"Что такое деньги", урок по экономике
материал (3 класс) на тему

Сыпало Татьяна  Алексеевна

Конспект урока и презентация по теме "Что такое деньги". Учащиеся  познакомятся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое деньги?

Слайд 5

“Давай обменяемся”

Слайд 6

Первые деньги на Земле Сушёная рыба Буйвол Раковины Каури (Исландия) (Индия) (Приморье) Соль (Африка) Перья (Океания) Чай (Китай)

Слайд 7

Какие были первые деньги в русском государстве? Деньгами служили шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы, которые назывались куны.

Слайд 8

Почему люди перешли к деньгам из золота и серебра? Куски золота Золотые слитки Золотые монеты

Слайд 9

Какую форму имели монеты? В Древнем Китае были монеты разной формы до 60 см в длину. Деньги-колокольчики Деньги-рыбы Деньги-мечи Деньги-рубашки Деньги-ключи Деньги-амулеты

Слайд 10

Откуда появилось слово копейка? В XIV веке при Ивана III на монете из серебра чеканили рисунок всадника с копьём и всадника с саблей. Отсюда пошли названия копейка и саблянница.

Слайд 11

Что такое монета? Монета – это денежный знак из металла на котором методом чеканки изображён рисунок Аверс – лицевая сторона монеты Реверс – оборотная сторона монеты Гурт – ребро монеты

Слайд 12

Деньги – это добро или зло?

Слайд 13

Деньги – это добро или зло?



Предварительный просмотр:

Тема «Что такое деньги»

Цель: создать условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.

Задачи:

(предметные) содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.

(метапредметные)

регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;

коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Оборудование:

– Компьютер;

– Мультимедийный проектор, экран;

– Презентация «Что такое деньги?»

– российские монеты (современные, устаревшие);

 – иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие);

– карточки для игры «Давай обменяемся»

Ход урока

I. Организационный момент 

II. Актуализация знаний учащихся 

Просмотр мультфильма «Всемирная история денег» 1 серия (1 минута)

-Что делали животные из мультфильма? (Обменивались предметами)

- Сейчас, мы отправимся в небольшое путешествие.

 Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

– Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя).

– Что стали делать люди?

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.

Игра “Давай обменяемся”

– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.

Время на выполнение задания – 3 минуты.

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу.

– Чем еще могли обмениваться люди?

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

III. Объяснение нового материала (УУД: регулятивные, познавательные)

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. 

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. 

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков,)

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. 

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. 

– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). 

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена). 

– Откуда люди берут деньги?

IV. Практическая деятельность учеников (УУД: регулятивные, познавательные)

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Практическая работа в парах

– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

2.  Игра» Магазин»

Ребятам предлагается купить

  • Молоко
  • Хлеб
  • Здоровье
  • Мороженое
  • Дружба
  • Забота
  • Фрукты
  • Совесть

– Почему вы не все смогли купить из перечисленного?

  

3. Работа в группах

- Восстановите пословицы и объясните их значение.

Дружба

а имей сто друзей.

Здоровья

дороже денег.

Уговор дороже

дороже денег.

Не имей сто рублей,

денег.

Совет

на деньги не купишь

- Деньги – это добро или зло?

V.  Итог урока. Рефлексия. (УУД: коммуникативные)

Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке?

– И что же такое деньги?

– Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Дерево желаний”. Учащимся предлагается представить на миг, что можно купить все. Напишите на листиках свои желания и прикрепите их к дереву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация бинарного урока информатика +экономика"Деньги"3 класс

Формирование понятия деньги и их предназначение,ценность денег....

Конспект урока "Что такое деньги. Роль денег в экономике" (3 класс, УМК "ПНШ")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Что такое деньги. Роль денег в экономике". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспек...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Технологическая карта урока+ анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"

Технологическая карта урока + анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"...

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"...