«Неконструктивное поведение младшего школьника коррекция и профилактика.»
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch.odt | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО начальных классов
Егоровой Лилии Петровны
«Неконструктивное поведение младшего школьника коррекция
и профилактика.»
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника – его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённые представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
Проблемные дети, трудный ребёнок… с какой болью произносят эти слова родители! Сколько советов и наставлений они выслушали от родственников и соседей! Сколько бессонных ночей провели после бесед с воспитателями и учителями! Говорят, что родителей не выбирают, но ведь и детей тоже не выбирают. В чём-то дети повторяют родителей, какие-то качества у них формируются под влиянием школы, «улицы», что-то в их характере пытаются изменить в семье. А у ребёнка свои заботы и радости, мечты и дела, и он не всегда понимает, чего от него хотят.
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Искажение системы воспитания, недоучёт свойств нормальной и аномальной (болезненно изменённой) психики ребёнка часто ведут к нарушениям поведения, трудностям социальной адаптации, что ещё больше усложняет взаимоотношения ребёнка с окружающей средой.
На первый взгляд, само понятие «дети риска» в его соотнесении с младшими школьниками кажется внутренне противоестественным. И всё-таки проблема существует, ибо таких детей становиться всё больше и больше, а работать педагогу с ними – всё труднее.
Как выглядят дети риска? В чём проявляются имеющиеся нарушения в их развитии? Проявления эти многообразны. Кому из учителей незнаком, например, тип беспокойного, непоседливого ребёнка? Такой ребёнок, как правило, жизнерадостен, всегда весел, но весёлость его чаще всего беспричинная. Он всегда деятелен: охотно берётся за любое подвернувшееся под руку дело, но быстро теряет к нему интерес, бросает его на полпути. Ведёт себя, как заведённый, бегает больше, чем ходит. Импульсивен. Некритичен, что проявляется как в поведении, так и в учебной деятельности школьника. В самых общих чертах здесь представлен образ гиперактивного ребёнка.
А вот другая характеристика. Ребёнок держится вызывающе. Не слушается родителей. Плохо ведёт себя на занятиях. Любит, чтобы окружающие беспрекословно выполняли все его желания. В противном случае выходит из себя, бьёт кулаками и пихает детей. Драчлив, жесток. Не признаёт вины за собой. Любой педагог в подобных проявлениях узнаёт тип агрессивного ребёнка.
Внимание педагога останавливается и на тихих, незаметных детях, которые никогда громко не заявляют о себе, всегда в тени. Робкие, неуверенные, они не умеют защитить себя и никогда не жалуются. Но постоянная тревога и недетская печаль в глазах – сигнал серьёзных проблем в их развитии.
Не могут остаться без внимания педагога и те поведенческие реакции, которыми эмоционально неуравновешенные дети как бы защищают свою психику от перегружённости невротического характера.
Наблюдая за школьниками во время урока, на переменах, можно видеть, как некоторые из них бессмысленно раскачиваются телом, трясут головой, сосут пальцы, стучат одним предметом о другой. Все эти лишние, ненужные движения – проявления аутостимуляции, способы защиты психики от сверхсильных для неё раздражителей.
Так можно выделить такие типы неконструктивного поведения:
∙••••••••Импульсивные дети
∙••••••••Дети с конформным поведение
∙••••••••Дети с протестным поведением
∙••••••••Демонстративное поведение детей
∙••••••••Агрессивные дети
I.1. Импульсивные дети
Импульсивность – особенность поведения, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Импульсивный ребёнок не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений.
I.2. Дети с конформным поведением
Понятие конформность (от английского conform – сообразовывать, согласовывать, приспосабливать, подчиняться) – тенденция ребёнка изменять своё поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей. Конформность проявляется в тех случаях, когда между собственным мнением ребёнка и позицией большинства окружающих существуют расхождения и преодоление этого конфликта осуществляется путём соглашательства и примиренчества в пользу мнения группы.
I.3. Протестное поведение детей
Младшим школьникам с протестным поведением присущи упрямство и эгоизм, из-за которого они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть, как нежелание или неумение детей договориться между собой приводит к распаду совместных занятий и игр.
I.4. Агрессивные дети
Агрессивный ребёнок держится вызывающе, не слушается родителей. Он выходит из себя по пустякам, неусидчив, считает себя обманутым. Такой ребёнок жесток, драчлив. Он часто и без причины бьёт кулаками или пинает других детей. Проявляет инициативу, любит, чтобы окружающие выполняли его желания, не признаёт за собой вины, обвиняет других в собственных поступках. Плохо ведёт себя, несмотря на уговоры, иногда лжёт, не извлекает пользы из ошибок, отказывается допустить, что он не прав, невнимателен к занятиям.
I.5. Демонстративное поведение
Чаще всего проявляется у капризных детей. Возникает такое поведение как своеобразный протест и реакция ребёнка на эмоциональную травму (отъезд родителей, появление младших братьев и сестёр и т. п.). Ребёнок с демонстративным поведением делает всё по-своему. Чаще всего такое поведение возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Часто такое поведение – это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление родителей, бесконечные дёрганья, унижения и отсутствие возможности перемен.
Причины этих нарушений различны, но, как правило, у их истоков – те или иные неблагополучия на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте).
Исследования учёных однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворённости, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно.
В коррекции разнообразных трудностей поведения у детей основное место занимает совместная воспитательная корригирующая работа педагогов и родителей. А игра – это не только форма и метод воспитания, но и критерий, по которому определяется уровень развития ребёнка
Для успешной коррекции неконструктивного поведения, необходимо, чтобы родители и педагогические работники (учителя, воспитатели) решали эти проблемы общими усилиями.
Учителям нужно изучать систему личностных отношений, создавать благоприятный эмоциональный климат при обучении младших школьников.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное и конформное поведение, в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельности.
Игра – универсальное средство коррекции
О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.
Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей.
Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорится, что «игра – дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражая им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определённые действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают страну от врагов, совершают героические поступки и т. п. Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде)
Таким образом, в игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Игра имеет большое воспитательное значение. В процессе игры у детей формируются такие нравственные качества как коллективизм, дружеское отношение к одноклассникам. Также развивается сообразительность и смелость, ловкость и меткость. У робких и нерешительных детей появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка. Игры способствуют развитию у детей организаторских способностей.
Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
В заключение хотелось бы сказать, что в коррекции трудностей поведения у детей, основное место занимает совместная воспитательная корригирующая работа педагогов и родителей.
Все дети должны гармонично развиваться, расти и быть счастливыми. Они нуждаются в нашей помощи, поэтому мы должны знать особенности их психики и поведения, чтобы им помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на МО "Учителей начальных классов" «Неконструктивное поведение младшего школьника коррекция и профилактика.»
выступление на МО "Учителей начальных классов"...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.
Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....
Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...
Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...