Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс) на тему
Планирование составлено на основе программы курса «Юным умникам и умницам» (Автор О.А. Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы"), комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_umniki_i_umnitsy_2.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО- ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2092 ИМ. И. Н. КОЖЕДУБА
Программа
по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Срок реализации программы: 2014- 2015 учебный год.
Москва 2014.
Пояснительная записка
Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле.
Сенека младший,
римский писатель и философ.
Планирование составлено на основе программы курса «Юным умникам и умницам» (Автор О.А. Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы"), комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2-х классов.
Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Юным умникам и умницам»
Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Задачи:
- Развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
- Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)
Программа направлена:
- на учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- на учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- на учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
- на учащихся, мотивированных на обучение.
Содержание программы
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Данная программа рассчитана на 2 класс – 68 часов.
Режим занятий 1 раз в неделю.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Разделы программы:
- Формирование психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.
2. Формирование коммуникативных компетенций
Форма занятий:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Формы контроля
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О.А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Ожидаемые результаты и способы их проверки :
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от уже известного знания;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Учащиеся должны уметь:
- группировать предметы по заданному или самостоятельно установленному правилу;
- описывать свойства предметов, объяснять сходство и различие предметов, обосновывать свой ответ на основе эталона;
- объединять предметы в единое целое по заданному признаку:
- выделять часть совокупности, обладающую заданным признаком, разбивать совокупность на части по заданному признаку;
- сравнивать совокупности предметов;
- устанавливать взаимосвязь между частью и целым по заданному разбиению;
- действовать по заданному и самостоятельно составленному плану;
- обнаруживать и устранять ошибки;
- изготавливать (конструировать) модели фигур из палочек, преобразовывать модели;
- исследовать ситуации;
- описывать явления и события;
- моделировать ситуации.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в интеллектуальных играх.
Программно-методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит:
-из упражнений, стимулирующих мыслительные процессы ;
- из упражнений, активизирующих структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
- из упражнений, улучшающих внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
- из упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Используются задания из рабочей тетради Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам». Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из «Сборника нестандартных задач по математике». Продолжительность основной части - 25-30 минут.
Заключительная часть занятия используется для рефлексии учебной деятельности.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие – тестирование. Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой внеурочной деятельности "Умники и умницы" используются основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
- исследовательская деятельность.
Список литературы для учителя:
1. Программа курса "Юным умникам и умницам. " ( Автор О. А. Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)
2. О. А. Холодова «Методическое пособие для 2 класса» Издательство «Рост» Москва 2013;
3. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
4. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в о 2 классе."- М., Илекса, 2005.
5. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
6. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
8. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
9. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
10. Холодова О.А. "Юным умникам и умницам": методическое пособие. 2 класс. - М., Росткнига, 2013.
Для детей
1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам»: информатика, логика, математика. 2 класс в 2-х частях
Материально-техническое оснащение курса
- магнитная доска;
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска.
Учебно – тематический план
2 класс
ТЕМА | Количество часов | Дата | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 2 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 2 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 2 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 2 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 2 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать | 2 | |
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 2 | |
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 2 | |
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | 2 | |
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 2 | |
29 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 2 | |
30 | Развитие концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 2 | |
31 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 2 | |
32 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 2 | |
33 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 2 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"
Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...