Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"
классный час по теме
Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"
Цели урока:
1) Дать понятие личности.
2) Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.
Оборудование:
- Сигнальные карточки зеленого и красного цвета у каждого ученика.
- Отдельные листки, на которых написаны положительные и отрицательные черты характера (на доске).
- Сказочный человечек Знайка.
- Листки для каждого учащегося с начальной фразой, которую они должны будут продолжить “Я стараюсь быть….”.
Ход урока.
I. Сообщение цели урока.
Ребята, сегодня нам с вами предстоит нелегкая задача, мы должны с вами выяснить, что означает слово “Личность” 1 слайд. И поговорим о том кого можно считать личностью.
Я попробую поближе Познакомиться с собой!
В зеркале себя увижу,
Ну, какой же я?
Какой?
II. – Ребята! Оглянитесь вокруг: светит ласковое весеннее солнышко, вы все вместе, вы здоровы и всё у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера – это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни. Давайте, улыбнемся, друг другу и начнём наш разговор.
Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек Знайка, и он хочет знать ответы на некоторые вопросы. Ведь он считает себя знатоком.
2 слайд
– Зачем человеку терпимость?
(Чтобы не обидеть человека, быть к нему добрым, внимательным)
– Что означает слово терпимость?
(Терпимость – качество характера, при котором человек может без вражды относиться к чужому мнению, характеру, внешнему виду) Игра «Чем мы похожи». Учитель предлагает одному из ребят выйти к нему, основываясь на каком-либо реальном сходстве с собой. Ученик выходит и таким же образом приглашает выйти кого-нибудь.
- Мы все с вами чем – то похожи внешне, но всё же мы разные. Чем мы отличаемся?
– Только ли лицом отличаются люди?
(Нет. Но и своим внутренним миром. Одни люди внимательные, добрые, вежливые. А другие злые, грубые, равнодушные к чужой беде.)
- Возьмите зеркало, внимательно рассмотрите себя. У вас на столах лежат листочки, на них нарисованы лесенки. На самой нижней ступеньке живут самые плохие мальчики и девочки, на второй - чуть лучше и т.д. А на самой высокой находятся самые хорошие дети. Нарисуйте себя на той ступеньке, которой вы, по вашему мнению, соответствуете.
III.
- Значит, чем люди отличаются друг от друга? (Характером.) 3 слайд
-Что такое характер?
-Характер – это постоянные свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к вещам, к себе.
Пояснение учителя: Часто бывает, что человек не хочет делать какую-то работу, но ему надо ее выполнить, тогда он заставляет себя, ее сделать: – не хочет учить уроки, а он учит. Мама просит сходить в магазин, а мальчик смотрит мультфильм. Он все равно идет в магазин, хотя хочет досмотреть м/ф. Говорят, что у него есть характер. А когда человек поступает наоборот, говорят, что он “бесхарактерный”.
-А у кого из вас есть характер?
-А в чем это проявляется?
-Конечно, каждый человек иногда испытывает лень. Но большинство людей с ней борются, не давая ей сделать себя рабом. Про таких людей можно сказать, что у них есть характер. А характер складывается из маленьких поступков, например: я не пойду гулять, пока не выполню математику; поход в кино придётся отложить, потому что надо навестить приболевшую бабушку; я, во что бы то ни стало, буду делать зарядку каждый день и так далее. Желаю вам, мои дорогие ученики, воспитывать характер и быть сильными, тогда вы непременно исполните все свои мечты.
4 слайд
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – посеешь судьбу.
В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
На троне всё сидел
И утренней гимнастикой
Заняться не хотел.
Нервишки и мигрени
Замучили его
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражён, капризен -
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
IV.
- С привычек начинается формирование характера. Поэтому чем раньше у вас появятся полезные привычки, тем лучше. Прочитайте пословицу целиком. Как вы понимаете это выражение? Почему так говорят, что судьба человека находится в его руках? (Человек действительно может добиться всего того, о чём мечтает. Добиться поставленной цели, осуществить свою мечту могут только люди с сильным характером)
- Это всё правильно. Но даже если у человека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту, для этого нужно приложить усилия. От «хочу» до «могу» часто очень длинный путь, его можно представить в виде лестницы. 5слайд
5. Хочу, и всё получается.
4. Хочу, и иногда получается.
3.Хочу и учусь делать.
2. Хочу, но пока не получается.
1.Хочу что-то сделать
- Подумайте, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень? 6слайд
- Быть настойчивым
- Быть решительным
- Не расстраиваться при неудаче, ошибке
- Не торопиться
- Не ждать быстрого результата
- Верить в успех
- Верить в то, что всему можно научиться
- Поддерживать друзей в трудную минуту
- Не унывать
- Не сдаваться
- Не стесняться попросить помощи
- Не бросать начатое дело
- Каждый хотел бы понять, чем же он отличается от других. Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Как говорили древние люди, характер – печать человека, «отпечаток», приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе.
Тренинг «За что нам нравятся люди?»
На доске таблички, определяющие положительные и отрицательные черты характера, а вы должны расположить их в два столбика, в один только положительные, а в другой отрицательные.
Положительные |
| Отрицательные |
| вранье |
|
| злость |
|
| уважение |
|
| чувство юмора |
|
| внимательность |
|
| неопрятность |
|
| аккуратность |
|
| общительность |
|
| доброта |
|
| грубость |
|
| ласка |
|
| высокомерие |
|
честность |
| |
| жестокость |
|
| щедрость |
|
| трудолюбие |
|
| жадность |
|
| великодушие |
|
| леность |
|
| зависть |
|
| скромность |
|
| злорадность |
|
| злоречивость |
|
| искренность |
|
Дети выходят по очереди к доске и располагают таблички: в левый столбик положительные черты, в правый – отрицательные.
Давайте проверим, что у нас получилось.
V.
-Наш веселый человечек опять решил устроить нам испытание. Он хочет посмотреть, как вы помните, что обозначают понятия:
А) 7 слайд
– Внешний вид человека – это то, во что человек одет, как он выглядит, опрятный ли он, следит ли за своим внешним видом.
– Внутренний мир человека – это характер, настроение, интересы, потребности, отношение к окружающим.
Б)- А как вы считаете, что важнее внешний вид человека или его внутренний мир?
-Почему?
-Есть даже пословица: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.
-Как вы ее понимаете?
-А есть такое выражение “Богатство души” 8слайд.
-Как вы его понимаете? (Когда человек добрый, внимательный, любит и уважает людей. Чем больше человек отдает другим, тем больше получает сам
В) А сейчас давайте немного отдохнем и послушаем стихотворение С. Михалкова “Находка”. (Читает ученик из класса.)
НАХОДКА
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке,
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы, Да штопор завитой.
И вдруг я вижу: девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: 'Твой?'
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его,
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
'Твое? Скажи, твое?'
'Мое,- сказала девочка.-
Я шла разиня рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет'.
-Хотели бы вы иметь таких же друзей как девочка и мальчик в стихотворении?
-Правильно ли поступила девочка? А мальчик?
-А как поступили бы вы на их месте?
«Уголок необдуманных поступков»
К сожаленью, не всегда мы примером служим!
Мы дерёмся иногда, меж собой не дружим.
Почему же, почему с нами так случается?
Всем, наверное, о том думать полагается
-Кого бы из перечисленных героев следует поместить в этот уголок? 9слайд
-сестёр Золушки
-меня
-волка
-Красную Шапочку
-кота Матроскина
-мышей из «Леопольда»
-моего друга или подругу
-маму
-папу
VI.
-Мы сейчас много говорили о хороших качествах человека. А теперь давайте посмотрим, какими качествами обладаете вы. Мне нужны два смелых человека, которые смогли бы перед всеми ребятами ответить на мои вопросы.
Игра “Как поступлю”
Учащиеся тоже работают с сигнальными карточками, которые лежат у них на столах. Если согласен – поднимаешь зеленую карточку, а если нет, то красную.
Учитель зачитывает ситуации.
1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?
А) Пойдешь домой.
Б) Сделаешь вид, что не услышал маму.
В) Начнешь просить маму погулять еще.
Г) Договоришься с друзьями встретиться завтра.
2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:
А) Ты будешь ему подсказывать.
Б) Поможешь разобраться после уроков.
В) Будешь смеяться и подшучивать.
Г) Ничего не предпримешь.
3. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:
А) Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.
Б) Постараешься найти хозяина.
В) Пройдешь мимо.
4. В автобусе бабушке не хватило места, ты:
А) Уступишь бабушке место.
Б) Сделаешь вид, что не заметил.
В) Притворишься, что спишь.
5. Ты поймал “золотую рыбку”, но она выполнит только одно желание, что ты выберешь?
А) Купить компьютер.
Б) Помочь бездомной собаке.
В) Чтобы друг научился решать задачи, и был отличником.
– Понравились вам ответы детей? Почему?
(Видно, что ребята воспитывают в себе хорошие качества.)
VII. Творческая работа.
(У каждого ученика лежат листочки с незаконченным предложением, “Я стараюсь быть…”, дети должны его закончить.)
– Прочитайте, что у вас получилось. (Заслушивается 3–4 работы.)
VIII.
-Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “Я”? 10 слайд
(Я человек, я – это мой внутренний мир, мои мысли, мои поступки, то, как я стараюсь жить, общаться с другими.)
– Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово “ЛИЧНОСТЬ”.
Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.
– Поднимите руки, кто считает себя личностью.
Вывод. Конечно, все вы уже маленькие личности, и у каждого из вас свой характер, свои привычки (Надеюсь хорошие) Одно то, что вы ходите в школу, говорит о том, что вы уже маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей личностью, нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.
-А теперь снова возьмите свои лесенки и нарисуйте себя там, где бы вы хотели быть?
Учитесь властвовать собой.
Учитесь управлять собой,
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженьи в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом.
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех,
Кто рядом.
IX. Итог урока.
С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке?
Так что такое личность?
Кто хочет стать хорошей личностью?
Что для этого надо делать?
Д/З. Написать 10 качеств настоящей личности.
ПАМЯТКА
- Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.
- Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение – это выбор линии поведения).
- Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
- Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
- Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением.
- Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"
Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...
Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"
Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....
Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»
Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...
Гражданско- правовое воспитание в начальной школе.
Статья о формах и методах воспитательной работы ....
Патриотическое воспитание в начальной школе на тему: "Великая Отечественная война"
Доклад о патриотическом воспитании: "Герои - пионеры Великой Отечественной войны"...
Статья "Функции классного руководителя по нравственному воспитанию в начальной школе"
Нравственное воспитание учебными заведениями не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, результаты данного труда будут видны по истече...
Классный час по правовому воспитанию в 1 классе Тема: "Мои права и обязанности"
Классный час по правовому воспитанию в 1 классе Тема: "Мои права и обязанности"Цель:формировать правовую культуру и правовое сознание детей .Задачи:1. Расширять и закреплять ...