Рабочая программа "Трудовой десант"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Трудовой десант» создана на основе ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных связей, способствующих формированию УУД, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика предмета
Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию дома.
Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).
Во внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью и весной дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках (принимают участие в субботниках).
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Трудового десанта» определены социальным заказом и представлены разделами: «Я обслуживаю себя сам», «Я работаю с природным материалом», «Я дружу с растениями и животными».
Первый раздел «Я обслуживаю себя сам», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности. Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем в общем плане, предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.
Второй раздел программы «Я работаю с природным материалом» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного инвентаря и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи взрослого при выполнении работы.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
Третий раздел определяет круг необходимых знаний и навыков по уходу за растениями и животными. В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы.
В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на клумбе можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.
Цель обучения - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания изучать жизнь растений, повадки животных; потребности участвовать в творческой деятельности.
Рабочая программа по курсу «Трудовой десант» 1- 4 класс разработана по государственной программе Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам», из расчета 1 час в неделю. Для полной реализации рабочей программы на занятиях используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на развитие творческих способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.
В программе заложены следующие принципы:
- социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
- сотрудничество детей и взрослых;
- «многоролевой» характер деятельности;
- творчество
Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
- коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
- коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
- ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
- общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Содержание программы
1 год обучения
1. «Я обслуживаю себя сам». 9часов.
Знакомство с правилами личной гигиены. Правила ухода за личными вещами. Работа по подклейке книг в школьной библиотеке.
2. «Я работаю с природным и бросовым материалом». 14 часов
Правила сбора и хранения природного материала. Работа с природными материалами. Изготовление изделий из природного и бросового материала.
3. «Я дружу с растениями и животными». 10 часов
Комнатные растения и правила ухода за ними. Правила ухода за домашними животными. Оказание помощи птицам и животным.
2 год обучения
1. «Я обслуживаю себя сам». 14 часов.
Личная гигиена. Составление памятки «Личная гигиена». Знакомство с хозяйственным инвентарем. Правила ухода за личными вещами. Правила этикета.
2. «Я дружу с растениями и животными». 13 часов
Комнатные растения и уход за ними. Правила посева семян и уход за ними.
3. «Я работаю с природным и бросовым материалом». 7 часов
Сбор бросового материала. Работа с бросовым материалом. Презентация работ из бросового материала.
3 год обучения
1. «Я обслуживаю себя сам». 18 часов.
Овладение навыками работы хозяйственным инвентарем. Работа на пришкольном участке. Знакомство с колющими и режущими предметами быта. Работа со швейной иголкой. Правила этикета.
2. Я работаю с природным и бросовым материалом». 8 часов
Изготовление гербария. Изготовление поделок из бросового материала. Презентация собственных работ.
3. «Я дружу с растениями и животными». 8 часов.
Изготовление кормушек. Уход за птицами. Посев декоративных растений. Уход за всходами и высадка их в грунт.
4 год обучения
1. «Я обслуживаю себя сам». 13 часов
Совершенствование навыков работы хозяйственным инвентарем. Хозяйственные работы на пришкольной территории. Работа по подклейке книг в школьной библиотеке. Обязанности дежурных по школе и в классе.
2. Я работаю с природным и бросовым материалом».7 часов
Изготовление поделок и панно из природного материала. Выставка и презентация собственных работ.
3. «Я дружу с растениями и животными». 10 часов.
Уход за комнатными растениями. Посев декоративных растений. Пикирование рассады. Высадка их в грунт. Сезонная уборка пришкольного двора.
В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности и гигиены. В рабочей программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных навыков (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются УУД, предусматриваемые ФГОС НОО:
познавательные:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- предлагать рациональный способ деятельности.
коммуникативные:
- грамотно излагать проблему;
- умение договариваться
регулятивные:
- размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;
- выполнять правила безопасной работы;
- уметь планировать свою деятельность, пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной и практической жизни;
личностные:
- адекватно оценить в деятельности себя и товарища.
Планируемый результат обучения:
К концу 1 класса обучающиеся получат возможность научиться под руководством учителя простейшим навыкам самообслуживания (в том числе личной гигиены):
- правилам безопасной работы с различными инструментами;
- планировать свою работу;
- правилам ухода за животными и комнатными растениями;
- правилам ухода за учебниками и другими книгами, а также правилам работы с книгой;
- жить и трудиться в коллективе.
К концу 2 класса дети научатся:
- соблюдать правила личной гигиены;
- правилам сервировки стола;
- правилам поведения за столом;
- правилам ухода за комнатными растениями;
- работе с бросовым материалом.
К концу 3 класса дети научатся:
- изготовлению гербария;
- выполнению аппликационных работ;
- изготавливать кормушки из бросового материала;
- пришиванию пуговиц;
- правилам работы с хозяйственным инвентарем;
- дежурить по классу и по школе;
- сеять семена, ухаживать за их всходами.
К концу 4 класса дети научатся:
- распределению обязанностей и поручений при дежурстве по школе и классу;
- составлению панно из природных материалов;
- «лечить» комнатные растения;
- пикировать рассаду декоративных растений;
- высаживать декоративные растения в грунт;
- элементам шитья и вышивки;
- составлению каталога книг домашней библиотеки.
Ведущие формы и методы организации занятий: лекция, игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.
Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» в 1 классе.
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения |
Я обслуживаю себя сам (9 ч.) | |||
Режим дня школьника. | Урок-лекция | ||
Учимся навыкам самообслуживания. | Урок-лекция | ||
Учимся шнуровать обувь. | Практическое занятие | ||
Личная гигиена. | Урок-лекция | ||
Путешествие в страну Грязнулию. | Урок-путешествие | ||
Правила поведения за столом. | Урок-игра | ||
Уход за личными вещами. Складываем брюки и рубашки. | Практическое занятие | ||
Содержание в порядке своих книг и тетрадок. Мелкий ремонт школьных книг. | Практическое занятие | ||
Как правильно собирать портфель. | Урок-соревнование | ||
Я работаю с природным и бросовым материалом (14 ч.) | |||
Основные правила сбора и хранения природного материала. | Урок-лекция | ||
Прогулка с пользой. Сбор природного материала. | Урок - экскурсия | ||
Аппликационные работы (листья) | Практическое занятие | ||
Аппликационные работы (цветы) | Практическое занятие | ||
Прогулка с пользой. Сбор бросового материала. | Урок - экскурсия | ||
Изготовление изделий из бросового материала. | Практическое занятие | ||
Изготовление изделий из бросового материала. | Практическое занятие | ||
Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. | Практическое занятие | ||
Прогулка с пользой. Покорми птиц. | Урок - экскурсия | ||
Операция «Чистый класс». Сухая уборка. | Трудовой десант | ||
Операция «Фантик». Сбор фантиков от конфет для изготовления украшений-бабочек. | Практическое занятие | ||
Собирая макулатуру, мы спасаем жизнь деревьям. | Урок-лекция | ||
Сбор макулатуры. | Трудовой десант | ||
Сбор макулатуры. | Трудовой десант | ||
Я дружу с растениями и животными (10 ч.) | |||
Комнатные растения в доме. | Урок-лекция | ||
Уход за комнатными растениями. | Урок-лекция с ИКТ | ||
Как правильно удалить пыль с листьев растений. | Практическое занятие | ||
Как правильно поливать растения, чтобы им не навредить. | Урок- лекция | ||
Подкормка растений. | Урок-лекция | ||
Почему растения пересаживают? | Урок-лекция | ||
Правила пересадки комнатных растений. | Урок-лекция | ||
Почему домашние животные нуждаются в человеке? | Урок-лекция | ||
Правила ухода за домашними животными. | Урок-игра | ||
Наблюдение за черепашками и рыбками из «живого уголка». | Урок-наблюдение |
Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» во 2 классе.
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения |
Я обслуживаю себя сам (14 ч.) | |||
Составление памятки по соблюдению правил личной гигиены. | Практическое занятие | ||
Презентация памяток по соблюдению правил личной гигиены. | Урок- презентация | ||
Расческа, зубная щетка, носовой платок и другие предметы личной гигиены. | Урок лекция | ||
Гигиена классной комнаты. Распределение обязанностей дежурных по классу. | Урок-диалог | ||
Знакомство с хозяйственным инвентарем. | Урок лекция с ИКТ | ||
Особенности влажной и сухой уборки. | Урок - лекция | ||
Сухая и влажная уборка классной комнаты. | Трудовой десант | ||
Общие и сезонные требования к одежде. Уход за личными вещами. | Урок - лекция | ||
Уход за личными вещами. Чистка одежды и обуви. | Практическое занятие | ||
Уход за личными вещами. Стирка мелких предметов одежды. | Урок - лекция | ||
Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. | Урок – ролевая игра. | ||
Сервировка стола. | Урок-игра | ||
Мелкий ремонт книг и учебников. (Подклеивание, оборачивание) | Трудовой десант | ||
Сухая и влажная уборка классной комнаты. | Трудовой десант | ||
Я дружу с растениями и животными (13 ч.) | |||
Уход за комнатными растениями. | Трудовой десант | ||
Подкормка растений | Урок - практикум | ||
Влажная и сухая уборка класса | Трудовой десант | ||
Прогулка с пользой. Покорми птиц. | Урок-экскурсия | ||
Создание памяток по уходу за домашними животными. | Практическое занятие | ||
Презентация памяток по уходу за домашними животными. | Урок- презентация | ||
Создание сборника памяток по уходу за домашними животными. | Практическое занятие | ||
Повторение правил пересадки комнатных растений. | Урок- лекция | ||
Пересадка комнатных растений. | Практическое занятие | ||
Правила посева семян и уход за ними. | Урок- лекция | ||
Посев семян по выбору. | Практическое занятие | ||
Наблюдение и уход за посевом. | Практическое занятие | ||
Влажная и сухая уборка класса | Трудовой десант | ||
Я работаю с природным и бросовым материалом (7 ч.) | |||
Сбор макулатуры. | Трудовой десант | ||
Изготовление игрушечного дома из картона | Практическое занятие | ||
Изготовление изделий из проволоки | Практическое занятие | ||
Изготовление подставки для карандашей из пластиковых бутылок | Практическое занятие | ||
Выставка и презентация собственных работ из бросового материала | Урок -конкурс | ||
Сбор макулатуры. | Трудовой десант | ||
Генеральная уборка класса | Трудовой десант |
Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» в 3 классе.
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения |
Я обслуживаю себя сам (4 ч.) | |||
Ознакомление с обязанностями дежурного по школе | Урок - лекция | ||
Распределение обязанностей и поручений дежурства по школе | Урок открытых мыслей | ||
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
Я работаю с природным и бросовым материалом (8 ч.) | |||
Прогулка с пользой. Сбор природного материала. | Урок – экскурсия | ||
Правила хранения и засушивания природных материалов. Гербарий. | Урок- лекция | ||
Изготовление гербария из цветов и листьев | Практическое занятие | ||
Аппликационные работы (листья) | Практическое занятие | ||
Аппликационные работы (цветы) | Практическое занятие | ||
Изготовление поделок из бросового материала | Практическое занятие | ||
Выставка и презентация собственных работ из бросового материала | Урок - конкурс | ||
Влажная и сухая уборка класса | Трудовой десант | ||
Я дружу с растениями и животными (8 ч.) | |||
Уход за комнатными цветами. | Практическое занятие | ||
Изготовление кормушек из бросового материала. | Практическое занятие | ||
Изготовление кормушек из бросового материала. | Практическое занятие | ||
Прогулка с пользой. Развешивание кормушек для птиц в школьном дворе. | Урок-экскурсия | ||
Прогулка с пользой. Покорми птиц. | Урок-экскурсия | ||
Сухая и влажная уборка классной комнаты. | Трудовой десант | ||
Посев семян декоративных растений | Практическое занятие | ||
Уход за всходами декоративных растений | Урок - КТД | ||
Я обслуживаю себя сам (14ч.) | |||
Знакомство с колющими и режущими предметами, употребляемыми в быту. | Урок – лекция | ||
Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. | Урок – лекция | ||
Виды ручных швов. | Урок – лекция с ИКТ | ||
Работа со швейной иголкой. Ручные швы. | Урок- практикум | ||
Пришивание пуговиц | Урок- практикум | ||
Пришивание пуговиц | Урок- практикум | ||
Правила сервировки чайного стола. | Урок – лекция | ||
Игра «Встречай гостей» | Урок – ролевая игра | ||
Изучение техники работы с электроприборами. | Урок – лекция с ИКТ | ||
Овладение навыками работы с электроприборами. | Урок – ролевая игра | ||
Генеральная уборка класса | Трудовой десант | ||
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник). Высадка рассады декоративных растений. | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант |
Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» в 4 классе.
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения |
Я обслуживаю себя сам (5 ч.) | |||
Распределение обязанностей и поручений дежурства по школе | Урок открытых мыслей | ||
Распределение обязанностей и поручений дежурства в классе | Урок открытых мыслей | ||
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора. Озеленение школьного двора. Посадка деревьев и кустарников. | Трудовой десант | |
Я работаю с природным и бросовым материалом (7ч.) | |||
Прогулка с пользой. Сбор природного материала. | Урок – экскурсия | ||
Изготовление поделок из природного материала. | Практическое занятие | ||
Изготовление закладок с применением природного материала (соломка) | Практическое занятие | ||
Изготовление декоративных панно из природных материалов | Практическое занятие | ||
Изготовление декоративных панно из природных материалов | Практическое занятие | ||
Выставка и презентация собственных работ из бросового материала | Урок - конкурс | ||
Влажная и сухая уборка класса | Трудовой десант | ||
Я дружу с растениями и животными (5 ч.) | |||
Изготовление кормушек из бросового материала. | Практическое занятие | ||
Прогулка с пользой. Развешивание кормушек для птиц в школьном дворе. | Урок-экскурсия | ||
Прогулка с пользой. Покорми птиц. | Урок-экскурсия | ||
Уход за комнатными растениями. | Трудовой десант | ||
Операция «Лечим комнатные растения» | Трудовой десант | ||
Я обслуживаю себя сам (8ч.) | |||
Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. | Урок – лекция | ||
Лоскутная мозаика | Урок- практикум | ||
Учимся уюту и прививаем вкус | Урок – лекция с ИКТ | ||
Носовой платок- предмет личной гигиены. Вышивка инициалов на платке. | Урок- практикум | ||
Вышивка инициалов на личных вещах. | Урок- практикум | ||
Составление каталога книг домашней библиотеки | Урок- практикум | ||
Презентация каталогов домашней библиотеки | Урок - презентация | ||
Ремонт библиотечных книг и учебников | Урок- практикум | ||
Я дружу с растениями и животными (5 ч.) | |||
Посев семян декоративных цветов. | Практическое занятие | ||
Уход за всходами декоративных цветов. | Практическое занятие | ||
Пикирование рассады декоративных цветов. | Практическое занятие | ||
Озеленение школьного двора. Высадка кустарников и деревьев. | Трудовой десант | ||
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник). Высадка рассады декоративных растений. | Трудовой десант | |
в соответствии со школьным графиком | Сезонная уборка пришкольного двора (субботник) | Трудовой десант | |
Генеральная уборка класса | Трудовой десант |
Литература
1. Симоненко В.Д., Муравьев Е.М. «Общие основы методики преподавания технологии».- Брянск,2000
2. Калинич М.М. «Рукоделие»- Минск .- Палымя. - 1997
3. Воронов В.А.Энциклопедия прикладного творчества. Москва.- Олма – Пресс.- 2000
4. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – Москва.- Просвещение.- 1988
5. Симоненко В. Д., Синица Н. В. «Программа начального и основного общего образования. Технология», Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовой десант
Сейчас тот период, когда травка уже совсем зеленая, а на деревьях распустились листочки. Зелень еще не успела покрыться пылью. Все такое яркое и свежее, залюбуешься. Как это у людей только руки ...
Подмосковный десант в Олимпийской сборной России
Результаты отбора спортсменов Московской области в сборную команду Российской Федерации для участия в XXII Олимпийских зимних играх в Сочи....
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант"
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант" по ФГОС...
Презентация " Десант по местам боевых подвигов огненных экипажей"
музей имени и.с. черныхПрезентация о подвигах : Черных И.С, Игашова П.С., и подвиг танка Т-28...
конспект внеурочного занятия - Десант по местам подвигов огненных экипажей
конспект внеурочного занятия...
«Социальный проект «Десант добра» как средство формирования гражданской инициативы и гражданской ответственности детей и подростков»
Проект направлен на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе....
Программа смены "Зеленый десант"
Программа смены пришкольного лагеря, посвященная Году Экологии....