Универсальные учебные действия
опыты и эксперименты на тему

Подгайная Ирина Николаевна

Теоретический семинар для педагогов

«Универсальные учебные действия».

От теории к практике формирования.

Подготовила Подгайная Ирина Николаевна,

 учитель начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар для педагогов43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический семинар для педагогов

«Универсальные учебные действия».

От теории к практике формирования.

Подготовила Подгайная Ирина Николаевна,

 учитель начальных классов

Цель:

сформировать устойчивое представление о методологических подходах к понятию, путях  формирования УУД; определить место УУД в понятийном поле «компетентностного подхода»,  перевести представление об УУД в практические формы (технологии).

  1. Актуальность вопроса
  • Перемены современного общества
  • Новые ориентиры в развитии государства
  • Новые запросы на образование

диктуют новые подходы к образованию современного школьника.

Сегодня обществу, государству нужна личность, способная в течение всей жизни учиться, решать нестандартные задачи, быть изменчивой (гибкой к среде), но менять мир на фундаменте вечных ценностей

Нужен опыт решения проблем, который будет использован за рамками образовательного процесса в познавательной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейной и др. сферах жизни.

  • Процесс усвоения ЗУН приобретал смысл «накопления стройматериалов», при котором нет гарантии, что их можно как-то использовать.
  • Новый образовательный стандарт позволит сделать школьника способным к активному взаимодействию, самостоятельному приобретению опыта в течение всей жизни, конкурентоспособности в быстро меняющихся условиях цивилизации.

  1. Компетентностный подход – основа стандарта.

Анализ подходов к современному образованию (Приложение 1. Таблица). Работа педагогов в парах.

Попробуйте соотнести, сопоставить то, что сегодня предлагает наука образования. Результаты наблюдений, анализа представим через несколько минут

 (В помощь: учебная задача – традиционна, на материале учебника, а учебная ситуация – жизненная атмосфера, условия отстранены от учебника, задача в мире вне учебника, связана с применением знания в жизни, отсюда не УРОК как единица обучения, а УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ)

  1. Понятие УУД. 

Существует несколько подходов к определению:

  • Способность к саморазвитию, самосовершенствованию путем приобретения социального опыта
  • Позволяют организовать себя, самостоятельно осваивать новое, успешно приобретать умения, компетентности, умение учиться
  • Это обобщенные способы действий во всех компонентах учебной деятельности
  • Учебные мотивы (сознательность целей, результата обучения)
  • Учебная цель (видение её для самого себя)
  • Учебная задача (постепенное формулирование её для себя самостоятельно)
  • Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и самооценка)
  • «Метапредметные» («метапознавательные»)  действия – умственные действия, направленные на управление своей познавательной деятельностью и её анализ.
  • самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия

  1. Виды УУД и их содержательный аспект
  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

Разбор содержания УУД (приложение1)

  1. Обсуждение версии: каждый учебный предмет для развития какого-то определенного УУД. Предлагается каждому зав. кафедрой проанализировать с этой точки зрения свой предметный профиль.

       В помощь:

Формирование первой логической грамотности происходит в процессе изучения математики, т. К. эти логические действия – инструментальный базис математики (и информатики: операция НЕ – отрицание, логическое И – конъюнкция или логическое умножение). Предметы естественно- научного цикла открывают возможности использования логических УУД в различных предметных областях.

При формировании УУД необходимо исходить из специфики предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Пример-  литература. Художественное познание действительности, трансляция и присвоение социо- культурного нравственного опыта, умение воссоздавать картины писателя, понимать и оценивать авторскую позицию, делать выводы, обобщения, строить суждения. НО развитие ЛИЧНОСТНЫхХ (смыслообразования и нравственно-этического отношения) – составляет основу, центральную линию развития.

Физкультура формирует волю, а значит РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

  1. Мини – практикум «Семь - есть работа всем. Что формируем?» Распределите учебные задачи в соответствии с группами УУД

Задание 1.   Составьте карту понятий по теме «…»

Задание 2.   Подготовьте в группе выступление «Молодежь. Взгляд не со стороны», …

Задание 3.  Представь материал параграфа … в рисунках с подписями

Задание 4.  Используя экономический, ….словарь, соотнесите понятия и определения в правой и левой колонках 

Задание 5.  Перед вами флеш-ролик. Попробуйте после просмотра описать свои эмоции, мысли, смысл увиденного.

Задание 6. Попробуйте в группе через 30 минут найти решение проблемы «..» (необходимые материалы прилагаются)

Задание 7. На основе предложенного материала по теме «..» напиши через 20 мин. не менее 10 вредных советов.

  • Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного  учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.

Условия развития УУД

  • создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения  учащихся к учебе;
  • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
  • обеспечение учеников  необходимыми средствами решения задач;
  • оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;
  • организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничеств

  1. Какая технология равнозначно развивает все 4 группы УУД? Докажите это.

Предлагается пакет с кратким описанием технологий (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  • Проектной деятельности
  • Деловых игр
  • ТРКМ
  • Кейс – технологии

  1. Подведение итогов. Не проблемные вопросы:

проблемные начинаются с почему и предполагают неоднозначный ответ

  • Если у учителя не сформированы УУД (эмпатия, разрешение конфликтов, способность к преобразованию информации и т.д.), сможет ли он развить их в ученике?
  • Со сколькими УУД можно работать на одном уроке? На серии уроков по одной теме?
  • Можно ли развивать УУД только на учебном материале (т.е. на уроке)?
  • Найдите взаимосвязь:  «УУД – ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА»

Философия портфолио

Основной смысл портфолио–«показать все, на что ты способен»

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету

Интеграцию количественной и качественной оценок

Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

  1. Заключение

По нашему мнению, два «предмета» должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех прочих курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать.

Драйден Г, автор книги  «Революция в обучении»

 «Великая цель образования состоит скорее в дисциплине ума, чем в загромождении его различными знаниями, в тренировке ума для решения самостоятельных задач, чем в заполнении его тем, что накоплено другими…»

Эдвардс Т., основатель Вильсоновского колледжа


Приложение 1

Я- ОБРАЗЫ

Ключевые компетенции

ОУУН

УУД

УСТАНОВКИ

Гармоничное развитие личности

Способность применять знания и умения в нестандартных ситуациях

Способность учиться

Я – Я: психологическая зрелость

  • Адекватная самооценка
  • Уверенность в себе
  • Гибкость и динамичность характера
  • Эмоциональная адекватность

Личностного развития:

  • формирование адекватной самооценки
  • умение самоорганизации и саморегшуляции
  • развитие духовно-нравственных, эмоциональных, эстетических, физических  ценностных качеств

Учебно-организационные: умение организовать планирование, организацию, контроль, регулирование, анализ и оценивание собственной деятельности

  • Определение задачи
  • Выбор последовательных действий
  • Сравнение полученных результатов с целью
  • Оценивание и определение проблем, установление её причины

Личностные: ценностно-смысловые ориентации учащихся:

  • Знания моральных норм
  • Умение соотносить поступки с этическими принципами
  • Владение своей социальной ролью
  • Установление своей цели обучения – мотива – результата
  • Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальный и личных ценностей)

Я – ТВОРЧЕСТВО: креативность и творческая активность:

  • Наличие области самовыражения
  • Развитые природные способности
  • Творческая активность

Способность к нестандартным решениям

Я – ПРИРОДА: образ жизни в здоровом теле

Информационная:

  • умение пользоваться разными источниками информации
  • умение преобразовывать информацию (в т.ч. в режиме ИКТ)
  • умение составлять план, конспект, тезисы, схемы, таблицы, диаграммы и т.д.

Учебно-информационные: ориентирование, нахождение, переработка, использование информации учебника, справочной и дополнительной литературы для решения учебных задач (ситуаций)

  • Подбор материала из разных источников
  • Составление планов
  • Создание текстов разных типов
  • Составление на основе текста таблиц, схем, графиков, моделей, карт, блоков, рисунков
  • Тезисы, конспекты, рефераты, цитирование, комментарии, эксперимент,
  • Моделирование

Регулятивные: умение организовать собственный учебный труд

  • Целеполагание – постановка учебной задачи (и что знаю – не знаю)
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция (мобилизация сил, энергии, волевых усилий,  эмпатии

Я – ОБРАЗОВАНИЕ: познавательная активность, деятельностные навыки:

  • Любознательность
  • Инициативность
  • Стремление к успеху
  • Целеустремленность
  • Организованность

Умение рассчитать силы

Интеллектуальная (учебно-познавательная):

  • владение разными способами учения
  • логические умения

Учебно-логические: составление четкой структуры процесса решения учебной задачи (учебной ситуации):

  • Определение объектов изучения и их компонентов
  • Выявление признаков объекта
  • Установление связей между компонентами
  • Сравнение, анализ, синтез, классификация, умозаключение, суждение
  • Формулировка проблемы, определение способов решения

Познавательные

Общеучебные универсальные действия:

  • Самост. формулировка познават. цели
  • Поиск и сбор информации (в т.ч. ИКТ)
  • Структурирование материала
  • Построение речевого высказывания
  • Выбор рациональных, эффективных способов решения учебной задачи (ситуации)
  • Рефлексия
  • Смысловое чтение (извлечение информации из избыточного содержания, понимание и адекватная оценка текста)
  • Постановка проблемы, создание алгоритма действий и решение поисковых и творческих задач
  • Моделирование (в знак, символ, графику)
  • Преобразование (трансформация) моделей из одной формы в другую

Логические универсальные действия:

  • Выделение признаков объекта
  • Синтез, анализ, сравнение, классификация,, сериация (упорядочение), обобщение, доказательство (цепь рассуждений),  аналогии, подведение под понятие, причинно-следственные связи, гипотеза - обоснование
  • Достраивание недостающих признаков

Я- ДРУГИЕ: коммуникативная компетентность и нравственная зрелость

  • Умение устанавливать контакт
  • Способность разрешать конфликт
  • Умение работать в команде
  • Эмпатия (способность сопереживать, нравиться окружающим)

Позитивное отношение к жизни

Я – ОБЩЕСТВО: психологическая компетентность, социальная зрелость

  • Самостоятельность
  • Ответственность
  • Адаптивность
  • Наличие позиции
  • Правовая культура
  • Толерантность (умение жить с другими, человеколюбие)

Социальная:

  • правовое поведение, владение нормами поведения (морали и нравственности)
  • умение устанавливать позитивное взаимодействие в коллективе
  • гражданские, демократические убеждения
  • оценка своих и чужих поступков

Коммуникативная:

  • умение найти способ совместной деятельности
  • успешная коммуникация
  • культура речи

Учебно-коммуникативные: организация своего сотрудничества со старшими и сверстниками, достижение взаимопонимания и совместной деятельности

  • Умение слушать, сопереживать,
  • Культура общения, речи
  • Разрешение конфликтов

Ведение дискуссии, оценка разных точек зрения

Коммуникативные: для социальной компетентности, умение найти себя в микросоциуме, слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие

  • Планирование сотрудничества, распределение  функций, ролей
  • Инициатива, эмпатия
  • Разрешение конфликтов
  • Управление поведением партнера
  • Умение выражать мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации
  • Владение речью

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход в обучении. Для успешного внедрения в учебный процесс метода проектов необходимо в образовательном учреждении создать условия, позволяющие использовать эту технологию наряду с другими. В основу такого направления реализации непременно лягут организационные вопросы. Предложены модели организации проектов в традиционной форме и с использованием телекоммуникаций.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.Основные требования к учебному проекту:

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы — исследовательской, информационной, практической (учащиеся самостоятельно выбирают тему своего проекта).
  2. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных (заполнение «паспорта» проекта, который будет корректироваться в процессе работы, но позволит завершить проект в заранее оговоренные сроки, выдать готовый продукт и не даст отвлечься на несущественные детали).
  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Даже если сам проект в явном виде не содержит исследовательскую часть, разработчик проекта должен осуществлять поиск информации, которая затем им обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы (проведение дискуссии между участниками проекта обязательно).
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы (в зависимости от темы, типа проекта, времени, отводимого на реализацию проекта, это может быть программный комплекс на одном из языков программирования, Web-сайт, видеофильм и др.).
  5. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта, защиты самого проекта, анализа проделанной работы с возможной коррекцией системы организации разработки проекта.

Учитывая последовательность работы над проектом, можно выделить основные этапы организации проектной деятельности. Модель организации проектной деятельности учащихся при традиционном подходе может быть представлена следующими этапами: 

  1. Выбор темы проекта.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Формирование групп учащихся.
  4. Разработка технического задания.
  5. Контроль выполнения и коррекция.
  6. Организация защиты проекта.
  7. Осуществление оценки проекта.
  8. Коррекция модели

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Применительно к учебному процессу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения учебных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

Деловые игры можно систематизировать по ряду признаков:

1) функциональное и целевое назначение деловой игры;

2) характер коммуникаций между участниками;

3) степень открытости игры;

4) в зависимости от используемых средств;

5) форма ее проведения и др.

Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации.

1. Среди деловых игр в зависимости от их функций и целевого назначения различают:

- обучающие деловые игры, служат для развития социально-психологических свойств и способностей, а также формирования умений и навыков;

- исследовательские деловые игры используются для анализа поведения. Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если..?», создавая прогноз возможным последствиям.

2. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. Деловая игра может бать интерактивной за счет вовлечения большого числа участников, деятельность которых объединена общими целями. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной.

3. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи. Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

4. В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

5. По форме, или регламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные.

Характеристикой заочной игры может быть возможность применения компьютерных технологий при дистантном обучении с использованием как локальных сетей так и интернет-возможностей.

Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:

1) игровые роли и их принятие;

2) игровые действия;

3) технология игры.

Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой комплекс требований, ожиданий, предъявляемых производственной ситуацией к данному человеку, его поведению. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли, ее исполнению.

Игровые действия могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (преподавателями или фасилитаторами) игры. Поэтому ролевые действия отдельных участников игры могут существенно отличаться друг от друга. Игровые роли предписываются игрокам условиями игры.

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развертывается игровой процесс, или же придуманы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...