"Клуб будущих отличников". 1 класс.
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Клуб будущих отличников» для внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ№6, Приказ №87от 25.04.2011г;
- Авторская программа развития познавательных процессов младших школьников по программе Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб будущих отличников» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 классе, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определенных предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий и познавательных способностей детей
Задачи программы:
1. Развитие познавательных способностей детей
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся
4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
II. Общая характеристика курса
Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, во время которых у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
В основе выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение. Знакомство с играми, способствуют развитию способности действовать в уме.
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Основные принципы, на которых построена программа:
-Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- Принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Основные методы работы:
-объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основные формы занятий:
- игры с ролевым акцентом;
- викторины;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- творческие работы;
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Возраст детей, на которых рассчитана программа от 6,5 до 8лет.
III. Место курса
В 1 классе — 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 8 ч – аудиторных, 25 – внеаудитлрных.
IV. Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
- умственному развитию – учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы,
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье,
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, математических турнирах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом,
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе
- физическому воспитанию – на занятиях с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
V. Личностные , метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к обучению.
- Способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью.
- Понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: |
-определять и формулировать цель деятельности - проговаривать последовательность действий - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради - учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану - учиться отличать верно выполненное задание от неверного - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры | - слушать и понимать речь других - читать и пересказывать текст - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. -Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. -Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам. - Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.) -Называть положительные и отрицательные качества характер -Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных -Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль. -Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности. -Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
- участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; математические турниры и т.д.).
VI. Содержание программы
1 год обучения (33 часа: 9 аудиторных и 22 внеаудиторных занятий)
Первый раз в первый класс. Задания трёх поросят. Здравствуй, осень! Играем в «ромашку». По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят». Рисуем яблоньку. Геометрический магазин. По страницам русской народной сказки «Маша и медведь». Хлеб-батюшка. Шкатулка с сюрпризом. На грибной поляне. В гостях у Знайки. Читаем письма. Наряжаем ёлочку. Домашние животные. Цепочка занимательных заданий. О звёздах Дорогою добра. Быть здоровым. Незнайкин экзамен. Коллекция головоломок от Незнайки. По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Знаменитые малыши. Дюймовочка. Букет для Русалочки. Спичечное ассорти. Словесные забавы. «Говорящие» головоломки. Ловим рыбку. Загадалки. Пернатые друзья. Сказочные герои. Сказочные задания.
VII. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Клуб будущих отличников» для 1 класса
№ | Тема, название | Формы организации | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Внеаудиторные занятия | Аудиторные занятия | |
1 | Вводное занятие. Первый раз в первый класс | Беседа-размышление о школе. Тестирование | Уточнить представления детей о школе и значении обучения в ней; создать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения, сообщить правила поведения в школе, познакомить с офицерской линейкой | Понять значение обучения. Запомнить правила поведения в школе. Научиться пользоваться офицерской линейкой. Участвовать в обсуждении вопросов, рисовать рисунки. | прогулка | ||
2 | Работа над ошибками | Практическая работа | Объяснить смысл понятия «Работа над ошибками» | Участвовать в играх, диалогах, рисовать по клеточкам. Составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге | прогклка | ||
3 | Задания трёх поросят | Ролевая игра. | Познакомить детей с содержанием сказки «Три поросёнка» (обработка С. Маршака). Руководство деятельностью детей | Запомнить содержание сказки «Три поросёнка», выполнять задания трёх поросят, рисовать по клеточкам. Выражать словами чувства, которые испытывает герой сказки; высказывать своё отношение к происходящему | библиотека | ||
4 | Здравствуй, осень! | Беседа по личным наблюдениям | Уточнить представления детей о трёх периодах осени | Участвовать в обсуждении вопросов по теме « Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы», рисовать по клеточкам, участвовать в играх | прогулка | ||
5 | Играем в «ромашку» | Игра | Познакомить детей с правилами игры в «ромашку», учить инсценировать короткие диалоги | Участвовать в играх «Ромашка», «Воображалка», «Поиск закономерности» | Спорт.зал | ||
6 | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» | Слушание сказки и её обсуждение. | Познакомить с содержанием сказки «Волк и семеро козлят». Учить сочинять варианты окончания сказки. Познакомить с головоломкой «танграм» | Прослушивание русской сказки «Волк и семеро козлят» Участие в обсуждении добрых и злых поступков, добра и зла в отношениях. Научиться пользоваться головоломкой «танграм» | библиотека | ||
7 | Рисуем яблоньку | Разыгрывание ситуаций. Беседа. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | Учить разыгрывать ситуации, фрагменты при помощи мимики и жестов | Рисовать, выполнять задания на продолжение закономерности, | + | ||
8 | Геометрический магазин | Математические игры | Закрепить имеющиеся у детей знания о геометрических фигурах | Учиться работать офицерской линейкой: рисовать геометрические фигуры, составлять рисунки, выкладывать из спичек фигуры | Спорт.зал | ||
9 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | Слушание сказки и её обсуждение. | Познакомить с содержанием сказки, подобрать жизненные ситуации для разыгрывания | Участвовать в обсуждении сказки, в играх «Лишний предмет» и «Найди ошибки», работать с «танграмом», разыгрывать ситуации | библиотека | ||
1 10 | Хлеб-батюш-ка | Исследовательская работа «Откуда хлеб пришёл» | Дать детям представление о ценности хлеба, о трудоёмкости его производства, под руководством учителя провести исследователь-скую работу «Откуда хлеб пришёл» | Участвовать в исследовании вопроса, беседовать, отгадывать загадки, рисовать по клеточкам | прогулка | ||
11 | Шкатулка с сюрпризом | Интеллектуальные игры | Дать понятие слова «сюрприз», научить играть в игры «Устами младенца», «Собери предметы в группы». | Активно участвовать в играх | Спорт зал | ||
12 | На грибной поляне | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | Уточнить представления детей о наиболее распространённых грибах | Отгадывать загадки, рисовать по клеточкам, играть в игру «Кто быстрее?» | + | ||
13 | В гостях у Знайки | Просмотр видео-отрывка и беседа. Игры | Познакомить с творчеством детского писателя Н. Носова и его книгой «Приключения Незнайки и его друзей». Представить героя книги Знайку | Участвовать в беседе и играх «Запомни. Повтори», «Я не поэт, я только учусь…», «Слова на заданную тему». Сочинять сказки | библиотека | ||
14 | Читаем письма | Игры | Познакомить с содержанием популярных сказок через чтение писем от сказочных героев | Участвовать в игре «Найди перстень Алладина», рисовать по клеточкам «Нарисуй горшочек с мёдом» | библиотека | ||
15 | Наряжаем ёлочку. | Информационно –развлекательный праздник «Как встречают Новый год люди всех земных широт». Новогодние забавы. Изготовление ёлочных украшений | Познакомить детей с традициями празднования Нового год в разных странах (по заранее подготовленному учителем сценарию) | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх, наряжать ёлочку изготовленными своими руками игрушками | + | ||
16 | Проверка знаний и умений. «Прикольные задания» | Интеллектуальная игра. Игры и задания на смекалку | Учить искать ответы на хитрые вопросы | Учиться выполнять задания с подвохом, играть в игры «Узнай героя», «Ну и ну!», «Мы - художники», работать с офицерской линейкой | + | ||
17 | И снова «прикольные задания» | Игры на смекалку | Учить решать задания с подвохом | Активно участвовать в играх «Небылицы», «Мы –художники», рисовать по клеточкам | + | ||
18 | Домашние животные | Программа «Изучаем домашних животных» Мини - проекты | Обобщить имеющиеся у детей знания о домашних животных и их роли в жизни человека, руководить мини-проектами | Поддерживать беседу, рисовать по клеточкам животных, играть в игру «Глаз – фотограф», писать графический диктант «Животные», работать с офицерской линейкой. Под руководством учителя разработать мини- проекты о животных | + | ||
19 | Цепочка занимательных заданий | Занимательные задания и игры | Подготовить занимательные игры и задания и учить искать закономерности и решать задания на развитие логики | Находить закономерности, играть в игры «Что такое? Кто такой?», «Глаз – фотограф», «Я не поэт, я только учусь» | + | ||
20 | О звёздах | КТД «Звёздное небо» | Расширить знания детей о звёздах, планетах солнечной системы; познакомить с ребусами | Участвовать в КТД (изготавливать модели планет солнечной системы), участвовать в беседе, разгадывать ребусы, играть | + | ||
21 | Дорогою добра | КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела» | На примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро», «зло» | Участвовать в создании коллективного коллажа «Наши добрые дела», разгадывать ребусы, играть в игры «Потопаем- похлопаем», «Мой портрет в лучах солнца» | + | ||
22 | Быть здоровым | Игры | Познакомить с основными составляющими здорового образа жизни | Игры «А ну-ка отыщи!», «Отгадай загадки – отыщи отгадки», «Расшифруй пословицу», «Разгадайте кроссворд» | + | ||
23 | Незнайкин экзамен | Урок - соревнование | Познакомить с творчеством Н. Некрасова и его коротышками из Солнечного города | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | + | ||
24 | Коллекция головоломок от Незнайки | Логические игры и головоломки | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Разгадывать головоломки, играть в логические игры «Рассуждаем логически», «Бывает ли?», рисовать коротышек из Солнечного города. | + | ||
25 | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Беседа-размышление | Познакомить детей с книгой Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и её героями | Активно участвовать в диалоге, обсуждении книги. Играть в игры, рисовать по клеточкам. работать с офицерской линейкой | + | ||
26 | Знаменитые малыши. Дюймовочка | Исследовательская работа | Познакомить с признаками сказок. Подобрать материал о Дюймовочке, героине сказки Г. Х. Андерсена. Сделать подборку сказок, героями которых являются малыши | Вспомнить героев сказок – коротышек, рисовать их. Разгадывать ребусы, играть в игры «Не из той компании», «Мы художники», «Послушай и ответь» | + | ||
27 | Букет для Русалочки | Интеллектуальные игры | Расширять представления детей об обитателях моря (подобрать соответствующий материал) | Играть в игры «Расшифруй названия морских животных». «Запомни пары слов», «Что изменилось?» | + | ||
28 | Спичечное ассорти | Беседа и игры | Познакомить со значением слова «ассорти», развивать нестандартное мышление, конструкторские способности | Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант | + | ||
29 | Словесные забавы | Разнообразные игры со словами | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | + | ||
30 | «Говорящие» головоломки | Логические игры | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | + | ||
31 | Ловим рыбку | Логические игры | Подготовить материал об атрибутах рыбалки и особенностях рыбалки как вида отдыха | Рисуем по клеточкам «Рыбка», играть в игру «Найди рыбку для аквариума», «Выбери пословицу» | + | ||
32 | Загадалки | Разнообразие игр на основе загадок | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним, работать с офицерской линейкой | + | ||
33 | Пернатые друзья Итоговое занятие | Интеллектуальные игры и логические игры | Сообщить интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай | Писать графический диктант «Павлин», разгадывать загадки о птицах | + |
VII.Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
№ | Автор, год издания | Вид пособия |
1 | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
2 | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
3 | Л. В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников» РОСТ, 2014г. | Пособие для учителя |
4 | Л. В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников» РОСТ, 2014г. | Методическое пособие 1 класс |
1 | Математика для школьников и дошкольников "Сократ": | |
2 | Математика в начальной школе (статьи, конспекты, игры) | |
3 | http://www.solnet.ee | Детский портал «Солнышко» |
4 | http://www.km-school.ru
| Информационно-интегрированный продукт "КМ-Школа". Разработчик - "Кирилл и Мефодий" (г. Москва) |
Учебная литература для обучающихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Мищенкова Л. В. Москва: РОСТ книга, 2014 г | «36 Занятий для будущих отличников» Развитие познавательных способностей. | Рабочие тетради в 2-х частях. |
Технические средства обучения |
Ноутбук учительский «Lenovo» |
Ученический «EeeРС» |
Интерактивная доска Smart Board MS-600 |
Принтер «Samsung» |
VII. Тематическое планирование внеурочного курса
«Клуб будущих отличников» для 1 класса
№ | Тема, название | Формы организации | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) | Аудит/внеауд | Дата/ план | Дата факт | |
1 | Вводное занятие. Первый раз в первый класс | Беседа-размышление о школе. Тестирование | Уточнить представления детей о школе и значении обучения в ней; создать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения, сообщить правила поведения в школе, познакомить с офицерской линейкой | Понять значение обучения. Запомнить правила поведения в школе. Участвовать в обсуждении вопросов, рисовать рисунки. | Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально- нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | в | 07.09 | ||
2 | Работа над ошибками | Практическая работа | Объяснить смысл понятия «Работа над ошибками» | Участвовать в играх, диалогах, рисовать по клеточкам. Составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге | Коммуникативные УУД: получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 14.09 | ||
3 | Задания Трёх поросят | Ролевая игра. | Познакомить детей с содержанием сказки «Три поросёнка» (обработка С. Маршака). Руководство деятельностью детей | Запомнить содержание сказки «Три поросёнка», выполнять задания трёх поросят, рисовать по клеточкам. Выражать словами чувства, которые испытывает герой сказки; высказывать своё отношение к происходящему | Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; выражать словами чувства, которые испытывает герой сказки; высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями; слушать и понимать речь других людей; анализировать высказывания собеседников; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения в школе и следовать им; участие в диалоге; высказывание своих суждений по обсуждаемой теме Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям, к их поступкам; различение хороших и плохих поступков. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | в | 21.09 | ||
4 | Здравствуй, осень! | Беседа по личным наблюдениям | Уточнить представления детей о трёх периодах осени | Участвовать в обсуждении вопросов по теме « Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы», рисовать по клеточкам, участвовать в играх | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя, формирование умения видеть красоту окружающего мира; формирование умения оценивать состояние окружающих растений и животных; развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Предметные умения: уметь различать осень по отличительным признакам, различать три периода осени Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 28.09 | ||
5 | Играем в «ромашку» | Игра | Познакомить детей с правилами игры в «ромашку», учить инсценировать короткие диалоги | Участвовать в играх «Ромашка», «Воображалка», «Поиск закономерности» | Коммуникативные УУД: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им; учиться работать в группе. Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Предметные умения: умение пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности; формирование уважительного отношения к друг к другу; Использование доброжелательного тона в общении. Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | в | 05.10 | ||
6 | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» | Слушание сказки и её обсуждение. | Познакомить с содержанием сказки «Волк и семеро козлят». Учить сочинять варианты окончания сказки. Познакомить с головоломкой «танграм» | Прослушивание русской сказки «Волк и семеро козлят» Участие в обсуждении добрых и злых поступков, добра и зла в отношениях. Научиться пользоваться головоломкой «танграм» | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; выражать словами чувства, которые испытывает герой сказки; высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями; слушать и понимать речь других людей; анализировать высказывания собеседников; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения в школе и следовать им; участие в диалоге; высказывание своих суждений по обсуждаемой теме. Личностные УУД: высказывать своё отношение к героям сказки, к их поступкам; доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | в | 12.10 | ||
7 | Рисуем яблоньку | Разыгрывание ситуаций. Беседа. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | Учить разыгрывать ситуации, фрагменты при помощи мимики и жестов | Рисовать, выполнять задания на продолжение закономерности, | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Предметные умения: умение пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); развивать умение перевоплощаться в образ героя произведения Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | а | 19.10 | ||
8 | Геометрический магазин | Математические игры | Закрепить имеющиеся у детей знания о геометрических фигурах | Учиться работать офицерской линейкой: рисовать геометрические фигуры, составлять рисунки, выкладывать из спичек фигуры | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку. Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | в | 09.11 | ||
9 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | Слушание сказки и её обсуждение. | Познакомить с содержанием сказки, подобрать жизненные ситуации для разыгрывания | Участвовать в обсуждении сказки, в играх «Лишний предмет» и «Найди ошибки», работать с «танграмом», разыгрывать ситуации | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. Предметные умения: умение пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности; уметь анализировать поступки героев произведений Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Регулятивные УУД: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться в образ героя произведения | в | 16.11 | ||
1 10 | Хлеб-батюшка | Исследовательская работа «Откуда хлеб пришёл» | Дать детям представление о ценности хлеба, о трудоёмкости его производства, под руководством учителя провести исследователь-скую работу «Откуда хлеб пришёл» | Участвовать в исследовании вопроса, беседовать, отгадывать загадки, рисовать по клеточкам | Личностные УУД: различение хороших и плохих поступков; формирование уважительного отношения к людям труда, к своим предкам, к истории страны; планировать последовательность исследовательской работы под руководством учителя Коммуникативные УУД: осуществление работы в группах. Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Исследование происхождение хлеба (наблюдать, сравнивать и анализировать); Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 23.11 | ||
11 | Шкатулка с сюрпризом | Интеллектуальные игры | Дать понятие слова «сюрприз», научить играть в игры «Устами младенца», «Собери предметы в группы». | Активно участвовать в играх | Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. Коммуникативные УУД: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе проведения праздника). Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 30.11 | ||
12 | На грибной поляне | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | Уточнить представления детей о наиболее распространённых грибах | Отгадывать загадки, рисовать по клеточкам, играть в игру «Кто быстрее?» | Предметные умения: различать съедобные и несъедобные грибы; рисовать по клеточкам Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Знать правила сбора грибов; знать, что несъедобные грибы лечат животных. Коммуникативные УУД: осуществление работы в группах; в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); развитие умения видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступки людей (эстетический идеал). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | а | 07.12 | ||
13 | В гостях у Знайки | Просмотр видео-отрывка и беседа. Игры | Познакомить с творчеством детского писателя Н. Носова и его книгой «Приключения Незнайки и его друзей». Представить героя книги Знайку | Участвовать в беседе и играх «Запомни. Повтори», «Я не поэт, я только учусь…», «Слова на заданную тему». Сочинять сказки | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Предметные умения: уметь подбирать рифму к словам; сочинять и фантазировать; уметь составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | в | 14.12 | ||
14 | Читаем письма | Игры | Познакомить с содержанием популярных сказок через чтение писем от сказочных героев | Участвовать в игре «Найди перстень Алладина», рисовать по клеточкам «Нарисуй горшочек с мёдом» | Предметные умения: ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку; самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Коммуникативные УУД: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе игры). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 21.12 | ||
15 | Наряжаем ёлочку. | Информационно –развлекательный праздник «Как встречают Новый год люди всех земных широт». Новогодние забавы. Изготовление ёлочных украшений | Познакомить детей с традициями празднования Нового год в разных странах (по заранее подготовленному учителем сценарию) | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх, наряжать ёлочку изготовленными своими руками игрушками | Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Предметные умения: уметь заучивать и выразительно рассказывать стихи; умение пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления; осваивать способы и правила работы с бумагой и картоном; осваивать приёмы соединения материалов при помощи клея; соблюдать порядок на рабочем месте Коммуникативные УУД: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе проведения праздника; осуществление работы в группах; оценивание качества изготовления работы; умение слушать и понимать речь других Личностные результаты: проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении изделия. | а | 28.12 | ||
16 | Проверка знаний и умений. «Прикольные задания» | Интеллектуальная игра. Игры и задания на смекалку | Учить искать ответы на хитрые вопросы | Учиться выполнять задания с подвохом, играть в игры «Узнай героя», «Ну и ну!», «Мы - художники», работать с офицерской линейкой | Предметные умения: уметь решать хитрые задачи; ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку; находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. Коммуникативные УУД: получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебной и игровой деятельности Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | а | 11.01 | ||
17 | И снова «прикольные задания» | Игры на смекалку | Учить решать задания с подвохом | Активно участвовать в играх «Небылицы», «Мы –художники», рисовать по клеточкам | Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; рисовать картинки по клеточкам. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 18.01 | ||
18 | Домашние животные | Программа «Изучаем домашних животных» Мини - проекты | Обобщить имеющиеся у детей знания о домашних животных и их роли в жизни человека, руководить мини-проектами | Поддерживать беседу, рисовать по клеточкам животных, играть в игру «Глаз – фотограф», писать графический диктант «Животные», работать с офицерской линейкой. Под руководством учителя разработать мини- проекты о животных | Предметные умения: участвовать в диалоге; ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку получение представлений о пользе домашних животных; уметь отгадывать загадки про домашних животных и рисовать отгадки к ним учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 25.01 | ||
19 | Цепочка занимательных заданий | Занимательные задания и игры | Подготовить занимательные игры и задания и учить искать закономерности и решать задания на развитие логики | Находить закономерности, играть в игры «Что такое? Кто такой?», «Глаз – фотограф», «Я не поэт, я только учусь» | Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность, уметь подбирать рифмы к словам Регулятивные УУД: устанавливать последовательность действий, учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | а | 01.02 | ||
20 | О звёздах | КТД «Звёздное небо» | Расширить знания детей о звёздах, планетах солнечной системы; познакомить с ребусами | Участвовать в КТД (изготавливать модели планет солнечной системы), участвовать в беседе, разгадывать ребусы, играть | Познавательные УУД: уметь назвать планеты солнечной системы; ориентироваться в рабочей тетради (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в таблицах, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 08.02 | ||
21 | Дорогою добра | КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела» | На примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро», «зло» | Участвовать в создании коллективного коллажа «Наши добрые дела», разгадывать ребусы, играть в игры «Потопаем- похлопаем», «Мой портрет в лучах солнца» | Коммуникативные УУД: различать хорошие и плохие поступки; учить делать добрые дела: помогать пожилым и больным людям; формировать уважительное отношение к старшим; использовать доброжелательный тон в общении, оценивать характер общения (тон, интонация, лексика) Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. ЛичностныеУУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 15.02 | ||
22 | Быть здоровым | Игры | Познакомить с основными составляющими здорового образа жизни | Игры «А ну-ка отыщи!», «Отгадай загадки – отыщи отгадки», «Расшифруй пословицу», «Разгадайте кроссворд» | Предметные умения: находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.) уметь определять причинно- следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение; Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Личностные УУД: соблюдать личную гигиену, понимать необходимость утренней зарядки; соблюдать здоровый образ жизни; осознавать вред вредных привычек | в | 20.02 | ||
23 | Незнайкин экзамен | Урок - соревнование | Познакомить с творчеством Н. Некрасова и его коротышками из Солнечного города | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | Предметные умения: ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку овладевать навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам; учиться дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх; получить первоначальные навыки ролевого взаимодействия со сверстниками. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | а | 29.02 | ||
24 | Коллекция головоломок от Незнайки | Логические игры и головоломки | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Разгадывать головоломки, играть в логические игры «Рассуждаем логически», «Бывает ли?», рисовать коротышек из Солнечного города. | Предметные умения: уметь различать ребусы, головоломки, логические задания и разгадывать их; находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; составлять рисунки, используя офицерскую линейку Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 14.03 | ||
25 | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Беседа-размышление | Познакомить детей с книгой Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» и её героями | Активно участвовать в диалоге, обсуждении книги. Играть в игры, рисовать по клеточкам. работать с офицерской линейкой | Предметные умения: вести диалог; ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку воспитывать любовь к чтению художественной литературы. Личностные УУД: осознавать роль и жизни людей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, высказывать своё отношение к героям прочитанных книг, к их поступкам Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | а | 28.03 | ||
26 | Знаменитые малыши. Дюймовочка Букет для Русалочки | Исследовательская работа | Познакомить с признаками сказок. Подобрать материал о Дюймовочке, героине сказки Г. Х. Андерсена. Сделать подборку сказок, героями которых являются малыши | Вспомнить героев сказок – коротышек, рисовать их. Разгадывать ребусы, играть в игры «Не из той компании», «Мы художники», «Послушай и ответь» | Познавательные УУД: знать отличительные признаки сказок; умение исследовать (наблюдать, сравнивать и сопоставлять) свойства пластичных материалов. осваивать способы и правила работы с пластичными материалами; осуществление работы в группах. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 04.04 | ||
27 | Спичечное ассорти Словесные забавы | Беседа и игры | Познакомить со значением слова «ассорти», развивать нестандартное мышление, конструкторские способности | Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант | Предметные умения: ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место: правильно и рационально размещать инструменты и материала, убирать рабочее место; находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; писать графические диктанты Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 11.04 | ||
28 | «Говорящие» головоломки | Логические игры | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | а | 18.04 | ||
29 | Ловим рыбку | Логические игры | Подобрать задания на развитие нестандартногомышления, конструкторских способностей | Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой | Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | в | 25.04 | ||
30 | Загадалки | Разнообразие игр на основе загадок | Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним, работать с офицерской линейкой | Предметные умения: уметь отгадывать загадки; уметь проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа; находить закономерности и самостоятельно составлять элементарную закономерность; уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор; составлять картинки при помощи офицерской линейки. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. | а | 16.05 | ||
31 | Пернатые друзья Итоговое занятие | Интеллектуальные игры и логические игры | Сообщить интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай | Писать графический диктант «Павлин», разгадывать загадки о птицах | Предметные умения: находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность; уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор; уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение; писать графические диктанты Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Регулятивные УУД: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | в | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Пояснительная записка содержит общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...
Рабочая программа для первого класса по курсу РПС "36 занятий для будущих отличников.
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся; ф...
Внеурочная деятельность. 36 занятий для будущих отличников. 2 класс
Пояснительная записка...
Внеурочная деятельность. 36 занятий для будущих отличников. 2 класс
Пояснительная записка...
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
Тематическое планирование факультатива по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 4 класс УМК "Школа 2100"
Тематическое планирование для 4 класса - 34 занятия в год. Автор: Мищенкова Л. В....