Программа по внеурочной деятельности "Я и Отечество" 3 кл
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Название программы | Программа внеурочной деятельности. Кружок«Я и Отечество»», 3 класс | |||||||||||
Название учреждения | Год основания | |||||||||||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное школа № 8 | 1975 год | |||||||||||
Ф.И.О. руководителя | Адрес, телефон, факс | |||||||||||
Купавцева Нина Викторовна | город Нижневартовск, проспект Победы 21 б, тел. (3466)249640, т (3466) 615668 | |||||||||||
Название программы | ||||||||||||
Программа внеурочной деятельности. Кружок «Я и Отечество», 3 класс | ||||||||||||
Описание программы | ||||||||||||
Программа кружка «Я и Отечество», 3 класс представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. В программе раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию с обучающимися 3 класса в условиях общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Новизна предлагаемой программы в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: экологический, этнографический, культурологический, исторический. Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Общая цель - развитие чувства патриотизма у младших школьников. Воспитание гражданина России, патриота своей малой Родины уважающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Целевое направление:
Обоснование программной формы: Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения поставленной цели. | ||||||||||||
Ф.И.О. ответственного за реализацию Программы | Должность | Реквизиты для связи | ||||||||||
Лазарева Л.А. | Учитель начальных классов | |||||||||||
Структура программы
№ | Раздел программы | Стр. |
Паспорт Программы | 1 | |
Обоснование программы. Пояснительная записка. | 6 | |
Ценностные ориентиры программы. | 8 | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы. | 9 | |
Содержание программы | 10 | |
Тематическое планирование | 11 | |
Аппарат контроля. | 12 | |
Методическое обеспечение программы. | 14 | |
Список используемой литературы. | 15 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа кружка «Я и Отечество», 3 класс |
Нормативно-правовые основы разработки программы | Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
|
Автор-составитель | МО начальных классов |
Исполнители Программы | Лазарева Л.А., учитель начальных классов. |
Сроки реализации программы | |
Объемы и источники финансирования | Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета, за счет привлеченных целевых средств на введение ФГОС второго поколения. |
Цель и задачи программы | Цель программы – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей. Задачи:
|
Приоритетные направления Программы | Основным направлением Программы является:
|
Ожидаемые результаты (и продукты деятельности) |
|
Порядок управления реализацией Программы | Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка
«Я и Отечество» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды. Программа кружка «Я и Отечество» является неотъемлемой частью образовательного предмета «Окружающий мир», разработана в рамках регионального компонента. Само название программы говорит о том, что в ее рамках происходит приобщение учащихся к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Изучение программы «Я и Отечество» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного понимания мира и положительного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, культурологическом отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов как «Литература родного края», «География ХМАО».
Главная цель программы – формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о природе своей земли, о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда.
Цель программы кружка: формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценностей.
Задачи:
- Образовательные : ознакомление с историей и современной жизнью своего края, города; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.
- Развивающие : развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своей малой Родины.
- Воспитательные: формирование гражданских качеств, патриотического отношения, личностно-ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основании художественно-эстетического принципа изучаются художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота человеческого мира и человеческих отношений.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала используются экспозиции школьного и городского музея им «Шуваева», вещественные источники исторических знаний и деятельности жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом практической деятельности детей (наблюдение, моделирование, метод составления проектов).
Таким образом, основным методом работы школьников в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народов ханты и манси.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и манси.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Ожидаемые результаты:
Изучив курс «Я и Отечество», учащиеся должны знать:
- географическое положение Ханты- мансийского округа;
- государственные символы округа;
- историю происхождения и названия народностей ханты и манси ;
- традиции и обычаи народа ханты и манси;
- отличительные особенности национальной одежды, кухни, ремёсел народа ханты и манси;
- основные виды промысла бурят ханты и манси;
- жанры фольклора народов ханты и манси;
- растения и животные Ханты- мансийского округа.
должны уметь:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
- бережно относиться в к природе родного края.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изучения программы являются:
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
- Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к экологическому наследию.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
- Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
- Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.
9.Содержание программы.
3 класс (34часа)
«Россия – Родина моя» - 34часа
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9,
практических -25
1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
- Тематическое планирование
3 класс (34часа) Я И ОТЕЧЕСТВО
Содержание | Количество часов | Дата |
1. Знакомство с символами Российского государства. | 1 | 4.09 |
2. Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 | 11.09 |
3. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | 18.09 |
4. Ты и твои друзья. Игра. | 1 | 25.09 |
5. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 | 2.10 |
6. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | 9.10 |
7. Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | 16.10 |
8. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | 23.10 |
9. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | 30.10 |
10. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | 13.11 |
11. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | 20.11 |
12. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 | 27.11 |
13. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 4.12 |
14. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | 11.12 |
15. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | 18.12 |
16. Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | 25.12 |
17. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | 15.01 |
18. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | 22.01 |
19. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж. | 1 | 29.01 |
20. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | 5.02 |
21. Мой папа – мастер на все руки. Презентация. | 1 | 12.02 |
22. Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 | 19.02 26.02 |
23. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 26.02 28.02 |
24. Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 | 5.03 |
25. Быть человеком. Дискуссия. | 1 | 12.03 |
26. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 19.03 |
27. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. | 1 | 2.04 |
28. День птиц. Викторина. | 1 | 9.04 |
29. Дети войны. Литературное чтение. | 1 | 16.04 |
30. История страны в названиях улиц. Презентация. | 1 | 23.04 |
31. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | 30.04 |
32. Зеленые ладошки земли. Сад на окошке. | 1 | 7.05 |
33-34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 2 | 14.05 21.05 |
Итого 34 часа |
13.АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.
В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.
Формы контроля и система оценивания.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.
С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.
Лист контроля
Критерии оценки число | 1.10 | 2.10 | 3.10 | 4.10 | … | |
Самооценка | ||||||
Оценка работы группы | ||||||
Впечатление от занятия |
Цветовое решение оценивания:
Красный | Желтый | Синий |
Любопытно | Интересно | Полезно |
- Самооценка
2. Оценка работы группы
Серый | Зеленый | Желтый |
Не очень активна | Достаточно активна | Согласованная |
3. Впечатление от занятия
Очень доволен | Остался равнодушен | Огорчен |
Система оценивания
Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.
Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;
Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД Н.Е.Щурковой;
Организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства.
- Организация праздников народного календаря.
- Посещение музеев города, где ребята выступают в роли экскурсоводов.
- Участие в школьных, районных краеведческих конференциях.
- Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
Взаимодействие с ведомствами и общественным организациями
- Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями в вопросах воспитания учащихся - одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательного процесса.
- Взаимодействие с родителями, работа родительского комитета.
- Работа психолога для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Участие в общешкольных мероприятиях, организованных школьным активом.
- Организация досуга учащихся совместно с ЦРТДЮ, Домом Культуры.
- Посещение музеев, библиотек, выставок, театров.
- Организация дискуссий по проблемам здоровья со школьным фельдшером.
- Организация встреч по проблемам воспитания и ценностных ориентаций подрастающего поколения с ветеранами ВОВ, социальным педагогом школы, школьным инспектором.
- Сотрудничество с ГИБДД, МЧС по вопросам профилактики ЧС и безопасной жизнедеятельности.
15. Список литературы.
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...