Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 кл
методическая разработка (3 класс) на тему

Лазарева Лариса Александровна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx878.08 КБ

Предварительный просмотр:

I:\скан тит последние\3 В скан тит\тит внеурочка сканы 3 кл 2015- 2016\у у.jpg

Название программы

Программа внеурочной деятельности.

Кружок «Умники и умницы», 3 класс

Название учреждения

Год основания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное  школа № 8»

1975 год

Ф.И.О. руководителя

Адрес, телефон, факс

Купавцева Нина Викторовна

город Нижневартовск,  

проспект Победы 21 б,     тел. (3466)249640, т (3466) 615668

Название программы

Программа внеурочной деятельности.

  Кружок «Умники и умницы», 3 класс

Описание программы

Программа кружка «Умники и умницы», 3 класс  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.

В программе раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности по русскому языку и языкознанию с обучающимися 3 класса в условиях общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Общая цель -  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Целевое направление:

  • внеурочное

Обоснование   программной   формы:

Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения поставленной цели.

Ф.И.О. ответственного за реализацию Программы

Должность

Реквизиты для связи

Лазарева Л.А.

Учитель начальных классов

Структура  программы

Раздел программы

Стр.

Паспорт Программы

4

Обоснование программы. Пояснительная записка.

6, 7

Ценностные ориентиры программы.

7, 8

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы.

8,9

Содержание программы.

9, 10

Тематическое планирование.

11

Аппарат контроля.

12-14

Список литературы.

15

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа кружка «Умники и умницы», 3класс

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2008 г. №03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм  Федерального закона  от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  арегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
  • Письмо Минобразования РФ от 15 октября 2003 г. N 24-51-212/13-28-51-793/16.  «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности».
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост.Е.С.Савинов].-М.:Просвещение, 2010.-191 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
  • Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества (презентация, НПК,  Нижний Новгород. Май 2010.).
  • Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (презентация, НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).
  • Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (презентация, НПК,  Нижний Новгород. Май 2010).

Региональный уровень: 

  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

 Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».

Муниципальный уровень:

  • Приказ департамента образования  администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010   №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных  учреждениях города Нижневартовска в 2010 году»

Автор-составитель

 

МО начальных классов 

Исполнители Программы

Лазарева Л.А., учитель начальных классов.

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета, за счет привлеченных целевых средств на введение ФГОС второго поколения.

Цель и задачи программы

Цель программы:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по языкознанию, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

  •  воспитание интереса к чтению книг, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
  • формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  • показать богатство русского языка;
  • приобщить детей к практической и творческой деятельности.
  • развитие устной и письменной речи учащихся  одновременным развитием их логического мышления;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • развитие творческой инициативы учащихся;
  • повышать уровень языкового развития школьников;
  • способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся.

Приоритетные направления

Программы

Основным направлением Программы является:

  • Языковое развитие школьников.

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

  • наличие программы кружка «Умники и умницы» для 3 класса для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Порядок управления реализацией Программы

Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе.

Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:

  • ежемесячно
  • ежеквартально
  • ежегодно
  • подробный отчет по завершению реализации программы

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе курса «Умники и умницы»

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения».

Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе.

Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Поэтому данная программа актуальна. Одной из причин создания данной программы является возможность проводить целенаправленную  работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

 

Цель программы

 

Формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции.

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей.

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала.

5. Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

 

 

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.

Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. 

Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

 

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа в год в 3классе с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

3.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • Формирование умения рассуждать как компонента лингвистической грамотности.
  • Освоение приемов рассуждений.
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.

Ожидаемые результаты:

  • Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
  • Участие в городских и районных олимпиадах.
  •  Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.).
  • Развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти).
  • Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
  • Формирование учебной мотивации.
  • Развитие личностной сферы.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируются и совершенствуются целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование лингвистической культуры.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о русском языке.
  • Формирование навыков работы с источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  

Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора.

Таким образом, содержание данной программы составляет два круга вопросов:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь.

Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

  1. класс

1.Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

2.Сравнение (2 часа)

     Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

3.Комбинаторика (2 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

4.Действия предметов (4 часа)

     Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

5.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

     Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

6.Элементы логики (10 часов)

     Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

7.Развитие творческого воображения (2 часа)

     Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

8.Практический материал (4 часа)

     Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

     

5.Календарно-тематическое планирование

для 3 «В»класса  

п/п

Тема занятий

Всего часов

Дата

1.

Входной тест.

1

3.09

2.

Закономерности в чередовании признаков.

1

10.09.

3.

Классификация по какому-то признаку.

1

17.09

4.

Сравнение предметов по признакам.

1

24.09

5.

Тест «Сравнение».

1

1.10

6.

Состав предметов.

1

8.10.

7.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

15.10

8.

Найди отличия.

1

22.10

9.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

29.10

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

12.11

11.

Функциональные признаки предметов.

1

19.11

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

26.11

13.

Логическая операция «и».

1

3.12

14.

Координатная сетка.

1

10.12

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

1

17.12

16.

Результат действия предметов.

1

24.12

17.

Обратные действия.

1

14.01

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

21.01

19.

Тест «Отношения».

1

28.01

20.

Порядок действий, последовательность событий.

1

4.02

21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

11.02

22.

Составление загадок, чайнвордов.

1

18.02

25.02

23.

Множество. Элементы множества.

1

25.02

26.02

24.

Классификация по одному свойству.

1

4.03

25.

Тест «Классификация».

1

11.03

26.

Способы задания множества.

1

18.03

27.

Сравнение множеств.

1

1.04

28.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

8.04

29.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

15.04

30.

Выражения и высказывания.

1

22.04

31.

Высказывания со связками «и», «или».

1

29.04

32.

Отрицание.

1

6.05

33.

Итоговый тест.

1

13.05

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

20.05

В процессе изучения курса учащиеся

 должны знать:

1.Понятие слово. Толковый словарь.

2.Однозначные и многозначные слова.

3.Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

4.Понятие о тексте. Тема текста.

5.Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения

должны уметь:

1.Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.

2.Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.

3.Редактировать простое предложение.

4.Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )

5.Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом

7.АППАРАТ  КОНТРОЛЯ

Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  

В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.

Формы контроля и система оценивания.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

   

   С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

1.Лист контроля

Критерии  оценки         число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Впечатление от занятия

Цветовое решение оценивания:

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интересно

Полезно

1. Самооценка

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активна

Достаточно активна

Согласованная  

3. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен  

Система оценивания

Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый,  исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.

Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной  деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;

Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД  Н.Е.Щурковой;

Организационные формы обучения: классная,   индивидуально-групповая, групповая, коллективная.


8. ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
  9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

Литература для учащихся

Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...