КВН по шахматам
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему
На повторение правил шахматной игры, шахматных фигур, линий на шахматной доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnyy_kvn.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ШАХМАТНЫЙ КВН
Учителя: Сабанов Александр Максимовича
Цели: ) Повторить правила игры, шахматные фигуры, поля, линии.
2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.
3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.
Форма проведения: игра.
Оборудование:
- шахматная доска,
- шахматные фигуры,
- задания,
- презентация”,
- костюмы героев.
ХОД:
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
- Здравствуйте, ребята. Вначале нашего мероприятия я хотела бы напомнить вам немного об истории шахмат.
- Слово «шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит – «властитель умер». Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли “чатуранга”,что значит “четырехсоставный”.
СЛАЙД об Индии.
Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
СЛАЙД человеческие фигуры вместо шахматных..
Первые упоминания об этой игре на Руси относятся к ХIII в. Многие хорошо знают и любят играть в эту замечательную интеллектуальную игру – шахматы.
СЛАЙД о шахматах на Руси.
И сегодня мы будем состязаться в знаниях, ловкости, сноровке, смекалке. Пожелаем же нам удачи и победы!
Наше жюри_________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Наши команды…
1. Представление команд.
Каждая команда произносит название и девиз.
1 команда – ВЕРТИКАЛЬ
Вверх по вертикали мы стремимся,
И победой в шахматах гордимся!
2 команда – ГОРИЗОНТАЛЬ
Горизонталь ведёт вперед,
Победы в шахматах даёт!
2. Шахматная доска
СЛАЙД С шахматной доской.
- Узнаёте? Да, это шахматная доска.
- Сколько на ней полей?
- Что находится по вертикали? (буквы) По горизонтали? (цифры)
Каждая команда получает доску. На ней пропущены некоторые цифры и буквы.
За 1 минуту дописать всё, что пропущено. Расставить фигуры. (1 балл за каждую букву и цифру, 1 балл за верно расставленные фигуры)
Для зрителей на экране картинка «Необычные шахматы»
3. Составь как можно больше слов
Отгадай те загадку:
- Иногда король с ладьёй ходят вместе очень ловко, шахматисты ход такой называют… (рокировка)
Из этого слова составить как можно больше слов.
РОКИРОВКА (1 балл за каждое слово)
ИГРА со зрителями (вопросы).
4. Конкурс «Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке спрятаны шахматные фигурки, на ощупь надо определить, какая из фигур спрятана. По очереди. (1 балл за каждую фигуру).
5. Разгадай кроссвордик
В пустые клетки сверху вниз впиши названия остальных шахматных фигур.
Ответ: Пешка, конь, ферзь, слон, ладья. (1 балл за каждое слово)
ИГРА со зрителями (живые фигуры).
6. Блиц – турнир для капитанов
(1 балл за каждое слово)
- - Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной? (слон)
- Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (королю)
- Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии? (восемь)
- Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский мат? (ферзь или королева)
2) - Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию? (пешка)
-Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры? (конь)
- Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (белого)
- Как по-другому называют шахматную ладью? (тура)
7. Игра «Собери картинку»
-Каждая команда получает картинки с изображением фигур и к ним разрезанные на 4(6,8)частей такие же картинки. Задание: собрать картинку по образцу. (Кто первый – 5 баллов, кто второй – 4 балла)
ИГРА со зрителями (шахматные правила).
Подведение итогов.
Награждение.
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать.
Как различные фигуры
Перед боем расставлять,
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать!
ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ
1. Вопросы для зрителей:
- Безопасные поля поищи для…(короля)
- Белым клеточкам верны белопольные…(слоны)
- Короля нам есть нельзя, но спокойно ешь ….(ферзя)
- Скоро бой и ждет войска деревянная…(доска)
- Ни к чему такая спешка – потеряться может…(пешка)
- В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)
- На доске есть у меня две лошадки, два…(коня)
- Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат, Если ты поставишь … (мат)
2. Входят дети, переодетые в шахматные фигуры:
БАДЬЯ, КОРЬ, ПЕЧКА, ПОРОЛЬ, СЛОГ, ЖЕРЗЬ,
. Такие слова получились, когда в названиях шахматных фигур изменилась одна буква. Что это за фигуры? (Ладья, конь, пешка, король, слон, ферзь)
Ладья
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Конь
Не мила Коню неволя,
перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля
совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок:
поле – прямо, поле – вбок.
Пешка
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!
Король
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Слон
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.
Ферзь
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.
3. Правила поведения за шахматной доской
На слайде правила. Зрители выбирают нужные.
Во время игры нельзя отвлекать противника.
Во время игры можно поболтать с противником, чтобы было веселее.
Если тронешь свою фигуру, то можно поставить её обратно.
Если тронешь свою фигуру, то ею нужно обязательно сделать ход.
Если дотронешься до фигуры противника, то придется её побить (если возможно).
Если дотронешься до фигуры противника – ничего не надо делать.
Во время игры можно подсказывать игрокам.
Во время игры нельзя подсказывать игрокам.
Если выиграешь – смейся над проигравшим.
Если выиграешь – нельзя зазнаваться и насмехаться над партнёром.
Проигравший после окончания партии громко плачет.
Проигравший после окончания партии пожимает противнику руку – в знак уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Шахматы и оригами"
Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Путешествие в страну шахмат
Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...
внеурочная деятельность 1 класс шахматы
данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...