не пожалела об этом». В 17 лет одновременно стала учителем, завучем и директором, так как мои первые десять учеников обучались в малокомплектной школе небольшого хутора. Я шла к ним с радостью, смотрела в их горящие глаза, чувствовала их доверие, неподдельную любовь и уважение. Уже наступил новый век, прибавилось опыта и знаний, многое сделано в профессии, но ощущение радости и удовлетворение от работы остаются всегда. Читаю книги, смотрю кинофильмы, беседую с коллегами и все время спрашиваю себя: «Чем эта профессия особенна?» И отвечаю сама себе: «Профессия учителя столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. И я не просто член нашего общества, работник, профессионал, я - учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи».

        Учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы,  направляющей и организовывающей, но обязательно оставляющей своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому требуется  умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону  ближайшего развития. Именно в мои руки родители передают своих ребятишек. Еще вчера, всеми заботливо опекаемый, ограждаемый от всяких житейских сложностей, маленький человек в одночасье вступает в самостоятельную жизнь, где сталкивается с огромным количеством свалившихся на него обязанностей:   учиться планировать свой день, делать уроки, находить общий язык со сверстниками, учителями, переваривать и осваивать потоки новой информации. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым.

          Я считаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Еще В.А.Сухомлинский поставил перед собой важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Эти задачи остаются для учителя начальных классов очень актуальными и современными. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

         Работая в школе,  очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как приблизиться к внутренним тайнам детей? Как не погасить веру в себя, в учителя?  Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет.

         Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. Это главное в моей профессии. Вот почему я каждый день спешу в школу.

        Сегодня, как никогда, педагогика нуждается в новых идеях, новых открытиях. И пусть это сделают мои ученики, выбравшие профессию педагога. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе учителя начальных классов

Из всех профессий, которые существуют, я бы поставила профессию учителя на второе место по важности – после хлебороба. Ибо тот кормит людей, выращивает для них главный продукт питания – хлеб.  П...

Эссе учителя начальных классов "Маленький принц"

Эссе учителя начальных классов....

Эссе "Учитель начальных классов- профессия особая"

Размышления  о профессии- учитель начальных классов....

Эссе учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"

Эссе учителя начальных классов для профессионального конкурса "Учитель года"...

Эссе учителя начальных классов "Я - учитель"

Предлагаю вам эссе - рассуждение на тему «Я - учитель». Данная статья о  любви и важности к своей  профессии, к учителю....

Материалы к конкурсу "Учитель года". Эссе учителя начальных классов.

В разработке представлены взгляды педагога на свою профессию, обобщение личного педагогического опыта, цели и задачи деятельности учителя начальных классов в настоящее время....