Внеурочная деятельность. Рабочая программа. Кружок "ИЗО-студия".
рабочая программа (2 класс) на тему

Внеурочная деятельность. Рабочая программа. Кружок "ИЗО-студия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izostudiya.docx55.17 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность. Рабочая программа. Кружок «ИЗО-студия»

Пояснительная записка.

   Программа составлена на основе: 

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.

-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»

-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ

-Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 20112учебный год;  

  Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является  необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

       Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

      Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям  в этих  стремлениях призвана программа  «Акварель»,  которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.

 Дополнительная образовательная программа «Акварель» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.

Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно  сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

Цель:    раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

Задачи: 

Развивающая: 

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Учебная:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательная: 

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов: 

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов.  Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся  в неделю по 1 часу.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем  с усложнением учебных заданий.

1 год обучения.

       Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:

познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;

изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;

сочетание цветов (холодные, теплые…)

2 год обучения.

       На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводиться изображение человека, частей тела.

умение составить композицию;

понятие о пространстве…

3 год обучения.

       Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…), лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать  свои мысли и переживания в работе.

развивать и совершенствовать чувство цвета;

передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;

творческие работы.

4год обучения.

      Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.

Содержание учебного материала.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Знакомство с искусством              

Виды деятельности: рисование , лепка, декоративное рисование.

Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.

Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.

В мире много интересного        

Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.

Практическая работа:  лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства..

Красота в умелых руках        

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.

Практическая работа:  поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.

Весна – Красна                              

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.

Практическая работа: рисование весеннего пейзажа,, попугая.Творческая работа на свободную тему.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Золотой листопад                            

Виды деятельности: рисование , лепка.

Основные понятия: конус, квадрат. Штрих. Лепка модульная, скульптурная.

Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень. Усложненная лепка.

Любимые сказки и персонажи    

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.

Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).

Мир в котором мы живем            

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративная лепка.

Основные понятия: конструктивный, скульптурный способ лепки. Композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Плакат, открытка, шрифты. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.

Практическая работа: рисование, лепка  животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.

Весеннее пробуждение                      

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Скульптурный способ лепки. Коллективная работа, творческая работа. Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.

Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок. Лепка маски животного, животные в зоопарке

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

И снова наступила осень    

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.

Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария. Лепка овощей, фруктов.

Сказка вокруг нас              

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративное рисование.

Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.

Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.

Аппликация «динозавры».

В мире волшебных красок          

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат. Росписи дымковская, Филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.

Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка парохода, дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.

Весна уж к нам стучится            

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: астрологические иероглифы. композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Скульптурная, комбинированная лепка. Построение, фантазия, творческий подход.

Практическая работа: рисование знаков зодиака, цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода,  натюрморта, поселка. Лепка котенка, щенка, ракеты. Творческая работа.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

В мире изобразительного искусства        

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.

Мир фауны                                

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами». Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование «древние люди».

Любовь к искусству                  

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.

Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных. Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».  

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1 год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.

Сочетание холодных, теплых тонов.

Об узорах, орнаменте в полосе.

О сюжетной композиции.

О конструктивном, скульптурном способах лепки.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

2 год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.

Перспектива.

Штрих

Плакат, открытка, шрифты.

Уметь:

Выделять главное и второстепенное

Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию

Создавать композиции из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников.

Изображать животных и человека в движении.

3 год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.

О росписи, ее видах и основных различиях

Творческий подход к работе

О фактуре предметов

Уметь:

Изображать объем

Чувствовать цвет

Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей

Работать в разных техниках «а-ля прима», «гризайль», «монотипия»

Лепить народные игрушки

Передавать мысли и переживания в работе.

4год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях

О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

О всех способах лепки: скульптурный, конструктивный, модульный, комбинированный.

Плакат, открытка, шрифты.

О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.

О росписи, ее видах и основных различиях

Пропорции человека

Уметь:.

Самостоятельно рисовать плакаты, открытки, писать шрифты

Изображать строение человека, пропорции

В рисунке показывать свои мысли, чувства, переживания,

Работать в разных техниках

Лепить разными способами лепки

Образно мыслить

Выполнять самостоятельные творческие работы.



Таблица диагностики, средства контроля.

№ пор

Специальные умения и навыки

Высокий

Средний

Низкий

1

Удержание карандаша, кисти.

Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.

2

Работа с красками и карандашом

Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

3

Компоновка листа.

Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.

Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

4

Пластические умения.

Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

5

Умение вырезания.

Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур.

Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур.

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.

6

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

7

Творческий подход.

Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.

 Календарно-тематическое планирование     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОСТУДИИ «АКВАРЕЛЬКА»

2 класс

Дата

Тема занятия

Направление деятельности

Программное содержание

05.09

Осенние пейзажи.

Рисование по сырому

Отражение особенностей изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники..

12.09

Осенние пейзажи.

Рисование по сырому

Развитие чувства композиции, совершенствование умения работать в разных техниках

19.09

Осенний плакат

Рисование акварелью

Развитие чувства композиции, совершенствование умения работать в разных техниках

26.09

Осенняя полянка

Лепка

Формирование умения выполнять усложненную лепку.

Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

03.10

Пестрая кошка.

Рисование ватными палочками

Закрепление умения передавать колорит дымковских узоров. Комбинирование различных, освоенных ранее, элементов в новых сочетаниях. Развитие чувства композиции, цветового восприятия.

10.10

Мы ходили в зоопарк.

Рисование восковыми мелками

Формирование представления о том, что всё в природе взаимосвязано, чувства ответственности за окружающий мир. Закрепление умения использовать различные материалы, представления о композиции, сочетании цветов. Развитие воображения, творчества, самостоятельности в выборе сюжета и изобразительных средств.

17.10

Пушистые животные.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Совершенствование умения детей в различных изобразительных техниках. Выразительное отображение в рисунке облика животных. Развитие чувства композиции.

24.10

Фруктовая мозаика.

Рисование восковыми мелками и акварелью

Совершенствование умения школьников составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнение в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

31.10

Любимые герои сказок

Лепка

Формирование умения выполнять усложненную лепку.

Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

14.11

Кошка и котята.

Экспериментирование с материалами

Закрепление знаний о внешнем виде животного. Наблюдение за особенностями движения, выражения глаз, позы, окраса шерсти, и др. Привитие доброго отношения к животным. Упражнение в построении композиции, используя различные материалы для создания выразительности образа.

21.11

Зимние фантазии.

Экспериментирование с материалами

Закрепление умения продумывать расположение рисунка на листе..

28.11

Зимние фантазии.

Экспериментирование с материалами

Развитие чувства композиции, совершенствование умения работать в разных техниках

05.12

Зимние узоры.

Граттаж

Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.

12.12

Зимние узоры.

Граттаж

Упражнение в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

19.12

Зимний лес.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Закрепление умения рисовать деревья. Развитие чувства композиции.

26.12

Дворец Деда Мороза.

Граттаж

Закрепление навыков нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнение в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

16.01

Новогодняя открытка

Гуашь

Развитие чувства композиции.

23.01

Лыжник

Гуашь

Строение человека в движении

30.01

Бабочки летают, бабочки.

Монотипия

Знакомство с техникой монотипии. Знакомство с симметрией. Развитие пространственного мышления.

06.02

Волшебные цветы.

Рисование пастелью

Закрепление умения рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы пастелью. Развитие воображения, чувства ритма, цветовосприятия.

13.02

Подводный мир.

Рисование ладошками, восковыми мелками и акварелью

Совершенствование умения в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Превращение отпечатков ладоней в рыб и медуз, рисование различных водорослей. Развитие воображения, чувства композиции.

20.02

Разноцветные рыбки.

Рисование восковыми мелками и акварелью

Знакомство с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Тонирование листа акварелью разного цвета. Развитие цветоведения.

27.02

Превращение ладошки.

Рисование ладошками

Совершенствование умения делать отпечатки ладони и дорисовывание их до определённого образа.

06.03

Превращение ладошки.

Рисование ладошками

Развитие воображения, творчества.

13.03

Портрет мамы.

Экспериментирование с материалами

Знакомство детей с жанром портрета. Закрепление умения изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развитие чувства композиции.

20.03

Космические дали.

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Создание образа звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развитие цветовосприятия. Упражнение в рисовании с помощью данных техник.

03.04

Волшебные птицы.

Экспериментирование с материалами

Закрепление знаний школьников о дымковской росписи. Развитие цветового восприятия, чувства ритма.

      10.04

Натюрморт.

Рисование ватными палочками

Совершенствование умения составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнение в рисовании ватными палочками. Развитие чувства композиции.

17.04

24.04

Натюрморт.

Рисование ватными палочками

Совершенствование умения составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнение в рисовании ватными палочками. Развитие чувства композиции.

25.04

Рисуем транспорт

Гуашь

Развитие чувства композиции.

08.05

Весенние пейзажи.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Закрепление умения продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствование умения использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

15.05

Весенние пейзажи.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Закрепление умения продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствование умения использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

22.05

Маска животного

Лепка

Формирование умения выполнять усложненную лепку.

Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками.

29.05

Натюрморт.

Рисование ватными палочками

Совершенствование умения составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнение в рисовании ватными палочками.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Тычок  жёсткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск  пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые  мелки  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия  предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый  граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография  с  трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Литература:

1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

7. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

8. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.


   Список методической литературы

Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.

Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.

Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.

Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.

Барта Ч. «200 моделей для умелых рук».  Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.

Ланг И. «Поделки из пуговиц».  Москва «Айрис-пресс» 2006.

Хайн Д. «Игрушки-мобиле».  Москва «Айрис-пресс» 2007.

Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.

Хосе М. Паррамон «Как писать маслом».  Санкт-Петербург «Аврора» 1992.

Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.

Хайнс К.,  Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».  Москва «Росмэн» 2002.

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»

Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии».  Москва «Профиздат» 2006.

Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика».  Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.

Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.

Блейк В. Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...