Классный час "Дети и война"
классный час (3 класс) по теме

Материалы классного часа можно использовать при введении учащихся в исследовательскую деятельность "Детство, опалённое войной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Klassnyy_chas_Deti_i_voyna.ppt1.57 МБ
Microsoft Office document icon Klassnyy_chas_Deti_i_voyna.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Дети и война"

Слайд 2

И тыл в то время тоже фронтом был У нас в тылу работали заводы, Там собирали танки, самолёты, Снаряды делали и пули отливали, Одежду, сапоги изготовляли, Для самолётов бомбы, ружья для солдат, Орудья и, конечно, провиант. Без мужественных тружеников тыла Страна бы наша никогда не победила. Их тоже часто награждали, И ордена давали, и медали.

Слайд 3

Отцы на фронт, дети на заводы.

Слайд 4

Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Дети и война несовместимы!

Слайд 5

Тыл - это половина победы! Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом. Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне со взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.

Слайд 6

Дети и война несовместимы! 15-16 летние подростки на сборке автоматов и пулемётов.

Слайд 7

Дети и война несовместимы! Фрезеровщик завода № 654 (г. Ленинград) Коля Мартьянов, выполнявший норму до 200 %. Директор Пермского моторного завода А. Солдатов поощряет детей, работавших на заводе в годы войны, банками варенья.. В годы войны на заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В цехе М.И. Субботина они составляли 80 % состава рабочих.

Слайд 8

Дети и война несовместимы! «Большое всенародное горе объединило тогда людей. Фашисты принесли на нашу землю разрушение и смерть. Они разъединили близких людей. Тысячи людей лишили Родины, семьи, жизни в первые же месяцы войны. И мы, дети, видели, как мужественно наши родные и близкие противостоят этому горю и злу. Женщины после работы шли в госпиталь, чтобы помочь медицинским работникам ухаживать за ранеными. Это было такое время, ребята, когда нельзя было оставаться в стороне». Из письма Л. М. Орловой в среднюю школу № 2 города Беломорска

Слайд 9

Дети и война несовместимы! Учащиеся школы № 6 г. Калинина пишут письма домой под диктовку раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале. В столярной мастерской Дома пионеров города Ленинграда. Подростки изготавливают санитарные ящики.

Слайд 10

Дети и война несовместимы! Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками бойцам Красной Армии. Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района г. Ленинграда готовят кисеты в подарок фронтовикам. На первом плане Г. Семенова.

Слайд 11

Дети и война несовместимы! Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии и населения города. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

Слайд 12

Мужчина Отца на фронт призвали. И по такой причине Я должен жить отныне, Как следует мужчине. Мать вечно на работе. Квартира опустела. Но в доме для мужчины Всегда найдётся дело. Полны водою вёдра. Подметена квартира. Посуду мыть несложно - На ней ни капли жира. С трёх карточек талоны Стригут мне в гастрономе. Кормилец и добытчик. Мужчина. Старший в доме. Я искренне уверен, Что стал отцу заменой. Но в жизни той далёкой, Блаженной, довоенной, Отец не занимался Подобными делами. Мать заменила папу. Я помогаю маме. В. Берестов

Слайд 13

Советуем прочитать Медаль за бой, медаль за труд, М.: Молодая гвардия», 1975. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – М.: Политиздат, 1984. О подвигах, о доблести, о славе...: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; М.: Дет.лит., 1985. С. Заалова. Маленький солдат: Невыдуманные рассказы. - Петрозаводск: Карелия, 1984. С.П. Алексеев. Идёт война народная: Рассказы из истории Великой Отечественной войны. М. Детская литература, 1986г.

Слайд 14

Интернет-ресурсы http://www.steklm.ru/gazeta/archive/004/004front.htm - Фронт и тыл http://www.rojdestvo.ru/foto_voenpesnya07.shtml - фото http://www.a-z.ru/women_cd2/15/i8_1481-17.htm - военные фотографии http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm - дети в период ВОВ http://www.9151394.ru/projects/gum/moscow_60/9/deti1.htm - дети военной Москвы http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне http://vladnews.ru/2162/Pamat/Ih_frontom_byl_tyl_Kto_i_kak_ocenivajet_vklad_etih_ludej_v_Pobedu - Их фронтом был тыл. http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны http://www.uralaz.ru/indx/events/np/?id=2673 - И тыл в то время тоже фронтом был CD «От Кремля до Рейхстага»



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №88»

СЦЕНАРИЙ

классного часа

«Дети и война»

(Всё – для фронта, всё – для Победы)

Авилова С.Ю.,

учитель начальных классов

г. Тюмень, 2010 г.

Цель:      Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.

Задачи:1. Расширять знания детей об истории нашей страны.

  1. Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
  2. Развивать интерес к работе по изучению истории своего края.
  3. Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.
  4. Рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок.
  5. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песни военных лет, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.

Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы «Что я знаю о войне», «Дети и война», «Моя семья в годы войны», поиск материала о пионерах-героях, подготовка сообщений, создание презентации.

Ход классного часа:

Слайд 1. (Тихо звучит музыка – довоенные пионерские песни)

Слайд 2. И тыл в то время тоже фронтом был

У нас в тылу работали заводы,

Там собирали танки, самолёты,

Снаряды делали и пули отливали,

Одежду, сапоги изготовляли,

Для самолётов бомбы, ружья для солдат,

Орудья и, конечно, провиант.

Без мужественных тружеников тыла

Страна бы наша никогда не победила.

Их тоже часто награждали,

И ордена давали, и медали.

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

Победа. Е. Трутнева

Солнце в трубу золотую трубит:  
"Слава герою-бойцу!  
Враг побеждён, уничтожен, разбит,  
Слава герою-бойцу!"
 
- С врагами я бьюсь, - сказал боец,  
- На это и жизни не жаль,  
Но штык для меня ковал кузнец -
Крепка закалённая сталь!
 
- Я выковал штык, - кузнец говорит,  
Как жар, он на солнце горит,  
Но звонкую сталь, драгоценный дар,  
Выплавил брат-сталевар.
 
- Конечно, - сказал сталевар, - металл  
Я сам из руды достал,  
Но в тёмные недра Уральских гор  
Спускался не я, а шахтёр.

- Да, это правда, - шахтёр сказал, -
Забой у меня каменист.
Руду я достал, но к вам на вокзал  
Её привозил машинист.
 
- Ну да, - сказал машинист, - по стране  
Я езжу во все концы,  
Но хлеб добывают и вам, и мне  
Родные наши жнецы.
 
- Что ж, это верно, я всех кормлю, -
Сказал машинисту жнец, -
Но землю, которую я люблю,  
Сберёг для меня боец.

Слайд 3. Отцы на фронт – дети на завод. 

Слайд 4. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

Слайд 5. Тыл - это половина победы!

Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.

Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.

Слайд 6. Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

Слайд 7. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими. На фотографии вы можете увидеть,  как директор завода Анатолий Солдатов поощряет детей, работавших на заводе в годы войны, банками варенья.

Слайд 8. Не только на заводах ребята помогали старшим. Девочки ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма, устраивали концерты.

Воспоминания карельских детей войны, трудившихся в тылу, вы можете прочитать в книге Светланы Зааловой «Маленький солдат».

Из письма Л. М. Орловой в среднюю школу № 2 города Беломорска:

 «Большое всенародное горе объединило тогда людей. Фашисты принесли на нашу землю разрушение и смерть. Они разъединили близких людей. Тысячи людей лишили Родины, семьи, жизни в первые же месяцы войны. И мы, дети, видели, как мужественно наши родные и близкие противостоят этому горю и злу. Женщины после работы шли в госпиталь, чтобы помочь медицинским работникам ухаживать за ранеными. Это было такое время, ребята, когда нельзя было оставаться в стороне».

Лина Орлова получила медаль «За боевые заслуги». Вот что она вспоминает:

Послушайте отрывок из книги «Маленький солдат».

(Читает ученица.)

  • Вашу дочь награждают   медалью,— сказали   маме   по   телефону.
  • Лину? — мама  растерянно  присела   на   стул.— Какой   медалью?

— «За боевые заслуги». По ходатайству раненых и медицинского персонала госпиталя. Ждем вас с дочерью в Доме Красной Армии.

Лине вначале показалось, что мама шутит, но мама была очень  бледная   и взволнованная,   и  Лина  поверила.

«Что я такого сделала? За что медаль? Ведь ее дают бойцам и командирам, тем, кто на фронте воевал».

—        Воевать,   Лина,   можно   не  только   на    фронте,— серьезно сказала    Екатерина    Никифоровна,    когда    девочка    прибежала к ней.— Ты даже не подозреваешь, что тоже воюешь за нашу победу. Так что медаль тебе за дело. Готовься.

Мама достала из чемодана выходное платьице Лины из красного вельвета. Подвела дочку к зеркалу, приложила платье:

—        Немножко мало стало, выросла ты за зиму, повзрослела. Ничего, я чуть-чуть в швах отпущу.

В зале Дома Красной Армии было полно народу. Лина с мамой с трудом отыскали два свободных места. Лина прижалась к маминой руке. Рука у мамы была теплая, немножко шершавая и такая родная, что Лина как-то сразу успокоилась.

Сначала на сцену выходили взрослые бойцы и командиры, им вручали награды. Зал аплодировал. Вдруг Лина услышала свое имя:

—        Медаль «За боевые заслуги» вручается пионерке Лине Орловой.

Лиина встала и пошла через зал. Когда первый секретарь Карельского областного комитета партии член Военного совета Карельского фронта Геннадий Николаевич Куприянов вручал Лине медаль, он тихо, чтобы слышала одна Лина, спросил:

  • Зазнаваться не будешь?
  • Нет,— решительно мотнула головой девочка.— Еще   лучше работать буду.

Лина сбежала по ступенькам вниз и стала искать глазами маму. Щеки ее горели. На груди у Лины была настоящая взрослая медаль.

Военные в последних рядах приподнимались с мест, чтобы получше разглядеть эту маленькую светловолосую девчонку.

Сейчас Лина Михайловна Орлова живет в Воронеже. Работает в одном из научно-исследовательских институтов. Она — кандидат технических наук, металловед.

Слайд 10. Учащиеся школы № 6 г. Калинина пишут письма домой под диктовку раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале.

В столярной мастерской Дома пионеров г. Ленинграда. Подростки изготавливают санитарные ящики.

Слайд 11. Взрослые и дети собирали посылки, которые посылали на фронт. Как вы думаете, что было в этих посылках?

Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками бойцам Красной Армии.

Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района г. Ленинграда готовят кисеты в подарок фронтовикам.

Солдаты, получая посылки с теплыми вещами – носками, варежками,  с теплыми письмами, в которых были пожелания поскорее прогнать ненавистных фашистов с нашей земли, напевали простую песенку:

«Принесли мне в землянку посылку,

И повеяло теплом.

И забилося сердце так пылко,

И я вспомнил отчий дом.

Адрес краткий на пакете, там написано одно:

Или Пете, или Феде,

Или Мите, все равно.

Я не тот, не другой и не третий,

Но принять подарок рад.» (Из книги С Зааловой «Маленький солдат».)

Слайд 12.  В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии и населения города.

Слайд 13.  В те суровые военные годы дети рано становились взрослыми. Отцы уходили на фронт, матери работали на заводах, иногда ночевали в цехах. Все заботы по дому, о младших братьях и сестрах ложились на плечи подростков.

(Ученики читают стихотворение В. Берестова «Мужчина»)

Отца на фронт призвали.  
И по такой причине  
Я должен жить отныне,  
Как следует мужчине.
 
Мать вечно на работе.  
Квартира опустела.  
Но в доме для мужчины  
Всегда найдётся дело.
 
Полны водою вёдра.  
Подметена квартира.  
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны  
Стригут мне в гастрономе.  
Кормилец и добытчик.  
Мужчина. Старший в доме.
 
Я искренне уверен,  
Что стал отцу заменой.  
Но в жизни той далёкой,  
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался  
Подобными делами.  
Мать заменила папу.  
Я помогаю маме.

Слайд 14. Наравне с взрослыми дети и подростки все отдавали фронту, пережили серьезные испытания, чтобы приблизить День Великой Победы. О нелегких военных буднях вы можете прочитать в книгах  «Медаль за бой, медаль за труд», «Дети военной поры», «О подвигах, о доблести, о славе...», «Маленький солдат» и других. (Выставка книг.)

Слайд 15. Можете найти информацию в Интернете.

Интернет-ресурсы.

Итог. Поздравляю вас с Праздником Великой Победы! Теперь вы знаете, что победа ковалась не только на фронте. Без тружеников тыла, без самоотверженного труда не только взрослых, но и детей, ваших сверстников, одержать победу в такой масштабной войне было бы невозможно. Надеюсь, теперь вы больше узнали о том, как трудились дети и подростки в годы Великой Отечественной войны. Это очень важно - знать и помнить героические страницы истории нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Классный час "Отечественная война 1812 года"

Данный классный час знакомит детей с еще одной славной страницей нашей истории, с Отечественной войной 1812 года.  Для прове...

Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса

Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...

классный час "Дети войны" 4 класс

Классный час "Дети войны" рассказывает о том, какое принимали участие дети в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Отечественная война 1812 года".

Сформировать представления о войне 1812 года.               ...

Классный час о войне: «Великая Победа"

Цель: воспитание   у учащихся  чувства патриотизма, любви к Родине,уважения к ветеранам ВОВ,милосердия,сострадания,отзывчивости,гордости за победу русского народа в ВОВЗадачи: через со...

классный час "Герои войны-дети"

классный час "Герои войны-дети"...