Организация работы над безударной гласной, непроверяемой ударением, посредством заданий творческого характера
опыты и эксперименты на тему

Медведева Елена Витальевна

тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kval.rabota.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рассветская ОШ»

             

          Тема по самообразованию:

Организация работы над безударной

гласной, непроверяемой ударением,

посредством заданий творческого характера.

        Учитель начальных классов

                                                                                               Медведева Е.В.


Организация работы над безударной гласной,

непроверяемой ударением,

 посредством заданий творческого характера

  1. Технология опыта.

  У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Умение предвидеть, представить, фантазировать является универсальным психическим свойством, без которого невозможна жизнь, в том числе и школьная.

  Как известно, в основе развития личности лежит развитие творческой деятельности. Творческая деятельность – это деятельность по созданию нового результата, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т.д. Там, где нет открытия, нет и творчества. Способность учащегося к созданию чего-либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества.

  Развитие творческих способностей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

  Младшие школьники должны запомнить много слов с непроверяемым написанием букв. Это очень сложно для ребенка. Обилие таких слов требует постоянного поиска новых приемов работы, облегчающих их усвоение.  Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми орфограммами на первое место я ставлю организацию творческой активности учащихся.

  Запоминанию слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове.

  Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

   - установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо за   помнить;

   - заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

   - яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает  

  определенные эмоции;

     - образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше            

    механического запоминания.

 

  Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемонических приемов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения со словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

 

 Свою работу строю в три этапа.

         Первый (начальный) этап – ознакомление со словом.

   Второй (основной) этап – закрепление новых, повторение ранее изученных слов.

  Третий (заключительный) – контроль усвоения правописания.

  На этапе ознакомления со словом, одним из способов запоминания, использую метод ярких ассоциаций. Суть метода – трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

  Последовательность этого метода:

  1. Демонстрация графической модели слова. Это может быть показ печатного варианта на магнитной доске или обычная запись на доске. Здесь используется наиболее распространенный вид памяти – зрительный.
  2. Записать словарное слово в тетрадь с четким комментированием, поставить ударение.  

        Например: помидор.

  1. Выделить (подчеркнуть, обвести) букву, которая вызывает трудности при написании. Здесь участвует моторная память.

  Например: помидор.

  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Активизируется цветовое, пространственное, образное восприятие слова.

  Например: ПО-МИ-дор.

  1. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова. Активизируется ассоциативная память.

  Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по:

* цвету;

* форме;

* действию;

* материалу;

* количеству;

* звучанию;

* вкусу;

* назначению;

* месту расположения;

* и т.д.

    б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомне-

  ний букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово                                                 Ассоциативный образ

береза                                                             бЕлая (по цвету)  
береза                                                           кудрявая; нужен гребень, чтобы расчесать (по форме, как буква Е)

В результате бЕреза – белая – грЕбень.

  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ним ассоциативным образом.

Приложение № 1

Пересечение слов через сомнительную орфограмму.

  1. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую орфограмму.

Используя метод ярких ассоциаций, важно не навязывать ученику свои ассоциации. Ценность в том, что у каждого ученика может быть свой ассоциативный образ.

Этапы работы:                                                                                                                      Показать классу разбор словарного слова.

  • Произвести совместный разбор 3-5 новых слов.
  • Для проверки понимания правильного выбора ассоциативного образа дать еще 1-2 слова.
  • Для самостоятельной работы предложить одно несложное слово с последующим обсуждением каждой версии.
  • Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
  • Проверка слов.

 

Приложение № 2

Примеры  ассоциативных образов, которые использовали учащиеся.

Чтобы достичь желаемого результата – запомнить правильное написание слова – надо, чтобы ребенок не просто попытался запомнить слово, а зная особенности своей памяти, выбрал бы такое индивидуальное средство, которое привело бы к успеху.

После того, как в новом словарном слове выделена орфограмма, перед учениками ставлю проблему: как усилить орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

Начинается самостоятельный поиск. Через некоторое время результат этой работы выносится на коллективное обсуждение. Но выбор приема запоминания остается индивидуальным для каждого ученика.

Теперь о написании орфограммы по аналогии с внешним видом предмета, т.е. орфограмму можно нарисовать. Например, в словах: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, яблоко, ягода, ремень, кофта непроверяемые орфограммы «О», «Е», «Ф» напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, яблоко, ягода – сами круглые, как буква «О», которую в них надо запомнить; ремень – опоясывается вокруг талии в виде буквы «Е»; кофта – напоминает фасоном букву «Ф».

Приложение № 3

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

На завтРАК  РАК

ДЕд в дЕревне.

МАшина у МАши.

Кричи уРА!

ДЕти – дЕжурные.

ПЕнал моют пЕной.

СОбака Соня.

КОстя в кОстюме.

ПАвел в пАльто.

  В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками. Например, грязный пенал мыть будем пеной, девочка Маша очень любит играть машиной, у собачки - кличка Соня и т.д.

Еще один способ запоминания – деление слова на входящие в него слова. Некоторым ребятам этот прием показался наиболее эффективным. Вот результат этой работы.

  Блокнот –«блок», т.е. несколько листов бумаги; горизонт – «гори», «зонт»; комар – «ком», «омар»; комета – пишется так же, как и «ком»; метро – пишется, как «метр»; овраг – «о» - «враг»; пирог – «пир» на весь мир; рабочий – пишется, как «раб»; восемь – «семь»; коньки – «конь»; лисица – «лис»; ракета – «рак».

  К мнемоническим приемам можно  также отнести стихи, рассказы, рисунки, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Запоминание орфограммы может идти за счет образного представления материала путем составления ребусов, сочинения стихов, рассказов, сказок, небылиц, шуток, загадок, рифмовок и т.п. Слова с непроверяемым написанием нужно связать с другим словом «волшебными ниточками» ассоциаций – обыграть ассоциативную связь. Чем связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. 

  Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания.

Приложение № 4

Образное представление материала.

  Следующий прием в психологии называют «вешалкой». Это запоминание слов обобщенным способом. Зная написание одного слова – «вешаем» на него другие слова, которые пишутся так же. Например, на кОрову можно «повесить» кОньки, сОроку, сОбаку и т.д.

  Орфограмму можно считать «другом» и наоборот – «неприятелем». Если написание орфограммы совпадает с произношением, это наш «друг», а если она пишется не так, как слышится – «неприятель».

  «Друзья» - вагон, газета, завод, квартира, картофель, малина, машина, народ, пальто, работа, стакан, трамвай, ракета.

  «Неприятели» – земляника, адрес, беседа, вокзал, восток, деревня, дорога, комета, конверт, корова, костер, лагерь, лопата.

Выбор способа запоминания словарных слов зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем больше внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти», и многие ви

ды памяти (образная, эмоциональная, зрительная, моторная) на нее должны «поработать».

  Правописание слов с непроверяемым написанием запоминается быстро и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми человек пользуется в жизни. «Живое задание» - это когда слово является необходимостью при написании письма, ведения записи наблюдений, придумывания сценария.

  Изучая слово «пальто», весь класс превратился в модельеров. Вначале рассмотрели странички из журналов мод, поговорили, что модно носить в этом сезоне, а потом записали в словарики и написали новые модели пальто, а к ним подобрали сапоги, шапку, варежки (заодно повторив и написание этих слов).

  При изучении слов завтрак, обед, ужин ученики не только повторяли правила поведения за столом, но и одновременно усваивали, как правильно сервировать стол, встречать и провожать гостей, вести беседу за столом.

  Слова шофер, шоссе, трамвай, автомобиль, метро изучались одновременно, причем,  эта работа началась на уроке русского языка, а продолжалась на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности», когда разговор шел на тему:  «Правила дорожного движения».

  Изучить названия животных заяц, лисица, медведь, петух, помог урок технологии и окружающего мира. Ребята вырезали фигурки зверей, вспоминали о них сказки, стихотворения, готовили сообщения об этих животных.

  При изучении группы слов с общей для всех частью «фон» - магнитофон, телефон, выясняем, что эти слова обозначают предметы, которые служат для передачи звука. А вот умеем ли мы пользоваться телефоном, поговорим об этом на «Часе общения». Оказывается это целая наука. И всему этому дети учатся на уроке, все вместе усваивают культуру общения по телефону, в процессе записи основных правил запоминают и слово «телефон».

  Таким образом, у детей вырабатывается осмысленное отношение к одному из основных элементов языка – слову.

  Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальное значение. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

  Этимологический материал использую выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся. Для этимологического разбора отбираю только такие слова, когда обращение к истории слова помогает найти нужного «родственника».

  К уроку русского языка, на котором будет изучаться новое словарное слово, подбирается языковой материал, включающий этимологический анализ, загадки, пословицы, поговорки, фразеологические обороты или крылатые выражения с изучаемым словом. Этот материал может быть использован в любой момент урока, при реализации любой цели, поставленной на уроке: в момент введения словарного слова – для его отгадывания, для выявления особенностей правописания; при определении темы урока – это вызывает повышенный интерес учащихся к теме; для закрепления навыка правописания слова; для контроля усвоения правописания словарных слов; для самоконтроля. На уроке подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы, составляем словосочетания, предложения с данным словом.    

 

  Для запоминания слова использую восстановление деформированного текста или предложения, разбор слова по составу, запись слов с разными приставками, предлогами.

  Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами. «Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге. Назови слово по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»? Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривая вслух то, что пишешь».

  Слово мороз является первым словом с непроверяемым написанием, с которым знакомятся первоклассника. На уроке дети осознают значение слова (мороз – это низкая температура воздуха, холод) и возможность синонимической замены слова мороз словом холод. На последующих уроках при изучении грамматико-орфографического материала через систему упражнений, знакомлю детей с другими связями по значению слова мороз и сочетаемостью этого слова с другими словами в словосочетании и предложении.

Приложение № 5

Грамматико-орфографический материал. Работа над словом «мороз».

  Вот еще несколько заданий, которые  можно  использовать  для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значения изученных слов,   воспроизводить   в   памяти   дифференциальные   признаки лексического значения.

- Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.

- Представь себе, что ты художник. Тебе  поручили  нарисовать молоток.

Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.

- Тебе поручили составить рассказ о  медведе.  Составь  этот рассказ

так, чтобы мы  смогли  представить  себе  медведя  таким, какой он есть в жизни.

- Представь себе, что тебе нужно  объяснить  значение  слова "пенал"

человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова?

- Вспомни значение  слова  "береза"  и  составь  загадку,  в которой по одному  или  нескольким  признакам  можно  узнать  это дерево.

- Составь кроссворд на тему "Растения".

  Наибольшие возможности для осознания  лексического  значения изучаемых слов имеет проведение внеурочных занятий по языку,  где младшие  школьники под   руководством   учителя   создают   свои собственные словарики, например, на  такие  темы,  как  "Звери  и птицы"(1класс), "Растения  леса  и  огорода"  (2  класс), "Профессии"(3 класс)  и др.  

  Работая с орфографическим словарем, учащиеся знакомятся со всеми сторонами русской речи: фонематической, лексической, грамматической. Так, при обучении детей написанию письма, познакомила по орфографическому словарю Д.Н.Ушакова со значением слов, имеющих корень адрес: адресант (кто посылает), адресат (кто получает), адресовать (послать, отправить).

  Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика:

1. Словарик  трудных слов, помещённый в конце учебника.

2. «Орфографический словарик»  П.А.Грушников.

  Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём необходимо отводить на уроках русского языка время на специальные упражнения.

Первая группа упражнений направлена на развитие у учащихся навыка пользования словарём:

  • быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву;
  • отыскивание слов, начинающихся с разных букв.

  Вторая группа упражнений со словарём связана с изучением слов  с непроверяемым написанием. Упражнения этой группы могут быть направлены на использование материала словарей:

  • для подбора примеров слов;
  • для разбора слова по составу.  

Третья группа упражнений имеет своей целью использование для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся:

  • перед письменной работой учащиеся по заданию учителя справляются о написании  слов;
  • учащиеся сами находят в написанном или продиктованном тексте слова, о правописании которых они будут справляться по словарю.

  Орфографический словарь надежно вошел в жизнь моих учеников. Они пользуются им при выполнении любой творческой работы в классе и дома.

  Яркое эмоциональное знакомство со словом в первый раз дает ученику возможность хорошо запомнить орфограмму. Готовясь к работе со словарным словом, думаю, как преподнести его детям, чтобы оно запомнилось с первого раза. Помогают вот такие плакаты. Из программы по русскому языку выписала все слова с непроверяемым написанием, сгруппировав их по написанию на О, А, И, Е, Я и др.    

  С этими словами отдельно на каждую вышеуказанную букву составляли с детьми сюжетные картинки, стараясь, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов.

  Например, на одной из картинок нарисована портниха. С ней связаны слова на букву «О»: пуговица, костюм, одежда, косынка. На другом рисунке изображены предметы, обозначенные словами с буквой «Я»: заяц, земляника, месяц, язык, лягушка.

  Ребятам, составляющим композицию говорю, что нет необходимости придерживаться в работе над словами с непроверяемым написанием того количества и только тех слов, которые намечены программой. Учащиеся могут добавить количество слов, не отклоняясь от содержания данной картинки и придерживаясь одного правила: каждая картинка включает в себя предметы, обозначенные словами с буквами «О»,  «А»,  «И»,  «Е»,  «Я» и т.д. К композиции прилагается список напечатанных слов, входящих в эту картинку, с выделенными буквами, которые нужно запомнить.

  Работа с картинками проходит и на втором этапе изучения слов – этапе закрепления. Сюжетные картинки и слова к ним висят в классе некоторое время. Дети составляют предложения, рассказы по содержанию картинки, стремясь лучше запомнить слова, называющие предметы.

Приложение № 6

Рассказы к сюжетным картинкам.

  Интересным и продуктивным является следующий прием проведения словарной работы. Я веду учет наиболее часто встречающихся ошибок в словарных словах у каждого ученика. Заранее предлагаю одному ученику подобрать  дома группу  словарных слов по темам: «Животные», «Овощи», «Школа», «Транспорт» и т.д.  

  На уроке этот ученик выступает в роли учителя. Получая тему для диктанта, он придумывает, как это лучше преподнести классу.

«Учитель» диктует подготовленные им к уроку слова и сам же контролирует их написание. Таким образом, в течение года каждый ученик бывает «учителем». Такой вид работы очень нравится детям, они с нетерпением ждут, когда наступит черед быть «учителем». Причем каждый стремится быть грамотным учителем, чтобы самому заметить ошибку, если она допущена отвечающим учеником.

  Для закрепления правописания трудных слов использую игры, т.к.  именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность,  столь необходимая для формирования орфографического навыка.  И наконец, что так же немаловажно, игру можно вывести за рамки урока.

   Игры, предназначенные для  запоминания слов с непроверяемым написанием,  нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов  является лото,  которым целесообразно пользоваться не только на  дополнительных  занятиях,  но  и  в  группе  продленного  дня. В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено). На маленьких карточках,  совпадающих по размерам  с  клеткой большого листа,  записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

  Правила игры аналогичны другим играм подобного рода.  Участники получают одинаковое количество больших листов. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки.  Игрок,  правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку  на листе.  Выигрывает тот,  кто первым закроет карточками все слова своего листа.  Цель такого лото -  зрительное восприятие  и запоминание слов с непроверяемым написанием.

  Использовав эту игру продолжительное время,  учитель  делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым  карандашом  или  накладывать  букву из разрезной азбуки.

  Чтобы не наступило такого момента,  когда учащиеся  потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), надо своевременно обновлять содержание маленьких карточек,  т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные индивидуальные особенности класса.  Загадка не должна быть очень  простой или, наоборот, очень сложной.  Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере возможности группировать их по тематическим группам:  овощи-фрукты-ягоды, животные-птицы и т.п.

  На этапе закрепления, повторения ранее изученных слов ученики получают задание приготовить перфокарты с изученными словами, но  пропущенными орфограммами. Перфокарта предназначается соседу по парте. Проверяет подготовивший перфокарту ученик. В правом верхнем углу пишется фамилия ученика, заполнившего перфокарту, внизу – фамилия проверяющего.

Приложение № 7

Перфокарта с пропущенной орфограммой.

  Хорошо зарекомендовал себя прием проговаривания выученных слов в начале урока. Первый урок – знакомство со словом – является основным и значимым.  

  Второй и последующий урок начинается с орфографического проговаривания.  

  Учитель произносит слово орфографически, четко, не деля его на слоги, иначе оно не останется в памяти, а учащиеся хором повторяют. Целесообразно провести такое проговаривание дважды. Затем идет работа, которая называется «Эхо»: учитель произносит слово орфоэпически, учащиеся отвечают орфографически.

  Для более эмоционального восприятия материала хорошо подходит веселая физкультминутка в стиле «рэп»:

А, О, И, Е, Я –

Эти гласные проверяю я!

- Если не проверил,

Так и знай!

Словарное слово! Запоминай!

А, О, И, Е, Я –

Эти гласные помню я!

  Очень эффективный прием! Под ритмичную мелодию дети будут танцевать на переменках, а заодно повторять учебный материал.

  И последним,  завершающим  этапом  изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся  по  закреплению  умения правильно  писать  изученное  слово.  С этой целью можно давать такие работы, как:

   1) написать все словарные слова,  используя сюжетную картинку;

   2) учитель читает стихотворение,  а учащиеся после его прослушивания должны записать все "словарные" слова, например:

    Однажды, в студеную зимнюю пору,

    Я из лесу вышел; был сильный мороз.   (Однажды, мороз)

    Формой контроля  сформированности  умений писать "словарные" слова являются диктанты. Диктанты классифицированы:

    а) по форме работы (простые и творческие);

    б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).  

    1. На доске записаны слова.  Учитель предлагает детям внимательно их прочитать.  Затем слова закрываются и учитель  говорит: "Сейчас  я буду показывать картинки.  Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова  на  доске,  то  это слово записывайте в тетрадь, если не совпало - не записывайте". После каждого показа картинки дается проверка и подведение итогов.

    2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами.  Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

    Не велик ... , да краснеет нос. (мороз)

   

 ... любит чистоту. (посуда)

    Чужбина - калина, родина - ... . (малина)

 ... человек добро помнит. (русский)

    3. Запись слов с аналогичной орфограммой. На доске  помещены  слова,  например:   д.журный,   т.традь, уч.ник, учит.ль, р.бята, м.дведь. Учитель говорит:  

  "Все слова подобраны по одному орфографическому признаку.  Догадайтесь,  какой это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы".

    4. Подбор слова с общим признаком. Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать еще одно.

    Капуста, морковь, ..., картофель – ОВОЩИ.

   5. Ответы на вопросы одним словом. «Комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; первый день недели и т.д.»

   6.Запись слов цепочкой. «Билет, трактор, ракета и т.д.»

   7.Подбор синонимов, антонимов. «Весело – радостно, медленно – быстро» и т.д.

   8. Дается задание дописать предложение или необходимое по смыслу слово, закончить строку, подобрать слова в рифму: Весело чирикает ... (воробей.) В лесу живут … (лисица, медведь, заяц.) С ... подул холодный ... (севера, ветер.) Ведь, ведь, ведь — спит в берлоге … медведь. Ко, ко, ко — мы купили … молоко. Гаж, гаж, гаж — сдали в камеру … багаж.

  Творческий диктант по данному началу – это интересный для учащихся вид работы. Учитель диктует начало текста, далее дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова.

  Детям было дано такое начало текста:

Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили ее водой. Ночью был сильный мороз.

  Ученики продолжили текст следующим образом:

1 вариант. К утру вода превратилась в лед. Вечером девочки и мальчики взяли коньки и пошли кататься. Весело на катке!

2 вариант. Вода замерзла. Хороший каток получился. Мальчики взяли коньки, клюшки, шайбу и стали играть в хоккей. 

  Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения правописания слов с непроверяемым написанием.

  Работая со словарными словами, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами. Им предлагается такое задание:

- Составь как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными.

  Например:

машина – медведь

Сколько медведей войдет в одну машину?

Сколько необходимо машин, чтобы увезти одного медведя?

Почему, играя в машину, ты рычишь как медведь?

Почему охотник на машине не может догнать медведя в лесу?

сапоги - ворона

Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?

Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?

Сумеет ли ворона надеть сапоги кошке?

Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

капуста – тетрадь

Сколько раз слово "капуста" можно записать в одной тетради?

Сколько тетрадей можно сделать из одного вилка капусты?

Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?

  Можно предложить детям и такие пары слов: молоко – заяц, ягоды – береза и др.

  Дети, выполняя упражнения со словарными словами, учатся представлять последствия событий, согласовывать слова в предложения. С этой целью можно предложить такие задания:

 - Придумай как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

Девочка уронила карандаш на пол …

Учитель открыл классный журнал …

Товарищ поехал в деревню на машине …

- Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений.

Собака, найти, на, улица, сахарная, косточка.

Товарищ, угощать, ягоды, ребята.

  Эти упражнения не только способствуют формированию навыка грамотного письма, но и развивают словесно-логическое мышление.

  Для творческой работы можно предложить и группу слов, объединенных одной темой. С этими словами можно составить кроссворд, написать сочинение-миниатюру или рекламу. Дети с удовольствием выполняют такие задания.

  Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание словарных слов запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если они изучаются как слова – понятия, которыми пользуется человек в жизни.

  При изучении группы слов на тему "Одежда" дети пробовали составлять рекламу.

Бабушки и мамы!

Покупайте на зиму

Сапоги да валенки.

А особенно пальто,

Чтобы было вам тепло.

Если вы простудились,

Когда ходили на каток,

Купите обязательно

Носовой платок

  Используя слова на тему "Огород", писали мини – сочинения для выставки даров природы.

Урожай.

  В огороде у бабушки выросли овощи. Вот на грядках большие кочаны капусты. У забора красные помидоры. Есть и сочная морковка. Пора убирать богатый урожай.

  Можно привести еще много примеров творческих заданий со словарными словами. Это очень интересная тема для поиска и фантазии учителя.

Приложение № 8

СХЕМА – КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ.

Повышать эффективность обучения непроверяемым написанием, вовлекая в разные виды деятельности, можно и во внеурочной работе. Помогает в этом оформление стенда «В мире слов». Такой стенд включает следующие рубрики:

Значение слова.

  • Здесь дается толкование слова или картинка, иллюстрирующая его значение.
  • Прислушайся к слову.
  • В этой рубрике помещаются наиболее употребляемые в речи словосочетания с изучаемым словом.
  • Произноси слова правильно.
  • В данном разделе приводятся нормы литературного произношения изучаемых слов.
  • Кармашки для загадок, пословиц, поговорок, считалок, стихотворений, в содержании которых есть изучаемое слово.

  На стенд помещаем творческие работы учащихся. Для знакомства располагаем словари русского языка. В оформлении стенда активное участие принимают дети и их родители.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Пересечение слов  через сомнительную орфограмму

    Т                            З                                       С

    Р                       К  А  П  У  С  Т  А          К  О  С  Т  Ь

    У                           Я                                       Б

    Б                            Ц                                      А        

З  А В О Д                                                         К

                                                                           А

     В                                             Н                                          П

К  О  Р  А  Б Л  Ь                  К   О   Н  Ц  Е  Р  Т             К  А  С  Т  Р  Ю  Л  Я

     Л                                             Т                                           Р      

     Н                                             Ы

     Ы                              Б

                               Б     Е   Л    А   Я

         С                           Р                                                   П  Р  А  З  Д  Н   И  К    

         Н                           Е                                                                     Е

И  Н  Е  Й                      З                                           Р  О  Ж   Д   Е  Н  И  Я

          Г                          А                                                                      Ь          

        

        Приложение № 2

Примеры ассоциативных образов, которые использовали учащиеся

гАзета – бумАга                                                пАльто – плАтье          

дИректОр – крИк, рОт                                      мОроз - хОлод

зАвод – трубА                                                    кОнцерт – нОта дО

инЕй – бЕлый, снЕг                                           кОрабль - вОлны

кАпуста – зАяц                                                  мОроз - хОлод

кАрАндаш – грАнь, бумАга                             пАльто - плАтье    

кАрман – дырА                                                  пЕтух - пЕтя

хОзяйствО – хОз, двОр                                      пОгода - дОждь

ягОда – раз в гОд                                                пОсуда - лОжка

учЕник – учЕный

улИца – лИца

сОлОвей – сОлО

сАлют – рАдость

пЯтница – пЯть

  • ХОрОшО, что хОрОшО, пишется через три «О».
  • В слове суббота 7 букв, столько же, сколько дней в неделе и 2 буквы «б», столько же, сколько выходных.

                                                         Приложение № 3

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета

Использование семантических образов на уроках русского языка

Использование семантических образов на уроках русского языка

Использование семантических образов на уроках русского языка

Использование семантических образов на уроках русского языка

Использование семантических образов на уроках русского языка

Использование семантических образов на уроках русского языка

 

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/sls/no03_6.gif

Ну какой восход без солнца?

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/sls/no03_8.gif

А какой барабан без палочек?

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/sls/no03_9.gif

А у вас на даче есть огород?

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/sls/no03_11.gif

Этому человечку не страшна лужа на букве о, ведь он в сапогах.

http://abvgd.russian-russisch.info/txt/img/sls/no03_14.gif

Приложение № 4

Образное представление материала

Сказка

Пригласила сорока на день рождения соловья, воробья и ворону. Угощала всех баранками. Две баранки получила старая мудрая ворона. Жадному воробью досталось тоже две баранки. Две баранки получил соловей за прекрасные песни. И себе сорока оставила две баранки. Сколько баранок испекла сорока на день рождения?

Шуточные вопросы

  • В каких словах «живет» рак? (Завтрак, ракета)
  • В каких словах «спрятались» ноты? (Помидор, ребята, дорога)
  • Назови слова, в которых «спрятались»  числа? (Родина, сорока, столица)
  • Какие слова «любит»  ворона? ( Карандаш, картина, картофель) А – лягушка? (Квартира, Москва)
  • В каких словах ель «растет»? (Картофель, учитель, понедельник)
  • В каких словах «спрятались» еж  и ужи? (Дежурный, ужин)

  Шарады

Мой первый слог – крик птицы,

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдете  без труда.              (картина)

Прибавьте О к единице длины,

И в миг она преобразится.

А как? Подумать вы должны.

Скажу лишь под землей помчится.                (метро)

Подскажи словечко

  • В поле выросла она,

     Колосом своим горда.

    Может колосом гордиться

    Лишь хорошая …                                      (пшеница)

  • – Уродился я не плох,-

С грядки хвастался …                                 (горох)

Привезли во двор песок –

Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

Можно строить …                                        (город)

  • То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Называюсь я …                                                (тетрадь)

  • Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят …                                                  (помидор)

  • Вот тебе соль, вот ложка,

Сварилась к ужину …                                          (картошка)

  • Игры деда Буквоеда

На этой осе в октябре позолота.

Ос…а    (осина)

               А эта растет на лугу у болота.

               Ос…а      (осока)

               Эта оса на луну улетает.

               .ос…а..          (космоновт)

Я – принадлежность короля.

.оро..             (корона)

А я умнейшая из птиц.

.оро..              (сорока)

Я – генератор молока.

.оро..              (корова)

А я – нередко нелегка.

.оро..                (дорога)

  • Этот пони – день недели.

пон……ик.         (понедельник)

Стихотворения

  • Прибежал зайчик на огород,

Обрадовался и говорит: «Ого!»

Огород огородили,

Чтобы зайцы не ходили,

Чтобы куры не клевали,

То, что дети поливали.

  • Петуха спросили дети:

«Почему зовут вас Петя?»

Так ответил Петя детям:

«Хорошо умею петь я!»

  • Ребятишки ждут автобус,

В школу им давно пора.

Ав-ав-ав- собачка лает

И автобус провожает.

  • В древности люди немало ходили.

- Спаси тебя, боже,-

Друг другу дарили.

Немало лет с тех пор промчалось.

- Спасибо! – от фразы  волшебной осталось.

Шутки

  • Вышел на улицу, а на улице – знакомые лица, лица, лица…
  • Крепко за баранку держись шофер!
  • Солнце всходит на востоке.
  • Пенал моют пеной.
  • Костя в костюме, а Павел – в пальто.

Пословицы

  • Чужбина – калина, родина - …. (малина)
  • На смелого … (собака) лает, а трусливого кусает.
  • Пуганая … (ворона) куста боится.
  • Два … (сапога) – пара.
  • Пустая …(посуда) звенит громче всего.

Скороговорки

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть. Полпогреба репы, полколпака гороха. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. Возьми у белобородого мужика, полкрынки белого молока. Три сороки тараторки, тараторили на горке.

Фразеологизмы

Труслив как заяц. Болтлив как собака. Медвежья услуга. Ворон считать. Яблоко раздора. Эзопов язык. Разделать под орех. Ворона в павлиных перьях.

Рифмовки

  • Корова, огород, солома,

Горох, мороз, потом, ворона,

Портрет, костер и молоко.

В словах запомни букву «О».

  • Восток, гореть, пожар, костер,

Вокзал, порог, портрет, шофер,

Шоссе, солома, хорошо –

В словах пишите букву «О».

  • Ворона, сорока, собака, комар,

Болото, костер, поросенок, пожар,

Дорога, лопата, топор, колесо –

Пишите всегда только с буквой «О»!

  • Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,

Канава, картина, сарай, барабан,

Автобус, машина, гараж и балкон –

                Пиши с буквой «А», как и слово «Закон»!

Кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/418114/Image726.gif

По горизонтали:

  1. Летом наедается, зимой высыпается.
  2. Быстро, торопливо … .
  3. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
  4. Молодые люди, парни … .
  5. Верхняя зимняя одежда.

По вертикали:

  1. Опыт – самый лучший … .
  2. Ребятам в цирке очень … .
  3. Сделать скоро … .
  4. Зимой белый, летом серый.

http://festival.1september.ru/articles/418114/Image728.gif

  1. Чиста, да не вода,

Бела, да не снег.

От рогатого берут

Малым детям отдают.

  1. Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

  1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
  2. Крупный населенный пункт.
  3. Портфель у меня не велик и не мал:

Лежат в нем задачник, букварь и … .

  1. Как … уметь читать!
  2. Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Приложение № 5

Грамматико-орфографический материал. Работа над словом «мороз»

  1. Прочитайте. Выпишите сначала предложение, в котором слово мороз имеет значение «холодная зимняя погода», затем предложение, в котором это слово имеет значение «холод».

Невелик мороз, да краснеет нос.

Просыпается земля. Кончились морозы.

  1. Прочитай. Выпиши из предложений однокоренные слова. Объясни их значение.

Шалун уж заморозит пальчик.  (А.С.Пушкин)  Вот пришли морозы, и зима настала.  (И.Суриков)  Морозные ночи, ясные, тихие дни. (Н.А.Некрасов)  Как-то пришел первый заморозок. (К.Паустовский)

  1. Прочитай. Есть ли в предложениях слова близкие или противоположные по значению слову мороз?

Морж спросил у кенгуру:

- Как выносишь ты жару?

- Я от холода дрожу! –

Кенгуру сказал моржу.   (Б.Заходер)

  1. Вставь в предложение подходящие по смыслу слова: холод, стужа, мороз. Объясни, почему употребил выбранное слово.

Береги нос в большой … . На дворе было три градуса … . В одну ночь … сковал озера и реки.

  1. Найди в предложениях слова, противоположные по значению  слову мороз.

Полуденный зной спадал. Подул свежий ветерок. В густом лесу жара почувствовалась меньше. В комнате стояла невыносимая жара и духота.

  1. Найди в предложениях слова, близкие по смыслу, но не однокоренные.

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит.  (Н.А.Некрасов)  В окне сквозь мерзлое стекло зари багряный луч играет.  (А.С.Пушкин)  С моря дул ледяной, холодный ветер.  (Л.Н.Толстой)

  1. Подбери однокоренные слова с корнем –мороз-,  относящиеся к разным частям речи. Составь предложения с этими словами.
  2. Подбери к слову мороз подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).

Мороз (какой?)  сильный, … . Мороз (что делает?) крепчает, …  .

Например, при разборе слова "мороз"  определяются его связи по значению и сочетаемость слова с другими словами.

РОДО-ВИДОВЫЕ  СВЯЗИ:  1)  мороз - холод;

 2)  мороз - холодная зимняя погода.

 РОДСТВЕННЫЕ  СВЯЗИ:  мороз,   морозец, морозный,  морозно, заморозки, морозить.

СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа. АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз-жара, мороз-зной.    СОЧЕТАЕМОСТЬ  СЛОВ:  сильные,   жестокие,   лютые, январские морозы. Мороз ударил,  усиливается, крепчает, трещит. На мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по  коже ( по  спине) дерет (идет) - возникает неприятное ощущение от  холода  или  от внезапного страха.

Приложение № 6

Рассказы к сюжетным картинкам

Родной класс.

С какой радостью мы возвращаемся осенью в родной  класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.  

На базаре.

Трамвай и машины привезли народ за покупками. Здесь есть все: галоши, газеты, календари, карандаши, пальто, платки и сапоги. На базаре продается сочная капуста. Здесь можно купить и крупный картофель, и свежий огурец. Душистая малина из стакана манит своим ароматом. А как пройти мимо красной калины!

Портниха.

На рисунке портниха. На голове у нее голубая косынка. Она в легкой одежде, на коленях у нее коричневый костюм. Портниха пришивает к костюму пуговицу.

Ночь.

Ночь. На небе месяц. Заяц испугался. Сидит, высунув язык. В траве растет земляника. Под кустом спит лягушка

Суббота.

Была суббота. Девочка Таня из города поехала в деревню. На ней было красное пальто. Таня каталась на коньках с ребятами. Видела в лесу ворону, зайца под берёзой. Таня хорошо провела выходные.

Сказка про корову и зайца.

   Однажды корова Зорька заблудилась в лесу. Сильно она испугалась. Вдруг видит: под берёзой заяц Борька сидит. Сильно удивился косой. Ведь коровы в лесу не живут. И решил он помочь Зорьке. Недолго блуждали они. Вот и деревня показалась. Корова угостила зайца молоком и поблагодарила его.

Приложение № 7

Перфокарта с пропущенной орфограммой

Приложение № 8

Схема – классификация словарных диктантов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Коррекционное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) по теме: "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

Коррекционное занятие по русскому языку для детей с ЗПР (VII вида) помогает ликвидировать пробелы в знаниях по теме: "Безударные гласные, непроверяемые ударением"; помогает обучающимся запомнить ...

Тренажёр "Безударные гласные непроверяемые ударением"

Тренажёр по русскому языку для 2 класса l полугодие составлен к УМК "Начальная школа XXl века"....

"Правописание слов с буквами безударных гласных непроверяемых ударением"

Хорошее и быстрое запоминание учащимися слов с буквами безударных гласных непроверяемых ударением во многом зависит от правильного сочетания разнообразных приёмов и методов в работе учите...

конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"...