Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности направлена на развитие логического и образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Куропатинская средняя общеобразовательная школа
"Рассмотрено" на МО Протокол № _____ от _____________ Руководитель МО _______ Пиевец О.В. | "Согласовано" с заместителем по УВР
____________ Зам. директора по УВР___________ Громова Н.А. | "Утверждено" на педагогическом совете № ____ от _____________ | "Утверждено" приказом директора Приказ № ___ от _________ Директор школы _______ Савосько М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности "Умелые ручки"
ДЛЯ 3 КЛАССА
2015 - 2016 УЧЕБНОГО ГОДА
Составитель рабочей программы – Савосько Людмила Владимировна
I. Пояснительная записка
а) Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» разработана в соответствии с
п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации",
Уставом образовательного учреждения,
Приказом Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.;
Основной образовательной программой школы уровня начального общего образования;
Программы А.В. Горячева курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.
б) Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.
в) Цели изучения курса:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
- алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
г) Место курса в учебном плане:
Согласно учебному плану МОУ Куропатинской СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение курса ( внеурочной деятельности) «Информатика в играх и задачах» в 3 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю .
д) Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
е) Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная
- коллективная
- работа в малых группах
ж) Технологии обучения:
- Технология продуктивного чтения.
- Технология критического мышления.
- Технология проектной деятельности.
- Проблемно – диалогическая технология.
- Здоровьесберегающие технологии.
з) Виды и формы контроля:
тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, цветопись, беседа.
II. Содержание курса
Алгоритмы (8ч.)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Планируемые результаты:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
Группы (классы) объектов (8ч.)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Планируемые результаты:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Логические рассуждения (10ч.)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Планируемые результаты:
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Планируемые результаты:
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
III. Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы | |
1 | Алгоритмы. | 8 | 6 |
2 | Группы (классы) объектов. | 8 | 6 |
3 | Логические рассуждения. | 10 | 8 |
4 | Применение моделей (схем) для решения задач. | 8 | 6 |
ИТОГО: | 34 | 26 |
IV. Литература
- А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.
- Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2005, 240с.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
Планируемые результаты изучения курса «Информатика в играх и задачах»:
Результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
V. Календарно-тематическое планирование
№/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Практическая часть | Вид контроля | ||
План | Факт | ||||||
Алгоритмы (8ч.) | |||||||
1 | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. | Выполнение заданий в паре | текущий | |||
2 | Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. | Выполнение задания в группе | текущий | |||
3 | Выполнение алгоритма. | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | Выполнение заданий в паре | текущий | |||
4 | Составление алгоритма | Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. | Выполнение задания в группе | текущий | |||
5 | Поиск ошибок в алгоритме | Находить и исправлять ошибки в алгоритмах | Работа в паре | текущий | |||
6 7 8 | Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы | Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. | Выполнение заданий в паре | тематический | |||
Группы (классы) объектов (8ч.) | |||||||
9 | Общие названия и отдельные объекты. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. | Выполнение задания в паре | ||||
10 | Разные объекты с общим названием. | Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). | Выполнение задания в группе | текущий | |||
11 | Разные общие названия одного отдельного объекта | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | Выполнение задания в паре | текущий | |||
12 | Состав и действия объектов с одним общим названием. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. | Выполнение задания в группе | текущий | |||
13 | Отличительные признаки. | Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. | Выполнение задания в паре | текущий | |||
14 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. | Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | Выполнение задания в паре | текущий | |||
15 16 | Имена объектов | Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. | Выполнение задания в группе | тематический | |||
Логические рассуждения (10ч.) | |||||||
17 18 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. | Подготовка выступлений по темам | текущий | |||
19 20 | Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). | Выполнение задания в группе, анализ работы группы соперников. | текущий | |||
21 22 | Графы и их табличное описание | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | Выполнение заданий в паре, защита работ. | текущий | |||
23 24 | Пути в графах | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | Выполнение задания в группе, анализ работы. | текущий | |||
25 26 | Деревья. | Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. | Творческое выполнение работы в малых группах. | тематический | |||
Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.) | |||||||
27 28 | Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. | Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | Разбор ситуаций, разработка выигрышной стратегии. | текущий | |||
29 | Решение задач по аналогии | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. | Творческое задание в паре. | текущий | |||
30 31 | Решение задач на закономерности | Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. | Составление логических цепочек. | тематический | |||
32 33 34 | Аналогичные закономерности | Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. | Творческое выполнение заданий, защита работ. | итоговый | |||
ИТОГО: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42197.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42197.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433850-1396984183.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-349585-1416514948.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...