Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов. «Окружающий мир», основываясь на естественных и социальных науках, используя умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному и рациональному постижению окружающего мира, готовит их к восприятию знаний в основной школе.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Считаю, что на уроках «Окружающего мира» наиболее ярко проявляются возможности развития познавательной деятельности учащихся начальной школы и формирования познавательных УУД, которые требуют от нас новые ФГОС.
А новые стандарты требуют от ученика
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравниватьи группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлятьпростой план учебно-научного текста и самомупредставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Познавательную деятельность сначала нужно организовать, а уже потом только развивать. Способов и форм для этого у каждого учителя множество.
Основным средством развития познавательных действий на уроках окружающего мира я считаю учебник, где помещено обращение к ученикам и их родителям, в котором авторы разъясняют, каковы цели учебника, как им пользоваться и что должен знать и уметь ученик, занимающийся по этому учебнику.
В качестве важнейшей формы познавательной деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, т.е. заданий, прямого ответа на которые нет в учебнике, а есть только подсказки в текстах и иллюстрациях, позволяющие выполнить эти задания. Они обозначены кружком синего цвета.Такие задания даются на каждом уроке.
Примеры продуктивных заданий:
……………………………………………………………………………
Чтобы научиться решать проблемы, нужен навык их постоянного решения. Вот почему еще одним способом развития познавательной деятельности я хочу назвать технологию проблемного диалога. В 1-2 классе шло освоение этой технологии, а в 3-4 классе мы широко используем ее на уроках. В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
При этом предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, проблемные задания для совместного обсуждения (Как легче что-нибудь сделать: одному или вместе с друзьями, работа в парах, группах и самостоятельная работа детей, например,,,, с. 24, 33. 37, 47, …51
Например, ………..
Развитие познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Для развития познавательного интереса служат игры, красочные иллюстрации, презентации, видеофильмы («Тайна воды», цикл «Дикая природа» ВВС )
Мы должны учитывать, что не все учащиеся имеют одинаковые знания. Ученикам часто не хватает самоконтроля, сознания того, что, зачем и как они делают. Из-за этого часто возникает страх перед проверочными и контрольными работами. Между тем даже обычную проверочную работу можно сделать продуктивной, развивающей, интересной, т.е. такой, которая помогает перерабатывать имеющиеся знания в знания нового качества.
Входящие в УМК тетради для проверочных и контрольных работ по окружающему миру содержат необходимый набор для осуществления контроля, включая итоговый. При этом задания снабжены указаниями на проверяемые умения и включают разноуровневые варианты. Механизм оценивания позволяет отследить динамику личного развития ученика. Все проверочные и контрольные работы проверяют достижения учащихся по предметным линиям развития на трех основных уровнях: необходимом, программном и максимальном. Они снабжены указанием на умение, которое проверяется. При этом задания сконструированы таким образом, чтобы учащиеся сами могли видеть, на каком этапе личной траектории движения они в данный момент находятся.
Поэтому выполнение проверочных и контрольных работ я могу назвать еще одной формой развития познавательной деятельности учащихся.
В процессе обучения часто возникают ситуации, когда изучить объект природы более глубоко и всесторонне помогают опыты и исследования. В учебнике 4 класса приводится много опытов, которые являются еще одним способом развития познавательной активности.
Некоторые несложные опыты дети могут проводить самостоятельно: по растворению веществ в воде, по изучению состава почвы или свойств полезных ископаемых. При изучении природы и ее компонентов ребята знакомятся с домашними животными и культурными растениями, простыми механизмами для увеличения силы человека, свойствами воды, воздуха, металлов, топлива, горных пород и минералов.
Например, ….
Значение опыта в том, что дети на основе своих наблюдений делают самостоятельно выводы и обобщения, а также все без исключения включаются в различные формы учебных взаимодействий на уровне их реальных и потенциальных возможностей. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания очень эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика.
А ведь еще Я.А Каменский писал: “Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках посредством применения информационно-компьютерных технологий»
особенности применения ИТК на уроках окружающего мира...
Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставл...
Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".
Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую. Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"
Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...
Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....