Урок чувашского языка в 1 классе.
план-конспект урока (1 класс)

Конспект урока чувашского языка  в 1 классе на тему: "Шӑши ҫури -Тая"+ презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_kl.tema_shashi_suri_-taya_1kl.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Туктарова Татьяна Ивановнп 

учитель начальных классов МБОУ «Старосуркинская СОШ»

Тема: Шӑши ҫури -Тая (1кл) 

Цели и задачи урока:

  1. ознакомление с буквами чувашского алфавита З,з 
  2. обучение навыкам аудирования: понимать на слух текст описательного характера, обучение самостоятельно делать выводы, характеризовать животных и обучение технике чтения согласной буквы п, стоящих рядом с буквами р и гласными; 
  3. развитие умения проводить звуковой анализ слова, развитие навыков монологической речи (рассказ о себе, о животных), умения вести диалог-расспрос, используя различные типовые фразы, тренировк анавыков чтения, расширение словарного запаса, развитие речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности; 
  4. воспитание любви к родному языку, формирование у учащихся потребности и способности к сотрудничеству, воспитание самостоятельности. 

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него новых слов.

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- Интерес к учебному материалу, представление  о своей этнической принадлежности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей.

(Познавательные УУД).

Предметные:

- научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Учебник чувашского языка для 1 класса русской школы.Г. В. Абрамова;

 Рабочая тетрадь к этому учебнику.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Лексический материал: . Непереводимые слова зонт, зебра, значок, зефир 

Использованный материал:

1.Учебные пособия:

1)Абрамова Г.В. Чăваш чĕлхи: Учебник чувашского языка для 1 класса русской школы/ Г.В.Абрамова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. – 143 с.

2) Абрамова Г.В., Енькка Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Чăваш чĕлхи» 1 класс . Часть 1– Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2013. – 48 с.

3) Абрамова Г.В. Картинный словарь. (мультимедийное пособие)

2.ИКТ: - компьютер, интерактивная доска, проектор, 10 АРМ для учащихся;

- электронное пособие «Картинный словарь», авт.: Е.И.Фролов, Е.Л.Сармосова, Г.В.Абрамова;

- электронное пособие «Видеоприложение к учебнику «Чăваш чĕлхи. 1 класс.»», авт.: Е.Л.Сармосова, Г.В.Абрамова;

- мультимедийные презентации в программе Power Point.

3.Наглядный материал: предметные, ситуативные и сюжетные картинки, иллюстрации и фотографии в слайдах, материал для проведения игр.



Ход урока: 

.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся

Шăнкăр-шăнкăр(2 хут)

Вĕренме чĕнет звонок

Шăнкăр-шăнкăр

Ак пуçланчĕ те урок.

- Ларăр (Садитесь.)

 Все ли правильно сидят,

  Все ль внимательно глядят?!

Хором: Слушаем внимательно,

              Работаем старательно!

    -Халь мĕнле урок? (Чӑваш чӗлхи урокӗ)

-. Мĕне вĕренетпĕр эпир чăваш чĕлхи урокĕсенче?

                   (пурте калаççĕ):

                                                            Эпир вулатпăпр, эпир çыратпăр

                                                            Калаçатпăр чăвашла.

Учитель: Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок, а урок-сказка. Я приглашаю вас в сказочную страну, царство, тридесятое государство чувашского языка. (Слайд №1 с изображением сказочного города)


II. Актуализация знаний. 

1. Игра «Мозговой штурм». (Отгадывание кроссворда).

Учитель: Как называется этот красивый город? Название города зашифровано в кроссворде. Вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. (Слайд №2)

  1. А Васька слушает да ест. (Кошка - кушак)
  2. По горам, по долам

      Ходит шуба и кафтан. (Овца - сурăх)                                      

  1. Вместо носа - пятачок,

      Вместо хвостика – крючок. (Свинья - сысна)

  1. Пассажир без билета. (Заяц - мулкач)
  2. Он всегда в лес смотрит. (Волк - кашкăр)
  3. Ее Отчество Патрикеевна. (Лиса - тилĕ)

Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось, АСАМАТ. Значит, наш сказочный город называется РАДУГА.

2. Фонетическая разминка.

Учитель: Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3) Злая фея заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город, нужно правильно и дружно произнести за мной.

- Жи-жи – ку шăши, ку пĕчĕк шăши.

- Ша-ша – ку пакша, ку илемлĕ пакша.

- Ба-ба – ку упа, ку пысăк упа.

- Каш-каш – кашкăр, ку усал кашкăр.

  1. Счет 1-10.

Учитель: Открываются ворота города. Мы в сказочном городе. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. (Слайд №4) Первая улица на нашем пути – это улица Цветочная. (Слайд 5) Сколько домиков на этой улице? Считаем хором. (Счет по-чувашски от 1 до10).

  1. Игра «Цветы».

Учитель: Эта улица называется Цветочная. Значит, здесь должны расти цветы. А где же они? Хотите посмотреть на них? Цветы в этом городе тоже волшебные. Чтобы они появились, надо выполнить мое задание. Я называю цвет по-чувашски, а вы должны найти  и показать его среди разноцветных кружков. (Разноцветные кружки прикреплены к доске). Если покажете правильно, на улице волшебного города появится роза такого цвета. (Учитель называет цвета по-чувашски: розовый, белый, красный, синий, коричневый, зеленый, оранжевый, черный, желтый. (Слайд 5)

  1. Игра с мячом. Тренировка навыков диалогической речи.  

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу и спрашивает:  

- Света, тебе какая роза нравится? (Света, сана мĕн тĕслĕ роза килĕшет?)

- Мне желтая  роза нравится. (Мана сарă роза килĕшет.)

Режим работы: учитель – ученик 1 – ученик 2 - … .

  1. Игра «В сетях паутины».

Учитель: Идем дальше. А кто же живет в этом прекрасном домике? (Слайд №6) Никого не видно и не слышно. Почему? Жители города запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно. И мы узнаем,  кто живет в этих домиках (УПА, АВТАН, ПАКША, ĔНЕ).

Учитель: Какой красивый дом на следующей улице! (Слайд №7) Здесь живут…(показывает игрушки животных и спрашивает: это кто? (лошадь, осел, свинья, собака, заяц, овца и др.)

Физминутка: Физкультминутка «Эп\ л\п\ш».

Эп\ л\п\ш, эс\ л\п\ш.

Эп\ п\ч\к, эс\ п\ч\к.

Эс\ лай=х, эп\ лай=х.

Эс в\ёет\н, эп в\ёет\п.

Эс вылят=н, эп вылят=п.

Эс ларат=н, эп ларат=п.

К=вакал ч\пписем

Сим\с кур=к ёиеёё\ (изображать, как утята срывают траву).

Ак ёапла, ак ёапла –

Сим\с кур=к ёиеёё\.

К=вакал ч\пписем

Пит\ х=в=рт чупаёё\ (изображать быстрый бег),

Ак ёапла, ак ёапла –

Пит\ х=в=рт чупаёё\.

К=вакал ч\пписем

Пит\ х=в=рт ишеёё\ (изображать плавание).

Ак ёапла, ак ёапла –

Пит\ х=в=рт ишеёё\.

5.Упр 1 Р.Т. с.43

III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Учитель: Понравилось вам в сказочном городе? Но пришло время возвращаться в класс и заняться уроком? Дайте мы с вами решим чем же мы будем заниматься?

Выполнить задание №1 Назовите З,з

  1. Чтение слогов, написанных на карточках: ЗА,АЗ,УЗ,ЗУ,ЗИ,ИЗ,ЗЕ,ЕЗ.
  2. Чтение  слов, написанных на доске:       ЗАЛ                           ЗЕФИР  
  3.                                                                    ВОКЗАЛ                    ЗИНА.

-Есть ли  среди этих слов чувашские слова?

-Что вы можете сказать  про букву З.

Вывод:БУКВА З,з встречается только в  русских словах.

4.Чтение слова на доске: ТИРПЕЙЛӖ

-Какой звук передает буква П между Р и гласной?

Вывод: Буква П между буквой Р и гласной передаёт звонкий звук Б.

Учитель:Чем мы будем заниматься на уроке?

Дети: Учиться правильно читать слова с буквой З, которая встречается только в русских словах и с буквой П ,которая стоит между Р и гласной.

IV.Применение нового знания.

1.Выполнить задание №3. Возможный режим работы:

  1. Прогнозирование содержания текста по рисунку.
  2. Чтение текста детьми про себя,затем вслух по цепочке.

Проверка понимания осуществляется переводом предложений с русского на чувашский.

Предложения: Здесь сидит Тая. У неё есть белая блузка, красная юбка, жёлтый бант. Она смотрит телевизор. Там поёт зебра..

     3)Работа над заданиями.

Найти в тексте слова с буквой З и составить с ними предложения.

Найти в первом предложении второго абзаца слово,в котором два разных звука обозначены одной буквой Ш (шӑши-глухой Ш и звонкий Ж).

4).Упр 1 Р.Т. с.43

5)Ответь  на  вопросы: Зал мӗнле? Залта Тая- и, Яша-и?Тая мӗн тӑвать? Тая тирпейлӗ-и? Вӑл  мӗн тӑхӑннӑ? Бант мӗн  тӗслӗ? Залта  мӗн-мӗн пур?

 6)Угадать предмет по его признакам: ҫаврака( таз,сӗтел,кавир), шурӑ (зефир),сарӑ (чейник,бант).

-Почему Тая и Зена написаны с большой буквы?

7)Найдите в тексте слова, обозначающие предметы. Измените эти слова так,

чтобы они обозначали несколько предметов.

8).Упр.2 Р.Т. с.43

9).Выполнить задание №4. Прослушайте чтение (учителя) и прочитайте его с соседом по ролям.

3.Выполнить задание № 5.Составь рассказ о Тае или (упр 2 Р.Т.)

4.Выполнить задание 6.Отгадать загадки.

Вӑл вӑрманта  пурӑнать,чее, какай юратать.(тилӗ).

Вӑл ялта пурӑнать,симӗс курӑк юратать.(пӑру)

Вӑл шӑмӑ юратать.(йытӑ)

Вӑл тырӑ юратать.(хур)

5.Составить диалог по картине к заданию №6.

-Арҫын ача мӗн ятлӑ?

- Арҫын ача Дима ятлӑ.

-Унӑн мӗн пур?

- Унӑн пӑру пур.

-Пӑру мӗн ятлӑ?

-Пӑру Черныш ятлӑ.

-Черныш мӗн тӗслӗ?

- Черныш хура тӗслӗ.

-Черныш мӗн юратать?

- Черныш курӑк юратать.

V. Рефлексия. Итог урока.

- Давайте себя похвалим:

 Эпир маттур ачасем.

Эпир маттур, маттур, маттур,

Эпир маттур ачасем.

Эпир ăслă, лайăх, ĕçчен,

Эпир ырă ачасем.

Эпир шкулта вĕренетпĕр,

вулатпăр та, çыратпăр,

юрлатпăр та ÿкеретпĕр,

задачăсем шутлатпăр!

Эпир маттур, маттур, маттур

Эпир маттур ачасем

Эпир ăслă, ăслă, ăслă

Эпир ăслă ачасем

Эпир шкулта вĕренетпĕр

Вулатпăр та çыратпăр

Задачăсем шутлатпăр

Сăрлатпăр, ÿкеретпĕр,

Ташлатпăр та юрлатпăр.

- Что нового узнали на уроке? С какой буквой чувашского алфавита мы познакомились?

-Приведите примеры слов.где буква З стоит: в начале слова (зебра,зонт),в середине (телевизор), в конце слова (таз)

- Урок закончен.

Литература: 

Абрамова Г.В. Универсалл= в\ренъ \ё-х\л\сене выр=с шкул\н ч=ваш ч\лхи урок\сенче аталантарасси / 1-м\ш класра \ёлекен в\рентекенсем валли. – Шупашкар: Ч=ваш Республикин в\ренъ институч\, 2011. – 39 с.

Абрамова Г.В. Программа по чувашскому языку для 1-4 классов русской школы/ Г.В.Абрамова, Р.А.Голанцева. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. – 107 с.  

Абрамова Г.В. Методические указания к учебнику чувашского языка для 1 класса русской школы: книга для учителя / Г.В.Абрамова. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2007. – 217 с.

Абрамова Г.В. Чёваш ч.лхи% учебник чувашского языка для 1-го класса русской школы. – Г.В.Абрамова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2010. –  143 с.: ил.

Абрамова Г.В., Енькка Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Чёваш ч.лхи». 1 класс.  / Г.В.Абрамова, Е.В.Енькка. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2010. – 64 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чувашского языка 4 классе Япала ячĕсем çинчен вĕреннине пĕтĕмлетесси.

Пĕлÿ тĕллевĕ:1.Япала ячĕсем çинчен мĕн вĕреннине аса илесси.                        2...

урок чувашского языка в 1 классе по теме "Любимые занятия зверят"

Технологическая карта  урока составлен для проведения в 1 классе по учебнику Г. Абрамовой по технологии проблемного юбучения....

Презентация к уроку чувашского языка в 4 классе на тему "Кайăксем-пирěн туссем."

Данная презнтация разработана к уроку чувашского языка в 4 классе на тему "Птицы-наши друзья" согласно календатно-тематическому плану учебного предмета....

Урок чувашского языка

Урок чувашского языка  по теме "Печек поварсем"На уроке изучают слова , отвечающие на вопрос из чего?...

Самоанализ урока чувашского языка учителя начальных классов

Самоанализ  урока родного языка (чувашского языка) на тему: "Пирен семье" 2 кл...

Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности на уроках чувашского языка"

Данный мастер-класс содержит в себе приемы, рассчитаные на развитие функциональной грамотности на уроках чувашского языка. Мастер-класс выполнен на чувашском языке....