Проект "Метеоролог и я"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Метеоролог и я»
Автор:
Коллектив 4 класса
Руководитель:
Толстова Олеся Евгеньевна
г. Холмск
2020 г.
Содержание
Поисково-исследовательский этап 6
Аналитико – оформительский этап 10
Список использованных источников 13
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что жизнь каждого человека неразрывно связана с окружающей средой. Зависит от времен года и погодных условий. Смена времен года предсказуема, а погодные условия весьма изменчивы. Конечно, погоду можно узнать с помощью Интернета, телевизора и радио. Но из средств массовой информации мы узнаем готовые результаты прогноза погоды. Мы задались вопросом: «А можно ли самим определить погоду?» Для ответа на данный вопрос мы решили изучить эту тему более подробно.
Цель проекта: создание метеорологического уголка для определения погодных условий.
Задачи проекта:
- Изучить информацию по теме исследования.
- Изготовить измерительные приборы для метеорологического уголка с помощью сподручных средств.
- Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за погодой в дневник.
Гипотеза: за погодными условиями можно наблюдать с помощью метеорологических приборов, созданных своими руками.
Объект: погодные условия
Предмет: результаты измерения погодных условий г. Холмска.
Продукт проектной деятельности: метеорологический уголок.
Методы работы над проектом: изучение литературы; работа с ресурсами Интернета; наблюдение, прогнозирование.
Этапы проекта:
- вводный (погружение в проект) – сентябрь – ноябрь 2019г.;
- поисково – исследовательский –декабрь 2019 - март 2020г.;
- аналитико-оформительский – апрель 2020г. ;
- заключительный (представление результатов) – май 2020г.
При работе над проектом были использованы Интернет-ресурсы и научно-популярная литература, которую нам удалось найти с помощью учителя. Особый интерес вызвал школьный учебник «География. 6 класс».
Практическая значимость работы: с помощью метеорологических приборов можно определить погоду, а данную работу можно использовать при изучении темы «Атмосфера».
Вводный этап
Задачи этапа: определение темы проекта; постановка целей и задач проекта; определение объекта и предмета исследования; изучение литературы.
Определена тема проекта: «Метеоролог и я».
От учителя географии мы узнали, что в 6 классе у нас есть тема «Атмосфера», где мы познакомимся с географическими явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере. При изучении этой темы нам сказали, что у многих детей возникает сложность в изучении. Поэтому мы выделили следующую проблему: учащиеся испытывают затруднения при изучении темы «Атмосфера» в 6 классе.
Наш далекий предок находился в большой зависимости от превратностей погоды. Он не понимал сути и закономерности природных явлений и все непонятное объяснял наличием сверхъестественной, «божественной» силы. По «воле богов» всходило солнце, шел дождь, пересыхали реки, налетал ветер.
Все народы обожествляли Солнце, Луну, ветер, молнию и гром. У восточных славян до принятия ими христианства особо почитался Перун – земледельческий бог, податель дождя, творец молнии и грома, в его власти было появление весенней зелени на земле и деревьях. Приняв новую веру, наши предки стали чтить Илью - громовержца.
Многие народы считали Солнце главным источником жизни на Земле. Они называли его «князем Земли и царем неба». Луну почитали как княгиню.
До появления специальных приборов прогноз погоды основывался исключительно на визуальных наблюдениях за атмосферными явлениями, позволивших еще в древности установить некоторые закономерности. Приобретенный опыт продолжал развиваться и накапливаться и в течение многих веков передавался из поколения в поколение.
Первая мысль о необходимости вести наблюдения за сезонными явлениями природы в России принадлежала Петру I.
В 1721 году Петр I писал из Москвы в Петербург А.Д. Меньшикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам весточки оных, понедельно, наклеивши на бумагу с подписями чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». А указом государя, изданным 28 марта 1722 года, предписывалось адмиралу Крюйсу вести систематические записи о состоянии погоды в Петербурге.
Во второй половине XVIII века караульным у Кремлевской стены вменялось в обязанность отмечать состояние мороза, наступление метели, толщину снежного покрова, характер ветра, града, грозы и другие показатели погоды.
С 1864 года начал издаваться «Киевский народный календарь» с предсказаниями погоды на каждый месяц. Его целью было «дать народу знание в популярной форме на строго научно изложенных статьях и в справочном отделе, приноровленном к нуждам народа». Теперь эта задача метеорологии - науке о погоде. Она получила свое название от греческого слова «метеора» - «нечто в небе».
После революции 1917 года метеорология продолжала совершенствоваться. В настоящее время гидрометеорологическая служба располагается тысячами наблюдательных станций, множеством обсерваторий и целым рядом научно-исследовательских учреждений. Работники метеослужбы стремятся дать информацию не только на ближайшую, но и на отдаленную перспективу.
Метеостанция — совокупность различных приборов для метеорологических измерений (наблюдения за погодой).
В узком смысле метеостанция — учреждение, проводящее метеорологические наблюдения.
Вывод: в результате деятельности первого этапа были определены основные источники информации, определена проблема, определена тема проекта «Метеоролог и я».
На данном этапе было принято решение: провести анкетирование; создать метеорологические приборы, провести наблюдение за погодными условиями.
Поисково-исследовательский этап
Задачи: анкетирование учащихся школы; определение источников информации; планирование способов сбора и отбор информации; изучение документов и материалов по теме исследования.
В 6 классе мы должны будем научиться наблюдать за погодой; измерять элементы погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, осадкомера); строить графики температуры и облачности, розы ветров; решать задачи на определение влажности, изменений температуры.
На данном этапе мы решили рассмотреть приборы для изучения погодных условий.
Таблица 1.
Название | Дословный перевод | Назначение | Образец |
Термометр | греч. θέρμη — тепло; μετρέω — измеряю | прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. | |
Барометр | др.-греч. βάρος — «тяжесть» и μετρέω — «измеряю» | прибор для измерения атмосферного давления | |
От греч. Anemos - ветер + Metreo – измеряю | прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающейся под действием ветра вертушки | ||
Флюгер | прибор используемый для направления и силы ветра. представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра | ||
прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков | |||
Гигрометр | От греч. Hygros - влажный | прибор для измерения влажности воздуха или других газов | |
Гелиограф | От греч. Helios - Солнце + Grapho – пишу | прибор-самописец, регистрирующий продолжительность солнечного сияния. | |
Термограф | От греч.Therme - тепло + Grapho – пишу | прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий ее изменения в виде кривой |
Для создания своей домашней метеостанции было принято решение изготовить следующие приборы:
Осадкомер.
Это прибор для измерения осадков. Для его создания понадобилась пластиковая пятилитровая бутылка. Разрезали её верхнюю часть – перевернули, вставили в нижнюю.
Флюгер.
Из пластикового листа вырезается квадрат, например 20 на 20 см., проводится диагональ, от центра отмечается отрезок в 1 см.
Затем разрезается лист по диагональным линиям от угла до намеченной линии, получается 4 разреза. Наклоняются края к центру и скалываются канцелярской кнопкой на палочку.
Для определения направления ветра понадобился также компас.
Барометр
Этот прибор для определения давления.
Для создания барометра необходимо на стеклянную банку натянуть воздушный шарик. Для этого срезается часть шарика с отверстием для надувания. Оставшаяся часть шарика натягивается на банку и плотно закрепляется с помощью канцелярской резинки.
Затем берётся пластиковая трубочка от сока и приклеивается к шарику так, чтобы край немного не доходил до середины горловины банки. Берётся лист картона на котором расчерчивается шкала по которой фиксируются показания. Прибор ставится на ровное место, так чтобы трубочка находилась в строго горизонтальном положении.
Затем осуществляется наблюдение, если давление падает, то вероятно, что погода будет ухудшаться. Если давление растет - то это признак улучшения погоды.
Каждый день мы записывали показания всех приборов. Делал это неделю марта, а затем сравнивали с официальным прогнозом погоды.
Дневник наблюдений за погодой своими приборами:
Таблица 2.
Март | День недели | Число | Давление | Направление ветра | Осадки |
среда | 2 | пониженное | С-З | снег | |
четверг | 3 | пониженное | З | снег | |
пятница | 4 | норма | З | ||
суббота | 5 | пониженное | В | снег | |
воскресенье | 6 | пониженное | С | снег | |
понедельник | 7 | норма | СЗ | ||
вторник | 8 | повышенное | СЗ | снег |
Дневник наблюдений за погодой по данным Gismeteo
Таблица 3.
Число | День | |||
Давление | Облачность | Явления | Ветер | |
2 | 746 |
| ||
3 | 746 |
| ||
4 | 751 |
| ||
5 | 743 |
| ||
6 | 744 |
| ||
7 | 752 |
| ||
8 | 753 |
|
Сравнив данные о погоде Gismeteo и показания своих приборов, мы увидели, что направление ветра почти совпало, а по показаниям барометра перед непогодой давление падало. Значит, по нашей метеостанции можно определять погоду. Наша гипотеза подтвердилась, метеостанцию в домашних условиях можно создать. Теперь мы сами можем, наблюдать по своим приборам, определять и даже предсказывать погоду.
Вывод: столь простой в создании метеорологический уголок может помочь вам определить погоду.
Принято решение: приступить к оформлению проекта «Метеоролог и я».
Аналитико – оформительский этап
Задачи: оформление проекта «Метеоролог и я»; подготовка к публичной защите.
В процессе работы над данным проектом мы приобрели новые знания, углубили представления о погоде, её приметах, узнали, о профессии метеоролога. Создали метеорологические приборы, провели наблюдение.
Определен экономический расчёт затрат на оформление проекта.
Таблица 4
№ | Наименование | Расход материала | Цена (руб.) |
Бумага офисная, А 4 | 35 листов | 70 руб. | |
Папка скоросшиватель | 2 | 50 руб. | |
Банка | 1 | 20 руб. | |
Шарик | 1 | 15 руб. | |
Коктейльная трубочка | 1 | 10 руб. | |
Итого | 165 руб. |
Затраты на выполнение проекта должны были составлять 165 руб., но в итоге было затрачено 65 рублей. Привлечение всего класса, наших родителей помогло сэкономить 100 руб.
Вывод: используя минимальные затраты на проект, мы узнали много нового и интересного, при выполнении проекта научились проводить наблюдения и сравнивать полученные данные.
Принято решение: оформить папку с материалом исследования проектной деятельности.
Заключительный этап
Задачи: подготовка презентационных материалов; предзащита; представление проекта на научно-практической конференции; подведение итогов проектно – исследовательской деятельности.
После оформления проекта необходимо было подготовить выступление и презентацию для защиты, в которых отражено, на наш взгляд, самое необходимое.
Таким образом, проведя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:
- Вести наблюдения за погодой стали при Петре I. До этого люди считали, что погода зависит от божьих сил.
- Для определения погодных условий создали метеорологические приборы, которые отвечают за свою функцию. За последние десятилетия все больше входят в научный и технический обиход электронные приборы. Но сохраняют свое место и традиционные измерительные приборы; они обычно служат эталонами, по которым все остальные приборы поверяют, по которым их настраивают.
- Создание метеорологического уголка поможет нам при изучении темы: «Атмосфера» и при написании Всероссийской проверочной работы по географии.
- С помощью приборов, созданных из сподручных средств можно определить предстоящую погоду на следующий день. Вести наблюдения необходимо каждый день в единое время.
В процессе выполнения проекта мы научилась: работать с различными источниками информации; создавать метеорологические приборы с помощью сподручных средств, проводить наблюдение и анализировать полученные результаты.
Вывод:
- цели и задачи проектной деятельности выполнены;
- приобретены новые знания, навыки проектной работы, оформления проекта;
- в ходе исследования было интересно искать, сравнивать, делать выводы, изготавливать приборы из сподручных средств, наблюдать за данными на данных приборах.
Заключение
Метеорология для каждого человека связана, прежде всего, с погодой и её изменением. Сейчас, планируя отпуск, отдых или поездки, человек всегда интересуется погодой на ближайшее время.
А создание метеорологического уголка для определения погодных условий может помочь нам предсказать погоду.
Проектная деятельность осуществлялась по этапам:
Вводный этап был использован для погружения в проект: определения проблемы, цели, задач проекта, ознакомления с информацией по заинтересовавшей нас теме.
На поисково-исследовательском этапе работали с различными источниками информации и анализировали ее, систематизировали изученный материал, провели наблюдение за погодными условиями и показаниями метеорологических приборов. Для этого мы создали метеорологические приборы. Показания метеорологических приборов фиксировались в течение недели в марте. Уже готовые показания сравнивались с показаниями прогноза погоды Gismeteo. Результаты сравнения показали, что показания приборов, созданных из сподручных средств имеют небольшие неточности, но в целом могут помочь предсказать погоду на следующий день.
Аналитико-оформительский этап позволил сделать выводы и провести экономический расчет затрат на наш проект.
На заключительном этапе была составлена презентация и выступление для защиты нашего проекта, а также была представлена данная работа для учащихся нашего класса.
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась, за погодными условиями можно наблюдать с помощью метеорологических приборов, созданных своими руками. Теперь мы можем сами, наблюдая по своим приборам определять и даже предсказывать погоду.
Список использованных источников
- Алексеев А.И., Николина В.В. География . 5-6 классы. М.: Просвещение, 2015. 191 с.
- Бубличенко М. Метеозависимость, или У природы нет плохой погоды. М.: Феникс, 2006. 192 с.
- Как изготовить флюгер своими руками? [Электронный ресурс]. URL: https://rustaste.ru/kak-izgotovit-flyuger-svoimi-rukami.html
- Погода в Холмске сегодня – Сахалинская область - Gismeteo [Электронный ресурс]. URL: https://www.gismeteo.ru/
- Самодельный барометр. Энциклопедия технологий и методик как создать барометр Электронный ресурс]. URL: https://bulat-tambov.ru/doma-iz-brevna/samodelnyi-barometr-enciklopediya-tehnologii-i-metodik-kak-sdelat/
- Святский Д.О. Занимательная метеорология. Ленинград: Время, 1934. 213 с.
- Сторм Данлоп Атлас погоды. Атмосферные явления и прогнозы обложка. Спб.: Амфора, 2010. 191 с.