Конспект урока "Что такое деньги. Роль денег в экономике" (3 класс, УМК "ПНШ")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Бардяева Анастасия Дмитриевна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Что такое деньги. Роль денег в экономике". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Школа: «Образовательный центр № 2 г. Челябинска»

Класс: 3-2

Дата: 19.03. 2018

Кабинет: 222

Урок № 1

Тема:  «Что такое деньги. Роль денег в экономике».

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.

Планируемые результаты:

 Личностные: формировать представление учащихся о родном крае; прививать навыки бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные: содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.

- Метопредметные: учатся работать с дополнительной информацией, проводить отбор; строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека Челябинской области, Варненского района; необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Коммуникативные: учатся работать у группе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть, А. А. Плешаков,; презентация; видеофрагмент, компьютер, проектор.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1 мин.

- Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

Умение слушать

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

- Пересказ у доски промышленности Китая, Германии, Америки.

- Что происходит со всеми товарами, которые производят разные отрасли?

Как мы можем приобрести нужный товар?

Слушают учителя, работают у доски, пересказывают дз

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:

  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

Просмотр мультфильма «Всемирная история денег» 1 серия (1 минута)

-Что делали животные из мультфильма? (Обменивались предметами)

- Сейчас, мы отправимся в небольшое путешествие.

 Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

– Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя).

– Что стали делать люди?

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.

- Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу.

– Чем еще могли обмениваться люди?

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Думают над значением слов; работает со словарем.

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1. Физкульт минутка

2 мин.

Давайте отдохнем.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, на лужайку прибежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем.

Повторяют упражнения за учителем

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

10мин.

- Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. 

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. 

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков,)

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. 

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. 

– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). 

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена). 

– Откуда люди берут деньги?

Практическая работа в парах

– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты.

Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»

2.  Игра» Магазин»

Ребятам предлагается купить

  • Молоко
  • Хлеб
  • Здоровье
  • Мороженое
  • Дружба
  • Забота
  • Фрукты
  • Совесть

– Почему вы не все смогли купить из перечисленного?

  

3. Работа с карточками ( в паре)

- Восстановите пословицы и объясните их значение.

- Деньги – это добро или зло?

Дружба

, а имей сто друзей

Здоровье

дороже денег

Уговор дороже

дороже денег

Не имей сто рублей

денег

Совет

на деньги не купишь

Сейчас пришло время для очередного задания, которое приготовил для вас Незнайка. На этот раз вам предстоит письменно решить следующие ситуации:

У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь?

Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая?

Представь, что ты оказался в лесу с родителями. После отдыха остался мусор. Что ты с ним будешь делать?

Зимой, после обильного снегопада, ветви ели низко наклонились под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как?

Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как?

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Выполняют практическую работу

Парная работа с карточками

Определение основной информации; учатся работать в группе.

  1. Домашняя работа

1 мин.

Ребята, запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание

  1. Рефлексия

5 мин.

-Молодцаы, ребята!

- Что такое промышленность?

- Для чего люди занимаются промышленностью?

- Что они производят?

- Где этим занимаются и кто?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценка результатов работы.

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию

  1. Итог урока

5 мин.

- Ребята чему мы сегодня на уроке учились?

- Кто может ещё раз сформулировать цель нашего урока?

- Мы решили поставленную проблему, которая возникла в начале урока?

- Спасибо всем за урок.

Отвечают на вопросы

Систематизация знаний

Осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое деньги?

Слайд 5

“Давай обменяемся”

Слайд 6

Первые деньги на Земле Сушёная рыба Буйвол Раковины Каури (Исландия) (Индия) (Приморье) Соль (Африка) Перья (Океания) Чай (Китай)

Слайд 7

Какие были первые деньги в русском государстве? Деньгами служили шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы, которые назывались куны.

Слайд 8

Почему люди перешли к деньгам из золота и серебра? Куски золота Золотые слитки Золотые монеты

Слайд 9

Какую форму имели монеты? В Древнем Китае были монеты разной формы до 60 см в длину. Деньги-колокольчики Деньги-рыбы Деньги-мечи Деньги-рубашки Деньги-ключи Деньги-амулеты

Слайд 10

Откуда появилось слово копейка? В XIV веке при Ивана III на монете из серебра чеканили рисунок всадника с копьём и всадника с саблей. Отсюда пошли названия копейка и саблянница.

Слайд 11

Что такое монета? Монета – это денежный знак из металла на котором методом чеканки изображён рисунок Аверс – лицевая сторона монеты Реверс – оборотная сторона монеты Гурт – ребро монеты

Слайд 12

Деньги – это добро или зло?

Слайд 13

Деньги – это добро или зло?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

"Что такое деньги", урок по экономике

Конспект урока и презентация по теме "Что такое деньги". Учащиеся  познакомятся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:·...

Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...