Мир правовых знаний в начальной школе
статья на тему
В.А. Сухомлинский: «В воспитании всё главное – и урок,
и развитие разнообразных интересов вне урока,
и взаимоотношения воспитанников в коллективе».
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_akademiya_pravovyh_znaniy.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Абдрахманова Галина Андреевна
I квалификационная категория
Город Олёкминск, муниципального района "Олёкминский район", Республика Саха (Якутия)
МОУ СОШ №2, учитель начальных классов
«Мир правовых знаний в начальной школе»
В.А. Сухомлинский: «В воспитании всё главное – и урок,
и развитие разнообразных интересов вне урока,
и взаимоотношения воспитанников в коллективе».
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом.
В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.
В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации школьников начального звена. Оно определяет что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.
Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.
В МБОУ СОШ №2 города Олёкминска, муниципального района «Олёкминский район», Республики Саха (Якутия) в 3 А классе в начале учебного года на внеклассном мероприятии в беседе классного руководителя с учениками о государственных символах в центре «Классный уголок» дети вышли на вопрос о том, почему у нашего класса нет своего герба. Этот вопрос дал толчок к последующему сценарию действий. Каждый ученик принял участие в разработке герба 3 А класса. Ребята подошли к решению этого вопроса очень серьёзно, ответственно и сплоченно. Работа была трудоемкой: они ознакомились с историей создания гербов; их формами, символами, их обозначениями; со смысловым значением каждого символа. Разрабатывались эскизы, каждый из которых проходил этап коллективной защиты. Результатом этой деятельности стал оригинальный герб, несущий в себе положительную энергетику каждого ребенка и отражающий абсолютно конкретный смысл: «Знания – это сила».
При обсуждении функций главы государства и главы района выявилась проблема их правовых полномочий: на основании чего у государственных лиц есть возможность решать вопросы разных уровней? Так обучающиеся с помощью в поисковой деятельности встали на путь самообразования: вопросы нарастали как снежный ком. Ответы ребята активно искали в библиотеке, у классного руководителя Абдрахмановой Галины Андреевны, у родителей и родственников, за помощью обращались к другим специалистам школы.
Классный руководитель понимая, что в данном поисковом процессе дети должны овладеть основами правовых знаний, разработала проект «Академия правовых знаний «Хочу всё знать»». В классе ее руками оформлен правовой центр, в котором ребята и родители в свободном доступе могут ознакомиться с действующими Законами и нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ, Республики Саха (Якутия), на территории родной школы.
Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл:
- чтобы знание прав помогло ребёнку защитить себя в той или иной ситуации;
- сформировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиций норм и требований Декларации прав человека т.е. с позиций доброжелательности и уважения;
- накопление опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже возникших;
- формировать задатки самоконтроля в поведении;
- обучение учащихся умению общаться друг с другом;
- знание учащимися не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.
В процессе проекта «Академия правовых знаний «Хочу всё знать»» ребята узнали об основных правах человека, познакомились с основными законами, регламентирующими права человека Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, законом "Об Образовании" Трудовым, Семейным и Гражданским кодексом РФ.
С помощью обучающихся и их семей были оформлены книжные выставки: «Правовой калейдоскоп», «Конституция – основной закон нашего государства», «Знай, закон смолоду», «Закон для тебя, ты для закона», «Герои книг имеют право», «Путеводитель в мире права», «Если хочешь быть здоров…» и др.
В плане на новый учебный год стоят увлекательные мероприятия, которые помогут закрепить полученные правовые знания: «Ребенок в семье», «Азбука прав человека»; бесед «Вредные привычки», «Путешествие по «Конвенции» и «Декларации прав человека»; встреч со специалистами «Выбери здоровье»; правовых часов «Чтобы достойно жить», «Ответственность несовершеннолетних», «Преступление и наказание»; обзоров литературы «Правовой ключик», «Правовой алфавит», «Детство под защитой»; брейн-рингов «Права человека», «Дети – это граждане маленького роста»; игр-путешествий «Права детей в сказках».
Классный руководитель убеждена, что главной целью ее работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, граждански активного, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защитить свои права; правового образования родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"
Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"
Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....
Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»
Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...
Гражданско- правовое воспитание в начальной школе.
Статья о формах и методах воспитательной работы ....
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"
Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе....
правовой словарик ученика начальной школы
в материале представлены необходимые понятия для общего развития ученика начальной школы по правоавому воспитанию....
Неделя правовых знаний в нашей школе.
За два года до того, как первый человек полетел в космос, произошло важное событие. Помните, какое? В 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. В ней говорилось о равных правах ...