Поведение на власть.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя,бросая ему вызов.Это вызывает тревогу и напряжение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поведение на власть. | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Характеристика властолюбивого поведения
Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросая ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас.
Иногда они устраивают сцены с помощью различных тактик: медлительности, недоделанной работы, шума, когда все остальные работают. Они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с вашими требованиями или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.
Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны зрители и свидетели их власти. Они провоцируют нас перед классом, и мы чувствуем, что если проиграем эту публичную схватку, то в глазах всего класса или даже всей школы останемся с ярлыком «проигравший» до конца учебного года.
Мы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.
Поведение учеников, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы.
Активное властолюбивое поведение | Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность – вспышки негодования нужны для манипулирования взрослыми и для достижения своих требований. Картина в магазине – малыш на полу, а сам наблюдает за мамой. Словесное негодование – старшие хамят, неуважительно и вызывающе отвечают учителю: «В 7б этого не требуют, и вы тоже не можете меня заставить это делать»; «синдром адвоката» - «Можно я не буду делать, а то уже мало времени осталось» - они не хамят, говорят в вежливой форме, но не логично. |
Пассивное властолюбивое поведение | Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое – они избегают «сцен», но продолжают делать свое. Улыбаются нам, говорят одно, а делают другое. |
Маски властолюбивого поведения | Оправдание ленью «Я не сделала, честное слово, собиралась, но оказалось, что я слишком ленива. Но я буду с этим бороться!» вместо «У меня просто не было настроения». => можно использовать юмор – от кого унаследовал гены: от мамы или от папы? Лень – это выбранное поведение. Оправдание плохим вниманием – в классе рассеян, а в свободное время сосредоточенно играет на компьютере. Оправдание забывчивостью – «Ой, я забыл это сделать!» = на самом деле я отказываюсь. Еще никого не выгнали из школы за забывчивость! Оправдание плохим слухом – они слышат достаточно хорошо все, что мы говорим, они просто решили не отвечать. Дефектологические нарушения как оправдания – небольшой дефект + оправдание = достижение власти |
Реакция учителя | Эмоции: гнев, негодование, замешательство, может быть, страх Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить, схватить ученика за ухо) |
Ответы ученика на реакцию учителя | Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете») Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решить прекратить ее Властолюбивые ученики продолжают свое поведение пока не удовлетворяться тем, что «сохранили лицо», когда будут уверены, что все присутствующие (зрители) видели: они прекратили выходку, потому что сами захотели. |
Происхождение властолюбивого поведения |
Раньше школьник должен был хорошо учиться и быть послушным и вежливым, а учитель выполнял роль строгого, но благожелательного судьи. При демократизации общества все захотели равных прав. Сейчас роли заменены межличностными отношениями, и учитель интересуется: «Что вы хотите?». В нашей обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться.
Фильм «Бригада», книги «Как достичь успеха и влиять на людей» с механизмами манипулирования |
Сильные стороны властолюбивого поведения | Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам |
Принципы профилактики властолюбивого поведения |
|
Характеристика мстительного поведения
Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания, и даже властолюбивые дети иногда могут быть нормальными, симпатичными людьми.
Учеников, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Они – самый тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать учителя. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов, в адрес другого, как «подлый», «злобный», «жестокий».
Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Мы, взрослые можем поставить ребенка на место, ибо мы сильнее, и у нас есть система угроз, шантажа и санкций. Однако, такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, ибо в некоторых душах он сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. И мы получаем в ответ куда более серьезные выходки учеников-мстителей.
Такая выходка может последовать через 2 минуты, через 2 часа, 2 недели, а может, и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует, в этом можно не сомневаться.
Поскольку невозможно все время ожидать нападения, мы никогда не сможем быть полностью готовы к ней. Подобно Кутузову в 1812 году, ученики-мстители дают учителям – своим противникам – выиграть в нападении, но побеждают их в партизанской войне.
Месть ученики не всегда начинается с явной обиды, нанесенной учителем намеренно. Она может быть спровоцирована совершенно случайно. Провоцировать ученика на месть могут не обязательно учителя, но и родители, другие ученики, администрация школы или кто-то еще, кому мстить довольно рискованно, а учитель, который рядом каждый день – отличная мишень, чтобы отомстить за боль и обиду, нанесенную другими.
Активное мстительное поведение | Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим Они ломают, портят, крушат что-то, могут изрезать ножом ваш стул, обрезать комнатные цветы, украсть кошелек. Оскорбления и хамство. – «Как хорошо, что этот предмет мне не надо сдавать в ВУЗ (лицейский класс), а то я все равно с Вами ничего не могу выучить! Оскорбления действиями – ученики знают ценности учителя (что для него важно, ценно и дорого) => подвергнуть атаке эти ценности: Аккуратность – грязный вид Вежливость – ругань матом в вашем присутствии Пунктуальность – опоздания + преступления, ранние половые связи, алкоголь и наркотики – способы мести, шантажа и ультиматумов, чтобы задеть учителей и родителей |
Пассивное мстительное поведение | Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта Это отчужденное избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы, некоммуникабельны. Вы ищете к ним подход, а они ускользают от вас. |
Реакция учителя | Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию, страху Импульс: немедленно ответить силой, как равному, (подавить, поставить на место) или уйти из ситуации (убежать из класса) Одна 5- летняя девочка подкралась ко мне сзади и ни с того, ни с сего сильно ударила меня по руке. Инстинктивно я шлепнула ее по попе. «Вы меня ударили», - закричала девочка, широко открыв глаза. «Ты тоже меня ударила», - ответила я. Она выразительно посмотрела на меня и мгновенно ушла. Для нее этот инцидент на этом закончился. Что касается меня, то мне пришлось давать объяснения сначала родителям девочки, потом заведующей и, наконец, комиссии, почему педагог бьет детей». |
Ответы ученика на реакцию учителя | Дополнительным признаком является реакция ученика в ответ на применение спонтанных методов прекращения выходки. Стиль ответа – вредить Действия – выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить ее |
Происхождение мстительного поведения | Отражение роста насилия в обществе Распространенный через СМИ стиль «силового» решения конфликтов |
Сильные стороны мстительного поведения | Обижая других людей, они как бы защищают себя от обид. То есть их способ защиты – агрессия, направленная во вне, на других, а не на себя. Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли (в то время как душевная боль пассивного ребенка, если она сильна и длится долго, приводит к хронической депрессии и суициду) |
Принципы профилактики мстительного поведения |
|
«Когда цель – власть или месть: меры экстренного педагогического вмешательства»
Стратегии | Техники |
Ищите «изящный уход» от конфликтов - стадия «глухих раскатов» | Признайте власть ученика – мы не можем доминировать: 3 закон Ньютона – каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие = > чем больше давление, тем больше сопротивление учеников. Признание силы (власти) ученика = разряжает напряженную ситуацию = признание равенства статусов ученика и учителя как личностей Уберите зрителей – когда другие останавливаются, чтобы поглядеть (при драке), кто победит, конфронтация усиливается. Если убрать зрителей не удается, отложите обсуждение конфликта, когда ученики уйдут: «Саша, мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок» = > Саша без публики может потерять интерес к конфронтации Переносите обсуждение вопроса – «Опять задала такое огромное домашнее задание» => отложите до того момента, когда вы будете в состоянии общаться: «У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас» или «Ты предпочитаешь поскандалить ли действительно хочешь решить эту проблему?» (если ученик выбирает «поскандалить» => «пожалуйста, не со мной, может быть, кто-то из класса согласиться?») или «Возможно ты права, как-нибудь поговорим об этом) Делайте записи – держите под рукой записную книжку => «Я согласна обсудить с тобой этот вопрос. Сегодня в 3.15 тебе подходит» => продолжайте урок Озадачивайте учеников – когда вас выводят из себя, вы должны показать, что вами нельзя манипулировать: 1) соглашайтесь с учеником, 2) меняйте тему Соглашайтесь с учеником «Вы – худшая учительница литературы на свете» = > «Может, ты и права, а сейчас открой учебник на стр. 23) => продолжайте вести урок, соглашаясь с учеником, через некоторое время ученик почувствует, что у него нет над вами власти. Пример: «Елена Ивановна, почему у вас усы растут?» => «Не знаю, наверное, кальция не хватает» - ответила как бы между прочим, и громко «Так, к доске пойдет…» Меняйте тему – спросить о погоде, рассказать шутку |
Используйте удаление – стадия «взрыва и извержения лавы» | Удаление не выходя из класса- за шкафом (вне поля зрения остальных ученико) Удаление в другой класс – по предварительной договоренности с коллегой, но не к ученикам младших классов, так как это сможет снизить самоуважение нарушителя) Удаление в специальное помещение – опыт американских школ: специальное помещение для изоляции) - это обычная комната, а не кабинет директора Изоляция в кабинете школьной администрации – в самом крайнем случае, так как это может быть для него подарком (младшим – 5 минут, старшим – 15 – 30 минут) или предложите ученику самому установить срок Удаление с применением силы – 1) или предлагаете выбор: ты будешь сидеть спокойно и отправишься в 7б? |
Установите санкции, сделайте выводы – стадия разрешения Рассказать отличие санкций от наказания | Лишение или отлагательство права заниматься чем-то – если опаздывают или отнимают время на уроке => можно требовать, чтобы ученики оставались после уроков: плата должна соответствовать количеству отнятому времени и возрастать каждый раз, когда нарушение поведения повториться Лишение или отлагательство права пользования предметами – портят учебники, аппаратуру, спортивное снаряжение = > лишаются права пользования на некоторое время Лишение доступа в различные помещения школы – если хулиганят в столовой или библиотеке => лишать права бывать именно там Прекращение взаимодействия с другими учениками – лишить публики Требование встречи с администрацией школы – цель: обсудить, что случилось и план действий, чтобы подобное не повторилось Требование встречи с родителями – о выходке проинформировать Требование встречи с милицией - кража, насилие, наркотики Возмещение учеников убытков: Починка, ремонт предметов, вещей Возращение вещей на место Замена на равноценные |
Димурина Л.А.,учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 180
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Власть и народ Российской империи"
Это урок знакомит учащихся с социально-политическими противоречиями, существовавшими в Российской империи6 неограниченностью самодержавной власти, ее бюрократическим произволом, использованием сил про...
Сочинение "Власть слова"
Сочинение на слова В. Солоухина "Словом можно убить, словом можно спасти"...
"Власть и народ Российской империи во второй половине XVIII века" 3 класс
Урок истории.3 класс. Образовательная программа "Школа 2100"...
Устройство государственной власти. Символы России. Проверочная работа.
Проверочная работа (кроссворд и тест) по даннной теме. Система Л.В.Занкова. 4 класс...
Презентация к уроку по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" по теме : "Власть и народ Российской империи".
1. Тема урока: "Власть и народ Российской империи".2.Императрица- Екатерина 2.3.Почему во времена Россиийской империи памятники ставили только императорам и их приближённым?4.Император: издавал законы...
Клубный час "Имён таинственная власть".
От самого рождения, до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный как у Земли Луна спутник: наше имя. И подобно лунному свету, оно окутывает нас тайной. Что же такое имя, как оно даётся челове...
За школьных хулиганов взялись власти, а что дальше?
Совсем недавно Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой, которая направлена на привлечение школьных хулиганов к дисциплинарной ответственности. Ведомство опубликовало проект п...