Программа по внеурочной деятельности "Я и Отечество" 3 кл
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Название программы | Программа внеурочной деятельности. Кружок«Я и Отечество»», 3 класс | |||||||||||
Название учреждения | Год основания | |||||||||||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное школа № 8 | 1975 год | |||||||||||
Ф.И.О. руководителя | Адрес, телефон, факс | |||||||||||
Купавцева Нина Викторовна | город Нижневартовск, проспект Победы 21 б, тел. (3466)249640, т (3466) 615668 | |||||||||||
Название программы | ||||||||||||
Программа внеурочной деятельности. Кружок «Я и Отечество», 3 класс | ||||||||||||
Описание программы | ||||||||||||
Программа кружка «Я и Отечество», 3 класс представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. В программе раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию с обучающимися 3 класса в условиях общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Новизна предлагаемой программы в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: экологический, этнографический, культурологический, исторический. Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Общая цель - развитие чувства патриотизма у младших школьников. Воспитание гражданина России, патриота своей малой Родины уважающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Целевое направление:
Обоснование программной формы: Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения поставленной цели. | ||||||||||||
Ф.И.О. ответственного за реализацию Программы | Должность | Реквизиты для связи | ||||||||||
Лазарева Л.А. | Учитель начальных классов | |||||||||||
Структура программы
№ | Раздел программы | Стр. |
Паспорт Программы | 1 | |
Обоснование программы. Пояснительная записка. | 6 | |
Ценностные ориентиры программы. | 8 | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы. | 9 | |
Содержание программы | 10 | |
Тематическое планирование | 11 | |
Аппарат контроля. | 12 | |
Методическое обеспечение программы. | 14 | |
Список используемой литературы. | 15 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа кружка «Я и Отечество», 3 класс |
Нормативно-правовые основы разработки программы | Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
|
Автор-составитель | МО начальных классов |
Исполнители Программы | Лазарева Л.А., учитель начальных классов. |
Сроки реализации программы | |
Объемы и источники финансирования | Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета, за счет привлеченных целевых средств на введение ФГОС второго поколения. |
Цель и задачи программы | Цель программы – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей. Задачи:
|
Приоритетные направления Программы | Основным направлением Программы является:
|
Ожидаемые результаты (и продукты деятельности) |
|
Порядок управления реализацией Программы | Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка
«Я и Отечество» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды. Программа кружка «Я и Отечество» является неотъемлемой частью образовательного предмета «Окружающий мир», разработана в рамках регионального компонента. Само название программы говорит о том, что в ее рамках происходит приобщение учащихся к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Изучение программы «Я и Отечество» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного понимания мира и положительного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, культурологическом отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов как «Литература родного края», «География ХМАО».
Главная цель программы – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о природе своей земли, о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда.
Цель программы кружка: формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей.
Задачи:
- Образовательные : ознакомление с историей и современной жизнью своего края, города; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.
- Развивающие : развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своей малой Родины.
- Воспитательные: формирование гражданских качеств, патриотического отношения, личностно-ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции школьного и городского музея им «Шуваева», вещественные источники исторических знаний и деятельности жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).
Таким образом, основным методом работы школьников в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народов ханты и манси.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и манси.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Ожидаемые результаты:
Изучив курс «Я и Отечество», учащиеся должны знать:
- географическое положение Ханты- мансийского округа;
- государственные символы округа;
- историю происхождения и названия народностей ханты и манси ;
- традиции и обычаи народа ханты и манси;
- отличительные особенности национальной одежды, кухни, ремёсел народа ханты и манси;
- основные виды промысла бурят ханты и манси;
- жанры фольклора народов ханты и манси;
- растения и животные Ханты- мансийского округа.
должны уметь:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
- бережно относиться в к природе родного края.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к экологическому наследию.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
9.Содержание программы.
3 класс (34часа)
«Россия – Родина моя» - 34часа
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9,
практических -25
1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
- Тематическое планирование
3 класс (34часа) Я И ОТЕЧЕСТВО
Содержание | Количество часов | Дата |
1. Знакомство с символами Российского государства. | 1 | 4.09 |
2. Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 | 11.09 |
3. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | 18.09 |
4. Ты и твои друзья. Игра. | 1 | 25.09 |
5. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 | 2.10 |
6. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | 9.10 |
7. Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | 16.10 |
8. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | 23.10 |
9. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | 30.10 |
10. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | 13.11 |
11. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | 20.11 |
12. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 | 27.11 |
13. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 4.12 |
14. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | 11.12 |
15. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | 18.12 |
16. Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | 25.12 |
17. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | 15.01 |
18. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | 22.01 |
19. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | 1 | 29.01 |
20. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | 5.02 |
21. Мой папа – мастер на все руки. Презентация. | 1 | 12.02 |
22. Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 | 19.02 26.02 |
23. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 26.02 28.02 |
24. Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 | 5.03 |
25. Быть человеком. Дискуссия. | 1 | 12.03 |
26. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 19.03 |
27. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. | 1 | 2.04 |
28. День птиц. Викторина. | 1 | 9.04 |
29. Дети войны. Литературное чтение. | 1 | 16.04 |
30. История страны в названиях улиц. Презентация. | 1 | 23.04 |
31. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | 30.04 |
32. Зеленые ладошки земли. Сад на окошке. | 1 | 7.05 |
33-34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 2 | 14.05 21.05 |
Итого 34 часа |
13.АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.
В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.
Формы контроля и система оценивания.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Лист контроля
Критерии оценки число | 1.10 | 2.10 | 3.10 | 4.10 | … | |
Самооценка | ||||||
Оценка работы группы | ||||||
Впечатление от занятия |
Цветовое решение оценивания:
Красный | Желтый | Синий |
Любопытно | Интересно | Полезно |
- Самооценка
2. Оценка работы группы
Серый | Зеленый | Желтый |
Не очень активна | Достаточно активна | Согласованная |
3. Впечатление от занятия
Очень доволен | Остался равнодушен | Огорчен |
Система оценивания
Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД Н.Е.Щурковой;
Организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства.
- Организация праздников народного календаря.
- Посещение музеев города, где ребята выступают в роли экскурсоводов.
- Участие в школьных, районных краеведческих конференциях.
- Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
Взаимодействие с ведомствами и общественным организациями
- Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями в вопросах воспитания учащихся - одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательного процесса.
- Взаимодействие с родителями, работа родительского комитета.
- Работа психолога для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Участие в общешкольных мероприятиях, организованных школьным активом.
- Организация досуга учащихся совместно с ЦРТДЮ, Домом Культуры.
- Посещение музеев, библиотек, выставок, театров.
- Организация дискуссий по проблемам здоровья со школьным фельдшером.
- Организация встреч по проблемам воспитания и ценностных ориентаций подрастающего поколения с ветеранами ВОВ, социальным педагогом школы, школьным инспектором.
- Сотрудничество с ГИБДД, МЧС по вопросам профилактики ЧС и безопасной жизнедеятельности.
15. Список литературы.
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...