Гражданско- правовое воспитание в начальной школе.
статья (1 класс) по теме
Статья о формах и методах воспитательной работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гражданско-правовое воспитание учащихся начальной школы. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-правовое и нравственное воспитание – ключ к успеху.
В основных направлениях национального проекта образовательной школы сказал, что «человек должен воспитываться не просто как носитель определенной суммы знаний, но и прежде всего, как гражданин общества, с присущими ему идейными установками, моралью и интересам, высокой культурой труда и поведения».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека.Самым важным было и остается каким будет человек, как сформировать, воспитать, а потом научить настоящего человека, вложить в него знания и умения всех предыдущих поколений.
Цель занятий «Учимся Договариваться»:
Формирование гармонично развитой, высоконравственной личности.
Формирование у учащихся высоких нравственных норм и качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Задачи:
*Обогатить учащихся опытом гражданского отношения к окружающим.
*Формирование нравственных основ личности.
*Воспитание патриотизма, развитие чувства сопричастности, толерантного отношения к людям.
*Адаптация к современным условиям жизни.
*Раскрытие культуры взаимотношений у разных народов.
*Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
*Воспитание любви к родителям, близким, дому, семье.
*Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры.
В методике формирования основ нравственности и морали лежат три основных принципа
- знание основ культуры поведения (этика, этикет и т.д.)
- понимание целесообразности и необходимости,
- умение применять практически.
Комбинированные уроки риторики и этикета по теме «Учимся договариваться».
Цель уроков: воспитание личности, активной гражданской позиции, высокой правовой культуры учащихся
Уроки – “Учимся договариваться” состоят из трёх ступеней.
1 ступень – Я, ТЫ, МЫ.
2 ступень – Класс, школа, учебные заведения.
3 ступень – Наш дом, интерьер, деловой и особый этикет.
Задача курса.
Улаживать существующие конфликты в обществе, устанавливать «правила игры», позволяющие обществу функционировать, несмотря на противоречивые потребности и интересы людей.
Ребенок – личность, то есть «член общества»,имеющий права и обязанности.
Структура уроков - беседа, дискуссия. задания аналитического и творческого характера.
Алгоритм решения конфликтов.
1. Когда возник конфликт, не спешите решить его силовым способом.
2. Соберите информацию о случившемся.
3. Определить проблему.
4 . Составить набор вариантов решения конфликта.
Логика курса.
От личности к социальной группе ,к социуму. Познание себя как индивидуальности к познанию законов общественной жизни через понимание значимости другого и признание его прав.
Содержание курса.
Помочь детям осознать свои чувства и научиться владеть ими.
Научиться распознавать разницу между чувствами и поступками.
Развитие процессов самосознания, саморегуляции , умения сотрудничать, договариваться.
Актуализация жизненного опыта учащихся.
Цветопись.(фиксация настроения с помощью цвета)Воздействие на органы чувств с помощью музыки, ярких цветовых красок. Красный цвет- мне хорошо, интересно на уроке, синий цвет- мне плохо.
Приложение.
На первой ступени “Я” – ученик узнаёт себя, свою индивидуальность, единственность и уникальность. “Ты” – ученик делает открытие: понятия ТЫ и Я взаимосвязаны. Стать значимым для других – непростое дело, требующее значительных осознанных усилий. “Мы” – ученик исследует социальные группы, своя семья, класс, школа.
На второй ступени «Класс, школа, учебные заведения»-развитие ребенка происходит в коллективе и через коллектив .Выделяется главное – способность ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на его место в самых трудных ситуациях. Происходит изменение поведенческих норм своего Я в классе, школе. Участие в жизни школы развивает представление о подлинной коллективности, которая направлена на созидание для других людей, но и для развития собственной личности и ее достоинств. Создание нормальных нравственных отношений в коллективе, школе позволяет и обеспечивает развитие личности, т.е. своего «Я» на всех уровнях учебного и воспитательного процесса.
Первый блок «Класс» раскрывает такие темы как:
-Договор класса.
-Наши обязанности и поручения.
-Общие правила этикета дома и в общественных местах.
-В театре и на улице.
-Дискотека, день рождения, праздники.
- Умей выделиться, чем и как, внешний вид.
-Культура поведения в столовой и в ресторане.
-Внешний вид. « В человеке все должно быть прекрасно».
- Обобщение. Наш класс. Определение уровня воспитанности.
Уроки второго блока «Школа» раскрывают с самого начала силу русской школы, ее историю, становление и изменение в обществе. Темы уроков построены таким образом, что подводят учащихся к осознанию своей роли в жизни всей школы и развивают индивидуальные достоинства. Определяется возможность каждого ученика в самоуправлении, в руководстве группой повышается требовательность к культуре поведения в обществе, утверждается гражданская позиция.
Изучаются такие темы:
-История возникновения школ в России.
-Совместные школьные дела. Деловой этикет.
-Совет учеников школы. День самоуправления.
-Создание своего имиджа. Имидж делового человека.
-Учусь для кого и для чего?
-Школьные правила для учащихся. Составление.
-Школьные реформы с 19-21 века. Чтобы ты изменил в школе?
-Творческая работа. Сочинение «Школа будущего».
В тематике третьего блока «Учебные заведения» прослеживается идея целостности.
«Человек не воспитывается по частям» В.А.Сухомлинский.
Учитывая своеобразие развития личности ребенка в коллективе, в школе он встает перед вопросом о своей роли в обществе, о своем предназначении. Необходимо найти и открыть в человеке его трудовое признание, добиться, чтобы каждый стал настоящим мастером своего дела, чтобы творчество вошло в духовную жизнь.
Ученики выясняют, что такое талант и труд, способности и долг, интересы, знакомятся с историей и профилем Вузов страны. На уроках определяется самооценка личности школьника- это синтез Я ученика, уровень развития нравственного мышления. Тестирование проверяет уровень чувства собственного достоинства. Диагностика личности школьника должна ответить на главные вопросы: Чем занят ребенок? Каковы его интересы? Как он относиться к самому себе, к товарищам, к коллективу?
В тематику уроков включены темы:
-Структура образования в России, профиль Вузов, колледжей.
-Этикет работы в компьютерных сетях.
- Интересы и способности.
-Талант и труд.
-Долг и обязанности.
-Официальный прием, виды приемов.
-Как вести себя в государственных учреждениях.
-Религия и этикет.
-Сочинение «Кем я стану через 10 лет?»
-Обобщение по теме на примере произведения А.М.Горького «Сказки старухи Изергиль»(глава «Данко».)
Вторая ступень «Класс, Школа, Учебные заведения» объясняет, что ты живешь в обществе, на каждом шагу соприкасаешься с другими людьми. Гармония права и долга, труд для своего блага и других людей - вот идеальные отношения в школьном коллективе, позволяющие сделать творческим учебный труд, способствующий активному выражению личности.
Заключительным этапом работы по развитию нравственных норм поведения в обществе является третья ступень «Ваш дом, имидж, деловой и особый этикет».
Задача курса: Получить необходимые знания о человеке, об учебных умениях, общении дома и на работе, познакомиться с деловым этикетом, развитие и формирование первоначальных навыков поведения на работе и дома, в гостях и на дипломатическом приеме. Знакомство с особенностями делового общения у разных народов. Формирование нужных моральных знаний помогающих встать на путь самосовершенствования, что соответствует интересам личности, семьи, общества.
Первый блок «Ваш дом».
Темы занятий:
-Ваш дом. Интерьер.
-Семья. Соседи. Дети.
-Обряды в нашей жизни. Русские традиции.
-Гости в нашем доме.
-Правила поведения в чужом доме.
-Творческое задание «Мой дом».
Тема основана на общении систематизации знаний о правилах поведения дома и в общественных местах.
Строится материал от простой темы к более сложной проблеме. Я - дома, мы и наш дом, семья, соседи, гости. Отдельным фрагментом идет знакомство с обрядами и традициями нашей жизни и других народов (воспитание толерантного отношения) Приобретаются навыки общения, взаимопонимания дома.
Второй блок «Имидж» формирует статус ученика, школьника с последующей ступенью развития имиджа политика, дипломата.
Основные темы блока:
-Внешний вид учащегося. Создание своего имиджа.
-Имидж школы и учеников.
-Внешность как элемент имиджа. Типы личности.
-Работа и стиль. Имидж делового человека.
-Имидж политика, публичное выступление по телевидению.
-Интерактивная игра «Кем я стану в будущем?».
Третий блок «Деловой и особый этикет» предусматривает знакомство с особым этикетом (дипломатия и воинский этикет).
Происходит углубление от школьной тетради к деловым бумагам. Я, Ты, Мы- в школе, а теперь на дипломатическом приеме. Достижение определенного уровня компетенции по этикету работы в компьютерных сетях. Знания об этикете общения, взаимоотношений девочек и мальчиков, отношения детей и родителей, вредные и полезные привычки. Важная роль отводиться теме: Воинский этикет и его особенности в жизни общества. Идет формирование кодекса личности.
Темы занятий:
-Особый этикет. Дипломатический прием.
-Воинский этикет.
-Деловые бумаги.
-Особенности делового этикета у разных народов.
-Мы на работе.
-Этикет работы в компьютерных сетях.
-Этика и этикет общения и взаимоотношений мальчиков и девочек.
-Отношение детей и родителей.
-Вредные и полезные привычки.
-«Я, Ты, Мы» и правили культуры поведения в обществе. Формирование кодекса личности.
-Итоговые уроки .Беседа по рассказу В.А.Сухомлинского «Трудно быть человеком».
Тематическое планирование, методические разработки занятий практического курса «Учимся договариваться» представляет интерес для учителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования. На уроках большое значение занимает освоение нравственно-этических норм поведения, правил вежливости, такта и этики, необходимых для жизни в обществе, повышению культуры взаимоотношений. Важнейшей задачей является помочь детям осознать свои чувства, научить владеть ими, научиться спорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты. Нравственное воспитание – это создание себя, признание личной ответственности за самого себя, свои действия, обстоятельства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"
Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"
Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
p { margin-bottom: 0.21cm; } Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"
Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе....
Доклад «Воспитательная система класса как основа системно-деятельностного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы»
Обобщение опыта по теме...
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.
В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...