"Кто знает цену сущности своей..."
статья на тему
В статье говорится об имидже учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_znaet_tsenu_sushchnosti._1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мажарская Виктория Анатольевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ гимназия №524
г. Санкт-Петербург
«Кто знает цену сущности своей…» (диалог об учителе)
- В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» определены базовые параметры модернизации современной школы. Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как и глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
- А какие мы, сегодняшние учителя? Сегодняшний учитель, прежде всего личность. Это человек, который ищет, учитель, как и во все времена, во многом сомневается, без остатка и бескорыстно отдает себя любимому делу. Но в глазах сегодняшнего учителя - забота не только об учениках, но и о том, как достойно взрастить собственных детей, содержать семью и дом. Учитель, мы думаем, больше романтик, придумывающий себе воздушные замки, пытающийся убедить детей, что в этом мире больше добра, чем зла и ненависти. Кого воспитает такой учитель?
- Дети, воспитанные ими, оказываются в мире соперничества, зла, где ценится только сила, когда нужно бороться, чтобы пробиться. Бывает, что ученик спрашивает учителя: «Зачем Вы этому меня научили? Это не нужно в жизни!» В результате учитель оказывается как бы между «двумя огнями»: «сеять разумное, доброе, вечное…» или учить детей жить в конкурентноспособном обществе, где «человек человеку иногда совсем не друг.
- Наше общество, сильно изменившись, отвергает многие ценности: сопереживание, товарищество, поддержку. Как-то стало неприлично об этом говорить, это ушло даже из массовой литературы, с экранов. А учителей, живущих этими понятиями, поверьте, еще немало в наших школах.
- Образ учителя многолик. Если представить его внешне, то, наверно, это все-таки женщина средних лет. Высокообразованна, у нее широкий круг интересов. Среди учителей много поэтов, музыкантов, творческих людей, причем, в самых разных областях. Нам так видится внешний облик учителя: скромная прическа, не слишком высокие каблуки, не слишком дорогая одежда. Не случайно в обществе сформировалось отношение к учителю как жалостливо-участливое.
- А ученики? Какими они видят нас, сегодняшних учителей? Если проделать исторический экскурс, то можно увидеть, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета и владение методикой, создание дисциплины, внешний вид. В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. В 60-е годы «идеальный» учитель должен быть уравновешенным, волевым, храбрым, с приятной наружностью, знать предмет, иметь авторитет, понимать своих учеников. В 70-е портрет «хорошего» учителя описывался детьми так: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет., А в конце 90-х на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.[1] Что думают ученики 21 века об учителе? Каким они хотят нас видеть?
- Ученики хотят видеть в учителе успешного человека и потом только профессионала. Родители? А для них важно, чтобы ребенок хорошо учился и смог получить необходимые знания для поступления в вуз.
- А что думают сами учителя? Сами учителя ориентируются на преподавание предмета, весьма посредственно относятся к методической, воспитательной и исследовательской работе. Главное - профессиональные качества, умение преподнести материал (хорошо объяснить). Сами учителя отмечают, что идут в школу с удовольствием только 4%, 2% отбывают время, 61% идут в школу с постоянным беспокойством и тревогой. При оценке своего социального статуса самым высоким баллом отмечают уровень образования, а низким – уровень зарплаты, место в обществе и степень социальной защиты [2].
Кто знает цену сущности своей,
Тот самый предостойный из людей (Ибн Сина)
- И всё – таки, современный учитель - это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
- Но наш учитель, как ни странно, быстрее, чем молодой, адаптируются к сегодняшним требованиям, которые предъявлены к школе. Ведь у многих из них огромный профессиональный опыт. С тревогой они смотрят на молодых учителей, которые приходят в школу с иными ценностями. Многие из молодых - урокодатели, думающие только о том, сколько отработают, чтобы соответственно и получить.
- Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности? Чему же должны учить педагоги, чтобы состоялось развитие личности ребенка, чтобы он мог осознать свое место в обществе, чтобы мог работать на благо общества?
- Быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний.
- Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Ведь результат учительской работы отложен на долгие годы вперед. И все то, что заложено в сердце ребенка, почувствовать сегодня нельзя. Это покажет только жизнь.
- Проблема, возникшая в ходе нашего разговора, волнует всех учителей. Решение - в консолидации усилий государства, общества, учительства. Предлагаем вашему вниманию первые шаги
- Педагогические ВУЗы должны пересмотреть ключевые вопросы подготовки молодых учителей: по предметам (методика преподавания, психология учителя)
- СПбАППО: предлагаю ввести коррекционные мероприятия для учителей среднего возраста с ещё имеющимся потенциалом, желанием работать, перестраиваться, предполагающим психологические тренинги, ролевые игры по умению гибко и адекватно реагировать на изменения.
- Три Т (творчество, традиции, толерантность). Учитель, осознавая необходимость изменений, меняется сам, сохраняя лучшие традиции, воспитывая в себе толерантное отношение к ученикам нового поколения и творя, создавая новое.
- Информация для размышления: Какие преобразования должен и может произвести сам учитель, чтобы соответствовать требованиям современного общества?
- Вот ответ. Большинство учителей, работающих сегодня в школе, были воспитаны и обучены в советских институтах и университетах.
Мы выдержали взрывы демократизации и перестроечное лихолетье, жизнь постоянно ставила нас в ситуацию затруднения. Мы получили уникальный опыт. Нас никто не учил жить в изменяющихся условиях, в мире, перенасыщенном информацией, но мы не потеряли оптимизма, принимаем новый вызов времени, и мы сами приходим и к новому пониманию сущности образования, и к новым стандартам, и к новым формам обучения.
И куда ж нам плыть? мы пытаемся снова ответить на это,
И приходим в раздумьях в стены школы своей каждый год.
Зная цену себе, и, конечно, всем новым программам,
Мы надеемся: в будущем ученик нас поймет.
Как бы ни было нам трудно открывать дорогу детям,
Их способности, таланты в этом мире развивать,
Мы ещё остались в школе средь растущей молодежи
Приходящим поколениям долг учительский отдать.
Библиография.
- Удовенко М. На уроке и после звонка. // Школьный психолог, №7, 2006.
- Шляков Д. Деформация социально-профессиональной идентификации учителя в современном обществе… // Вестник развития науки и образования, №6, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?"
Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?" Разработала учитель начальных классов МОУ "СОШ № 34" города Саратова Ежова Наталья Александровна....
Материалы к конференции в рамках партнёрской акции проекта "Вместе с семьёй" на тему "Знаете ли Вы своего ребёнка?" - презентация
Можно взять презентации и использовать на родительском собрании....
Знаете ли вы своего ребёнка?
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ...
Тест для родителей "Знаете ли вы своего ребенка"
Тест для родителей "Знаете ли вы своего ребенка"...
Родительское собрание. 3 класс. Тема: "Знаете ли вы своего ребёнка?"
Родительское собрание с элементами тренинга....
Коррекционно-диагностическое родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка»
Родительское собрание разработано педагогом-психологом в фор-ме коррекционно-диагностического занятия по запросу классного руково-дителя.В занятии необходимо учитывать пс...
Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребёнка"
Данное родительское собрание способствует формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися....