программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Внеурочная деятельность 3 класс рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности | 767.04 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Областного закона об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373;
- Приказа от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;
- Основной образовательной программой школы на 2011-2015 гг. (Приказ МБОУ Гашунской СОШ №4 от 29.08.2013 г. №129);
- Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области (Приказ № 95 от 27.08.2012г.);
Цель : способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
задачи:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Даная программа предназначена для учащихся 3-4 классов и основана на содержании учебников-хрестоматий Н.Я. Чутко «Я - гражданин России». В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.
Учебное пособие для 3 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей.
формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Обучающийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
III. Место учебного предмета.
Учебный план для 3-4 класса
Объём курса в 3 классе 34 н. из расчета 2 ч. в неделю.
3 класс | 4 класс | ||
Название раздела | Количество часов | Название раздела | Количество часов |
Я живу в России | 12 | Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? | 1 |
Без прошлого нет настоящего и будущего | 10 | Древняя Русь | 6 |
Как далекая Россия становится близкой | 10 | Московское государство | 6 |
Россия и мир | 11 | Российская империя | 6 |
Заключение. Россия – моя Родина | 2 | Россия в XIX веке | 6 |
Малая моя Родина | 15 | XX-XXI века. История и современность | 8 |
Писатели Дона детям | 10 | Заключение | 1 |
68 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Я –гражданин России»
3 класс
№ темы п/п | Тема/ раздел курса | Кол-во часов | теория | практика | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) |
Я живу в России | 12 | 9 | 3 | ||||
1 | От Москвы и до окраин | 1 | 1 | 05.09.2014 | Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)» | ||
2 | Москва – столица России | 1 | 1 | 05.0912.09 | Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи | ||
3 | Россия - многонациональное государство. | 1 | 1 | 12.09 | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России | ||
4-5 | Народы России | 2 | 1 | 1 | 12.09 19.09 | ||
6-7 | Общее и особенное народов России. | 2 | 1 | 1 | 19.09 26.09 | Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | |
8-9 | О расах, языках и религиях | 2 | 2 | 26.09 3.10 | |||
10 | Праздники России | 1 | 1 | 3.10 | Традиции нашего класса | ||
11-12 | Гражданин России | 2 | 1 | 1 | 10.10 10.10 | Исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края» | |
Без прошлого нет настоящего и будущего | 10 | 7 | 3 | ||||
13 | Самое необычное на Земле | 1 | 1 | 17.10 | Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?» | ||
14 | Как настоящее связано с прошлым | 1 | 1 | 17.10 | Беседа «Уроки прошлого» | ||
15 | Наука о происхождении и становлении человека | 1 | 1 | 24.10 | Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ «Как появился человек?» | ||
16 | Наука о происхождении и становлении человека | 1 | 1 | 24.10 | |||
17-18 | Религиозно- мифологические представления о мире и человеке | 2 | 2 | 31.10 31.10 | Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» | ||
19 | Религиозно- мифологические представления о мире и человеке | 1 | 1 | 14.11 | |||
20 | Религиозно- мифологические представления о мире и человеке | 1 | 1 | 14.11 | |||
21 | Библейские представления о происхождении мира и человека. | 1 | 1 | 21.11 | Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)» | ||
22 | Библейские представления о происхождении мира и человека. | 1 | 1 | 21.11 | |||
Как далекая Россия становится близкой | 10 | 5 | 5 | ||||
23-24 | Как воскресить прошлое. Археология | 2 | 2 | 28.11 28.11 | Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» | ||
25 | Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика | 1 | 1 | 5.12 | Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» | ||
26-27 | Имена и фамилии | 2 | 1 | 1 | 5.12 12.12 | Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» | |
28 | Имена и фамилии | 1 | 1 | 12.12 | |||
29-30 | Письменность | 2 | 1 | 1 | 19.12 19.12 | Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг» | |
31-32 | Время и пространство в истории | 2 | 1 | 1 | 26.12 26.12 | Работа с лентой времени. Экскурсия в музей | |
Россия и мир | 11 | 8 | 3 | ||||
33 | Мы все разные | 1 | 1 | 16.01.2015 | Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?» | ||
34 | Чудеса света | 1 | 1 | 16.01 | Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» | ||
35 | Сохранить прекрасное, вечное | 1 | 1 | 23.01 | География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) | ||
36 | Сохранить прекрасное, вечное | 1 | 1 | 23.01 | |||
37 | Сохранить прекрасное, вечное | 1 | 1 | 30.01 | |||
38 | Общечеловеческие проблемы. | 1 | 1 | 30.01 | Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле» | ||
39 | Сохранить мир | 1 | 1 | 6.02 | |||
40 | Общечеловеческие проблемы. | 1 | 1 | 6.02 | Природа родного края. Экологический маршрут | ||
41 | Здоровье людей и природа | 1 | 1 | 13.02 | |||
42 | Международное сотрудничество | 1 | 1 | 13.02 | Что угрожает Земле? Сохранить Землю | ||
43-44 | Россия – моя Родина | 2 | 1 | 1 | 20.02 20.02 | Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. Фестиваль искусств «Моя Россия» | |
Малая моя Родина | 15 | ||||||
45-46 | История образования моего поселка | 2 | 1 | 1 | 27.02 27.02 | ||
47-48 | Знаменитые люди поселка | 2 | 2 | 6.03 6.03 | |||
49-50 | Вот моя улица | 2 | 2 | 13.03 13.03 | |||
51 | Ростов – столица Северного Кавказа | 1 | 1 | 20.03 | |||
52-53 | Моя область от края до края и ее соседи | 2 | 1 | 1 | 20.03 3.04 | ||
54-55 | Знаменитые люди Ростовской области | 2 | 2 | 3.04 10.04 | |||
56 | История Таганрога | 1 | 1 | 10.04 | |||
57 | По местам А.П. Чехова | 1 | 1 | 17.04 | |||
58-59 | 2 | 1 | 1 | 17.04 24.04 | |||
Писатели Дона детям | 10 | ||||||
60-61 | Жизнь и творчество Шолохова | 2 | 1 | 1 | 24.04 | ||
62 | О чем писал Шолохов | 1 | 1 | 8.05 | |||
63-64 | Песни донских казаков в произведениях Шолохова | 2 | 1 | 1 | 8.05 15.05 | ||
65-66 | Знакомство с донскими поэтами | 2 | 1 | 1 | 15.05 22.05 | ||
67-68 | Мы родом из России | 2 | 2 | 22.05 | |||
Итого | 68 | 43 | 25 |
Содержание курса
Я – моя страна – мой мир
Раздел I. Я живу в России Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»
(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Россия – моя Родина.
Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
V. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
- Программы внеурочной деятельности. Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г
- Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009г.
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...