рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочие программы разработаны в соответствии ФГОС второго поколения. Программы содержат пояснительную записку с описанием УУД, КТП с описанием видов учебной деятельности, форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bryanskiy_kray_3_klass.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЕНСКОХУТОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании ШМО 28.08.2015 г., протокол №1 ______________________ ______________________ | Согласовано Зам. по УВР ___________/Л.С. Ковалева/ _________________2015г. ________________________ ________________________ | Утверждено приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ от _______2015 г. №____ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Рабочая программа
по курсу
«Брянский край»
(Модуль
«История родного края»)
для обучающихся 3 класса
на 2015/2016 учебный год
Учитель: Поправко Т. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа комплексного краеведческого курса «Брянский край» (Модуль «История родного края») для обучающихся 3 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
- Рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию предметов регионального (национально-регионального) компонента «Брянский край» (письма от 11 мая 2012 года № 2552-04-О,от 03 сентября 2012 г № 4677-04-О)
Рабочая программа по комплексному краеведческому курсу «Брянский край» (Модуль «История родного края») для 3 класса является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год, соответствует учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Цель программы: создание системы пропедевтических знаний обучающихся начальной школы о человеке, обществе, истории России и Брянского края.
Задачи программы:
- приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения через знакомство с различными историческими источниками;
- становлению у школьников навыков самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
- формирование первичных логических связей, являющихся фундаментом для формирования целостного взгляда на историческое развитие цивилизации в целом, общество, государство и место человека в истории;
-знакомство с навыками использования в процессе обучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приемами работы с историческими источниками;
- развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
- воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование единства этических и эстетических чувств;
- преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы
Общая характеристика курса
Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоящим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.
Программа курса по истории родного края для обучающихся 3-го класса предусматривает углубленное изучение истории Брянского края. Интеграция исторических и социальных знаний формируют целостный взгляд на историю своей страны и малой родины, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Содержание курса строится на основе учета возрастных особенностей школьников, спектра их познавательных интересов.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Брянский край» (Модуль «История родного края») в 3 классе в учебном плане отводится 34 часа, (1 час в неделю, 34 учебных недели). В соответствии с годовым календарным учебным графиком и в соответствии с расписанием (на 01.09.2015г) изучить содержание Рабочей программы планируется за ____, т.к. часа ____ урок__ совпадает с праздничной датой _________________________
На ____________________________ часов, т.к __________________________________________
___________________________________________________________________________________
На ____________________________ часов, т.к __________________________________________
___________________________________________________________________________________
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Курс «Брянский край. (Модуль «История родного края» носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Краеведческий компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс.
Реализация краеведческого курса осуществляется через интеграцию краеведческого материала и программ по окружающему миру и литературному чтению.
Реализация курса позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить историю родного края.
Планируемые результаты освоения курса
«Брянский край» (Модуль «История родного края») обучающимися 3 класса
(универсальные учебные действия – базовый уровень)
В ходе занятий в рамках по курсу у обучающихся будут сформированы:
личностные УУД:
• широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные мотивы;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой Брянщины.
регулятивные УУД:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• различать способ и результат действия;
Познавательные УУД:
• осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
В результате изучения курса ученик будет иметь возможность:
- знать историю своей семьи, села, г. Брянска, Брянского края, истоки своего народа;
- знать семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;
- уметь работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как основой исторического образования, источником извлечения информации;
- уметь писать домашние сочинения по истории (в среднем раз в месяц), носящие описательный характер: «Я живу в славянском племени ...» и т. п . с целью выражения личного отношения или выбранного героя к событиям и людям;
- уметь решать учебные задачи курса на экскурсиях по окружающей местности ( знакомство с археологией, топонимикой, архитектурой и др.), в краеведческий музей;
- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;
- принимать участие в приоритетных видах деятельности на занятиях по курсу «История Брянского края»: постановка сказки, дидактическая игротека, инсценировка и театрализация, изодеятельность.
Контроль уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 3 класса по курсу «Брянский край» (Модуль «История родного края»)
Формы, периодичность и порядок проведения контроля уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 3 класса по курсу «Брянский край» (Модуль «История родного края») определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы», локальным актом «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ Каменскохуторской СОШ» (приказ от _________ г. №___), находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Виды учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также фиксируются в «Портфолио учащегося начальной школы» в разделе №4 «Мои учебные достижения».
Содержание программы учебного курса
Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения, авторы исходили из того, чтобы учащиеся 3 класса имели возможность глубже познакомиться с самобытностью и богатством истории родного края.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, авторы дополнили учебную программу произведениями брянских поэтов и писателей об исторических событиях, происходивших на Брянщине. Реализации задач курса способствует изучение тематических разделов, выстроенных в хронологической последовательности.
Тематика курса.
О чем рассказывает наука история. Знакомство с богиней Клио. Краткая история Брянского края
История времени. Лента времени. Календарь Древней Руси. Хронология.
Исторические источники. Исторические памятники. Чашин курган − колыбель города Брянска.
Археология − наука древностей. Археологические памятники Брянской области (Вщиж, стоянки древних людей в Хотылёво, Юдиново, Супонево, Тимоновке и др.). Как жили древние люди.
Славянская письменность. Письменные источники. Летописи. Брянские города в русских летописях (Брянск, Трубчевск, Севск, Стародуб, Карачев и др.). Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.
Геральдика. Герб как отличительный знак государства, города, рода (семьи). Герольд.
Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Герб Климовского района и п. Климово. Как написан гимн Брянской области.
Моя родословная. Генеалогия. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.
Моё имя. Имя, именины, фамилия, отчество, ономастика. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.
Имена на карте. Как люди выбирали названия. Карта Брянской области и Климовского района.
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Селище, городище. Вщиж. Язычество.
Славяне. Кочевые племена. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь. Дружина. Князь. Первые русские князья (Рюрик, Синеус, Трувор). Династия Рюриковичей.
Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Древний город. Детинец, посад. Древние города Брянского края. Климово и Новый Ропск как свидетели истории Брянщины.
Не посрамим русской земли. Крепость. Севская крепость. Куликовская битва. Александр Пересвет и Сергий Радонежский.
Брянский край при Петре I. Северная война и Брянский край.
Брянский край и Отечественная война 1812 г. Брянский завод Арсенал, Севский, Брянский, Стародубский полк. Бородинская битва. Народная ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края
Брянская область сегодня
Экскурсии в краеведческий музей п. Климово, по историческим и памятным местам с. Новый Ропск. Защита проектов «Мой край родной»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «БРЯНСКИЙ КРАЙ. (Модуль «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ») 3 КЛАСС
№п/п | Дата | Тема урока | Виды учебной деятельности, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся | |
По плану | Факти чески | |||
1 | О чем рассказывает наука история | Знакомство с курсом и с богиней Клио. Повторение сведений по истории Брянского края и Климовского района. | ||
2 | История времени. Календарь Руси. Вводный контроль. | Систематизация знаний обучающихся по истории времени. Лента времени. Выполнение творческих заданий по календарю Древней Руси (изображение месяца календаря по его древнерусскому названию). Отработка навыков определения хронологической последовательности. Вводный контроль. | ||
3 | Календарь Древней Руси | |||
4 | Археология – наука древности. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди | Разграничение понятий исторические источники и исторические памятники. Виртуальная экскурсия на Чашин курган − колыбель города Брянска. Знакомство с археологические памятниками Брянской области (Вщиж, стоянки древних людей в Хотылёво, Юдиново, Супонево, Тимоновке и др.). Составление связного рассказа на основе полученной информации о том, как жили древние люди. | ||
5 | Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | |||
6 | Чашин курган − колыбель города Брянска. Исторические памятники. | |||
7 | Как жили древние люди. | |||
8 | Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. | Повторение сведений о славянской письменности. Защита информационных проектов «Брянские города в русских летописях (Брянск, Трубчевск, Севск, Стародуб, Карачев и др.)» Изготовление берестяных грамот. Слово о полку Игореве в произведениях искусства | ||
9 | Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. | |||
10 | Геральдика. | Знакомство с понятием геральдика. Ролевая игра «Герольд»: характеристика герба как отличительного знака государства, города, рода (семьи), защита информационных проектов «Символы Брянского края и Климовского района». Творческий проект «Моя родословная» Работа с портфолио школьника. Промежуточная контрольная работа | ||
11 | Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. | |||
12 | Как написан гимн Брянской области. | |||
13 | Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. | |||
14 | Контрольная работа по разделу «Археология, письменность, символы Брянщины» | |||
15 | Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. | Индивидуальные сообщения «Моё имя» и «Имена вокруг нас». Работа с картой Брянской области и Климовского района. | ||
16 | Имена на карте. Как люди выбирали названия. | |||
17 | Имена на карте. Как люди выбирали названия | |||
18 | Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. | Выполнение творческого проекта «Славяне на территории Брянского края» | ||
19 | Славяне на территории Брянского края. Вщиж. | |||
20 | Соседи древних славян. | |||
21 | Откуда пошла Русь. Первые русские князья | Просмотр видеофильмов о первых русских князья и династии Рюриковичей. Индивидуальное задание «Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском». | ||
22 | Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. | |||
23 | Древний город. Древние города Брянского края. | Знакомство с устройством древнего города, выполнение макетов из бумаги. Презентации по темам «Древние города Брянского края», «Климово и Новый Ропск как свидетели истории Брянщины». Творческие проекты об Александре Пересвете и Сергии Радонежском. | ||
24 | Не посрамим русской земли. | |||
25 | Севская крепость. | |||
26 | Куликовская битва | |||
27 | Брянский край при Петре I . Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение | Мини-исследования по теме «Северная война и Брянский край». Мини-исследования по теме «Брянский край и Отечественная война 1812 г.» | ||
28 | Брянский край в годы Великой Отечественной войны. | Мини-исследования по теме «Брянский край в годы Великой Отечественной войны». Защита информационных проектов | ||
29 | Юные герои Брянского края | |||
30 | Брянская область сегодня. Контрольная работа по разделу «Брянские князья. Брянщина в годы ВОв» | Работа с диском «Брянский край» (виртуальная экскурсия) Итоговая контрольная работа | ||
31 | Экскурсия в районный краеведческий музей. | Повторение и обобщение изученного. Сбор материалов к творческим проектам «Мой край родной» | ||
32 | Экскурсия по историческим и памятным местам с. Каменский Хутор | |||
33 | Защита творческих проектов «Мой край родной» . | Повторение и обобщение изученного. Сбор материалов к творческим проектам «Мой край родной» | ||
34 | Повторение и обобщение изученного. | Повторение и обобщение изученного. Защита творческих проектов «Мой край родной». Работа с портфолио школьника |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу «Брянский край» (Модуль «История родного края») в 3 классе
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников)
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1. | Стандарт начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.2. | Пособие для обучающихся: Лупоядов В.Н. История родного края 3 класс Курсив, 2012 | К |
2 | Печатные, учебно-наглядные пособия, учебное оборудование | |
2.1. | Соколов Я.В., Наша Родина – великая Россия. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012 Соколов Я.В., Наше государство и его символы. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012 Соколов Я.В., Россия - наш общий дом. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012 Смолянкин Н.С.Старообрябцы. историко-краеведческий очерк.-Климово. ООО «Издательство «Наяда»,2006 Гаврилкова И.Н. УНТ и Брянский край. Учебно-методическое пособие по литературному краеведению-Брянск,2008 Полетаева Т.М., Историко-краеведческий очерк Климово: страницы истории./Климово, 2009 Полетаева Т.М., Историко-краеведческие миниатюры Золотые страницы краеведения./ Климово,2011 Географическая карта Брянской области и Климовского района |
Д Д Д
Д
Д Д Д Д |
2.2. | Исторические настенные карты | Д |
2.3. | Атлас исторических карт | Д |
2.4. | Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.), репродукции картин | Д |
3 | Информационно-коммуникационные средства | |
3.1. | Электронные учебники. Плешаков А.А.Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику 3 класс. – М.:Просвещение, 2011 | Д |
3.2. | Диск «История Брянщины» | Д |
4 | Технические средства обучения (ТСО) | |
4.1 | Телевизор | Д |
4.2 | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д |
4.3 | СD/DVD-проигрыватели | Д |
4.4 | Музыкальный центр | Д |
4.5 | Слайд-проектор | Д |
4.6 | Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д |
4.7 | Экран (на штативе или навесной) | Д |
4.8. | Принтер лазерный | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""
внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...