Рабочая программа и КТП 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс) на тему
В данном разделе представлены рабочие программы и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._i_ktp_._2_klass.rar | 378.43 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п\п. | Дата | Тема урока. | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Как и чем работает художник? (8 ч) | ||||||||||||
1 | «Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий. | Урок введе-ния в новую тему | Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе? | Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | |||||
2 | Загадки чёрного и белого цветов. | Комбинирован-ный урок | Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом? | Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия. | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||||
3 | «Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Урок-сказка | Как нарисовать осенний лес? | Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Научатся наблюдать за природой, различать ее характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как мелки и пастель. К. Определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | |||||
4 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Урок-проект | Как изобразить красоту осенней природы? | Виды выразительности изображения. | Научатся передавать настроение композиции цветом, соотносить личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. . Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как куски ткани, опавшие листья. Применение правил и пользование инструкций. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | |||||
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Урок-удивле-ние | Как рисовать, используя графические материалы? | Графическая композиция: линии разные по виду и ритму. Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт. | Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть) | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||
6 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. | Урок-сказка | Что такое скульптура? | Скульптура. | Научатся умению различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | |||||
7 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Комби-нирован-ный урок | Что такое архитектур, макет? | Архитектура, макет, объёмные формы (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). | Научатся работать с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы-цилиндр, конус, лесенки, гармошки, конструировать из бумаги различные сооружения. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | |||||
8 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным. | Урок обобще-ние и система-тизации знаний, урок-выстав-ка | Как определять материалы и инструменты необходимые для изготовле-ния изделий? | Способы выразительности в художественных произведениях | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Анализировать образец, определять материалы. Оценивать по заданным критериям. К. Сделать вывод о способах выразительности художественных произведений | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников. | |||||
Реальность и фантазии (7 ч) | ||||||||||||
9 | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. | Урок-игра | Как соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта? | Пропорция. | Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении животного. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||||
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Урок-сказка | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц? | Рисование с натуры. | Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям К. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||||
11 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | Комби-нированный урок | Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности? | Форма, величина. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Р. Удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. П. Осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||||
12 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | Урок совместного творчества | Как создать собственный орнамент кокошника? | Орнамент, кокошник, декоративно-прикладного искусство. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. | Р. Выполнять действия с учетом заданных алгоритмов П. Анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. К. Сотрудничать с товарищами в ходе работы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||
13 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | Комбинирован-ный урок | Как выполнять моделирование форм подводного мира, конструировать из бумаги? | Моделирование, конструирование. | Научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. применять правила и пользоваться инструкциями. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой. | |||||
14 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | Урок-фанта-зия | Как выполнять моделирование фантастичес-ких зданий? | Фантазия, моделирование. | Научатся основным приемам работы с бумагой. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы. К. Давать эстетическую оценку выполненных работ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||
15 | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | Урок обоб-щения | Как использовать художествен-ные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? | Основные составные, теплые и холодные цвета. | Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||
О чем говорит искусство (11 ч) | ||||||||||||
16 | «Море». Изображение природы в различных состояниях. | Комби-нирован-ный урок | Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски? | Художник-маринист. | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. К. Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | |||||
17 | «Четвероногий герой». Изображение характера животных. | Комби-нирован ный урок | Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения? | Художник-анималист. | Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Р. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | |||||
18-19 | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | Комби-нирован-ный урок | Как нарисовать народную женскую одежду? | Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота» | Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||
20-21 | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | Комби нированный урок | Как нарисовать мужскую одежду? | «Внутренняя красота» | Научатся изображать мужской образ. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||
22 | «Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного героя, выраженный в объеме. | Урок-проект | Как выполнить работу из пластилина, передать образ человека и его характер? | Скульптура. | Научатся передавать образ человека и его характер используя объём, выполнять коллективную творческую работу. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |||||
23 24 | «Человек и его украшения»(сумоч- ка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | Комби нирован ный урок | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | |||||
25 | «Дворцы доброй феи». Образ здания. | Комби-нированный урок | Как создать образ сказочных построек? | Архитектура. | Научатся видеть художественный образ в архитектуре. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). | |||||
26 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | Урок обобщения и систематизации знаний | Как проектировать сказочный город? | Украшение. | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | |||||
Как говорит искусство (8 ч) | ||||||||||||
27 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Урок введе-ния в новую тему | Как наблюдать за цветом в картинах художни-ков? | Цвет, теплые и холодные цвета. | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром | |||||
28 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Комбинирован-ный урок | Какие цвета нужно использо-вать для передачи весеннего настроения? | Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по сырому. | Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | |||||
29 | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. | Комбинирован-ный урок | Как изображать весенний пейзаж? | Ритм, пейзаж, художник-пейзажист. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | |||||
30 | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | Комбинирован-ный урок | Как различать основные и составные цвета, использо-вать художественные материалы, использо-вать линии для изображе-ния характера работы? | Основные и составные цвета. | Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку березы и дуба. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров. | |||||
31 | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | Комби-нированный урок | Как составлять композицию и последова-тельно её выполнять? | Ритм, движения пятна, аппликация, панно | Научатся выполнять задание в технике аппликации. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Моделировать коллективное панно. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | |||||
32 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | Комби-нированный урок | Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных материалов? | Пропорция . | Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию). | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Анализировать образец, определять материалы. К. Строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. | |||||
33 | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. | Урок обобщения изучен-ного материала | Как применять средства выразитель-ности, использо-вать художественные материалы | Ритм линий, пятен, цвет, пропорция. | Научатся создавать коллективное панно. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. . Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром. | |||||
34 | Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею. Я могу. Выставка детских работ. | Урок выстав-ка | Показать, чему мы научились? | Мастерская ,выставка, вернисаж. | Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Осуществлять поиск и анализ необходимой информации. К. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Уважительное отношение к иному мнению. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3с. Дивное на заседании педагогического совета
_________________М.М.Радочинский МКОУ СОШ №3 с.Дивное
Пр.№______от _______________2014 г. Протокол №1 от 29 .08.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УМК «Школа России»
по изобразительному искусству во 2 Б классе
(34 часа )
Составлена учителем начальных классов
Гайдаш А.И. на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Авторской программы. Изобразительное искусство. Б. М. Неменский . Москва. « Просвещение» 2011год.
Учебник . Изобразительное искусство 2 класс 2013 год. Б. М. Неменский.
2014 - 2015 учебный год.
Методическая литература для учителя.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс.
- Неменский Б. М. Изобразтельное искусство. Рабочая тетадь. 2 класс
.
Литература для учащихся.
-Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 – 4 классы.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс.
- Неменский Б. М. Изобразтельное искусство. Рабочая тетадь. 2 класс.
Рассмотрено протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения __________Е.Д. Мощенко
учителей начальных классов ________________2014 г.
от__28.08.2014____№_1
руководитель МО
__________________Н.М. Овчаренко
Пояснительная записка
Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и РАХ Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России».
Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека; роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества; значение искусства в развитии каждого ребенка. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Одной из главных целей преподавания искусства становится развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
• рисование с натуры (рисунок, живопись);
• рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
• декоративная работа;
• лепка;
• аппликация с элементами дизайна;
• беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
• опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
• индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;
• процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
• проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
• активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития
Общая характеристика предмета
Содержание предметного курса ориентировано на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, а также окружающего мира и математики.
На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру, сознанию своих личных связей с искусством; развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание —проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Ты и искусство
Тема 1. Чем и как работают художники (8ч)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветие мира.
Гуашь. Добавление белой и черной краски.
Выразительные возможности восковых мелков.
Выразительные возможности восковых мелков.
Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев
Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица
Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес
Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине
Тема 2. Мы изображаем, украшаем и строим (7 ч)
Для художника любой материал может стать выразительным.Изображение родного города с помощью неожиданных материалов.
Изображение и реальность. Павлин.
Изображение и фантазия. Сказочная птица
Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле.
Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан.
Постройка и реальность. Подводный мир.
Постройка и фантазия. Сказочный город.
Тема 3. О чем говорит искусство? (11 ч)
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных.
Образ человека и его характер.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев.
Тема 4. Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Чудо-коврик.
Цвет как средство выражения.Тихие и звонкие цвета.
Пятно как средство выражения. Силуэт.
Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри.
Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя поляна.
Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево.
Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности. Весна идет..
В музее у веселого художника.
Тема «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребёнка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в чёткой методической последовательности. Нарушение её нежелательно. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...