Рабочая программа "Трудовой десант"
рабочая программа (2 класс) на тему

Сомова Наталия Григорьевна
Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_trudovoy_desant2015-2016.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Трудовой десант» создана на основе ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных связей, способствующих формированию УУД, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика предмета

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию  дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

Во внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью и весной дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках (принимают участие в субботниках).  

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Трудового десанта» определены социальным заказом и представлены разделами: «Я обслуживаю себя сам», «Я работаю с природным материалом», «Я дружу с растениями и животными».

Первый раздел «Я обслуживаю себя сам», определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающегося по осознанию предстоящей практической деятельности. Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем в общем плане, предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.

Второй раздел программы «Я работаю с природным материалом» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного инвентаря и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи взрослого при выполнении работы.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

Третий раздел определяет круг необходимых знаний и навыков по уходу за растениями и животными. В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы.

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на клумбе можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

Цель обучения - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, желания изучать жизнь растений, повадки животных; потребности участвовать в творческой деятельности.

Рабочая программа по курсу «Трудовой десант» 1- 4 класс разработана по государственной программе Т.М. Геронимус «Я всё умею делать сам», из расчета 1 час в неделю. Для полной реализации рабочей программы на занятиях используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на развитие творческих способностей, пространственного воображения, ассоциативного мышления, наблюдательности.

В программе заложены следующие принципы:

  • социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • «многоролевой» характер деятельности;
  • творчество

Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как: 

  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива; 
  • коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией; 
  • ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения; 
  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Содержание программы

1 год обучения

1. «Я обслуживаю себя сам».  9часов.

Знакомство с правилами личной гигиены.  Правила ухода за личными вещами. Работа по подклейке книг в школьной библиотеке.

2. «Я работаю с природным и бросовым материалом». 14 часов

 Правила сбора и хранения природного материала. Работа с природными материалами. Изготовление изделий из природного и бросового материала.

3. «Я дружу с растениями и животными».  10 часов

Комнатные растения и правила ухода за ними. Правила ухода за домашними животными.  Оказание помощи птицам и животным.

2 год обучения

1. «Я обслуживаю себя сам».  14 часов.

Личная гигиена. Составление памятки «Личная гигиена». Знакомство с хозяйственным инвентарем. Правила ухода за личными вещами. Правила этикета.

2. «Я дружу с растениями и животными».  13 часов

Комнатные растения и уход за ними. Правила посева  семян и уход за ними.

3. «Я работаю с природным и бросовым материалом». 7 часов

Сбор бросового материала. Работа с бросовым материалом. Презентация работ из бросового материала.

3 год обучения

1. «Я обслуживаю себя сам».    18 часов.

  Овладение навыками работы  хозяйственным инвентарем. Работа на пришкольном участке. Знакомство с колющими и режущими предметами быта. Работа со швейной иголкой. Правила этикета.

 2. Я работаю с природным и бросовым материалом». 8 часов

Изготовление гербария. Изготовление поделок из бросового материала. Презентация собственных работ.

3. «Я дружу с растениями и животными».  8 часов.

Изготовление кормушек. Уход за птицами. Посев декоративных растений. Уход за всходами и высадка их в грунт.

4 год обучения  

1. «Я обслуживаю себя сам».    13 часов

Совершенствование  навыков работы  хозяйственным инвентарем. Хозяйственные работы на пришкольной территории. Работа по подклейке книг в школьной библиотеке. Обязанности дежурных по школе и в классе.

2. Я работаю с природным и бросовым материалом».7 часов

 Изготовление поделок  и панно из природного материала. Выставка и презентация собственных работ.

3. «Я дружу с растениями и животными».  10 часов.

Уход за комнатными растениями. Посев декоративных растений. Пикирование рассады. Высадка их в грунт. Сезонная уборка пришкольного двора.

      В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности и гигиены. В рабочей программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных навыков (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания трудового обучения у обучающихся формируются УУД, предусматриваемые ФГОС НОО:

познавательные:

  • наблюдать объекты окружающего мира;
  • предлагать рациональный способ деятельности.

коммуникативные:

  • грамотно излагать проблему;
  •  умение договариваться

регулятивные:

  • размещать на рабочем столе инструменты индивидуального пользования, приспособления;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • уметь планировать свою деятельность, пользоваться приобретёнными знаниями в повседневной и практической жизни;

 личностные:

  • адекватно оценить в деятельности себя и товарища.

Планируемый результат обучения:

К концу 1 класса обучающиеся получат возможность научиться под руководством учителя простейшим навыкам самообслуживания (в том числе личной гигиены):

  • правилам безопасной работы с различными инструментами;
  • планировать свою работу;
  • правилам ухода за животными и комнатными растениями;
  • правилам ухода за учебниками и другими книгами, а также правилам работы с книгой;
  • жить и трудиться в коллективе.

К концу 2 класса  дети научатся:

  • соблюдать правила  личной гигиены;
  • правилам сервировки стола;
  • правилам поведения за столом;
  • правилам ухода за комнатными растениями;
  • работе с бросовым материалом.

К концу 3 класса дети научатся:

  • изготовлению гербария;
  • выполнению аппликационных работ;
  • изготавливать кормушки из бросового материала;
  • пришиванию пуговиц;
  • правилам работы с хозяйственным инвентарем;
  • дежурить по классу и по школе;
  • сеять семена, ухаживать за их всходами.

К концу 4 класса дети научатся:

  • распределению обязанностей и поручений при дежурстве по школе и классу;
  • составлению панно из природных материалов;
  • «лечить» комнатные растения;
  • пикировать  рассаду декоративных растений;
  • высаживать декоративные растения в грунт;
  • элементам шитья и вышивки;
  • составлению каталога книг домашней библиотеки.

Ведущие формы и методы организации занятий: лекция, игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.  

Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» в 1 классе.

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Я обслуживаю себя сам (9 ч.)

Режим дня школьника.

Урок-лекция

Учимся навыкам самообслуживания.

Урок-лекция

Учимся шнуровать обувь.

Практическое занятие

Личная гигиена.

Урок-лекция

Путешествие в страну Грязнулию.

Урок-путешествие

Правила поведения за столом.

Урок-игра

Уход за личными вещами. Складываем брюки и рубашки.

Практическое занятие

Содержание в порядке своих книг и тетрадок. Мелкий ремонт школьных книг.

Практическое занятие

Как правильно собирать портфель.

Урок-соревнование

Я работаю с природным и бросовым материалом (14 ч.)

Основные правила сбора и хранения природного материала.

Урок-лекция

Прогулка с пользой. Сбор природного материала.

Урок - экскурсия

Аппликационные работы (листья)

Практическое занятие

Аппликационные работы (цветы)

Практическое занятие

Прогулка с пользой. Сбор бросового материала.

Урок - экскурсия

Изготовление изделий из бросового материала.

Практическое занятие

Изготовление изделий из бросового материала.

Практическое занятие

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.

Практическое занятие

Прогулка с пользой. Покорми птиц.

Урок - экскурсия

Операция «Чистый класс». Сухая уборка.

Трудовой десант

Операция «Фантик». Сбор фантиков от конфет для изготовления украшений-бабочек.

Практическое занятие

Собирая макулатуру, мы спасаем жизнь деревьям.

Урок-лекция

Сбор макулатуры.

Трудовой десант

Сбор макулатуры.

Трудовой десант

Я дружу с растениями и животными (10 ч.)

Комнатные растения в доме.

Урок-лекция

Уход за комнатными растениями.

Урок-лекция с ИКТ

Как правильно удалить пыль с листьев растений.

Практическое занятие

Как правильно поливать растения, чтобы им не навредить.

Урок- лекция

Подкормка растений.

Урок-лекция

Почему растения пересаживают?

Урок-лекция

Правила пересадки комнатных растений.

Урок-лекция

Почему домашние животные нуждаются в человеке?

Урок-лекция

Правила ухода за домашними животными.

Урок-игра

Наблюдение за черепашками и рыбками из «живого уголка».

Урок-наблюдение

Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» во 2 классе.

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Я обслуживаю себя сам (14 ч.)

Составление памятки по соблюдению правил личной гигиены.

Практическое занятие

Презентация памяток по соблюдению правил личной  гигиены.

Урок- презентация

Расческа, зубная щетка, носовой платок и другие предметы личной гигиены.

Урок лекция

Гигиена классной комнаты. Распределение обязанностей дежурных по классу.

Урок-диалог

Знакомство  с хозяйственным инвентарем.

Урок лекция с ИКТ

Особенности влажной и сухой уборки.

Урок - лекция

Сухая и влажная  уборка классной комнаты.

Трудовой десант

Общие и сезонные требования к одежде. Уход за личными вещами.

Урок - лекция

Уход за личными вещами. Чистка одежды и обуви.

Практическое занятие

Уход за личными вещами. Стирка мелких предметов одежды.

Урок - лекция

Правила поведения за столом. Пользование салфеткой.

Урок – ролевая игра.

Сервировка стола.

Урок-игра

Мелкий ремонт книг и учебников. (Подклеивание, оборачивание)

Трудовой десант

Сухая и влажная уборка классной комнаты.

Трудовой десант

Я дружу с растениями и животными (13 ч.)

Уход за комнатными растениями.

Трудовой десант

Подкормка растений

Урок - практикум

Влажная и сухая уборка класса

Трудовой десант

Прогулка с пользой. Покорми птиц.

Урок-экскурсия

Создание памяток по уходу за домашними животными.

Практическое занятие

Презентация памяток по уходу за домашними животными.

Урок- презентация

Создание сборника памяток по уходу за домашними животными.

Практическое занятие

Повторение правил пересадки комнатных растений.

Урок- лекция

Пересадка комнатных растений.

Практическое занятие

Правила посева семян и уход за ними.

Урок- лекция

Посев семян по выбору.

Практическое занятие

Наблюдение и уход за посевом.

Практическое занятие

Влажная и сухая уборка класса

Трудовой десант

Я работаю с природным и бросовым материалом (7 ч.)

Сбор макулатуры.

Трудовой десант

Изготовление игрушечного дома из картона

Практическое занятие

Изготовление изделий из проволоки

Практическое занятие

Изготовление подставки для карандашей из пластиковых бутылок

Практическое занятие

Выставка и презентация собственных работ из бросового материала

Урок -конкурс

Сбор макулатуры.

Трудовой десант

Генеральная уборка класса

Трудовой десант

Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» в 3 классе.

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Я обслуживаю себя сам (4 ч.)

Ознакомление с обязанностями дежурного по школе

Урок - лекция

Распределение обязанностей и поручений дежурства по школе

Урок открытых мыслей

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

Я работаю с природным и бросовым материалом (8 ч.)

  1.  

Прогулка с пользой. Сбор природного материала.

Урок – экскурсия

Правила хранения и засушивания природных материалов. Гербарий.

Урок- лекция

Изготовление гербария из цветов и листьев

Практическое занятие

Аппликационные работы (листья)

Практическое занятие

Аппликационные работы (цветы)

Практическое занятие

Изготовление поделок из бросового материала

Практическое занятие

Выставка и презентация собственных работ из бросового материала

Урок - конкурс

Влажная и сухая уборка класса

Трудовой десант

Я дружу с растениями и животными (8 ч.)

Уход за комнатными цветами.

Практическое занятие

Изготовление кормушек из бросового материала.

Практическое занятие

Изготовление кормушек из бросового материала.

Практическое занятие

Прогулка с пользой. Развешивание кормушек для птиц в школьном дворе.

Урок-экскурсия

Прогулка с пользой. Покорми птиц.

Урок-экскурсия

Сухая и влажная уборка классной комнаты.

Трудовой десант

Посев семян декоративных растений

Практическое занятие

Уход за всходами декоративных растений

Урок - КТД

Я обслуживаю себя сам (14ч.)

Знакомство с колющими и режущими предметами, употребляемыми в быту.

Урок – лекция

Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Урок – лекция

Виды ручных швов.

Урок – лекция с ИКТ

Работа со швейной иголкой. Ручные швы.

Урок- практикум

Пришивание пуговиц

Урок- практикум

Пришивание пуговиц

Урок- практикум

Правила сервировки чайного стола.

Урок – лекция

Игра «Встречай гостей»

Урок – ролевая игра

Изучение техники работы с электроприборами.

Урок – лекция с ИКТ

Овладение навыками работы с электроприборами.

Урок – ролевая игра

Генеральная уборка класса

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник). Высадка рассады декоративных растений.

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

Календарно- тематический план внеурочной деятельности по «Трудовому десанту» в 4 классе.

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Я обслуживаю себя сам (5 ч.)

Распределение обязанностей и поручений дежурства по школе

Урок открытых мыслей

Распределение обязанностей и поручений дежурства в классе

Урок открытых мыслей

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора. Озеленение школьного двора. Посадка деревьев и кустарников.

Трудовой десант

Я работаю с природным и бросовым материалом (7ч.)

  1.  

Прогулка с пользой. Сбор природного материала.

Урок – экскурсия

Изготовление поделок из природного материала.

Практическое занятие

Изготовление закладок с применением природного материала (соломка)

Практическое занятие

Изготовление декоративных панно из природных материалов

Практическое занятие

Изготовление декоративных панно из природных материалов

Практическое занятие

Выставка и презентация собственных работ из бросового материала

Урок - конкурс

Влажная и сухая уборка класса

Трудовой десант

Я дружу с растениями и животными (5 ч.)

Изготовление кормушек из бросового материала.

Практическое занятие

Прогулка с пользой. Развешивание кормушек для птиц в школьном дворе.

Урок-экскурсия

Прогулка с пользой. Покорми птиц.

Урок-экскурсия

Уход за комнатными растениями.

Трудовой десант

Операция «Лечим комнатные растения»

Трудовой десант

Я обслуживаю себя сам (8ч.)

Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Урок – лекция

Лоскутная мозаика

Урок- практикум

Учимся уюту и прививаем вкус

Урок – лекция с ИКТ

Носовой платок- предмет личной гигиены. Вышивка инициалов на платке.

Урок- практикум

Вышивка инициалов на личных вещах.

Урок- практикум

Составление каталога книг домашней библиотеки

Урок- практикум

Презентация каталогов домашней библиотеки

Урок - презентация

Ремонт библиотечных книг и учебников

Урок- практикум

Я дружу с растениями и животными (5 ч.)

Посев семян декоративных цветов.

Практическое занятие

Уход за всходами декоративных цветов.

Практическое занятие

Пикирование рассады декоративных цветов.

Практическое занятие

Озеленение школьного двора. Высадка кустарников и деревьев.

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник). Высадка рассады декоративных растений.

Трудовой десант

в соответствии со школьным графиком

Сезонная уборка пришкольного двора (субботник)

Трудовой десант

Генеральная уборка класса

Трудовой десант

Литература

1. Симоненко В.Д., Муравьев  Е.М. «Общие основы методики преподавания  технологии».- Брянск,2000

2.  Калинич М.М. «Рукоделие»- Минск .- Палымя. - 1997

3. Воронов В.А.Энциклопедия прикладного творчества. Москва.- Олма – Пресс.- 2000

4. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – Москва.-  Просвещение.- 1988

5. Симоненко В. Д., Синица Н. В. «Программа начального и основного общего образования. Технология»,  Москва  издательский центр «Вентана – Граф», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовой десант

Сейчас  тот период, когда травка уже совсем зеленая, а на деревьях распустились листочки. Зелень еще не успела покрыться пылью. Все такое яркое и свежее, залюбуешься. Как это у людей только руки ...

Подмосковный десант в Олимпийской сборной России

Результаты отбора спортсменов Московской области в сборную команду Российской Федерации  для участия в XXII Олимпийских зимних играх в Сочи....

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант" по ФГОС...

Презентация " Десант по местам боевых подвигов огненных экипажей"

музей имени и.с. черныхПрезентация о подвигах : Черных И.С, Игашова П.С., и подвиг танка Т-28...

«Социальный проект «Десант добра» как средство формирования гражданской инициативы и гражданской ответственности детей и подростков»

Проект направлен на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе....

Программа смены "Зеленый десант"

Программа смены  пришкольного лагеря, посвященная Году Экологии....