Организация помощи детям с трудностями в обучении.
консультация (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Рекомендации для учителей и родителей  по организации помощи детям, имеющим трудности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

     Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование  при соответствующей и вовремя организованной системе комплексной помощи.

     Помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой устраняются не трудности обучения письму, чтению, математике и т. п., а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу « больше писать».  Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного и т. п.). Естественно, методика и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.

     Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому  желательно не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача-педиатра или психоневролога, внимательно следить за функциональным состоянием, реакцией ребенка на нагрузку.

Главным условием эффективности помощи ребенку при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элементам предварительной подготовки, выяснить, все ли усвоил ребенок. Если нет – надо начинать с того, что вызывает затруднения.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая следующую последовательность действий:

  1. Диагностика или раннее прогнозирование школьных трудностей.
  2. Наблюдение и анализ возникающих у обучающихся проблем.
  3. Консультации специалистов.
  4. Четкое определение цели и конкретных задач помощи детям.
  5. Составление индивидуального плана организации работы по комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья).
  6. Составление индивидуального плана или определение специфики обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей).
  7. Опора при обучении на сформированные функции и параллельное "подтягивание" несформированных функций (в системе специальных занятий).
  8. Постепенность (пошаговость) освоения учебного материала.
  9. Переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения).
  10. Регулярное повторение пройденного материала.
  11. Независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в течение года.

     Не менее важным в организации помощи при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала. Рекомендуется кольцевой принцип:

  • через 1-2 дня - первый цикл повторения;
  • через 10 дней - второй цикл;
  • через 4 недели - третий цикл.

Это позволяет многократно возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать материал в памяти.

Следует учитывать, что для повышения эффективности усвоения нового материала соотношение уже известного и совсем не известного (нового) должно составлять 75% (известное) и 25% (новое).

При любых вариантах и формах помощи детям со школьными трудностями необходимы

индивидуальные занятия (вне зависимости от того, кто их проводит - учитель, родитель или специалист). Организация таких занятий требует соблюдения ряда правил.

  Правила организации индивидуальных занятий с обучающимися:

  1. Перед каждым занятием объясните ребенку его цель: "Что будем делать, для чего и как". Используйте только знакомые слова. Объясните, покажите. Убедитесь, что ребенок понял инструкцию.
  2. Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не пропускайте изучение отдельных тем.
  3. Продолжительность непрерывного выполнения заданий не должна быть больше 3-5 мин, а общая продолжительность занятия - не больше 20 мин. Ежедневные 15-минутные занятия дают больший эффект, чем полуторачасовое занятие один раз в неделю.
  4. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Не торопите ребенка, пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  5. Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг, т. к. уверенность в правильности выполнения помогает ребенку.
  6. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
  7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребенок может непроизвольно "заучить" ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так", "это неправильно".
  8. Во время занятий не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

Для того, чтобы работа была эффективной, она должна быть систематической, лучше ежедневной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не понимает. План работы, который известен ребенку, позволит ему не только знать, что нужно делать, но и увидеть свои достижения и наметить дальнейшую работу.

 Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, ввиду болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время хорошей работоспособности лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребенка.

Помощь родителей ребенку с проблемами в обучении эффективна при соблюдении

следующих условий:

  • трудность и сложность заданий не должны повышаться, задачи могут меняться, но они всегда должны быть решаемы;
  • работать необходимо регулярно и каждый день, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с продолжительности в 10-15 мин;
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 мин обязательны паузы (физкультурные минутки, упражнения на расслабление);
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • первыми должны выполняться задания, с которыми ребенок обязательно сможет справиться, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям - использовать принцип положительного подкрепления: "Видишь, как хорошо все получилось", "У тебя сегодня все хорошо получается" и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация помощи детям "группы риска"

Психологическая помощь детям...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА

   Вопрос не праздный, ведь от этого во многом будут зависеть школьные успехи ребенка.      В наше просвещенное время ребенок рано или поздно читать, писать и...

План мероприятий (на учебный год) по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ (дети с ЗПР и ОНР).

План мероприятий по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ...

Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра

Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...

Оказание помощи детям, испытывающим трудности формирования зрительного компонента чтения

Данная презентация раскрывает особенности функциональной системы чтения, трудности технического и смыслового компонентов чтения, общую характеристику и этапы коррекционно-педагогической работы, знаком...