Воспитание школьников с нарушением слуха в каникулярный период
статья по теме
Дети с нарушением слуха так же, как и слышащие дети, нуждаются в полноценном развивающем каникулярном отдыхе. Он должен быть грамотно организован и направлен на активную коммуникацию детей с нарушением слуха с нормально слышащими. Одним из вариантов такого отдыха, к сожалению не разработанной в настоящее время, является отдых в Детском Оздоровительном Лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_divanovskaya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №31
Невского района
Статья
Воспитание
школьников с нарушением слуха
в каникулярный период
Подготовила:
Дивановская Наталья
Санкт-Петербург
2015
Воспитание школьников с нарушением слуха
в каникулярный период
Дети с нарушением слуха так же, как и слышащие дети, нуждаются в полноценном развивающем каникулярном отдыхе. Он должен быть грамотно организован и направлен на активную коммуникацию детей с нарушением слуха с нормально слышащими. Однако для таких детей не предлагаются какие-либо варианты отдыха в период каникул. И никто не задумывается о том, что этим детям тоже хочется веселиться, развлекаться и играть, в том числе со слышащими сверстниками, наравне с ними.
Обычно большинство детей с нарушением слуха проводят каникулы с родителями дома или на даче. Однако там их развлечениями становится в основном интернет, так как родители работают.
Есть и исключения, когда школы-интернаты для детей с нарушением слуха собирают небольшой отряд и выезжают таким составом в детский оздоровительный лагерь (далее ДОЛ). Этим занимаются далеко не все, но этот шаг очень важен для таких детей, ведь ДОЛ – это другая жизнь. Это новые люди вокруг, развлечения, кружки, концерты, соревнования.
Участвуя в лагерных мероприятиях наравне с другими ребятами, дети с нарушением слуха учатся коммуникации с нормально слышащими детьми, также происходит развитие слуховой функции путем участия в концертных номерах с использованием музыки, двигательные функции, путем участия в танцевальных номерах, а также путем участия в спортивных мероприятиях.
Происходит активная коммуникация с нормально слышащими детьми. Таким образом дети с нарушением слуха не замыкаются только в своем мире, но и контактируют с окружающими. Это также очень важно для их развития. А еще эта коммуникация важна и слышащим детям для развития толерантности по отношению к окружающим людям, отличающимся от них. Поэтому главным вопросом данной работы является организация каникулярного отдыха детей с нарушением слуха.
Детский Оздоровительный Лагерь (далее ДОЛ) – это форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития; это пространство, созданное для оздоровления и развития ребенка.
Особенности ДОЛ:
- ребенок без родителей
- объединение детей с разными индивидуальными особенностями
- добровольное участие детей в деятельности
- разнообразие видов деятельности
- условия для раскрытия личности каждого ребенка
- режим
Цели ДОЛ:
- оздоровление детей
- создание хорошего эмоционального настроения
- выявление интересов детей
- развитие желания приобретать новые знания, умения, навыки
- обучение детей действовать в коллективе
- приобщение к трудовым делам
Раньше, несколько лет назад, была одна организация, которая отправляла сборные отряды из всех коррекционных школ Санкт-Петербурга в Детские Лагеря. Она использовала выделяемые государством финансы между всеми коррекционными школами, и таким образом некоторые учащиеся могли отправиться летом и в период каникул на оздоровительный отдых. Однако позже эта организация перестала отвечать за отдых детей из коррекционных учреждений, и этим вопросом занялись непосредственно сами директора школ. Тут и возникли проблемы, ведь не каждый директор ДОЛ готов принять в свой лагерь детей с нарушениями в развитии, так как эти дети требуют особого ухода и отношения. Это и привносит свои трудности. Но существуют и директора других ДОЛ, которые, не задумываясь и с удовольствием, дарят детям с нарушениями в развитии веселый и незабываемый отдых.
Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Глухой ребенок обязательно должен принимать самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде, учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций. Заниматься в них такие дети должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами.
В детском лагере, уехав из родительского дома, дети оказываются один на один с миром, в котором большинство детей и взрослых – слышащие. Здесь им приходится рассчитывать только на себя, ведь родителей рядом нет. Тут то и развиваются навыки самообслуживания и общение.
Слышащие дети сначала очень осторожно относятся к детям с нарушением слуха, но со временем их интерес увеличивается, и они начинают общаться. Слышащим детям это очень интересно, но и сложно, ведь они не умеют говорить на языке детей с нарушением слуха, поэтому слышащие используют детские обозначения букв.
Все это очень благоприятно влияет на развитие детей с нарушением слуха, а также на развитие доброжелательного отношения слышащих детей к окружающим. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности.
Существуют также и отдельные специализированные летние лагеря для детей с нарушением слуха (к сожалению, в Санкт-Петербурге таких нет) и отдельные отряды в обычных летних лагерях для слышащих детей. Каждый вид отдыха детей с нарушением слуха в летнем лагере имеет свои достоинства и недостатки. Сравним специализированный ДОЛ и отряд в обычном лагере, подведем итоги в таблице 1.
Сравнение видов отдыха детей с нарушением слуха в ДОЛ
№ | Вид деятельности | Специализированный ДОЛ | Отряд в обычном ДОЛ |
1. | Проживание | Отдельный лагерь, отдельные корпуса, на территории лагеря только дети с нарушением слуха | Отдельный корпус или проживание с другими отрядами в одном корпусе (в зависимости от лагеря) |
2. | Питание | 5-6-ти разовое в одной столовой | 5-6-ти разовое в одной столовой одновременно и наравне с другими отрядами |
3. | Вожатые и воспитатели | Специализированные воспитатели и педагоги, коррекционный психолог | Специализированный воспитатель, а также обычные вожатые – учащиеся педвуза |
4. | Общелагерные мероприятия | Организуются в соответствии с возможностями детей | Организуются для слышащих детей, специальные мероприятия отдельно для детей с нарушением слуха не проводятся. Неслышащие дети наравне со слышащими участвуют в мероприятиях, но, иногда, имеют поблажки. Они даются в тех случаях, если данное мероприятие является сложным для них. |
5. | Межлагерные мероприятия | Не проводятся, или проводятся, если неподалеку есть другой специализированный лагерь | Дети с нарушением слуха наравне могут принимать участие в межлагерных мероприятиях, в зависимости от темы и предлагаемых конкурсов. |
6. | Межотрядные мероприятия | Проводятся легко, тема подбирается в соответствии с возможностями | Могут проводиться, однако чаще правила немного смягчаются для детей с нарушением слуха |
7. | Внутриотрядные мероприятия | Проводятся легко, педагоги и воспитатели подготавливают необходимые материалы | Проводятся легко, воспитатель помогает вожатым подготовить мероприятие в соответствии с возможностями детей |
8. | Кружки | Открываются кружки, соответствующие возможностям детей, а также специальные для детей с нарушением слуха (жестовое пение) и развивающие (по просьбам педагогов) | Кружки открыты для всех детей, не зависимо от их возможностей. Можно попробовать себя в разных областях и выбрать то, что больше нравится |
9. | Спортивные мероприятия | Проводятся обычные мероприятия и игры, в соответствии с возможностями детей | Проводятся обычные мероприятия и игры, дети с нарушением слуха нуждаются только в более простом объяснении правил и наглядном материале. |
Таблица 1
Рассматривая данные позиции и сравнивая отдых в специализированном ДОЛ для детей с нарушением слуха и отдельный отряд в обычном лагере для слышащих детей, мы пришли к выводу, что отряд в обычном ДОЛ – это намного лучше, чем специализированный ДОЛ. Потому что есть общение со слышащими сверстниками, что очень важно для развития детей и дальнейшей жизни в обществе, а также благодаря интеграции дети приобщаются к современной жизни в обществе, которое не будет подстраиваться под людей с нарушением слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
Программа" Валеологическое воспитание младших школьников с нарушением слуха"
В основу прграммы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем наличием резервных возможносте...
Программа "Валеологическое воспитание младших школьников с нарушением слуха"
Программа предназначена для детей специальных - коррекцианных школ II вида. В основу программы заложена модель здоровой личности, в которой физический компонент характеризуется уровнем физическо...
Трудовое воспитание детей- инвалидов по слуху в начальный период обучения во внеурочное время
Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, ...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"
Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим наруш...
Календарно-тематический план по экологическому воспитанию учащихся с нарушением слуха начального звена.
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Процесс воспитания основывается на закономерностях ...
Нравственно- патриотическое воспитание младших школьников с нарушениями слуха
Нравственно- патриотическое воспитание младших школьников с нарушениями слуха...