Отчет о работе над темой по самообразованию
статья по теме
Тема работы: развитие чувства коллективизма через КТД. Представлены цель и задачи самообразования, деятельность по реализации темы и план работы. Раскрыты такие понятия как "КТД" и "коллектив". Рассмотрены стадии становления коллектива. Представлены диагностические материалы на выявление уровня комфортности нахождения ребят в классе и методика "Фотография".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе над темой по самообразованию
Должность: учитель начальных классов МОАУ СОШ с. Лохвицы
ФИО: Давыдова Ольга Николаевна
Индивидуальная тема: Развитие чувства коллективизма через КТД.
Срок и период работы над темой 4 года (2012 – 2016 г.г.)
Цель самообразования: выявить, насколько эффективно использование КТД в формировании коллектива.
Задачи самообразования
- совершенствование теоретических знаний;
- изучение и внедрение в практику педагогического опыта.
Деятельность по реализации темы:
- изучила литературу;
- познакомилась с опытом работы Сухомлинского;
- выступила с сообщением на заседании МО учителей начальных классов
- подготовила методическую разработку.
План работы
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма предоставления результатов |
1.Диагностический |
| 2012 - 2013 | Собеседование с руководителем МО, заместителем директора школы |
2. Прогностический |
| 2013 - 2014 | Выступление на заседании МО |
3. Практический | 1. Внедрение педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | 2014 - 2015 | Выступление на заседании МО |
Перспектива | |||
|
3. Представление материалов. | 2015 - 2016 | Выступление на заседании МО, на заседании педагогического совета. |
5.Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогам в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта. | Индивидуальный творческий проект |
Актуальность темы заключается в том, что работать в сплочённом коллективе гораздо легче, спокойнее и эффективнее, чем в коллективе с конфликтами. В результате каждого конфликта возникают отрицательные последствия, которые сказываются не только на совместной работе, но и на самочувствии каждого члена коллектива. Все дети очень разные: со своими привычками, характером и темпераментом.
Человек – существо общественное и не может развиваться отдельно от общества. На протяжении всей жизни, каждому ребёнку предстоит учиться и работать в разных коллективах и задача каждого учителя начальных классов подготовить ребёнка к этому!
- Понятие «Коллектив».
С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив – группа лиц, объеденённых общей работой и общими интересами».
Детский коллектив – группа, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взлядами, дружбой. (Н. К. Крупская)
- Стадии развития коллектива
А. Н. Лутошкин выделяет 5 стадий развития коллектива:
1. «Песочная россыпь»
Сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер по сильней и не станет россыпи. Так же и в группах людей: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно.
2. «Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках этот материал может превратиться в прекрасный сосуд, но он может оставаться и простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
- «Мерцающий маяк».
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк работает не постоянно, а переодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
- «Алый парус»
Символ устремлённости вперёд, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи.
- «Горящий факел»
«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
- Что такое КТД?
КТД (как особый тип форм воспитательной работы) разработал ленинградский профессор психолого – педагогических наук, академик Игорь Петрович Иванов. Основу данной методики составляет коллективная деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Дети сами ищут дела по душе, сами их планируют при активном участии подсказчика, помощника. Дети выбирают роли, поручения в деле, они могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах.
Так как данный класс является моим вторым, то для прохождения практического этапа я прибегла к помощи моего первого выпуска.
Перед решением всех поставленных задач у родителей обучающихся было взято письменное согласие на то, что их дети будут принимать участие в анкетировании.
Первое входное анкетирование было проведено после первого месяца обучения в школе с целью выяснить насколько ребятам комфортно в классе. Данная анкета состояла из шести вопросов, на которые ребята должны были ответить «да», «нет», «иногда».
Вопросы:
- С ЖЕЛАНИЕМ ЛИ ТЫ ХОДИШЬ В ШКОЛУ?
- ЛЕГКО ЛИ ТЕБЕ ОБЩАТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ?
- ОБИЖАЮТ ЛИ ТЕБЯ В КЛАССЕ?
- ПРИХОДИШЬ ЛИ ТЫ НА ПОМОЩЬ ОДНОКЛАССНИКАМ?
- ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ВМЕСТЕ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ, СООБЩА РАБОТАТЬ?
- БЫЛО ЛИ У ТЕБЯ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕЙТИ В ДРУГУЮ ШКОЛУ, В ДРУГОЙ КЛАСС?
Данные анкетирования показали, что с желанием в школу ходят 62% обучающихся класса, 75% не имеют проблем в общении с одноклассниками, 50% постоянно помогают друг другу и все ребята (100%) любят работать сообща.
Вывод: в классе царит доброжелательная атмосфера, ребята с желанием общаются друг с другом.
После анкетирования приступили к конкретным действиям. На протяжении полу года сообща с учениками 5 класса проводили различные мероприятия, в которых принимал участие весь первый класс.
Перечень мероприятий:
«Сказочная викторина»
Экскурсия в осенний лес (игры на эстетическое воспитание на природе)
«Железно – дорожные приключения» (командные соревнования)
«Круглый год» (викторина)
«Весёлые старты» (эстафета)
«Сказочное государство»
Экскурсия в зимний лес «Снегобол»
Изготовление украшений для класса
Изготовление ёлок
Украшение класса и холла школы.
Данный подбор мероприятий был осуществлён на основе желаний самих ребят, которые были выявлены во время беседы. В каждой эстафете, викторине группы формировались разными методами:
- назначаются два капитана, которые самостоятельно набирают команды;
- жеребьёвка;
- по датам рождения;
- мальчики/ девочки и др.
В конце сентября было проведено повторное анкетирование. Для этого была проведена методика «Фотография», целью которой было выявить, ощущают ли ребята себя единым целым, коллективом. Для этого было дано следующие задание: каждому был дан лист формата А4, на котором они должны были изобразить портрет своего класса, но вместо рисования лиц, они записывали имена.
Итог: все ребята объединили всех одноклассников в одно целое (прямоугольник, круг).
Так же было проведено анкетирование, чтобы пронаблюдать как изменилось отношение ребят к школе и друг к другу.
Итог:
- положительная динамика: с желанием ходят в школу 75%, что на 13% выше предыдущих результатов. Приходят на помощь друг другу 75%, что на 25%. Остальные результаты остались не измены.
Вывод: на основании результатов первого и второго анкетирования, а также результатов входного анкетирования, мы, совместно с обучающимися 5 класса сделали следующий вывод: КТД действительно оказывает положительное влияние на становление коллектива. И, даже испытывая проблемы в общении, ребята всё равно не согласны менять школу или класс и с удовольствием работают сообща.
Разработки мероприятий по КТД в начальной школе будут прикреплены отдельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Краткий план работы над темой по самообразованию
Работа по теме самообразования "Деятельностный подход в обучении"...
отчет по работе на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"
Отчет классного руководителя по патриотическому воспитанию,обобщение педагогического опыта ,знакомство со своей программой....
Работа над темой по самообразованию
Представлена краткая характеристика опыта работы по теме "Моделирование учебных задач как средство формирования универсальных учебный действий у младших школьников на уроках математики"...
Отчет работы по теме самообразования "Использование ИКТ в образовательном процессе"
Мой анализ за 2 года...
Отчет о работе по теме "Разговор о правильном питании"
Равиль Закиров рассказал о сбалансированном питании, о полезных продуктах, которые нужно употреблять в пищу...
Отчет о работе учителя начальных классов ГеньО.В. МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» над индивидуальной методической темой самообразования «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения» за 2021-2022 учебный год
отчет учителя начальных классов по самообразованию за учебный год...