Родительское собрание
методическая разработка на тему
Родительское собрание в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_nachalnoy_shkole.doc | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа»
Конкурс: Современный классный руководитель
Номинация: «Работа с неблагополучными семьями»
Мероприятие: Семейная гостиная
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»
Провела: Коротаева Г.А.
учитель начальных классов
Омская область, Усть- Ишимский район, село Никольск, Переулок Школьный 1А
2014 – 2015 учебный год
Цели и задачи семейной гостиной: формирование нравственной культуры личности младших школьников; воспитание этических норм поведения в обществе, среди сверстников, с взрослыми; привлечение родителей в организации, подготовке и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
Ожидаемые результаты: создание приоритета родительского воспитания, построение демократических отношений детей и взрослых.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Время проведения: ноябрь 2014 года.
Оборудование: плакаты с высказываниями о вежливости: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям», «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе», рисунки детей, книги о вежливости.
Участники семейной гостиной: родители, учащиеся 2-4 класса, классный руководитель.
Учитель. Уважаемые родители, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы совершить увлекательное путешествие в город Вежливости.
Ученик. Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
Учитель. Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
Ученик. Нетрудно уступить в автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании.
Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Ученица. Нетрудно помочь по дому старшим. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.
Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие по городу «Вежливости».
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями,
со старшими: резко отвечают, огрызаются, кричат. Им кажется, что этих случаях они поступают, как взрослые люди.
Улица «Неуважительная»
Учитель. Друзья, нас ожидает первая остановка на улице Неуважительной. Стихи о школьнике одном. Его зовут... а впрочем, мы лучше здесь его не назовём
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече:
«Добрый день»,
Казалось бы, простое слово,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощание:
«Ну я пошёл, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы…Мы скажем вам «спасибо»
Учитель. Даже сто лет тому назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать окружающих, считали невеждами. Почти на каждый случай существовало свое приветствие - это ласковое признание, что вас заметили и желают вам всего доброго.
Жнецов, идущих с поля, приветствовали следующими словами - «с двумя полями сжатыми, а с тремя засеянными»; рыболовам - «улов на рыбу»; работающему - «бог в помощь»; купцу - «чай да сахар», в деревне за столом - «хлеб да соль».
И пусть многие из этих приветствий ушли в прошлое, но наше обычное «здравствуйте», «добрый день» надо произносить с уважением.
Станция «Добрая»
Учитель. Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Послушайте стихотворение «Добрые слова» О. Дриза.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Учитель. А теперь, ребята, давайте все вместе решим задачу:
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие ошибки он допустил?
(Должен не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»
Не часов, а который час. После ответа надо сказать: «Спасибо».)
2. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой сверток. Одна из книг упала.
У вас упала книга, - закричал мальчик, догоняя прохожего.
Разве? - Удивился тот.
Конечно, - объяснил мальчик, - у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.
Я вижу ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты ещё не усвоил.
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Учитель. Послушайте стихотворение Кузнецовой и оцените поступок девочки.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Учитель. А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Задайте себе мысленно этот вопрос и попробуйте мысленно честно на него ответить.
Не забывайте, что только бескорыстные люди готовы помочь друг другу, не ожидая за это расплаты. Послушайте стихотворение А. Барто «Надюша».
Встали девочки чуть свет,
В сад спешит бригада.
Говорит Надюша в след.
- Больше всех им надо!
Посадили деревца,
И заботы хватит.
Для чего же без конца
Бегать поливать их?
В гости к девочке большой
В праздник шла бригада
. Снова голос за спиной:
Больше всех им надо!
Я у девочки больной
В будни посидела.
Что мне тратить выходной
На такое дело?
- Надя, где твоя душа? –
Говорит бригада.
И, орешки шелуша,
Надя молвит не спеша:
-Для чего же мне душа?
Больше всех мне надо?!
Станция «Культурная»
Учитель. Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными. Например, хлопать со всего маху дверью или громко кричать на лестнице в доме, где вы живёте, - это признаки невоспитанности. Ведь в любой квартире может оказаться больной человек. А, может быть, чьи-то папа и мама отдыхают после работы в ночную смену.
Игра «Вежливо или невежливо»
-Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь?
-Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
-Если ты пригласил к себе домой товарищей, а мама в это время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь?
-Ты пришёл в магазин, чтобы купить тетради. Как ты обратишься к продавцу?
Учитель. Многие ребята, к сожалению, очень грубы друг с другом, с родителями и учителями. Иногда в школе ведут себя хорошо, ну, а после школы... Об этом говорит А. Барто в своем стихотворении «Любочка».
У ч е н и к. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит с порога,
Объявляет на ходу:
-У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет,
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
-Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
-Это детские места.
-Ну, садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Станция «Товарищеская»
Учитель. В классе много таких ребят, которые по поводу и без повода жалуются на всех остальных учительнице и родителям. У них возникает привычка постоянно и порой несправедливо в чем- то обвинять, обличать окружающих, преувеличивая их действительные недостатки. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так вести себя.
Учен и ц а. Послушайте стихотворение А. Барто «Сонечка»:
Тронь ее нечаянно –
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
- Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
Голова болит...
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики!
Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год!
Испугалась Сонечка
И сидит теперь тихонечко.
Учитель. Ребята часто дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют человеческое достоинство. Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но постепенно входя в азарт начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить слабых.
Стихотворение Е. Ильина «Игра».
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать,
Запомни драчун - забияка.
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей
А в играх с друзьями мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота!
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится, - стыдится.
Учитель. Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихотворениях критиковали многие недостатки школьников рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями.
Ученик. Посмотрите инсценировку стихотворения С. Маршака «Угомон»
Что случилось нынче в школе.
Не учительницы, что ли?
Расшумелся второй класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: «Ребята, тише!»
«Тише!» - крикнули в ответ
Юра, Щура и Ахмет.
«Тише! Тише!» - закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
«Тише! Тише! Тишина!» -
крикнул Игорь у окна.
«Замолчите!» - на весь класс
басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон...
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
«Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!»
Учитель. К сожалению, в школе не изжиты драки ребят в классах, на переменах. Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы - друзья».
Ученик 1. С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, Я - худой.
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!..
Ученик 2. Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе... Отстаем!
Ученик 1. Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
Ученик 2. Что-то, Вова, Позабыл.
Ученик 1. И я забыл!
Ну не важно!
Дрались честно.
Как положено друзьям!
Я как стукну!
Ученик 2. Я как тресну!
Ученик 1. А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
( девочка делает вид, что обливает мальчиков из ведра).
Ученик 2. С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
Учитель. Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, приготовиться к следующему уроку. Ну, а вы на самом деле как себя ведете в перемену, что делаете? Об этом хорошо рассказал С. Маршак в стихотворении «Перемена»
Ученик. Перемена. Перемена –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова, продремавший весь урок,
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним б-о-о-льшая перемена.
Не угонишься за Вовой.
Он, гляди, какой бедовый.
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
Ваське, Кольке и Сережке,
Покатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачу,-
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут - опять звонок..
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
Ничего, - вздыхает Вова,
На уроке отдохнем.
Улица «Драчливая»
Ученик. Пошел я гулять и в саду по привычке
Я дернул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать...
«Простите меня», - я шепнул виновато.
-Ступай, прощаю пока.
И ухо мое отпустила рука.
- Какое слово помогло мальчику?
Учитель. О ком так говорят: «Драчлив, как петух»?
А в каких случаях говорят: «Худой мир лучше доброй драки»?
А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки?
Послушайте стихотворение В. Лифшица «Два козла».
А затем попробуете ответить на вопрос, с кем сравнивает автор двух дерущихся козлов?
Однажды на лужайке
Подрались два козла,
Подрались для забавы,
Не то чтобы со зла.
Один из них тихонько
Приятеля боднул.
Другой из них легонько
Приятеля лягнул.
Один боднул приятеля
Немножко посильней.
Другой лягнул приятеля
Немножко побольней.
Один разгорячился,
Боднул что было сил!
Другой его рогами
Под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен –
Запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся
Не в шутку, а в серьез...
Я вспомнил эту драку,
Когда передо мной
На школьной перемене
Такой же вспыхнул бой.
Учитель. А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?
А вот какой совет дает А.Л. Барто в стихотворении «Если бьют...»
У мальчишки после драки
Отличительные знаки,
Но не прячет он царапин,
Нет, наоборот,
Он, услышав голос папин,
Говорит: - ну вот,
Все в порядке! Я им выдал!
Я им дал сполна!
И отец с довольным видом
Смотрит на сынка.
И сегодня на бульваре
Дрался он, как лев,
Двух обидчиков ударил,
Сразу осмелев.
- Молодец! - одобрил папа –
Вот теперь ты не растяпа.
И запомни впредь:
Затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют - ответь.
А какой бы совет вам дали бы ваши родители?
Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?
О драках народная мудрость гласит:
Подыми руку, но не ударь.
Дракою прав не будешь.
Ссора до добра не доведет.
Куда ни придет, ссору заведет.
Станция «Вежливая»
Учитель. Посмотрим, как обстоит дело с вежливостью, особенно у мальчиков.
Ученик читает стихотворение А. Барто «Вежливый поступок».
Было лето, пели птички...
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял: «Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски
Произнес: - Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!
Было лето, Пели птички...
Две девчонки
В электричке
Сели около окна.
-Между прочим,
Мы москвички, -
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
-Как же так!
Значит, я...
Попал впросак?!
И теперь не пьет,
Не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему.
Станция «Конечная»
Учитель. Все вы, ребята, должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, космонавтами, капитанами... Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
Слова: «До свиданья!»
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
На этом наше заседание семейной гостиной окончено, всем спасибо за участие. Давайте закончим его песней «Улыбка».
Мероприятие заканчивается чаепитием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...