"Кто знает цену сущности своей..."
статья на тему

В статье говорится об имидже учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_znaet_tsenu_sushchnosti._1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мажарская Виктория Анатольевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ гимназия №524

г. Санкт-Петербург

«Кто знает цену сущности своей…» (диалог об учителе)

  • В Национальной  образовательной стратегии «Наша новая школа» определены базовые параметры модернизации современной школы. Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как и глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
  • А какие мы, сегодняшние учителя? Сегодняшний учитель, прежде всего личность. Это человек, который ищет, учитель, как и во все времена, во многом сомневается, без остатка и бескорыстно отдает себя любимому делу. Но в глазах сегодняшнего учителя - забота не только об учениках, но и о том, как достойно взрастить собственных детей, содержать семью и дом. Учитель, мы думаем, больше романтик, придумывающий себе воздушные замки, пытающийся убедить детей, что в этом мире больше добра, чем зла и ненависти. Кого воспитает такой учитель?
  • Дети, воспитанные ими, оказываются в мире соперничества, зла, где ценится только сила, когда нужно бороться, чтобы пробиться. Бывает, что ученик спрашивает учителя: «Зачем Вы этому меня научили? Это не нужно в жизни!» В результате учитель оказывается как бы между «двумя огнями»: «сеять разумное, доброе, вечное…» или учить детей жить в конкурентноспособном обществе, где «человек человеку иногда совсем не друг.
  • Наше общество, сильно изменившись, отвергает многие ценности: сопереживание, товарищество, поддержку. Как-то стало неприлично об этом говорить, это ушло даже из массовой литературы, с экранов. А учителей, живущих этими понятиями, поверьте, еще немало в наших школах.
  • Образ учителя многолик. Если представить его внешне, то, наверно, это все-таки женщина средних лет. Высокообразованна, у нее широкий круг интересов. Среди учителей много поэтов, музыкантов, творческих людей, причем, в самых разных областях. Нам так видится внешний облик учителя: скромная прическа, не слишком высокие каблуки, не слишком дорогая одежда. Не случайно в обществе сформировалось отношение к учителю как жалостливо-участливое.
  • А ученики? Какими они видят нас, сегодняшних учителей? Если проделать исторический экскурс, то можно увидеть, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета и владение методикой, создание дисциплины, внешний вид. В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.  В 60-е годы «идеальный» учитель должен быть  уравновешенным,  волевым, храбрым, с приятной наружностью, знать предмет, иметь авторитет, понимать своих учеников. В 70-е портрет «хорошего» учителя описывался детьми так: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет., А в конце 90-х на первом месте оказались  такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.[1] Что думают ученики 21 века об учителе? Каким они хотят нас видеть?
  • Ученики хотят видеть в учителе успешного человека и потом только профессионала. Родители? А для них важно, чтобы ребенок хорошо учился и смог получить необходимые знания для поступления в вуз.
  • А что думают сами учителя? Сами учителя ориентируются на преподавание предмета, весьма посредственно относятся к методической, воспитательной и исследовательской работе. Главное - профессиональные качества, умение преподнести материал (хорошо объяснить). Сами учителя отмечают, что идут в школу с удовольствием только 4%, 2% отбывают время, 61% идут в школу с постоянным беспокойством и тревогой. При оценке своего социального статуса самым высоким баллом отмечают уровень образования, а низким – уровень зарплаты, место в обществе  и степень социальной защиты [2].

Кто знает цену сущности своей,

Тот самый предостойный из людей (Ибн Сина)

  • И всё – таки, современный учитель -  это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
  • Но наш учитель, как ни странно, быстрее, чем молодой, адаптируются к сегодняшним требованиям, которые предъявлены к школе. Ведь у многих из них огромный профессиональный опыт. С тревогой они смотрят на молодых учителей, которые приходят в школу с иными ценностями. Многие из молодых - урокодатели, думающие только о том, сколько отработают, чтобы соответственно и получить.
  • Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности? Чему же должны учить педагоги, чтобы состоялось развитие личности ребенка, чтобы он мог осознать свое место в обществе, чтобы мог работать на благо общества?
  •  Быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний.
  • Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Ведь результат учительской работы отложен на долгие годы вперед. И все то, что заложено в сердце ребенка, почувствовать сегодня нельзя. Это покажет только жизнь.
  • Проблема, возникшая в ходе нашего разговора, волнует всех учителей. Решение  - в консолидации усилий государства, общества, учительства. Предлагаем вашему вниманию первые шаги
  1. Педагогические ВУЗы должны пересмотреть ключевые вопросы подготовки молодых учителей: по предметам (методика преподавания, психология учителя)
  2. СПбАППО: предлагаю ввести коррекционные мероприятия для учителей среднего возраста с ещё имеющимся потенциалом, желанием работать, перестраиваться, предполагающим психологические тренинги, ролевые игры по умению гибко и адекватно реагировать на изменения.
  3. Три Т (творчество, традиции, толерантность). Учитель, осознавая необходимость изменений, меняется сам, сохраняя лучшие традиции, воспитывая в себе толерантное отношение к ученикам нового поколения и творя, создавая новое.
  • Информация для размышления: Какие преобразования должен и может произвести сам учитель, чтобы соответствовать требованиям современного общества?
  • Вот ответ. Большинство учителей, работающих сегодня в школе, были воспитаны и обучены в советских институтах и университетах.

 Мы выдержали взрывы демократизации и перестроечное лихолетье, жизнь постоянно ставила нас в ситуацию затруднения. Мы получили уникальный опыт. Нас никто не учил  жить в изменяющихся условиях, в мире, перенасыщенном информацией, но мы не потеряли оптимизма, принимаем новый вызов времени, и мы сами приходим и к новому пониманию  сущности образования,   и к новым стандартам, и к новым формам обучения.          

И куда ж нам плыть? мы пытаемся снова ответить на это,

И приходим в раздумьях в стены школы своей каждый год.

Зная цену себе, и, конечно, всем новым программам,

Мы надеемся: в будущем ученик нас поймет.

Как бы ни было нам трудно открывать дорогу детям,

                 Их способности, таланты в этом мире развивать,

    Мы ещё остались в школе средь растущей молодежи

  Приходящим поколениям долг учительский отдать.

Библиография.

  1. Удовенко М. На уроке и после звонка. // Школьный психолог, №7, 2006.
  2. Шляков Д. Деформация социально-профессиональной идентификации учителя в современном обществе… // Вестник развития науки и образования, №6, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?"

Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?" Разработала учитель начальных классов МОУ "СОШ № 34" города Саратова Ежова Наталья Александровна....

Знаете ли вы своего ребёнка?

                                  УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!            ...

Тест для родителей "Знаете ли вы своего ребенка"

Тест для родителей "Знаете ли вы своего ребенка"...

Родительское собрание. 3 класс. Тема: "Знаете ли вы своего ребёнка?"

Родительское собрание с элементами тренинга....

Коррекционно-диагностическое родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка»

Родительское собрание  разработано педагогом-психологом  в фор-ме коррекционно-диагностического занятия по запросу  классного руково-дителя.В занятии  необходимо учитывать пс...

Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребёнка"

Данное родительское собрание способствует  формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися....