«Социальный проект «Десант добра» как средство формирования гражданской инициативы и гражданской ответственности детей и подростков»
проект (4 класс) на тему
Проект направлен на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальный проект «Десант добра»
Аннотация проекта
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие таких личностных качеств личности формирует реформы в стране.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
Социальный проект “Десант добра” реализуется учащимися 4 «В» класса муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №40 г. Тюмени.
Данный проект является краткосрочным, поддерживающим монопроектом субъектно-ориентированной направленности.
Проект направлен на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Проект включает в себя организацию и проведение концертно-развлекательного мероприятия, сбора подарков, вещей, книг с последующей передачей собранного на нужды Центра социальной помощи семье и детям “Мария” (г. Тюмень).
Проект способствует формированию гражданской инициативы и гражданской ответственности детей и подростков, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности, осознанию возможности решения острых социальных проблем территории конкретными собственными усилиями, развитию творческой и познавательной активности детей и подростков.
Актуальность проекта
Одной из самых болезненных проблем современного российского общества является проблема беспризорности и безнадзорности детей и подростков. Статистика свидетельствует, что в категории “трудных” детей и подростков в Тюмени 5,5% сирот и 28% детей из неблагополучных семей. На сегодняшний день в Тюмени и на юге Тюменской области зафиксировано порядка 4 тысяч детей, проживающих в семьях, которые находятся в социально опасном положении. Причем, как отмечают специалисты, количество неблагополучных семей увеличивается. Сегодня в области остро стоит проблема социального сиротства, т.е. дети при живых родителях остаются без надзора и опеки.
В г. Тюмени Центр социальной помощи семье и детям «Мария» существует c 2002 года. После реорганизации путем слияния с АУ СОН ТО «Социальный приют для детей и подростков» с 9 октября 2008 года учреждение именуется как АУ СОН ТО «Центр социальной помощи семье и детям «Мария». Учредителем является Тюменская область в лице департамента социального развития Тюменской области. Социальный приют после реорганизации стал структурным подразделением Центра «Мария» - стационарным отделением социальной реабилитации несовершеннолетних.
В 2012 году произошло слияние двух стационарных отделений (отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и стационарное отделение социальной реабилитации несовершеннолетних) с образованием стационарного отделения социальной реабилитации детей и семей (СОСРДиС). Целью деятельности данного отделения является социальная реабилитация несовершеннолетних (в возрасте от 3-х до 18 лет), находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социально-реабилитационных услугах, беременных женщин (в том числе несовершеннолетних и одиноких), кормящих матерей и женщин с детьми, женщин подвергнувшихся насилию, находящихся в трудной жизненной ситуации, временно нуждающихся в предоставлении приюта.
Цель проекта
Формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности
Задачи проекта
- Привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков.
- Привлечение внимания обучающихся к актуальным проблемам местного сообщества.
- Приобретение учащимися навыков самореализации и самоуправления.
- Формирование потребности к социально нравственным действиям.
- Формирование социальных умений, социализация личности детей.
- Развитие гражданских качеств.
- Формирование опыта нравственного поведения и общения.
- Моральная поддержка членов нашего общества, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
- Формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем.
- Стимулирование и поддержка социально значимой деятельности классного самоуправления.
- Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков.
- Использование имеющихся в школе наработок и воспитательного потенциала (система дополнительного образования и школьного самоуправления) для организации социально значимых дел.
Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.
Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности общеклассного сообщества. Социально активная деятельность сообщества готовит младших подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
В основу проекта положены воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Механизм реализации проекта
Проект “Десант добра” включает в себя организацию и проведение концертно-развлекательного мероприятия, сбора подарков, вещей, книг с последующей передачей собранного на нужды Центра социальной помощи семье и детям “Мария” (г. Тюмень) силами учащихся школы с привлечением всех заинтересованных лиц.
Проект рассчитан на 6 месяцев.
Созданию проекта предшествовал обучающий классный час – учеба “Что такое социальный проект”, на котором учащиеся познакомились с алгоритмом создания социального проекта, проанализировали проблемы, существующие у детей и подростков города и свое возможное участие в их решении.
С помощью классного руководителя и родителей школьники собрали и проанализировали информацию по заинтересовавшей их проблеме социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и предложили свой вариант оказания помощи в решении этой проблемы в г. Тюмени.
После проведения стартового исследования запросов, интересов, уровня мотивации к различным видам деятельности членов организационного комитета были сформированы 4 рабочие группы:
1. Творческая.
Цель работы творческой группы – составление концертной программы, организация репетиций и проведение концерта.
2. Мультстудия.
Цель работы мультстудии – разработка сценариев и съемка мультипликационных фильмов для детей развлекательного и поучительного содержания.
3. Экономическая.
Цель работы экономической группы – сбор вещей, игрушек, книг для социальной лавки, подарков для детей – воспитанников Центра «Мария», передача собранных средств Центру.
4. Рекламная.
Цель работы рекламной группы – выпуск и распространение листовок, привлекающих внимание общественности к данной акции.
План реализации проекта
Этап | Действия | Результаты |
Проектировочный этап Основная деятельность – социальное проектирование. | Классный час – учеба «Что такое социальный проект» | Принятие решения о проведении концертно-развлекательного мероприятия, информирование учащихся о начале работы над проектом “Десант добра”, создание рабочих групп |
Этап социальной пробы | Обсуждение программы концерта, возможных участников, просмотр номеров | Изготовление рекламных листовок и размещение их в микрорайоне школы, формирование программы концерта |
Обсуждение организации концерта. | Проведение концерта с привлечением учащихся класса, родителей. | |
Организация работы мультстудии «МАТА ПИКЧЕРЗ» | Разработка сценариев, подготовка декораций, материалов, изготовление пластилиновых кукол для создания мультипликационных фильмов. | |
Организация благотворительных акций «Книга для одиноких сердец» | Сбор книг разных жанров и возрастных категорий для передачи в Центр «Мария» | |
Встреча с ребятами, педагогами и администрацией Центра “Мария” | Проведение концертно-развлекательного мероприятия, вручение подарков детям, передача собранных вещей для Социальной лавки | |
Подготовка и отбор материалов информационного сопровождения проекта | Сценарии, анкеты, листовки, видеоряд и т.д. | |
Рефлексия | Обсуждение и анализ результатов проведенной работы | Планирование перспектив проекта. |
Ожидаемые результаты.
- Обретение школьниками опыта социально активной деятельности;
- Обретение опыта нравственного поведения и общения;
- Овладение навыками и умениями социальной деятельности.
По окончании деятельности в рамках проекта в 2013-2014 учебном году предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его продолжению за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия, за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу обездоленным людям. Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; более бережное внимание детей и их родителей друг к другу, повышение социальной ответственности родителей за воспитание своих детей. Мы считаем, что общение с воспитанниками учреждений для несовершеннолетних в реальной обстановке этих учреждений будет само являться воспитывающим фактором, учитывая, что в системе дополнительного образования более 60% детей имеют проблемы в семье и в социуме.
Одним из результатов мы предполагаем и расширение числа активных партнеров, следовательно – перенесение действия проекта на новые проблемные площадки.
Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.
Результативность проекта
В результате реализации проекта “Десант добра” были собраны и переданы на нужды Центра социальной помощи семье и детям “Мария” вещи для социальной лавки, книга для индивидуального и группового использования (в библиотеку), игрушки и подарки для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Реализация проекта способствовала приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению.
Оценка эффективности деятельности, проводимой по проекту
По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа с целью изучения показателей социального развития личности, количественных показателей реализации проекта, оценки технологических показателей.
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Жизнеспособность данного проекта обусловлена тем, что учащиеся решают реальные задачи, соизмеримые уровню их возможностей.
Возможное развитие проекта в дальнейшем:
- Расширение географии проекта;
- Привлечение большего числа детей и подростков к реализации проекта;
- Объединение при реализации проекта не только детей одного класса, но и возможно по параллелям;
- Передача накопленного опыта учащимся, желающим реализовать подобный проект;
- Сотрудничество со СМИ школы и города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "65 добрых дел"
Наша школа хотела бы внести свой вклад в дело сохранения исторической памяти о событиях давно минувших дней. Поэтому возникла идея разработать и реализовать социальный проект «...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ " ТРОПИНКА ДОБРА"
Материал содержит описание опыта работы по созданию социального проекта...
презентация социального проекта "Твори добро"
Социальный проект Твори добро" разработан и реализован в рамках общешкольного проекта по благоустройству пришкольной территории....
ПАТРИОТИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что-де служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Е...
Формирование основ здорового образа жизни у детей и подростков
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших ус...
Статья Клишковой И. Ю. на по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся». 2016 г.
Статья Клишковой И. Ю. на М. О. по теме «Экологическое воспитание на уроках окружающего мира как средство формирования гражданской активности учащихся». «Экология для младших школьников» разрабо...
Участие в муниципальном социальном проекте "Круговорот добра", действующего на основе федеральных проектов "Старость в радость " и "Добропочта".
Участие в муниципальном социальном проекте "Круговорот добра", действующего на основе федеральных проектов "Старость в радость " и "Добропочта"....