"Народные игры"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы по физической культуре для начальных классов «Физическая культура» (авторы: Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. М.: АСТ, Астрель.,2011).
Целью курса является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни.
Реализация цели курса соотносится с решением следующих задач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм;
– формирование общих представлений о роли игр в укреплении здоровья;
– развитие интереса к подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Общая характеристика учебного курса
Характерными особенностями учебного курса являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребенка.
Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы. Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением, в рамках внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и ООП НОО МБОУ СОШ №154 курс «Народные игры» изучается в 1 классе по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 66 часов в год.
Содержание курса
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей. Этот же признак использован в программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
Основная функция занятий - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностыо и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Группировка подвижных игр.
- С элементами общеразвивающих упражнений.
- С бегом на ловкость.
- С бегом на скорость.
- С прыжками на месте и с места.
- С прыжками в высоту.
- С прыжками длину с разбега.
- С метанием на дальность.
- С лазанием и перелазанием.
- Игры подготовительные к волейболу.
- Игры подготовительные к баскетболу.
- Игры на местности.
Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к спорту как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию |
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии народных игр . |
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах игровой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные знания. |
Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.
Игры, в которых преимущественно проявляются | Характеристика игровых действий | Игры |
Ловкость | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием) |
|
Быстрота | Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением расстояний в кротчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. |
|
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера |
|
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Программы по физической культуре для начальных классов «Физическая культура» (авторы: Т.С. Лисицкая, Л.А. Новикова. М.: АСТ, Астрель.,2011).
- М.Н.Жуков «Подвижные игры» М.: «Акадамия», 2002
- Н.Н.Макаринова «Народные игры на уроках физкультуры» Ж «Начальная школа», 2008, № 2
- 365 развивающих игр/Сост.Беляков Е.А. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999
- Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 1992
- Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004
Календарно-тематическое планирование
курса «Народные игры»
1 класс
№ | Тема занятия | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
| Игры «Прыгуны и пятнашки», «Удочка». | Рассказывать о правильном подборе одежды для игр и прогулок на свежем воздухе в зависимости от погодных условий. Объяснять пользу подвижных игр. Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды. Распределяться на команды с помощью считалочек. Называть правила подвижных игр и выполнять их в процессе игровой деятельности. Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности. Подготавливать площадки для проведения подвижных игр в соответствии с их правилами. Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры. Моделировать игровые ситуации. Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности. | |
| Игры «Тяни круг», «Бой петухов». | ||
| Игры «Челнок», «Придумай сам» | ||
| Игры «Охотники и утки», «День и ночь» | ||
| Игры «Караси и щука», «Вызов номеров» | ||
| Игры «Волк во рву», «Космонавты» | ||
| Игры «Зайцы, сторож и Жучка» | ||
| Игры «Гуси-лебеди», «Лиса и куры» | ||
| Игры «Охотники и утки», «Скакуны» | ||
| Игры «Прыжок за прыжком», «Верёвочка» | ||
| Игры «Белые медведи» «Мяч соседу» | ||
| Игры «Шишки, жёлуди, орехи», «Челнок» | ||
| Игры «Пустое место», «Запрещённое движение» | ||
| «Отгадай ,чей голосок», «Соловушка» | ||
| Игры «Выставка картин», «Фигуры» | ||
| Игры «Мяч соседу», «Альпинисты» | ||
| Игры «Невидимки», «Конники-спортсмены» | ||
| Игры «Через кочки и пенёчки», «Октябрята» | ||
| Игры «Два Мороза», «Салки» | ||
| Игры «Пустое место», «Вызов номеров» | ||
| Игры «Бездомный заяц», «Невод» | ||
| Игры «Караси и щука», «День и ночь» | ||
| Игры «Белые медведи», «Волк во рву». | ||
| Игры «Лиса и куры», «Парашютисты» | ||
| Игры «Попрыгунчики – воробушки», «Вызов номеров» | ||
| Игры «Вызов номеров», «Пустое место». | ||
| Игры «Верёвочка». «Волк во рву». | ||
| Игры «Совушка», «Гуси-лебеди» | ||
| Игры «Мяч соседу», «Фигуры» | ||
| Игры «Охотники и утки», «День и ночь» | ||
| Игры «Два Мороза», «Салки» | ||
| Игры «Отгадай, чей голосок?», «Невод» | ||
| Игры «Шишки, жёлуди, орехи», «Невод» | ||
| Игры «Удочка», «День и ночь» | ||
| Игры «Прыжок за прыжком», «Бой петухов» | ||
| Игры «Через кочки и пенёчки», «Челнок» | ||
| Игры «Выставка картин», «Верёвочка» | ||
| Игры « Два Мороза», «Пустое место» | ||
| Игры «Бездомный заяц», «Невод» | ||
| Игры «Невидимки», «Альпинисты» | ||
| Игры «Волк во рву», «День и ночь» | ||
| Игры «Шишки, желуди, орехи», «Фигуры» | ||
| Игры «Прыжок за прыжком», «Гуси-лебеди» | ||
| Игры «Охотники и утки», «Скакуны» | ||
| Игра «Попрыгунчики-воробушки» | ||
| Игры «День и ночь», «Пустое место» | ||
| Игры «Бой петухов», «Удочка» | ||
| Игры «Охотники и утки», «Лиса и куры» | ||
| Игры «Через кочки и пенёчки», «Фигуры» | ||
| Игры «Совушка», «Белые медведи» | ||
| Игры «Прыжок за прыжком», «Верёвочка» | ||
| Игры «Шишки, жёлуди, орехи» | ||
| Игры «Гуси-лебеди», «Волк во рву» | ||
| Игры «Два Мороза», «Салки» | ||
| Игры «Караси и щука, «Альпинисты» | ||
| Игры «Попрыгунчики-воробушки» | ||
| Игры «Мяч соседу», «Вызов номеров» | ||
| Игры «Выставка картин», «Невод» | ||
| Игры «Захват крепости», «Челнок» | ||
| Игры «Невидимки», «Бездомный заяц» | ||
| Игры «Запрещённое место», «Космонавты» | ||
| Игры «Тяни в круг», «Белые медведи» | ||
| Игры «Через кочки и пенёчки», «Салки» | ||
| Игры «Охотники и утки», «Октябрята» | ||
| Игры «Отгадай, чей голосок», «Совушка» | ||
| Игры «Конники-спортсмены», «Челнок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.
Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...
Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
"Народный костюм. Народные игры."
Урок по окружающему миру в 3 классе, УМК "Планета знаний" Башмаков М.И....
Памятка для родителей Как играть с детьми в народные игры
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались ...
Подвижные народные игры. Упражнения для укрепления мышц спины. Игра Чехорда
Внеурочное занятие.Подвижные народные игры.Упражнения для укрепления мышц спины. Игра "Чехорда"...
Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"
Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...