"Развитие познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий".
статья на тему
Все программы развивающего обучения направлены на активизацию учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_interesov_mladshih_shkolnikov.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий.
Все программы развивающего обучения направлены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремимся к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Не всегда наши намерения реализуются в желаемом объёме, ибо мы забываем, что « главный признак самостоятельной деятельности - это управление этой деятельностью со стороны ученика ». Доведение ученика до самостоятельного целеполагания в процессе учебной деятельности возможно только при правильной оценке факторов, от которых зависят интересы сегодняшнего школьника.
Опрос, проведённый среди учащихся начальных классов, показал, что интересы детей связаны не только с компьютерными играми. Общаясь с компьютером, детям хочется научиться рисовать, писать, искать интересную информацию. Учащимся свойственно подражание, стремление быть как взрослые. Взрослые ( экономист, кассир, инженер, менеджер ) работают за компьютером. У школьника своя работа – усвоение основ наук.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. В письме Минобразования России от 13.08.02. № 01—51-088 ИН предлагается « осуществить организацию образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий ».О важности подобной деятельности свидетельствует тот факт, что предполагается ввести в штатное расписание общеобразовательных учреждений должность заместителя директора по информации образования.
Согласно новым образовательным стандартам, «предполагается осваивать компьютерную грамотность в рамках изучения интегрированного курса».
Использование новых информационных технологий может преобразовать преподавание учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо высокий уровень интерес детей к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например:
- на уроках математики, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношение множеств, решают с помощью графиков задачи (программа
« Наставник »).
- на уроках труда компьютер используется в качестве технического средства обучения, позволяющего учителю осуществить следующее:
а) показать в наиболее доступной и привлекательной форме ( мультфильм )
приёмы и последовательность выполнения трудовых операций при работе с
бумагой и картоном.
б) подготовить к уроку разнообразный раздаточный материал ( программа « Детская мастерская ».
- на уроках русского языка компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельно работать:
а) с объёмным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности
б) используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребёнок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект
в) работать с тестом (программа « Наставник »).
- на уроках природоведения ребенок может получить дополнительную информацию в виде просмотра фильма о животных, городах, природных зонах из программы « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ».
- на уроках чтения получить дополнительную информацию о писателях, прослушать их произведения из программы « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ».
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Увлекаясь поставленной проблемой, дети начинаю поиск информации не только в компьютере, но и в своей домашней библиотеке и привлекать родителей. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, правилами цитирования, учится оформлять работы графикой.
Практика показывает, что, организовав учебный процесс с использованием компьютера, можно оптимизировать процесс обучения. У ребёнка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новизны, первоначального интереса -явление кратковременное. Не подкреплённое вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчётливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, «привыкание» к нему.
Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начинают задумываться о том, что же им даёт работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок повышает интенсивность обучения: отпадает необходимость в операции письма, появляется возможность увеличить объём необходимой тренировки, внимание сосредоточивается на самой сути выполнения задания.
Включение компьютера в урок позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В ряде компьютерных программ предусматривается разделение заданий по уровням трудности и предоставление учащимся заданий того уровня, который им доступен.
Фронтальный опрос. Весь класс работает с учителем, показывая безударную гласную в корне слова сигнальными карточками, а часть слабых учеников приглашаются к компьютеру и работают с той же орфограммой, но уровень трудности ниже. У слабого ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это- как поощрение, как доверие. Такой подход ведёт к гуманизации обучения.
Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и прочнее запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов. Такие уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приёмы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на освоение знаний. Сущность таких уроков в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что каждый ученик имеет индивидуальное задание по своему уровню развития.
Продуманность организации и содержания компьютерного урока, чёткость в переходах от одного вида работы к другому повышают интенсивность урока и интерес учеников к уроку. Различные формы компьютерного контроля ( картинка-приз, оценка-«Тебе присваивается звание профессора» и др.) обеспечивают объективность и своевременность в подведении итогов работы.
В настоящее время определяются методические особенности компьютерного урока. Урок проводится один раз в неделю, не более 20 минут от урочного времени занимает работа с компьютерной программой. Для снятия зрительного напряжения проводятся «минутки отдыха», но главным образом отдых происходит за счёт смены видов деятельности ( например, работа на компьютере, затем устный опрос.)
Я убеждена, что разумное включение компьютера в урок позволяет оптимизировать учебный процесс, сделать его по-настоящему интересным и познавательным для ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий.
Развитие творческого мышления у учащихся на уроках русского языка посредством использования новых информационных технологий....
Развитие познавательной активности через средства информационных технологий.
Как через средства информационных технологий в начальной школе развивать познавательную активность....
Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника
Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...
«Применение новых информационных технологий – средство повышения качества знаний обучающихся в образовательном процессе»
Статья о значимости применения информационных технологий....
Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий
статья...
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики
Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенны...