Занятие по курсу "Занимательная математика и грамматика"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Бочкарева Ольга Петровна

     Материал этого занятия можно использвать на факультативных курсах по развитию творческих способностей учащихся, на внеклассных мероприятихя, коррекционно-развивающих минутках в начале каждого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Теремок "Смекалка"103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в 1 классе  по курсу «Занимательная математика и грамматика»

Теремок «Смекалка»

Цели: занятие расширяет представление детей об обитателях леса,

1.  Пробудить интерес к предметам математика и русский язык

2. Развивать у детей память, мышление, пространственную ориентацию, умение работать в группах.

3. Воспитывать чувство доброты, самостоятельность, дружбу, сотрудничество.

Оборудование:

рисунки мухи, блохи, комара, мыши, зайца, лисы, волка, медведя,

 рисунки, состоящие из геометрических фигур,

 цветные карандаши,

видео сказки «Теремок» (http://www.youtube.com/watch?v=h7JsxUDrB-w (

Ход занятия:

Учитель: ребята, давайте разделимся на две группы. Вспомним правила работы в группе.

Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю Вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка».

Вспомним главных действующих лиц теремка. Советуйтесь и записывайте ответы.

Целый день летает, всем надоедает, 
Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)

Ее подковал Левша (блоха)

Не зверь и не птица,
Носок как спица,
Летит-кричит,
Сядет- молчит (комар)

Зубы точит, дверь в полу сделать хочет (мышь)

Сестра жабы (лягушка)

Косоглазый, маленький, в белой шубе, в валенках(заяц)

Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай! (лиса)

Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками. (волк)

Ходит по лесу Федот.
Летом лыко дерёт.
Зимой лапу сосёт. (медведь)

Учитель:

Итак, начинает сказка сказываться. Построила муха в лесу теремок и назвала его «Теремок. Смекалка». А жила в нем любознательная , сообразительная муха, которая если и пристает к кому-то, то не по пустякам, а по очень важным вопросам. Например, попросит задачку решить, ребус разгадать или кроссвордом заняться. И вот как-то бежит мимо блоха-попрыгуха и просится в теремок.

-Пущу, если мои задания выполнишь.

Мы с тобой в лесу живем, значит должны хорошо знать лес и его обитателей. Ответь на вопросы:

  • Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (волк)
  • Какой страшный зверь любит малину?(медведь)
  • Что делает зимой еж? (спит)
  • Кто такие «листопаднички» ? (зайцы)
  • У каких деревьев листья осенью красные?(клен, рябина)
  • Кем раньше была лягушка? (икринкой)

Учитель. Стали они жить вдвоем.

Летит мимо комар-пискун и просится в теремок.

Муха говорит :

-Пустим, если ты наше задание выполнишь?

-Я буду очень стараться.

Учитель:

Возьмите  цветные карандаши и раскрасьте лепестки цветка  красным, синим, желтым, оранжевым, фиолетовым. Между синим и желтым расположен красный лепесток, оранжевый возле синего (приложение 1)

(Дети выполняют задания в группах. )

Стали они жить втроем

Бежит мышка-норушка и просится в теремок.

Учитель:

Продолжите разговор мышки-норушки с обитателями теремка

_ Не хотите ли помочь маленькой мышке?

-  Посмотри на рисунки и запиши, какие геометрические фигуры ты видишь(приложение 2)

Дети выполняют задания в группах.

Учитель:

Думаю, теперь мышку пустят в теремок.

Стали они жить вчетвером.

Скачет мимо лягушка-квакушка и просится в теремок.

Продолжите разговор мухи с жителями теремка.

Говорит муха:
- На листочке написаны слова. Зачеркни лишнее и объясни свой выбор. Дети работают в группах (приложение 3)

Стали они жить впятером.

Идет зайчик-побегайчик.

 Учитель:

 Ребята поддержите беседу зайчика с героями сказки.

Говорит муха:

-Отгадай загадки о растениях леса, напечатай эти слова и сделай их звуковую схему. (приложение 4)

Красненька матрешка, беленько сердечко (малина)

Подмигнет тебе украдкой из травы фонарик сладкий (земляника)

Стали они жить вшестером.

Бежит мимо лисичка-сестричка. Продолжите ее разговор с героями сказки.

Говорит муха

-Давай с тобой поиграем в игру «Назови похожее».

(Игра проводится с мячом. Учитель бросает мяч ребенку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребенок должен вернуть учителю мяч, назвав другое слово (с этим же самым согласным звуком)

Трава- туча

Ромашка- роза

Лес-лето и т.д.

Стали они жить всемером. Идет мимо волчище - серый хвостище.

И ему муха предлагает задание.

-Отгадай загадки про грибы.

Учитель Ребята, поможем серому волку. Ребята работают в группах.

На опушке у лесочка

Возле старого пенёчка

Собралась грибная рать

Предлагаю отгадать!

Может кто из вас ребята

Скажет что это?...

(опята)

Яркий, рыженький грибок

Я найти  сегодня  смог.

Словно дружные сестрички

Прячутся в траве - (Лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!  

(Белый гриб)

Вот и модницы сестрички,

И у них свои привычки -

Шляпки есть любого цвета,

Ты проверить можешь это.

( Сыроежки)

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок!

(Мухомор)

Учитель.

Ребята, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы?

Почему?

Стали они жить ввосьмером.

Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь.

Испугалась муха грозного голоса и решила загадать медведю самое трудное задание.

Учитель. Ребята, будем медведю помогать? Вспомните . что случилось в русской народной сказке, когда медведю разрешили поселиться в теремке? Пусть он лучше себе другой дом поищет.

Задаются вопросы каждой команде – «да» - «нет»

  1. Ворона – перелетная птица (нет)
  2. Скворцы прилетают к нам осенью? (нет)
  3. Грач открывает весну (да)
  4. Жаворонок любит петь над полем? (да)
  5. Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (да)
  6. Дятел – санитар лес? (да)
  7. Учитель. Не смог медведь выполнить задание и пошел искать себе другой дом. А «Теремок «Смекалка» до сих пор стоит.

Учитель. Занятие окончено. Обе команды молодцы. Хорошо помогали обитателям теремка.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

волк, лиса, заяц, медведь

лиса, волк, баран, заяц

белка, сорока, крот, еж

Приложение 4

Красненькая матрешка, беленькое сердечко

Кто ж те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода?
 - ……

Используемые Интернет-ресурсы

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/5/

https://yandex.ru/images/search?text=цветок из 5 лепестков рисунок&clid=40795&img_url=http%

http://www.youtube.com/watch?v=h7JsxUDrB-w 

Методическая литература:

Л. В. Мищенко «25 развивающих занятий с первоклассниками», Ярославль, Академия развития, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Занятие по курсу "Занимательная математика и грамматика" (дополнительное образование) по теме:"Шарады, метаграммы, анаграммы"

На дополнительных занятиях по курсу "Занимательная математика и грамматика" дети  знакомтся   со словесными задачами по грамматике и математике – шарадами, метаграммами,  анаграмм...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Индивидуально-групповые занятия по русскому языку "Секреты грамматики"

Индивидуально-групповые занятия по русскому языку "Секреты грамматики"...

Развивающие задания для занятия по внеурочной деятельности "Весёлая грамматика" 4 класс

Работа позволяет прверить знания учащихся по пройденному материалу...

Ребусы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Презентация с ребусами для занятий с младшими школьниками...

Внеурочное занятие - КВН «Путешествие в страну грамматики» по теме «Звук, буква, предложение»

Данный урок-КВН предназначен для учеников 1-3 классов начальной школы.Цель:Развитие умения определять количество звуков, букв, слогов, гласных и согласных в словах.Закрепить умения выделять согласные,...