«Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников»
методическая разработка (1 класс) на тему
За последние двадцать лет произошло множество перемен в сфере информационных технологий, намного изменивших статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе.
Проблема чтения сейчас находится в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействия снижению интереса к чтению. Исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
На современном этапе развития педагогической науки проблемы приобщения школьников к чтению рассматривали М.П. Воюшина, Т.Г., О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 442.02 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 30 им. С.А. Железнова»
города Смоленска
«Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников»
Голубцова Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
Смоленск
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
§1. Книжка- игрушка как инструмент для чтения шибка! Закладка не определена.
§2.Типы и виды книжек -игрушек
§3.Книжка-игрушка на уроках литературного чтения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
За последние двадцать лет произошло множество перемен в сфере информационных технологий, намного изменивших статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе.
Проблема чтения сейчас находится в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействия снижению интереса к чтению. Исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
На современном этапе развития педагогической науки проблемы приобщения школьников к чтению рассматривали М.П. Воюшина, Т.Г., О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Игра в школьном возрасте – одна из ведущих видов деятельности детей. Игра пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребёнка. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.
Книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещая в себе и книгу, и игру. Книжку-игру и специфику её использования на уроках литературного чтения в начальной школе рассматривали Е.В. Дьячкова , Т.С. Пиче-Оол, Н.Н. Светловская. Но достаточно основательно проблема включения книжки- игрушки в круг детского чтения освещена только Е. В. Дьячковой .
Таким образом, книжка-игрушка вбирает в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополняя чтение увлекательной умной игрой. Поэтому эффективность использования такой книги на уроках в начальной школе неоспорима. В то же время следует отметить и тот факт, что многие педагоги очень мало внимания уделяют использованию таких книг при обучении младших школьников.
Итак, недостаточно высокий уровень теоретической разработки проблемы, существующие недостатки в исполнение книжек –игрушек в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению и обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования является процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования : методические возможности книжки-игрушки для общего и литературного развития младших школьников.
Цель исследования : рассмотреть книжку-игрушку и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить книжку-игрушку как инструмент для чтения.
2. Обозначить типы и виды книжек-игрушек.
3. Выявить особенности использования книжек-игрушек в школьной практике.
Комплекс методов исследования определялся целями и задачами исследования:
1) теоретико-библиографический анализ литературных источников, научных статей, связанных с исследуемой проблемой;
2) обобщение передового педагогического опыта;
3) анкетирование.
Исследование проводилось с 01.09.2014 по 20.10.2014 на базе школы 30 г.Смоленска .Научная новизна исследования состоит в том, что в систематизированном виде обобщен и оценен опыт использования книжки-игрушки на уроках литературного чтения в начальной школе, выявлена и раскрыта специфика книжки-игрушки как инструмента чтения, осуществлено расширение представлений у педагогов базы исследования о возможностях книги-игрушки в процессе общего и литературного развития младших школьников.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования способствуют восприятию педагогами начальных классов книжки-игрушки как эффективного средства для общего и литературного развития младших школьников, вносят вклад в решение проблемы формирования и повышения читательского интереса в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём показаны методические возможности книжки-игрушки в процессе общего и литературного развития младших школьников. Исследование и его выводы могут быть использованы учителями начальных классов в практической работе с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
§1.Книжка- игрушка как инструмент для чтения
Чтение – одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Выбор литературы для чтения определяется потребностями, интересами, территориально-этнической принадлежностью и многим другим, способствует нравственному самоопределению в мире культурных ценностей [2, с.87].
Чтение на начальной ступени обучения имеет особое значение как психофизиологическое и социально-педагогическое явление, которое аккумулирует сложные жизненные ценности, обеспечивающее развитие таких качеств личности ,как мышление, чувства, воля, воображение, память и речь (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, и др.).
Чтение рассматривается как вид человеческой деятельности, и, что особенно важно, читательские знания, умения и навыки формируются посредством развития читательской деятельности, научения и воспитания (Е.А. Адамович, Ш.А. Амонашвили, М.С. Васильева, О.В. Джежелей, Г.М. Первова, Н.Н. Светловская, О.В. Сосновская и др.) .
Правильно организованная читательская деятельность младшего школьника включает такие элементы, как целевые установки чтения, источники чтения, алгоритмы читательских действий, их результаты.
Уроки чтения играют важную роль в развитии детей младшего школьного возраста. Постоянное приобщение детей к чтению книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус, делает ребенка более восприимчивым к окружающей действительности. Такая цель не может быть успешно достигнута без правильно организованной и серьезно поставленной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, хрестоматией, но и с книгами из доступного круга чтения.
Книга – это, несомненно, луч света, который как бы вырывает для читателя из темноты неведения определенную часть действительности, существующую вокруг него или в нем самом, позволяет разглядеть ее во всех деталях да еще и дает комментарии к тому, что он видит [13, с. 11].
Необходимо воспитывать у детей желание в свободное время выбирать и читать книги посильные, полезные и интересные. Только в этом случае книга станет действительно тем инструментом, который поможет ребенку вовремя задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны. Личностная мотивация, желание прочесть книгу, которую выбрал сам, является дополнительным и весьма ощутимым стимулом для совершенствования техники чтения.
Итак, формирование интереса к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни.
Что нужно учителю, чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника и не подменять книгу-собеседника собой, сейчас досконально известно. Прежде всего, ему нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные детям определенного возраста и уровня подготовки, для обучения детей общению с ними под его (учителя) руководством и наблюдением, причем это должно быть не произвольное множество детских книг, а дидактически выверенная система книг, являющихся обязательными для освоения учебного материала [14, с. 11].
Как отмечает Г.М. Первова [11, с.13] на подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что – чтение это игровая деятельность, а впоследствии время от времени поддерживать этот миф.
Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте [15].
Отметим, что младший школьный возраст (6–10 лет) – это этап, где основной деятельностью ребенка является учение. Именно учебная деятельность определяет его дальнейшее психическое развитие, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. Он позволяет мысленно наедине с самим собой рассматривать (т.е. рефлектировать) и изменять замыслы своих действий, контролировать свои намерения, желания, чувства, формулировать мысли, соответствующие конкретной ситуации. Это является основой процесса самоизменения и самосовершенствования человека.
Игры для начальной школы должны обязательно учитывать особенности психологии ребёнка, который в младшем школьном возрасте: впечатлительный; активный; открытый новым знаниям; начинающий анализировать свои поступки и действия других.
Г.М. Первова указывает, что позволяют играть младшим школьникам определенные виды книг и текстов, например книги-игрушки и игры, книги-театр, книжки- рассказы, книжки -картинки, книжки -раскраски и т.п.
В 1-2 классах, важно подчеркивать гедонистическую и коммуникативную роли книги, которые дети и их родители недооценивают. Как это делать? Чаще спрашивать ребенка, что ему хочется слушать и читать, устраивать комбинированное чтение, прерывистое с паузами для короткой беседы-стимула, комментированное чтение (с объяснением трудных слов, эпизодов), переключение с текста на иллюстрацию и наоборот [11, c. 15].
Необходимо спрашивать ребенка, нравится ли ему книга, давать рассмотреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Не следует бояться того, что ребенок на первых порах чтения не выбирает классические детские книги, а останавливается на книжке-игрушке, короткой немудреной сказке. Это его действительный уровень чтения. Эти книжки сделают свое доброе дело: проложат мостик интереса и доверия между книгой и читателем.
Отметим, что для выработки и совершенствования навыка чтения большое значение имеет перечитывание одного и того же текста.
Так, исследователь возможностей книжки –игрушки Е.В. Дьячкова пишет, что для преодоления негативных сторон, вызываемых перечитыванием, учителя широко применяют различные приемы, в том числе и выборочное чтение. При таком подходе интерес основной массы детей практически не снижается. Но слабоуспевающие первоклассники, скорость чтения которых низка, а следовательно, затруднено и понимание, не всегда могут выбрать и прочитать то, что требуется и, таким образом, выпадают из деятельности класса, ежедневно наращивая свое отставание. Для этих детей организуются дополнительные занятия по чтению [6, c. 26].
Е.В. Дьячкова отмечает, что обязательным для дополнительных занятий в 1-ом классе является чередование небольших упражнений в чтении с кратковременным отдыхом. Желательно, чтобы упражнения проходили в занимательной форме. Творчески работающие учителя ищут разные пути достижения нужного результата. Один из таких путей – индивидуальная работа по чтению с использованием книжек игрушек. Многие книжки-игрушки, по словам Е.В. Дьячковой, в силу своих конструктивных особенностей являются благодатным учебным материалом для организации перечитывания текста в занимательной форме [6, c. 26].
Также можно использовать индивидуальную работу по чтению с использованием книжек-игрушек с дисками разнообразных конструкций; сдвижные меняющиеся картинки на страницах; объемные изображения персонажей некоторых книг – панорам, которые ребенок может двигать.
Так как техника чтения первоклассников находится на начальной стадии формирования, а в этих условиях дополнительное самостоятельное чтение книг (помимо чтения классного и внеклассного) для основной массы детей будет обременительно и неинтересно.
Но, с другой стороны, если младшие школьники с удовольствием посещают кружки по математике, русскому языку и ряду других предметов, в области которых у них также идет процесс накопления первоначальных понятий, представлений, умений, почему бы не пригласить их в кружок по чтению, тем более что овладение техникой чтения и становления интереса к книге для каждого первоклассника есть необходимое условие дальнейшего продвижения в области других наук. По мнению Е.В. Дьячковой нужно лишь найти и отобрать такой учебный материал (детские книги), который позволял бы в занимательной форме организовать систему кружковых занятий, нацеленных а гармоничное формирование всех сторон читательской деятельности [6, c. 9].
Е.В. Дьячкова отмечает, что такой учебный материал есть и им являются книжки-игрушки.Книжки-игрушки – это детские книги совершенно особой конструкции [6, c. 9].
По определению А.Э. Мильчина, книжка-игрушка – это книжное или листовое издание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изготовленное в такой форме, чтобы ребенок мог его не только рассматривать и читать, но и играть с ним, делать из него поделки и т. п. [10, с. 362].
В педагогическом энциклопедическом словаре обозначено, что книжка-игрушка – это вид издания для детей, выполненный в оригинальной форме и способствующий развитию личности. Разнообразные книжки-игрушки являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Например:
- Книжки-игрушки из синтетических полимеров, страницы которых имеют форму подушечек, напоминают резиновые игрушки;
- Книжки-игрушки, обшитые тканью с рельефными аппликациями, напоминают мягкую игрушку.
- Миниатюрные книжки-раскладушки, панорамы, издания с аудиовизуальными, оптическими эффектами, электронными деталями и прочими игровыми формами развивают познавательные возможности ребёнка [1, с. 121].
Большой раздел в книжек-игрушек составляют книжки-раскраски и книжки-поделки (с материалами для вырезания, складывания, склеивания и т.д.). Книжки-картинки целиком или почти целиком строятся на изобразительном материале (текст существует лишь в виде надписи и подписи к изображениям). Это может быть фотокнига, комикс, анималистическая книга и т.д.
Психологами установлено, что картинка, представляющая близкий ребёнку мир, способствует развитию речи. Дидактические задачи решают книжные пособия типа тетрадей с печатной основой (текст и иллюстрации перемежаются со страницами для упражнений), которые издаются для дошкольников и младших школьников и помогают в игровой форме подготовиться к поступлению в школу и адаптироваться к учебному процессу.
Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловская в книге «Обучение детей чтению» включают книжки-игрушки в группу книг, которые издаются только для детей. В эту группу помимо книжек-игрушек входят: книжки-картинки и книжки-рассказки [13, с. 29].
Авторы отмечают следующие функции книжек-игрушек:
1) помощь ребенку в освоении того опыта, который их просвещает;
2) эти книги побуждают ребенка к действию;
3) не просто соотнесение текста и картинки, запоминание текста и воссоздание его по памяти, глядя на картинку;
4) включают произвольное воссоздающее воображение, развивают память;
5) помогают ребенку включаться в содержание предлагаемого опыта (младший школьник становится героем происходящего, либо волшебником, двигающим сюжет, либо режиссером-постановщиком спектакля и т.п.) [13, c. 29-32].
При проведении занятий с книжкой-игрушкой можно выполнять различные виды читательской деятельности.
Это таки виды, как:
- рассматривание книжек-игрушек,
- чтение надписей на обложке (заголовок книги, фамилия автора),
- слушание чтения учителя,
- перечитывание текста с разными заданиями.
По мнению, Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловской, учителю младших классов использовать книжки-игрушки на уроках нужно обязательно. Именно последние исследования показали, что в современные школы очень часто приходят дети, которые еще не обучившись грамоте, уже не хотят иметь дело с книгой и читать. Книжки-игрушки чрезвычайно распространены в зарубежных странах и используются там даже в средних классах образовательных школ [13, с. 32].
Книжки-игрушки помогают сделать уроки чтения более интересными и разнообразными. А также они помогают организовать разные виды творческо-читательской деятельности детей на уроках: узнавание букв и правильное их название; образование слияний с буквой, а также слов с заданным слиянием; преобразование слов с помощью наращения и усечения букв и слогов; нахождение в словах текста заданных слияний и т.п. Для этого используются книжки-игрушки с вкладным листом. Таким образом, учитель легко вовлекает в работу детей уже умеющих читать.
Дети проявляют большую активность при перечитывании текста, при выборочном чтении, в том случае, если учитель использует книжку-игрушку с вращающимся диском.
Приведем пример одного из заданий : «Необходимо прочитать строчки о том герое произведения, чье изображение появилось при вращении диска в «окошечке» страницы». Диск младший школьник вращает сам, а найдя изображение, читает отрывок по учебнику.
Чем больше учитель использует на уроках чтения не только учебники, но и интересные детские книги, тем чаще у ребенка возникает желание взять в руки книгу и почитать.
Книжки-игрушки помогают разнообразить уроки по теме «Устное народное творчество» (книжки-игрушки с разрезными страницами, с клапаном на страницах, с вырубкой по контуру). На занятиях младшие школьники, угадав сказку по книжке-игрушке и прочитав по ней подтверждающий отгадку отрывок текста, находят на выставке книгу типовой конструкции с этой же сказкой и выполняют по ней игровые задания, связанные с перечитыванием.
Как видим, книжки-игрушки дают учителю очень широкие возможности для творчества. Они помогают сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее. Эти книги позволяют организовывать неоднократное перечитывание текста, которое не утомляет ребенка, так как проходит в игровой форме. Нетрадиционная конструкция книжки-игрушки отвлекает младших школьников от мыслей о трудности чтения и позволяют подбирать объем заданий по чтению для детей разной читательской подготовки. Такие книжки охотно читают младшие школьники, чей уровень техники чтения находится ниже программных требований.
§2. Типы и виды книжек –игрушек.
Включить книгу в жизнь детей, - это научить их, еще не умеющих читать, не освоивших грамоту, думать над книгой, разговаривать с любой книгой на специфически книжном, но доступном им языке.
Для этого надо использовать закономерность, состоящую в характерной для книг неразрывной связи формы и содержания, текста и внетекстовой информации, которую нельзя нарушать при восприятии детьми детских книг. Первая встреча ребят с детской книгой должна помочь детям осознать связь внетекстовой информации с содержанием текста, сделать эту связь очевидной, ибо эта очевидность и дает возможность даже самому неопытному читателю составить без посторонней помощи достаточно правильное предварительное мнение о любой книги о чем она рассказывает, как для кого написана. Кроме того, одновременно создает у читателя настрой эмоциональной отзывчивости, необходимой для выявления своего отношения к заложенному в книге содержанию, а затем и для полноценного её восприятия.
Дьячкова Е.В. разработала технологию индивидуальных занятий, формирующих у младших школьников положительное отношение к обучению чтению и самостоятельному чтению книг и условия ее реализации, предложила дидактический материал, для занятий, описала ход обучения чтению и дала образцы занятий.
Технология индивидуальных занятий предусматривает соблюдение трех условий в процессе занятий обучения чтению.
1.В процессе занятий надо побуждать ребенка к творческим усилиям и постепенно формировать у него чувство успеха.
2. Необходимо учитывать не только психологические особенности ребенка, но и личностные предпочтения, реакцию на определенные вопросы и задания.
3. Пособия должны быть такими, чтобы, с одной стороны, уже своим видом вызывать у ребенка желание с ними работать, с другой – чтобы постепенно формировать у ребенка умение и желание читать книги, не требуя от обучаемого в процессе занятий немотивированных и непомерных усилий.
Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловская в книге «Обучение детей чтению» Авторы пишут, что разновидностей книжек-игрушек так много, что их невозможно перечислить.
Среди выделяемых авторами видов назовем следующие:
- книжки, внешне напоминающие знакомые ребенку предметы или животных (специалисты называют их книжками «с вырубкой по контуру»);
- книжки со встроенными в них дополнительными элементами (двигающимся диском, колесом, звучащей клавиатурой, электронными элементами и т.д.);
- книжки с вкладным листом (книжка-театр, книжка-самоделка, книжка-азбука и т.п.);
- книжки с клапанами и прорезями (дврцами, окошечками, веточками, под которыми спрятаны игрушки);
- книжки-панорамы (они бывают статичными, то есть с неподвижными элементами, и динамичными, то есть с элементами двигающимися);
- книжки-раскладушки или гармошки, которые могут усложняться самого рода вырезками; книжки с игрушкой, прикрепленной к ней на закладке и т.д. [13, c. 31-32]
Согласно ГОСТ в 60-90 в СССР выделяли следующие разновидности книжек-игрушек:
- книжка-ширмочка;
- книжка-гармошка;
- книжка-вертушка;
- книжка с игровым замыслом;
- книжка-панорама;
- книжка-затея;
- книжка-фигура;
- книжка-поделка [3].
Формы книжек-игрушек по Мильчину А. Э.:
- книжка-вертушка (состоит из нескольких кругов, поворачивая которые можно рассматривать появляющиеся в вырезах картинки);
- книжка-гармошка (сложенная наподобие мехов гармони, отчего читать и рассматривать ее надо, раскладывая и складывая страницы);
- книжка-ширма (с листами, наклеенными на плотный картон, который сложен гармошкой и может быть поставлен наподобие ширмы и использоваться в игре как декорация);
- книжка-забава (с вклеенными пластинками, издающими при нажиме на них. звук);
- книжки-раскраски, книжки-поделки (с заготовками для аппликаций, бумажных игрушек, вырезок одежды для кукол);
- книжка-панорама (с поднимающимися фигурами героев и предметов обстановки);
- книжка-фигура (высеченная по контуру фигуры на обложке – птицы, рыбы, домика и т. п.) [10].
В книге «Методика внеклассного чтения» Н.Н. Светловская отмечает, что детские книги разнообразны по формату. С этой точки зрения методист различает:
- книги большеформатные
- книги среднего формата,
- книги малого формата или «малышки»,
- книги фигурные и нестандартного формата [12, c. 26].
Отмечается значимость данного разнообразия для учителя, использующего работу с книгой в начальных классах.
Книжки-игрушки фигурные хороши на уроках внеклассного чтения в качестве наглядных пособий, привлекающих внимание детей к содержанию, которое им предстоит освоить.
На занятии эти книжки могут демонстрироваться вместо соответствующей игрушки. Н.Н. Светловская приводит пример использования книжки-игрушки «Усатый полосатый» С. Маршака (см. приложение 1). Данная книжка-игрушка может заменить игрушку на этапе подготовки к занятию в 1 классе.
Н.Н. Светловская пишет, что данные книжки весьма удобны для развития художественных и конструктивных способностей детей, для занятий по развитию речи учащихся, так как они интенсивно воздействуют на органы чувств детей при осознании ими оттенков в значении слов (ушки, глазки, полоски и т.п.). Фигурные книжки – книжки-игрушки – очень нужны в классных библиотечках, где обучаются шестилетние дети. Ребенка, который одолел первые трудности техники чтении, привлекают наоборот большеформатные издания [12, c. 29].
Следует отметить и книжку-театр (см. Приложение 2). Она может быть выполнена в виде панорамы или театра-теней или потребует от ребенка предварительного вырезания и складывания фигурок-персонажей, декораций и т.п. А имена персонажей ему снова захочется прочитать, чтобы играть «как настоящий артист». Такие книжки-игрушки отличает своеобразие разворотов, наличие вмонтированных в книгу конструктивных деталей, сообщающих восприятию содержания дополнительную динамику и эмоциональность.
Т.С. Пиче-Оол и Н.Н. Светловская указывают, что книжки-игрушки разных видов, вовремя включенные в учебный процесс в первом полугодии (если, конечно, учитель ими владеет сам), помогают детям незаметно преодолеть это неестественное для растущего человека состояние – неприятие книги и чтения – и стать читателями, которые ничуть не хуже остальных одноклассников [13, c. 32].
Таким образом, разновидностей книжек-игрушек очень много. Можно отметить следующие виды книжек-игрушек: книжки, внешне напоминающие знакомые ребенку предметы или животных (специалисты называют их книжками «с вырубкой по контуру»); книжки со встроенными в них дополнительными элементами (двигающимся диском, колесом, звучащей клавиатурой, электронными элементами и т.д.); книжки с вкладным листом (книжка-театр, книжка-самоделка, книжка-азбука и т.п.); книжки с клапанами и прорезями (дврцами, окошечками, веточками, под которыми спрятаны игрушки); книжки-панорамы (они бывают статичными, то есть с неподвижными элементами, и динамичными, то есть с элементами двигающимися); книжки-раскладушки или гармошки. Отметим, что наше наблюдения за динамикой появления новых видов книжек- игрушек заставляют нас предполагать, что разнообразие вариантов книжек- игрушек в ближайшее время будет только расти.
§3. Книжка –игрушка на уроках литературного чтения.
Для обоснования выбора книжки-игрушки в качестве эффективного инструмента для чтения в младших классах нами было проведено анкетирование учителей, в котором выявлялось их отношение к книжке-игрушке на уроках чтения.
Всего мы опросили с помощью анкет 15 учителей различных школ г. Смоленска.
Каждому учителю была предложена анкета со следующими вопросами:
1. Как ваши ученики относятся к урокам чтения?
а) увлечены происходящим на уроке,
б) равнодушны,
в) испытывают неприязнь,
г) бывает по-разному.
2. Знаете ли вы, что такое книжка-игрушка? Можете ли назвать ее виды?
а) да
б) нет
в) знаю, но виды назвать затрудняюсь
3. Для чего может понадобиться книжка-игрушка на уроках чтения в младших класса?
а) свой вариант ответа
б) затрудняюсь ответить
в) на уроках чтения можно обойтись без книжки-игрушки
4. Вы используете книжку-игрушку на уроках чтения?
а) да
б) иногда
в) нет
5. По вашему мнению, книжка-игрушка может помочь сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее?
а) да
б) нет
в) не задумывалась над этим вопросом.
Результаты анкетирования педагогов были помещены в таблицу 1.(см. Приложение 3.)
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что большинство учителей знаком с книжкой игрушкой (70%). 30 % учителей с книжкой-игрушкой не знакомы.
При выборе вариантов в вопросе «Для чего может понадобиться книжка-игрушка на уроках чтения в младших класса?» учителя отметили следующее:
1) книжки-игрушки повышают интерес к чтению,
2) книжки-игрушки помогают мотивировать учащихся,
3) книжки-игрушки превращают урок в увлекательную игру, что нравится младшим школьникам,
4) книжки-игрушки развивают память и воображение.
Большинство учителей отмечает, что книжка-игрушка может помочь сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее.
Следует подчеркнуть, что учителя, которые отметили увлеченность учеников чтением знают о книжках-игрушках и их видах, а также используют книжки-игрушки на уроках.
Те учителя, которые отметили равнодушие и неприязнь учеников указывали на свое незнание книжек-игрушек и особенности их использования на уроках чтения.
Полученные данные являются доказательством необходимости использования книжек-игрушек на уроках чтения.
Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно.Желательно, чтобы упражнения в чтении проводились в занимательной форме, а их длительность была строго индивидуальна для каждого конкретного ученика.
При проведении занятий с книжкой-игрушкой можно выполнять различные виды читательской деятельности. Это рассматривание книжек-игрушек, чтение надписей на обложке (заголовок книги, фамилия автора), слушание чтения учителя, перечитывание текста с разными заданиями.
Книжки-игрушки помогают сделать уроки обучения грамоте более интересными и разнообразными. А также они помогают организовать разные виды творческо-читательской деятельности детей на уроках: узнавание букв и правильное их название.Дети проявляют большую активность при перечитывании текста, при выборочном чтении, в том случае, если учитель использует книжку-игрушку с вращающимся диском.
В качестве примера приведем следующие задание: “Необходимо прочитать строчки о том герое произведения, чье изображение появилось при вращении диска в “окошечке” страницы”. Диск ребенок вращает сам, а найдя изображение, читает отрывок по учебнику.
Чем больше учитель использует на уроках чтения не только учебники, но и интересные детские книги, тем чаще у ребенка возникает желание взять в руки книгу и почитать (см. Приложение 4).
Книжки-игрушки помогают разнообразить уроки по теме “Устное народное творчество” (книжки-игрушки с разрезными страницами, с клапаном на страницах, с вырезом по контуру). На занятиях дети, угадав сказку по книжке-игрушке и прочитав по ней подтверждающий отгадку отрывок текста, находят на выставке книгу типовой конструкции с этой же сказкой и выполняют по ней игровые задания, связанные с перечитыванием.
Итак, выполненное нами небольшое исследование убеждает нас в эффективности такого учебного материала ,как книжка- игрушка, для формирования интереса ребенка к читаемому и его литературного равития.
Заключение
Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения.
Книжки-игрушки помогают сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее. Эти книги позволяют организовывать неоднократное перечитывание текста, которое не утомляет ребенка, так как проходит в игровой форме. Нетрадиционная конструкция книжки-игрушки отвлекает младших школьников от мыслей о трудности чтения и позволяют подбирать объем заданий по чтению для детей разной читательской подготовки. Такие книжки охотно читают младшие школьники, чей уровень техники чтения находится ниже программных требований.
Книжки – игрушки позволяют решать разнообразные дидактические задачи: развивать и обучать детей, причём делать это в игровой форме, незаметно для самого ребёнка. Книжки – игрушки знакомят детей с окружающей действительностью, миром, в котором им предстоит жить, и правилами поведения в социуме, учат застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, различать цвета и формы, считать и измерять… Они стимулируют исследование свойств предметов, развивают восприятие ребёнка, его анализаторы и мелкую моторику, внимание и память, мышление и воображение, побуждают творческую мысль и страсть к исследованию мира. Книжка – игрушка – уникальное по своей эффективности средство формирования у ребёнка интереса к книге и чтению.
Сегодняшний день книжки-игрушки – шаг по сравнению с прошлым немалый, но шаг этот сделан благодаря прошлому. Книжка-игрушка – это своеобразное синтетическое явление: и книжка и игрушка… Оно должно вбирать в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополнив чтение увлекательной умной игрой. Многие книжки-игрушки позволяют организовать продуктивное многочтение в игровой раскрепощённой обстановке. Необычная, нетрадиционная конструкция таких книг, с одной стороны, отвлекает детей от мыслей о трудности чтения, с другой стороны, вовлекает их в это же время в интересную и полезную игру-чтение. Конструкции книжек-игрушек позволяют в игровой форме варьировать объём заданий по чтению для детей разной читательской подготовки.
Таким образом, учитель, имеющий в руках книжку-игрушку, ведёт слабочитающих детей от первоначального эмоционального отклика через систему игр с книгой, включающих в себя чтение, к самостоятельному чтению книг как творческому процессу.
Подчеркнем, что процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению, которую способна поддержать и укрепить книжка-игрушка.
Список использованной литературы
- Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – С. 121
- Васев, Д.В. Чтение – одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций / Д.В. Васев // Начальная школа. – 2014. - №2. – С.87
- ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения / http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html
- Дьячкова, Е.В. Внимание: книги-игрушки! / Е.В. Дьячкова // Детская литература. – 1989. – №12. – С.67–73.
- Дьячкова, Е.В. Индивидуальная работа по чтению с иcпользованием книжек-игрушек / Е.В. Дьячкова // Начальная школа. – 1992. - №2. – 26-30.
- Дьячкова, Е.В. Организация внеурочной работы с книжкой-игрушкой / Е.В. Дьячкова // Начальная школа. – 1991. - №5. – 9-13.
- Жукова, З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жуков // Начальная школа. – 2006. – №5. –С.30-31.
- Колганова, Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н.Е. Колганова // Автореф. дисс. Канд. пед. наук : 13.00.01 . – Тамбов, 2013. – 29 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 245 с.
- Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин. – М.:Олма-Пресс, 2003. – 558 с.
- Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника / Г.М. Первова // Начальная школа. – 2013. – №1. – С.13
- Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская
- Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Академия, 1999. – 248с.
- Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С.11–18.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
Приложение
1.Книжка-игрушка «Усатый полосатый» С. Маршак
Книжка-театр «Золушка»
3.Таблица 1
Результаты анкетирования учителей младших классов
Вопрос | Ответы учителей |
1. Как ваши ученики относятся к урокам чтения? | а) увлечены происходящим на уроке (7 учителей или 46,9%) б) равнодушны (3 учителей или 20,1%) в) испытывают неприязнь (1 учитель или 6,7%) г) бывает по-разному (4 учителей или 26,3%). |
2. Вы знаете, что такое книжка-игрушка? Можете назвать ее виды? | а) да (6 учителей или 40,2%) б) нет (4 учителя или 26,3%) в) знаю, но виды назвать затрудняюсь (5 учителей или 33,5%) |
3. Для чего может понадобиться книжка-игрушка на уроках чтения в младших класса? | а) свой вариант (8 учителей или 53,6%) б) затрудняюсь ответить (4 учителя или 26,3%) в) на уроках чтения можно обойтись без книжки-игрушки (3 учителя или 20,1%) |
4. Вы используете книжку-игрушку на уроках чтения? | а) да (6 учителей или 40,2%) б) иногда (3 учителя или 20,1%) в) нет (6 учителей или 39,7%) |
5. По вашему мнению, книжка-игрушка может помочь сделать работу младших школьников на уроках чтения и внеклассных занятиях по чтению значительно интереснее? | а) да (8 учителей или 53,6%) б) нет (2 учителя или 12,7%) в) затрудняюсь ответить (5 учителей или 33,5%) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-81654-1419312012.jpg)
Методические рекомендации для родителей по интеллектуальному развитию младших школьников.
В рекомендациях заложены советы для заинтресованных родителей, которые хотят видеть своих детей в будущем успешными....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-670156-1442683790.jpg)
«Книжка - игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников»
За последние двадцать лет произошло множество перемен в сфере информационных технологий, намного изменивших статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе.Проблема чтения сейчас находится ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-98057-1450811945.jpg)
Статья "Возможности использования компьютерных игр в развитии младших школьников"
Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Компьютерные игры расширили возможност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-575778-1422989942.jpg)
Объяснительная записка к методическому семинару"Духовно -нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде"
В данной работе представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955353-1507460026.jpg)
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
методические рекомендации "Кинезиология, как метод активного развития младшего школьника"
Методические рекомендации по кинезиологии, как методу активного развития младшего школьника.Методическое пособие рекомендовано для учителей , учителей- логопедов, педагогов-психологов....
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху...