Двигательные минуткм
материал (1 класс) на тему
Материал содержит физ минутки от А до Я, пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnye_minutki.doc | 444.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательные минутки
Оздоровительные двигательные минутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.
Учащимся младших классов был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?»
Ответы были такими:
- помогают преодолевать сонливость и однообразность урока - 35%;
- повышают работоспособность — 30%;
- создают хорошее настроение — 20%;
- способствуют общению — 6%;
- мешают уроку — 5%;
- ограничивают время урока — 4%.
По мнению учителей, использование физкультминуток позволяет оставшееся время использовать гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Каждый комплекс состоит из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. Подбираются простые, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании правильного сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут целесообразны упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания с различными движениями рук. Физкультурные минутки не проводятся на отдельных уроках: при выполнении контрольных, практических и других подобных работ.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику.
Требования к проведению физкультминуток:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
- Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика глаз;
- гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика.
Возможные ошибки:
- подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
- выполнение движений с недостаточной амплитудой.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.
Таким образом, из вышесказанного можно заключить следующее, что здоровьесберегающее образование направлено на создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся.
1. Физкультурные минутки
А.
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постепенно убыстряется.)
Б. БАБОЧКА
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1- руки через стороны вверх - вдох; 2- и.п.- выдох.
1- плавно поднять руки вверх, смотреть на пальцы; 2- руки вниз; 3- присед; 4- и.п. После слов: «Солнце утром...» маховые движения руками, кружение.)
В. ВАНЬКА-ВСТАНЬКА
Ванька–встанька,
Приседай-ка.
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой.
Г. ГРИБЫ
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три – грибок, положил их в кузовок.
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.
Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Д. ДОЖДЬ
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.
(Дети стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)
Ё. ЁЛОЧКА
У маленьких детишек, ёлочка большая.
Огоньками и шарами ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди (дети хлопают в ладоши).
Деткам, ёлочка, посвети, посвети.
(Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой (грозят пальчиком),
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ж. ЖУК
На лужайке, на ромашке Я с ромашками дружу.
Жук летал в цветной рубашке. Тихо по ветру качаюсь,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Низко-низко наклонясь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках-
Пусть лежит в кармашке (дети показывают)
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
З. ЗЕМЛЯНИКУ ИЩЕМ
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
(Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняясь надо кончиками пальцев левой руки коснуться правой ноги, правая рука остаётся на поясе - выдох. Выпрямиться – вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги- быстро срываем её. Придётся опять наклониться.)
Й.
(Дети танцуют, веселятся.)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришёл волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
(Дети застывают, склонив головы.)
В класс пришли друзья-зверушки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
(Дети танцуют под музыку.)
К. КУЗНЕЦ
- Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два - и готово.
(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)
Л. ЛОШАДКА
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за парой, руки на парте ладонями вниз. Поочерёдное продвижение вперёд то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
М. МОРОЗ
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (Движения.)
Н. НОГИ
Где же наши ноги?
Где же, где же наши ноги?
Нету наших ног.
(Приседая, закрывают ноги руками.)
Вот, вот наши ноги,
Вот наши ноги.
Пляшут, пляшут наши ноги,
Пляшут наши ноги.
(Повторяют разные движения плясовой.)
О. ОБЕЗЬЯНКИ
Лучшие качели Кто весь век качается,
Гибкие лианы. Да-да-да!
Это с колыбели Тот не огорчается
Знают обезьяны. Никогда!
(Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперёд-назад (качели). Когда говорят: «Да-да-да!»- хлопают, произнося две последние строчки- прыгают.)
П. ПИЛЬЩИКИ
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
Р. ВОРОНЫ
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар - кар! (громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо)
(Дети бегают, размахивая руками как крыльями, произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки щеку-засыпают.)
С. СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Солнечные зайчики играют на стене, Ну, лови, лови скорей!
Поманю их пальчикам, Вот, вот, вот - левей, левей!
Пусть бегут ко мне. Убежал на потолок.
(Дети ловят зайчика на стене. Учитель направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика.)
Т. ТОЧИЛЬЩИКИ
Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы...
Угощайтесь, молодцы!
(Дети имитируют движения точильщика: проводят то одной, то другой руки с переворотом. На 2 последние строки-4 хлопка.)
У. УТОЧКА ЛУГОВАЯ
Дети: Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Утка: Под кустиком, под берёзкой.
Сама, утя, хожу.
Детей своих вожу.
Сама, утя, поплыву.
Детей своих поведу.
(Выбирается уточка. Дети, идя по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)
Ф. ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ
На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
Х. ХЛОПАЙ-ТОПАЙ
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днём и вечером!
Лучший танец-
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты – отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
Ц. ЦАПЛЯ
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)
Ч. ЧАСЫ
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево - раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Ноги вместе, руки на поясе.
(На счёт «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
“Веселые физкультминутки”
Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
“Считалочка” (Выполняется стоя у парты)
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова все начать.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз присядем.
Девять – и урок наш продолжаем.
Гимнастика для рук
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться.
(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.
Пальцы расслаблены, взмахи кистями)
Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
2. Пальчиковая гимнастика
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек- универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека (Э.В. Ильенко). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших
школьников;
-тренировка внимания;
-координация движений;
-адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Условия проведения:
Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
- Упражнение для рук.
Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца ,завершают массаж точкой в центре ладони.
Пальчик, пальчик, где ты был?
- С братцем Васей щи варил.
- А потом с ним кашу ел,
- А потом с ним песни пел,
- А потом гулять пошел
- И копеечку нашел
- Упражнение для рук.
Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно ими помахать.
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем
. (Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
2.Чтобы нам добыть огонь
Трём ладошки о ладонь
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится
3.Две сестрицы - две руки
Левая и правая,
Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки - левая и правая
Воду моря и реки загребают плавая.
4. Лошадка
(и. п. - сидя за партой, руки лежат ладонями вниз)
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошаки.
Чок - чок - чок, скок - скок-скок.
Скачет резвый табунок.
5. Рыбки
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
6.“Дерево”
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
7.“Солнышко”
Ладони соединены, напряженные пальцы разведены в стороны.
8.“Ёлка”
Елка быстро получается, если пальчики сжимаются, локотки ты подними, пальчики разведены.Ладони от себя под углом друг к другу,
пальчики пропускаются между собой и выставляются вперед
9.“Корзинка”
“Я корзиночку беру,
овощи в неё кладу”.
( Ладони на себя, пальчики переплетаются, локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки ).
10.“Грабли”
Огород я уберу, граблями мусор я сгребу”
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).
11.“Ваза”
Округленные ладони соединить со стороны мизинца.
12.“Стакан”
Прямые вытянутые ладони со стороны мизинца запястья и большого пальца.
13.“Корни яблони”
Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.
14.“Сад”
“Неразлучный круг подруг, тянет к солнцу сотни рук, а в руках душистый груз. Разных бус на разный вкус”.
(Слегка согнутые большие и средние пальцы обеих рук, соединены в круг. Обе руки с прямыми пальцами подняты вверх. Слегка согнутые округленные ладони соединены. Указательный и большой палец образуют кольцо).
3. Гимнастика для глаз
1.Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно
(посмотреть вправо-влево)
Ах, как солнце высоко
( посмотрите вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
( закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём,
(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)
Вправо-влево повернём,
А потом скатимся вниз,
( Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)
2. «Бабочка»
Спал цветок
( Закрыть глаза. расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
( Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
( Руки согнуты в стороны - выдох)
Взвился вверх и полетел.
( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)
3. Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох,
затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два —
Тренируй свои глаза.
(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки,
крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо,
посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево,
посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с.
Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5—6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на конники пальцев.
Подними руки вверх - вдох, следи глазами за руками,
не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль)
(считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,
не поворачивая головы, за медленными движениями указательного
пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль насчет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 1-2 раза.
6. Упражнение для глаз: «Сова»
На «раз» - широко открыть глаза.
На «два» - сильно зажмуриться.( 3 раза)
7. « Муха»
Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз)
5. Профилактические упражнения для глаз:
1). -15 колебательных движений глазами по горизонтали справа -
налево, слева - направо.
-15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз,
вниз - вверх.
-15 вращательных движений глазами слева - направо.
-15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую
стороны — «восьмерка».
2). «Руки за спинку, головки назад»
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
3).Упражнения для глаз (комплекс 1)
И. п. — сидя за партой.
- Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
- Движения глазными яблоками.
- глаза вправо- вверх.
- глаза влево- вверх.
- глаза вправо- вниз.
- глаза влево- вниз.
Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15 с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза,
пальцы вместе. Держать 1 с.
Ладони на стол,
Открыть глаза.
4). Упражнения для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
Повторить 2—Зраза.
- Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть
на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить
3—4 раза. - Самомассаж.
- Закрыть глаза и делать легкие круговые движения
подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с.
Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
5). Упражнения для глаз (комплекс 3)
- Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2.Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными
яблоками с закрытыми глазами вправо и влево.
Повторить 2—3 раза в каждую сторону.
3.Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.
6).Упражнения для глаз (комплекс 4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
Повторит 2—Зраза.
2.Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки.
Повторить 5—6 раз.
3.Закрыть глаза, расслабить веки, 10— 15 с.
4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза.
Представить море, лес. Отдых 10—15 с.
Открыть глаза.
6. Упражнения для снятия усталости глаз.
- Потереть ладонью о ладонь.
Закрыть глаза и положить ладони на них.
2; Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак,
большой палец вверх.
Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки
по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне
надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
7. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.
(Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступнями опираются на пол, голова в одном положении , работают только мышцы глаз.)
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», « мама», «дом», «трава» -
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз -
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят.
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы.
К ним ладошки приложили.
( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)
Раз, два. три, четыре, пять
Можно глазки открывать!
8. Упражнение для укрепления мышц глаз.
Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение дети проделывают 6-8 раз.
- Глазки, глазки, где вы были?
- В гости к зайчикам ходили.
Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.
Влево - вправо, влево - вправо,
Влево кругом ходят глазки друг за другом.
Вправо - влево, вправо - влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.
(Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание.)
Заключение
Оздоровительные двигательные минутки на уроках или физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Подвижные перемены, активный ежедневный отдых на удлиненных переменах и в группах продленного дня, обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.
Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
— движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
— недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
— знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным
процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
Объем двигательной деятельности ребенка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.
Список литературы
- Антропова, М. Режим дня младшего школьника [Текст] / М. Антропова – М.: Вентана – Граф, 2002. – 24 с.
- Безобразова, В. Как сохранить сердце ребенка здоровым [Текст] / В.безобразова - М.: Вентана – Граф, 2002. – 32 с.
- Здоровый ребенок – хороший ученик. //Начальная школа, №9, 2004. – С.97.
- Как избежать школьных перегрузок. // Начальная школа, №8, 2004. – С.81.
- Смирнов, Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. Смирнов – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
- Шурухина, В. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы [Текст] / В. Шурухина – М.: Просвещение, 1980. – 78 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Кожа и опорно-двигательная система"
Данный тест представлен в виде презентации. Его можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе после изучения тем "Кожа" и " Опорно-двигательная система"...
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
«Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)»
Теоретические основы инклюзивного образования, пути его развития в конкретно взятом образовательном учреждении....
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА."
Доклад, который прозвучал на окружной конференции....
Танцевально-двигательная терапия для детей с ОВЗ. Программа по танцевально-двигательной терапии и методическая разработка для детей с ОВЗ.
Приоритет гуманистической концепции и модернизации образования способствует появлению в педагогике новых инновационных технологий.Основной задачей танцевально-двигательная терапии является обрет...
Методика коррекционно-оздоровительных двигательных действий «Алфавит телодвижений» (на основе двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита)
laquo;Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечно...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) по коррекционному курсу «Двигательная коррекция» для 1 (подготовительного) класса
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) МБОУ «Мамон...