Добрым жить на свете веселее
план-конспект занятия (4 класс)

Филина Елена Николаевна

Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию  на тему:

 "Добрым жить на свете веселее"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ «№6»

4-А класс

Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию  на тему:

        

D:\Фото\моя работа\мой 1 - А\DSC_0031.JPG« Добрым жить на свете веселее»

        Из всех наук, которые человек должен знать,

главная наука есть наука о том, как жить,

 делая как можно меньше зла, как можно больше добра”.
                                                                                               

                                                                           Л.Толстой

             

                             Подготовила : классный руководитель 4-А класса  Филина Е.Н.                             

                             Место проведения: классная комната.

                                                                     

 Цели классного часа:

 дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности», убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

образовательные:

- помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»;

- познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде;

воспитательные:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим;

- формировать стремление совершать добрые дела;  

- прививать основы нравственного поведения;

развивающие:      

- создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки;  

- обогащать словарный запас учащихся;

- учить сравнивать, анализировать, делать выводы.                            

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, анализ и принятие ответственности за их результаты;

- делать нравственный выбор в пользу добра;

- воспитание доброжелательности, отзывчивости, доброты, толерантности.

Метапредметные результаты:

- развитие умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе группами.

Предметные результаты:  

- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

-  обобщение знаний об особенностях морали, этики;

- формирование четких определений о данных этических категориях: добро и зло.

Основные понятия:

- Добро и зло как основные этические понятия.

- Морально добрый поступок, морально злой поступок.

Оборудование:

 компьютер, интерактивная  доска, презентация  PowerPoint 20017, раздаточный материал для работы, иллюстративный материал, клей; солнышко с лучиками, шаблоны  деревьев, цветов, плодов; запись музыки «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова); сигнальные карточки.

Используемые инновационные технологии: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска,  презентация к уроку PowerPoint 2007

                                                                           Ход классного часа

1.Вступление.

Ученики объединяются  в четыре группы.

- Добрый день.

- Начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте ее и подумайте, чему будет посвящено наше занятие. Группа учеников исполняет песню «Дорогою добра».

1 куплет.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,   2 раза

Хоть этот путь не ведом.

Иди мой друг, всегда

Иди дорогою добра

2 куплет.

Забудь свои заботы.

Падения и взлёты.

Не хнычь,

Когда судьба тебя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,    2 раза

Не уповай на чудо.

Спеши к нему всегда,

Иди дорогою добра

3 куплет.

Ах, сколько будет разных,

Сомнений и соблазнов.

Не забывай что эта жизнь

не детская игра!

Ты прочь гони соблазны,    2 раза

Усвой закон не гласный,

Иди мой друг,

Всегда иди дорогою добра.

- Какое ключевое слово в этой песне? (Ответы детей)

-Что же это за дорога? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами будем идти по нашей дороге шаг за шагом.

- О чем мы будем говорить?

- Почему мы сегодня поднимаем  эту тему?

- Что значит слово доброта?

 Послушайте, какое определение слову дается в Толковом словаре.

Заранее подготовленный ученик читает определение из словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой: «Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

- Откуда же появились понятия «добро» и «доброта»? (Ответы детей: люди издавна с благодарностью воспевают все, что вызывает тепло, радость. Во всех сказаниях и легендах воспевается все доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. Даже в древней азбуке буква Д называлась «добро». В народе выше всех ценностей всегда была доброта.)

 - Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей: добрый человек творит добро и при этом сам становится лучше, чище, светлее.)

 - Какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо? (Ответы детей: милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность, вежливость, любовь, доверие, внимательность, чуткость, отзывчивость, щедрость, дружелюбие и т.д.)

          Заповеди.

  • Помогать там, где нужна моя помощь;
  • Понимать другого;
  • Заботиться о близких;
  • Выручать друзей в беде;
  • Не ссориться;
  • Улыбаться тем, с кем общаешься;
  • Сочувствовать

Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? (Ответы детей: сделать доброе дело, улыбнуться…) Давайте подарим друг другу свою улыбку.

Я предлагаю вам узнать какое настроение у ваших одноклассников. Для этого вам нужно выбрать  цветочек  вашего настроения  и украсить нашу корзинку . (Работаем у доски)

Цветы, цветы...

Как много их

D:\detsad-261635-1517589318.jpgИ розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях.

Цветы, цветы... Везде, везде.

Мне улыбаются весь день.

Живую радугу колебля.

Цветы, цветы... И там, и тут.

Они смеются и цветут.

Г. Суворов

Первый шаг к доброте — доброе слово.

Какие добрые, вежливые слова вы знаете? От чего зависит сила добрых слов? На этот вопрос  вы  сможете дать ответ после того, как посмотрите  инсценировку стихотворения З. Бядули «Петрусь».

Ученики показывают инсценировку стихотворения З. Бядули «Петрусь».

Обещал отцу Петрусь:

«Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить».

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит — утром  у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром,  дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку —

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды — прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

— Извините, добрый вечер!

— Ты, — знакомый закричал, —

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

(Ученики по очереди задают вопросы  друг другу)

— Почему поступки мальчика нельзя   назвать вежливыми? Отчего зависит сила добрых слов?(Ответы детей: от того, как они сказаны, каким голосом — спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо слова, перестают быть «волшебными».) Спорите  ли вы иногда друг с другом? О чем? Как вы чувствуете себя после спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей: Русский ученый И.П. Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».)  

Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения М. Лисянского.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом  убедились сами,

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Ученица  в костюме бабочки говорит слова:

Твори добро на всей земле, 
Твори добро другим во благо, 
Не за красивое спасибо 
Услышавшего тебя рядом.

Второй шаг к доброте — это добрые мысли.

-Как вы понимаете «добрые мысли»?

Л.Н. Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в хорошие поступки».

Всё начинается с мысли - и добро и зло. Когда мы окружаем себя хорошими людьми и добрыми мыслями – жизнь начинает меняться в лучшую сторону.

 Порою, мы слышим или говорим друг другу: «Спеши делать добро», «Доброта спасет мир» Мир неповторим и разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет солнечным и теплым или пасмурным и холодным.)

Издавна люди стремились к добру и боролись со злом.

— Каким делает человека доброта? Ответ на этот вопрос прост : красивым , счастливым, солнечным.

-А без чего мир не может существовать, погибнут растения, животные, птицы и все, что нас окружает? (Ответы детей)

-Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце», а добрые люди - лучи этого солнца.  Как вы понимаете это выражение? 

-Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? (Ответы детей: «теплоту», «свет», «заботу».)

-Ребята, давайте мы зажжем  «Солнышко доброты».  

-Для этого подумайте и напишите на солнечных лучиках свои ассоциации со словом «доброта».

(У детей на партах солнце и лучики. Дети пишут свои ответы и приклеивают к солнышку. По очереди они зачитывают их.)

- Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце, оно светит в каждом из вас - это ваша доброта. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы  в вашем увлекательном и в тоже время   познавательном  путешествии.

Третий шаг к доброте — это добрые дела.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения  В. Найденова.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

— Доброта проявляется не только в отношении к людям, но и к животным. Иногда бывает так: завел себе человек, например, собаку, она требует внимания и заботы. Надоели хозяину эти заботы, и выбросил он своего четвероногого друга на улицу. Предательство — один из самых отвратительных поступков.

Послушайте, как много горечи и боли в стихотворении Э. Асадова «Рыжая дворняга».

Два ученика на фоне музыки Р. Вагнера «Сон в летнюю ночь» читают наизусть стихотворение.

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким  навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: — Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под корягу...

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце — чистейшей породы!

— Это стихотворение никого не оставило равнодушным. О чем вы думали, когда слушали его? Верю, что вы никогда не станете похожи на этих людей, никогда не предадите друга, будь то человек или животное. (Ответы детей: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек — в реку, реки — в море добра, поэтому спешите делать добро. Вот только жаль, что иногда дети ошибаются в оценке своих поступков.)

 Сейчас  каждая  группа получит листок, на котором  написана какая-то ситуация. В течение двух минут вы должны обсудить ее и разъяснить  остальным  ученикам, являются поступки героев добрыми или нет. Если вы будете готовы отвечать раньше отведенного времени, то покажите это с помощью сигнальной  карточки зеленого цвета. Учитель раздает группам карточки, на которых написаны ситуации.

 С и т у а ц и я 1. Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать заданное. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации? (Ответы детей: …   Добро есть вечная, высшая  цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой))

С и т у а ц и я 2. Надя грубо разговаривала со взрослым человеком. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?

(Ответы детей: Путь к доброте — нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему  добрым — трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных им поступках.)

 Четвертый шаг к доброте — это добрые сердца.

Что, по-вашему означают, слова: «У него большое сердце»? А когда люди говорят так: «У него холодное сердце», «У него черствое сердце», «Горячее сердце», «Доброе сердце»? Что все это значит?

Как поступает человек с «большим сердцем»? (Ответы детей: этот человек рад помочь другим, он уделяет людям время  и силы. Он хочет чтобы его близкие, друзья, незнакомые — все были счастливы. Имея доброе, большое, горячее сердце, вы не сможете равнодушно смотреть на чужую беду. Рядом с нами живут люди, которым особенно нужны теплота, забота и внимание окружающих. Это люди с ограниченными физическими возможностями. Ты здоров и силен, а рядом есть больные, инвалиды…Им  не нужна твоя жалость, им нужна твоя дружба, помощь.)

Я хочу жить! Сказала крошка.

Так, как все дети на земле.

Играть и бегать по дорожке,

На радость маме и себе!

Но почему-то по другому,

Не так как надо всё идёт.

Мне бы помочь на кухне маме.

А получается наоборот.

О Господи, ты дай мне силы..

Преодолеть всю эту боль!

Родная, мама, помоги мне!

Мы вместе сможем все с тобой...

Стараться буду, обещаю!

Слезинки я приберегу

На тот момент, когда САМА Я

К тебе навстречу побегу!!!

Я хочу жить, сказала крошка..

Так, как все дети на земле....

Давайте подведем итог: из чего же состоит наш путь к доброте?

(Ответы детей: делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро  ведь делают не из корысти, а из любви к окружающим. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования.)

Ученик

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, добра ночь,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

В народе говорят, что добрые слова — корни, добрые мысли — цветы, добрые дела — плоды, добрые сердца — сады.

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, «наполняйте» его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Сейчас  мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша, доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.

У вас на партах лежат изображения деревьев. Приклейте к ним цветы и плоды. Если добрых мыслей у вас пока больше, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если же все ваши добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды.

 Прикрепите свои деревья к листу ватмана.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Спасибо вам, ребята, за интересный и откровенный разговор. Мне кажется, сегодня каждый из нас стал немножечко богаче. И это богатство не спрячешь в сундук, не закроешь на ключ. Оно всегда будет рядом. Богатство это - сердечная доброта и щедрость души. А помогает приобрести это богатство простая человеческая улыбка, жизнь без которой просто ошибка. 

Если ваше настроение во время занятия изменилось, вы можете показать это с помощью цветочков.

- Завершить наше занятие я предлагаю стихотворением.

Ученик:

Урок доброты

А у нас сегодня в классе

Проходил урок добра.

Мы старательно трудились

И сегодня меж собой

Не конфетами делились,

А делились добротой.

Все обиды позабыли,

Мир всем классом заключили.

И решили – с этих пор

Никаких не будет ссор.

Чтоб в себе не замыкаться,

Будем вместе все держаться,

Будем классом успевать

Все друг другу помогать.

На уроке доброты

Было столько теплоты,

Что от этой теплоты

Распустились все цветы.

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!

Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Добрым жить на белом свете веселей».

В игровой форме рассказать детям об этикете...

Добрым жить на свете веселей.

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.Формировать пре...

«Добрым жить на свете веселей»

laquo;Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.)                       ...

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...

Конспект с презентацией по теме "Добрым жить на белом свете веселей"

На занятии у учающихся  формируются представления о добре и зле; нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные отношения на основе понятий «добро» и «зло»;осо...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "Добрым быть на свете веселей"

Формируется  представление о доброте , как важном нравственном  качестве  человека....

Презентация. ОРКСЭ "Добрым быть на свете веселее".

Когда идешь по жизни с добром-жить веселее....