Программы внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Театр и мы» для обучающихся 4 класса
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлении «Я исследователь» для обучающихся 4 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Театр и мы»
для обучающихся 4 класса
2014-2015учебный год
Руководитель :
Макарова В.Г.учитель начальных классов первой квалификационной категории
Игрим
2014г.
1.Пояснительная записка
Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
Рабочая программа по духовно – нравственному направлению «Театр и мы» адресована обучающимся 4 класса МБОУ Игримской СОШ №2.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель данной программы - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор обучающихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
- Способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
- Пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
- Активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
2.Учебно- тематический план
№ | Раздел программы | Коли-чество часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Теория | Практика | ||||
1. | Роль театра в культуре. | 4 | 4 | - | Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. |
2 | Театрально-исполнительская деятельность. | 10 | 3 | 7 | Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. |
3. | Основы пантомимы. | 15 | 3 | 12 | Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. |
4. | Работа и показ театрализован-ного представления. | 5 | 1 | 4 | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. |
Итого | 34 |
Программа кружка рассчитана на детей 4 класса - 34 часа:
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 25 - 40 минут.
Количество обучающихся в группе – 8-12 человек.
3.Содержание курса.
№ | Раздел программы | Содержание раздела | Количество часов |
1. | Роль театра в культуре. | Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»). Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. | 4 |
2. | Театрально-исполнительская деятельность. | Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Основы актёрского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог. | 10 |
3. | Работа и показ театрализованного представления. | Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. | 10 |
4. | Его величество кукольный театр! | Дети работают над умением произносить стихотворный текст с движениями куклы. Учить действовать на сценической площадке с куклой Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы. | 10 |
4.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Планируемые результаты | Дата |
Роль театра в культуре. | ||||
1. | Здравствуй театр | Работа с группой Демонстрация презентации с обсуждением Инструктаж ТБ Т/и «Теремок» | Получат представления о видах детского театра. Умение согласованно работать в группе. | 3.09 |
2 | Театр масок | Беседа Изготовление масок «Самолёты», дыхательная гимнастики. Т/и «Теремок» | Ознакомятся с театром масок Взаимодействие и сотрудничество; Умение подчиняться правилам; Изучат игру на развитие дыхания | 10.09 |
3 | Настольный театр. | работа в малых группах, индивидуальная работа, работа в парах Т/игра «Репка», «Колобок» | Ознакомятся с разными видами настольного театра, изготовят настольный театр. Взаимодействие и сотрудничество; Умение подчиняться правилам; | 17.09 |
4 | Мастерская говорящей игрушки | Работа с группой, Театральные этюды,Игра «Самолёты» | Ознакомятся с пальчиковым театром. Научатся изготовлять куклу для пальчиков; | 24.09 |
Театрально-исполнительская деятельность. | ||||
5 | Игра-рисование | беседа работа в парах актёрский тренинг | Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Упражнение на развитие дикции (скороговорки). Упражнения на развитие воображения «Зеркало», «Забор», «Рисуем на спине» | 1.10 |
6 | Игры на внимание, воображение | индивидуальная работа работа в парах выступление | менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Создавать пластические импровизации. «Зеркало», «Самолёты», «Цирк» Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. | 8.10 |
7 | Музыкальные игры | Работа с группой работа в парах | Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке Умеют двигаться в заданном ритме под звуки музыки соединяясь в пары, тройки или цепочки | 15.10 |
8 | Слушание литературного произведения «Под грибом» В. Сутеев | Работа с группой индивидуальная работа театральные этюды | Умение согласованно работать в группе. Взаимодействовать и сотрудничать. Управлять поведением партнера, оценивать действия партнера. Двигаться в правильном направлении на площадке. Театральные этюды | 22.10 |
9 | Наш театр | Работа с группой индивидуальная работа | Умение согласованно работать в группе. Взаимодействовать и сотрудничать. Управлять поведением партнера, оценивать действия партнера. Двигаться в правильном направлении на площадке. Театральные этюды | 29.10 |
10 | Инсценировка сказки | Работа с группой Индивидуальная работа | Умение составлять диалог между сказочными героями Создавать образы живых существ через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики | 12.11 |
11 | Мы актеры | Работа с группой Индивидуальная работа | Умение произносить стихотворный текст в движении. Учить действовать на сценической площадке естественно | 19.11 |
12 | «Под грибом» инсценировка | Работа с группой Индивидуальная работа | Активизировать ассоциативное и образное мышление. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить действовать на сценической площадке естественно. | 26.11 |
13 | Театр и мы репетиция | Работа с группой Индивидуальная работа | Активизировать ассоциативное и образное мышление. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить действовать на сценической площадке естественно под музыку. | 3.12 |
14 | В гостях у сказки | Генеральная репетиция, показ | Отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Умение произносить стихотворный текст в движении. Учить действовать на сценической площадке естественно | 10.12 |
Работа и показ театрализованного представления. | ||||
15 | Мимика. Пантомима. | Упражнения на выражение различных чувств. | Учить выражению различных чувств через пластику и эмоции. | 17.12 |
16 | Театральный этюд. Язык жестов. | Работа в парах. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Упражнения на выражение различных чувств. | Учить выражению различных чувств через пластику и эмоции. | 24.12 |
17 | Дикция. Интонация. | Работа в парах. Индивидуальная работа Упражнения на выражение различных чувств. | Активизировать и уточнять словарь детей. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи | 14.01 |
18 | Темп речи. Тембр речи. | Работа с группой индивидуальная работа | Упражнения для развития хорошей дикции. Скороговорки, чистоговорки Игры со словами: рифма, | 21.01 |
19 | Рифма. Ритм | Разучивание стихотворений Выразительное чтение. | Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи Игры со словами: рифма | 28.01 |
20 | Искусство декламации | Работа с группой индивидуальная работа | Поддерживать инициативу детей в работе над техникой стиха Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. | 4.02 |
21 | Здравствуйте куклы | Работа с группой индивидуальная работа театральные этюды | Изучать и совершенствовать правила манипуляции с куклами Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. | 11.02 |
22 | Роль моего героя. | Работа с группой индивидуальная работа театральные этюды | Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия с куклой Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их. Изготовление куклы клоуна. | 18.02 |
23 | Говорят герои | Работа с группой индивидуальная работа театральные этюды | Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию. | 25.02 |
24 | Слушание сказки «Гуси - лебеди»-2кл, «Заюшкина избушка»-1кл. | Работа с группой индивидуальная работа Слушание сказки, ее анализ, распределение ролей, репетиции. | Учить слушать сказки, ее анализировать, распределять роли. | 4.03 |
Его величество кукольный театр! | ||||
25 | Инсценировка сказки | Работа с группой индивидуальная работа | Умение произносить стихотворный текст с движениями куклы. Учить действовать на сценической площадке с куклой | 11.03 |
26 | Инсценировка сказки | Работа с группой индивидуальная работа | Умение произносить стихотворный текст с движениями куклы. Учить действовать на сценической площадке с куклой | 18.03 |
27 | Мы кукловоды | Работа с группой Индивидуальная работа | Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы. | 1.04 |
28 | Мы кукловоды | Работа с группой Индивидуальная работа | Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы. | 8.04 |
29 | Мы кукловоды | Работа с группой Индивидуальная работа | Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. | 15.04 |
30 | Кукольный театр и мы | Работа с группой Индивидуальная работа | Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. | 22.04 |
31 | Кукольный театр и мы | Репетиция | Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. | 29.04 |
32 | В гостях у сказки | Работа над спектаклем по сказкам. | Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. | 6.05 |
33 | В гостях у сказки | Работа над спектаклем по сказкам. | Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Закреплять умения действовать на сценической площадке естественно. | 13.05 |
34 | В гостях у сказки | Выступление | Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Закреплять умения действовать на сценической площадке естественно. | 20.05 |
5. Планируемые результаты.
Предполагает следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра
Дети должны научиться:
- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
- построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
- придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
- найти оправдание любой позе;
- развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
- рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
- двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
- построить этюд в паре с любым партнером;
- объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
- поддержать диалог с партнером;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
- описать собственные эмоции;
- итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
- удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
- запомнить:
- свои места в течение 3-4 передвижений;
- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
-знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.
Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Личностные
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
-соблюдать правила игры и дисциплину
Метапредметные
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;
- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение (версию);
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
Предметные
- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
-импровизировать;
-работать в группе, в коллективе;
-выступать перед публикой, зрителями
6.Ресурсное обеспечение программы.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | .Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | |
2 | Список литературы, рекомендуемой для детей | |
Сборник детских скороговорок. Русские народные сказки. | 2 | |
3. | Анатолий Гин «Сказки изобреталки от кота Потряскина».- М., ВИТА-ПРЕСС, 2010 | 1 |
Список литературы, рекомендуемой для педагога | ||
1. | Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». | 1 |
2. | Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. | 1 |
3. | Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009. | 1 |
4. | Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012 | 1 |
5. | Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009. | 1 |
6. | Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. | |
Печатные пособия | ||
1. | Карточки с изображением животных. | 20 |
2. | Карточки с изображением неживых предметов. | 20 |
Технические средства обучения | ||
1. | Компьютер | 1 |
2. | Фотоаппарат | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
Игры и игрушки | ||
1. | Мягкие игрушки | |
2. | Мяч |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Я исследователь»
для обучающихся 4 класса
2014-2015учебный год
Руководитель :
Макарова В.Г.учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Игрим
2014г
1.Пояснительная записка.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Я - исследователь» адресована обучающимся 4 класса МБОУ Игримской СОШ №2.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
2. Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
3. Учебно – тематический план.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 на проектную деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеурочный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа. 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Программа предусматривает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
4.Содержание курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
5. Календарно – тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | дата |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | 5.09 |
2-3 | Культура мышления. | 2 | 12.09 19.09 |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 | 26.09 3.10 |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 | 10.10 17.10 |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 | 24.10 31.10 |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 | 14.11 21.11 |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | 28.11 |
4.10 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 | 5.12 12.12 |
31.10 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 | 19.12 26.12 |
14.11 | Техника экспериментирования | 2 | 17.01 24.01 |
21.11 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 | 31.01 6.02 |
28.11 | Правильное мышление и логика. | 2 | 13.02 20.02 |
5.12 | Что такое парадоксы | 2 | 27.02 6.03 |
12.12 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 | 13.03 20.03 3.04 |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | 10.04 17.04 24.04 |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | 8.05 |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | 15.05 |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 | 22.05 |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | 29.05 |
Итого – 34 часа |
6.Планируемые результаты
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсии
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
7.Ресурсное обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...