статья "Проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира"
статья на тему
Выступление на августовской конференции педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира.
Свиридова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №17»
В последние годы в отечественной педагогике возрос интерес к вопросам формирования творческого потенциала учащихся. Современному обществу нужны инициативные личности, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности…» (ФЗ «Об образовании» р.ф. от 29.12.2012 г.)
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Ива нова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.) к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
По результатам психолого-педагогических исследований было выяснено, что использование метода проектов позволяет учителю добиться развития у обучающихся способности творчески мыслить, адекватной самооценки, ответственности, способности к сотрудничеству, интереса и желания учиться, а ученикам менять свою статусную роль, увеличивать речевую активность и самостоятельность. Именно это и заинтересовало меня в использовании метода проектов в собственной педагогической деятельности.
Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера).
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Я ж на уроках окружающего мира наиболее часто использую:
- Межпредметные проекты (например, окружающий мир и русский язык). Тема проекта: «Наш город Троицк». Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание. Темы сочинений для групп:
- История Троицка.
- Достопримечательности нашего города.
- Знаменитые земляки.
- Пожелания родному городу.
Результатом данной коллективной работы может стать книга, фотоальбом, компьютерная презентация, стенгазета.
- Монопроекты (в рамках одного учебного предмета) возможная тема: «Времена года». Итог работы: поделка, компьютерная презентация.
- Информационные проекты. Примерные темы: «Охрана окружающей среды», «Наши домашние животные» и др. Результат проекта: стенгазета, выпуск брошюры, памятки.
При выполнении проекта, работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарями, у них развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас, формировались новые понятия. Во время работы школьники учились налаживать новые контакты со сверстниками, проявляли познавательную активность.
Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:
- учились планировать свою работу;
- учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
- учились работать с разными источниками информации;
- учились оценивать конечный результат, анализировать свою работу.
Используя метод проекта, необходимо помнить, что к нему предъявляются особые требования:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю;
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- каждый проект обязательно требует исследовательской и творческой работы учащихся.
Интересно сравнить деятельность учителя и ученика при работе над проектом.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке окружающего мира.
Индивидуальный исследовательский проект "Морские дельфины" по теме урока окружающего мира в 3 - м классе "Морские животные"....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира
Данная работа представляет собой анализ возможностей учебников для 1-4 классов по курсу "Окружающий мир" / Авторы А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.Т.Тырин, Ку...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира....

"Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"
Доклад на тему "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира.
Как важно для современного школьника ориентироваться на самостоятельную деятельность Практический и теоретический материал....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира.
Как важно для современного школьника ориентироваться на самостоятельную деятельность Практический и теоретический материал....