Программа модуля "Юный метеоролог
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа модуля "Юный метеоролог" содержит календарнотематическое планировние, работа по группам, с использованием лабораторного оборудования для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______/_Нагина Н.А./ ФИО Протокол заседания ШМО №1 от «27» августа 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1 __________РыбасоваТ.В./ ФИО «28» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1 _________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ № 144 от «01»сентября 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный метеоролог» 4 «А » класс
предмет, класс (параллель)
Журавлевой Валентины Ивановны
Ф.И.О. учителя,
учителя начальных классов, 1КК
должность, категория
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
1 Пояснительная записка.
Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.
Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, я увидела, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.
Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.
Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили флюгер, почвенные термометры, наружный термометр, снеговую рейку, осадкомер. Живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке. Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.
Вид проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность: в течение года.
Образовательная область:
- развивать познавательную активность и любознательность;
- умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
- расширять словарный запас.
Актуальность проекта:
- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояние от погоды;
- подбирать дидактический и наглядный материал, оказывающий воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;
- научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.
Цель проекта:
- учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный, анемометр, осадкомер, флюгер, барометр.
Задачи:
- Познакомить с профессией метеоролога;
- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;
- развивать понимание взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;
- способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
- познакомить с приборами-помощниками, используемые для определения состояния погоды и прогнозирования;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике.
Предполагаемый результат:
- Создание на территории МКОУ Калачеевская СОШ №1 метеоплощадки;
- умение детьми снимать показания с приборов, составление детьми прогноза погоды.
Участники проекта:
- Дети 4 классов
- Руководитель проекта.
- Родители воспитанников.
2. Структура проекта
• Непосредственная образовательная деятельность с детьми (беседы, рассказы, наблюдения, экскурсии, опыты, дидактические игры, задания и упражнения) ;
• Художественная литература (стихи, загадки, пословицы, рассказы, сказки) ;
• Народные приметы (растения, животные, насекомые, птицы, явления природы) ;
• Исследовательская деятельность детей с приборами (компас, термометр, флюгер, барометр) ;
• Практическая деятельность детей (работа с приборами и определение погоды) .
Работа над проектом осуществлялась в три этапа:
1. Вводный (организационный) этап. Определено место и основные требования к организации и оборудованию метеоплощадки. К оборудованию метеоплощадки были привлечены родители воспитанников. Был составлен перспективный план работы над проектом.
Первый этап проекта «Наши первые открытия». На данном этапе дети узнали: «Кто делает прогноз погоды в нашем городе? », «О погодных явлениях», «О народных приметах. Календарях», «Что такое компас? », «Откуда дует ветер? ».
Второй этап проекта «Приборы – помощники». На этом этапе дети узнали: «Какие бывают термометры? », «Как определить направление ветка? », «Для чего нужен барометр? ».
Третий этап проекта «Метеоплощадка в детском саду». На этом заключительном этапе дети применяли полученные знания на практике.
2. Практический этап. Деятельность родителей: Изготовление приборов-помощников. Оказание помощи в организации и проведении экскурсии на метеостанцию. Деятельность воспитателя: Организация и проведение экскурсий. Знакомство с художественными произведениями и чтение энциклопедий. Работа в уголке природы и в дневнике наблюдений. Проведение с детьми образовательной, самостоятельной и игровой деятельности согласно перспективному плану.
3. Аналитический этап проекта. Определение уровня освоения детьми материала проекта «Юный метеоролог».
3. Тематическое планирование
Подпроект «Наши первые открытия»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | ||||
1 | 04.09 | 27.11 | 26.02 | Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» |
2 | 11.09. | 04.12 | 05.03 | Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря» |
3 | 18.09 | 11.12. | 12.03 | Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседа-путешествие в «Планетарной комнате» |
4 | 25.09 | 18.12 | 19.03 | Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом | Экскурсия в лес |
5 | 02.10 | 25.12 | 02.04. | Откуда дует ветер? | Обучать детей работе с компасом | Путешествие по плану экологической тропы на территории школы |
Подпроект «Приборы-помощники»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | ||||
6 | 09.10 | 15.01 | 09.04 | Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром | Занятие в экологической лаборатории |
7 | 16.10 | 22.01 | 16.04 | Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра | Занятие на метеоплощадке |
8 | 23.10 | 29.01 | 23.04 | Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке |
9 | 30.10 | 05.02 | 30.04 | Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений |
Подпроект «Метеоплощадка в детском саду»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | ||||
10 | 13.11 | 12.02 | 07.05 | Кто дает прогноз погоды калачеевцам? | Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений | Экскурсия на городскую метеорологическую станцию в Калаче |
11 | 20.11 | 19.02 | 14.05 | Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений |
Используемая литература:
- Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты /О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
- Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Классный час "Как работают метеорологи?"
Классный час посвящен популяризации профессии метеорологи. Возраст 3-4 класс. На классном часе используется просмотр фильма и его обсуждение. В конце занятия изготовление макета флюгера....

Календарно-тематический план кружка "Метеоролог"
План разработан для старшей группы с использованием метеорологических наблюдений и ПИД...