Без друзей так трудно жить на свете
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час во 2 классе
«Без друзей так трудно жить на свете…»
Учитель: Пашковская Л. И.
Цель: - дать учащимся представление о том, какими должны быть отношения одноклассников друг к другу; - раскрыть содержание понятий учебный «коллектив» и «школьные товарищи»; - формировать умение создавать учебный коллектив и умение жить в нём; - рассмотреть примеры разрешения конфликтных ситуаций.
Воспитывать умение понимать другого человека, сопереживать, приходить на помощь.
Оборудование: -буквы для слова ДРУЖБА; -сердце-карман из бумаги красного цвета; -ладошки-пожелания; -индивидуальные карточки «О качествах и чертах характера», - памятка «Десять законов дружбы»; -квадраты с рисунками солнца (5шт.), - цветка (5 шт.), -облака (5шт), -сердца (4 шт.), -тучи (1 шт.); -аудиозапись детских песен о дружбе.
Оформление: столы сдвинуты по 2, чтобы ребята работали группами по 4 человека. На доске зашифровано слово «дружба», сердце-карман из красной бумаги.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, кто из вас может расшифровать слово, находящееся на доске?
- Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, смотреть мультики или посекрет- ничать о чём-то своём.
– Кого мы ещё можем назвать другом?
ДРУГ – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
ДРУГ – это любимая книга, которую тебе интересно читать.
ДРУГ – это учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
ДРУГ – это твоя любимая игрушка, которая будет рядом с тобой, если тебе грустно.
Учащиеся: Что такое дружба ? –
Спросил я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросил я у зверя
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросил я у девочки:
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Учитель:
- Ребята, а что для вас значит дружба?
- Есть ли у вас друзья?
Учитель. - Сегодня мы поговорим об особом виде дружбы: о школьных товарищах. Кто такие школьные товарищи?
Правильно, школьные товарищи – это одноклассники, которые учатся в одном классе, вместе проводят перемены, общаются после уроков. И если это общение правильное, то класс становится коллективом. Коллектив – это группа людей, которая живёт по закону «Все за одного, один за всех». Мне бы очень хотелось, чтобы у нас образовался коллектив.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Займи позицию». (В противоположных углах класса вывешиваются два плаката. На одном написано «Дружба в классе нужна», на другом –« Дружба в классе не нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения). Подводится итог.
- Скажите, пожалуйста, почему с одними ребятами хотят дружить многие, а у других совсем нет друзей? От чего это зависит?
- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
Индивидуальное задание: на столе у каждого ученика лежит карточка, на которой записаны качества и черты характера людей. Дети должны подчеркнуть качества и черты характера, которые они ценят больше всего.
Игра «Найди себе подобного». Ученики встают в круг. Учитель просит их за-крыть глаза и не разговаривать друг с другом. Детям на спину прикрепляются маленькие рисунки: солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок тучи. Учитель даёт задание найти себе подобного и собраться в группы. Разговаривать при этом нельзя. Учитель обращает внимание, что один человек остался без друзей.
- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
- Справились бы вы без помощи и поддержки?
- Какие чувства испытывает человек, оставшийся один?
О правилах дружбы.
Оказывается, у дружбы есть свои правила. И чтобы не растерять своих друзей, дружбе тоже надо учиться. Давайте послушаем стихотворение, которое рассказы-вает как возникло слово «друг». Оно так и называется «Слово «друг» ».
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце, ни «корова».
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык,
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы, что я делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!» Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
-Какие правила дружбы можно вынести из этого стихотворения?
Если ты имеешь друга, то старайся не грубить ему, не давать обидных прозвищ, не причинять боли.
Сценка.
-Кто кого обидел первым?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Кто кого ударил первым?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Вы же раньше так дружил!
- Я дружил!
- И я дружил!
-Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
Есть ещё правило: если ты за что-то обиделся на друга, то постарайся скорее забыть и простить обиду. Нельзя ссориться по пустякам, иначе можно потерять друг друга.
Иногда мальчики выражают свои чувства к товарищу несколько необычным спо-собом. Послушайте стихотворение.
Суровая дружба.
Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
В ответ портфелем треснул.
А я ему - щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи мне поспешно –
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк?
Так это верной дружбы знак!
А у меня - две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки –«Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так во всю!
Сурово! Как мужчины!
- Почему мальчики в стихотворении ходят с шишками и синяками?
- Правильно ли так проявлять свою дружбу?
- Можно ли ребят назвать настоящими мужчинами?
Отличается ли дружба между мальчиками и девочками?
А вот ещё одно стихотворение.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал;
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал;
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт.
- Почему у героев стихотворения поломалась дружба?
- Ребята, оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что не смотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:
* доверять другу;
* делиться новостями, успехами и неудачами;
* уметь хранить чужие тайны;
* радоваться вместе с другом его успехам;
* предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
* стараться, чтобы другу было приятно в твоё м обществе, не создавать неловких ситуаций;
* защищать друга (если кто-то говорит плохо о друге в его отсутствии);
* не критиковать друга в присутствии других людей;
* уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя;
* всегда выполнять свои обещания.
Можно сделать вывод: дружба невозможна без взаимопонимания.
- Как вы объясните значение слова взаимопонимание?
Взаимопонимание – это согласие. Оно связано с умением думать, прежде чем что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то – просто скажи, а не обижайся и не дерись!
Всё то, о чём мы с вами сегодня говорили, выражено в народных пословицах и поговорках о дружбе.
Игра «Аукцион пословиц о дружбе». (Ребята называют пословицы, кто назвал выходит к доске. Далее соревнуются стоящие у доски. Пропустивший свою очередь, садится. Победил тот, кто последним проговорил народную мудрость).
Учитель. Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе.
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верит, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Учитель: Посмотрите, какое огромное на доске сердце . Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку со своими пожеланиями», мы их запечатаем и откроем через 2 года, когда вы пойдёте в 5 класс (дети заранее готовят письмо-ладошку: обводят свою ладошку, вырезают, одну сторону раскрашивают , а на другой пишут пожелание во время классного часа).
Учитель. А теперь давайте все встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться и проговорим ещё раз наши волшебные слова:
«Встали все мы в круг.
Каждый в круге мне друг.
Ты - мой друг, и я - твой друг,
Лучший в мире друг!»
Я очень хочу верить, что наш сегодняшний разговор станет началом той большой дружбе, которую мы пронесём с вами через всю школьную жизнь.
Давайте закончим наш разговор песней о дружбе (аудиозапись песни)
Используемая литература:
1. Классные часы: 2 класс. Автор-составитель Т. Н. Максимова.
Москва, «ВАКО», 2008.
2.Классные часы: 2 класс. Автор-составитель Попова В.Г.
Волгоград, «Учитель», 2010.
3.Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс.
Автор-составитель Управителева Л.В.
Ярославль, «Академия развития», Владимир, «ВКТ», 2009.
4. Внеклассные мероприятия. 2 класс. Авторы-составители: Яровая Л. Н., Жирен-ко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А.
Москва, «ВАКО», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Без женщин разве можно жить на свете?»
Конкурсная программа для девочек к 8 марта...
Добрым жить на свете веселей.
Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.Формировать пре...
Классный час «Без друзей так трудно жить на свете»
Учить детей понимать другого человека; воспитывать умение сопереживать, приходить на помощь....
«Добрым жить на свете веселей»
laquo;Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.) ...
Мероприятие, посвященное поддержки в трудных жизненных ситуациях. «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!»
Цели: научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких....
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок
Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...
Добрым жить на свете веселее
Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Добрым жить на свете веселее"...