Эссе учителя начальных классов
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе учителя начальных классов. "Моя педагогическая философия"
«Нельзя быть учителем, не умея быть учеником, и нельзя понять смысла слова «ученик», не узнав все об учителе…» (С. Соловейчик) В книге С. Соловейчик читаю: «Из двух- трех зерен семеновод выводит новый сорт растения. Сначала идет счет на единицы – каждое зерно на виду; потом на десятки, сотни, килограммы, миллионы пудов… Одно зерно, такое заметное в начале опыта, теряется в урожае. Чтобы увидеть его, надо вернуться к истоку опыта, когда зерно решало будущую судьбу сорта. Так и в педагогике. Событие, незаметное сегодня, когда-то давало грандиозные результаты. Счет шел на единицы. Но кто знает - не лежит ли каждый сегодняшний наш поступок тоже в начале длинной цепи важнейших педагогических событий?» Задаю этот вопрос себе, и пытаюсь найти ответ. Но вероятно ответить на него смогут мои ученики, будущее поколение учителей, те люди, которые придут в педагогику гораздо позже меня. Ведь нужны годы и годы труда, раздумий, прежде, чем скажешь в педагогике свое слово, нужное всем. «Собиралась ли я в детстве стать учителем?» Этот вопрос я слышу все чаще и чаще в последнее время, хотя в профессию пришла двадцать пять лет назад. И все потому, что нынешние 7-9 летние дети умеют рассуждать, не по годам очень любознательны, владеют разной информацией, умеют ее добывать и не боятся задавать интересующие их вопросы. И от этого работать становится еще интереснее, а ответ на вопрос возникает сам собой: «Да, собиралась. И ни разу не пожалела об этом». В 17 лет одновременно стала учителем, завучем и директором, так как мои первые десять учеников обучались в малокомплектной школе небольшого хутора. Я шла к ним с радостью, смотрела в их горящие глаза, чувствовала их доверие, неподдельную любовь и уважение. Уже наступил новый век, прибавилось опыта и знаний, многое сделано в профессии, но ощущение радости и удовлетворение от работы остаются всегда. Читаю книги, смотрю кинофильмы, беседую с коллегами и все время спрашиваю себя: «Чем эта профессия особенна?» И отвечаю сама себе: «Профессия учителя столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. И я не просто член нашего общества, работник, профессионал, я - учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи». Учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы, направляющей и организовывающей, но обязательно оставляющей своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому требуется умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их зону ближайшего развития. Именно в мои руки родители передают своих ребятишек. Еще вчера, всеми заботливо опекаемый, ограждаемый от всяких житейских сложностей, маленький человек в одночасье вступает в самостоятельную жизнь, где сталкивается с огромным количеством свалившихся на него обязанностей: учиться планировать свой день, делать уроки, находить общий язык со сверстниками, учителями, переваривать и осваивать потоки новой информации. Начальная школа – это годы учебы, работы ребенка над собой. Очень важно, чтобы начало школьного пути было значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Я считаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Еще В.А.Сухомлинский поставил перед собой важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Эти задачи остаются для учителя начальных классов очень актуальными и современными. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. Работая в школе, очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как приблизиться к внутренним тайнам детей? Как не погасить веру в себя, в учителя? Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет. Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. Это главное в моей профессии. Вот почему я каждый день спешу в школу. Сегодня, как никогда, педагогика нуждается в новых идеях, новых открытиях. И пусть это сделают мои ученики, выбравшие профессию педагога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе учителя начальных классов
Из всех профессий, которые существуют, я бы поставила профессию учителя на второе место по важности – после хлебороба. Ибо тот кормит людей, выращивает для них главный продукт питания – хлеб. П...
Эссе учителя начальных классов "Маленький принц"
Эссе учителя начальных классов....
Эссе "Учитель начальных классов- профессия особая"
Размышления о профессии- учитель начальных классов....
Эссе учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"
Эссе учителя начальных классов для профессионального конкурса "Учитель года"...
Эссе учителя начальных классов "Я - учитель"
Предлагаю вам эссе - рассуждение на тему «Я - учитель». Данная статья о любви и важности к своей профессии, к учителю....
ЭССЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "Я - УЧИТЕЛЬ"
Эссе "Я - учитель"...
Материалы к конкурсу "Учитель года". Эссе учителя начальных классов.
В разработке представлены взгляды педагога на свою профессию, обобщение личного педагогического опыта, цели и задачи деятельности учителя начальных классов в настоящее время....