РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка

Друзякина Наталья Николаевна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка; пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию. Материал раскрывает данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(Слайд 2)       ВИДЕО

Как же мы, учителя начальных классов, можем содействовать развитию памяти ребенка?

(Слайд 3-5)   Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности.

Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка; пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию.

 «Плохая» память, по мнению психологов, объясняется нередко тем, что отсутствует интерес к данной области знаний, к данному предмету, и может сочетаться с хорошим запоминанием того, что интересно ребёнку. У детей это явление выражено более заметно.

Итак, впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы в совокупности и называются памятью. (Слайд 6)  

ТЕСТ(Слайд  7-9)  

(Слайд 10)   Когда взрослые жалуются на «плохую» память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребёнка буквально зазубривать материал, но ребёнок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребёнка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

(Слайд 11)   5 щелчков   Совершенствование памяти в начальной школе обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала.

(Слайд 12)   9 щелчков   Без специальной целенаправленной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестаёт себя оправдывать, и это вынуждает ребёнка искать приёмы организации памяти.

(Слайд 13)   5 щелчков Чаще всего таким приёмом оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объёму материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остаётся у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

(Слайд 14-19)   В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы:

  • Смысловое соотнесение;
  • Классификация;
  • Выделение смысловых опор;
  • Составление плана и др методы тренировки памяти.

Установлено, что примерно 80 % информации человек воспринимает через органы зрения, 15 % – через слух, а оставшиеся 5 % – через осязание, обоняние и вкус.

(Слайд 20)   Однако когда речь идет не только о восприятии, но и запоминании информации, повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения . Это значит, что лучше всего человек запоминает тот материал, во время работы с которым он что-то пишет, рисует и т.п. Поэтому во время уроков важно предоставлять учащимся возможности проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Именно такие возможности и представляет применение в процессе обучения информационных технологий.

(Слайд 21)   Компьютер органично вписывается в образовательный процесс школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Общаясь с компьютером, дети могут научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию.

Смена ярких кадров и заданий привлекает внимание учащихся, способствует более эффективной переработке информации и, соответственно ее лучшему запоминанию.

Компьютер быстро и эффективно учит детей самостоятельной работе с объемным текстом, именно этого средняя школа требует от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности.

(Слайд 22)   Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, мы учились выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

 (Слайд 23)   Компьютер является мощнейшим стимулом для развития памяти детей, в том числе с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

При работе с компьютером детям не надо писать, достаточно работать с клавиатурой и мышью, а значит, снимается страх перед письмом.

Используя на уроках  ИКТ у нас появляется возможность:

  • расширить возможности выбора средств, форм и методов обучения;
  • оптимизировать темп изучения образовательных областей;
  • обеспечить доступ к различной информации, содержащейся в фондах библиотек, музеев, архивов;
  • повысить интерес обучающихся к обучению;
  • использовать такие методы, как обсуждение учебных проблем в чатах, на форумах, обмениваться оперативной информацией;
  • формировать установку на непрерывное образование в течение жизни.

       Использование компьютера в образовательном процессе позволяет МНЕ :

  • применять предметно ориентированные электронные средства обучения;
  • демонстрировать и моделировать эксперименты и опыты, которые невозможно наблюдать в режиме реального времени;
  • применять презентационные программы: видео, анимации, слайд- и фильмшоу;
  • многократно обращаться к интерактивным заданиям, тренажерам;
  • применять справочный материал: интерактивные карты, плакаты и таблицы, виртуальные словари и библиотеки, выставки и музейные экспозиции.

Существует несколько подходов к использованию компьютерной техники на занятии.

(Слайд 24-25)   Фронтальная форма обучения. 

На таких занятиях использую компьютер учителя, компьютеры в компьютерном классе или личные компьютеры обучающихся.

При использовании одного компьютера педагога речь идет об организации занятия демонстрационного типа, на котором компьютер используется в качестве «электронной доски». Для применения в качестве демонстрационного устройства, компьютер используется вместе с мультимедийным проектором.

Такой вариант использования компьютерной техники позволяет  мне обеспечить сопровождение наглядным материалом урок объяснения нового материала, а также урок повторения и закрепления.  Это очень удобно на уроках Окружающего мира, русского языка, технологии и ИЗО. При этом монитор компьютера педагога может использоваться не только в режиме демонстрации, но и в режиме приглашения к нему обучающихся.

После использования средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. (Слайд 26)  

(Слайд 27-28)   Групповая форма обучения. 

Обучающиеся распределяются по группам, которым предоставляется доступ к информационным ресурсам. Такой вариант использования компьютерной техники позволяет обеспечить наглядным материалом творческие группы обучающихся и эффективно организовать обучение методом проектов, организовать индивидуальное (дифференцированное) обучение, обучение в малых группах. При этом работа за компьютером в группе должна регулироваться педагогом таким образом, чтобы один обучающийся выполнял свою работу на компьютере не более 7-10 минут, а остальные члены группы в это время выполняли часть работы, в которой компьютер не задействован. Оптимальное количество обучающихся в группе не более 4-5 человек.

(Слайд 29)   Внеурочная форма учебной деятельности. Организуется педагогом с целью активизации познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, повышения интереса к участию в конкурсных и проектных работах. Все мы являемся руководителями кружков.  В своей работе я использую электронные приложение, дети работают группами, используют ИК.

           

(Слайд 30-33)   Многие из нас пользуются САЙТОМ УЧУ.РУ. Это удобная платформа для работы детей и учителей. С помощью заданий, ИГР, ВИДЕО, Олимпиад, тренировочных заданий у детей развивается познавательная активность, память, мышление. Ребята учатся с интересом. Особенно ребятам нравится получать грамоты, сертификаты о проделанной ими работе.

В 2019 учебном годя я выпустила 4 Б класс.  Для подготовки к ВПР многие использовали сайт УЧУ. РУ.

 Каково было их удивление, когда задания с сайта стали встречаться в тренировочных вариантах ВПР.  Многие стали чаща посещать сайт и у этих ребят заметно повысились результаты по тестам. Учились с интересом!

Использование тестов и тренажёров позволяет, том числе и психологически подготовить детей к тестированию в 4 классе. Тесты могут быть представлены в виде картинок или изображений. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке.

             

             (Слайд 34)   Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность.          Проекты начинаем готовить по темам уже с 1 класса, начиная с недолговременных однопредметных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общеклассным.

 (Слайд 35-37)   Выводы:

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе- это не просто новое веяние времени, необходимость.

ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

ИКТ и интернет вошли в нашу жизнь, без них мы уже не можем обойтись, но самое главное, чтобы их использование в процессе обучения не навредило  здоровью учащихся и не заменило простого человеческого общения друг с другом.

Иначе получится, как в известном всем анекдоте: (Слайд 38)  

5 щелчков

«Вчера дома на два часа отключили свет. Два часа провели без интернета. Пообщался со всей семьёй, оказывается, - очень приятные люди!»

        

Использование компьютерной техники на уроке (презентации, интерактивные карты, задания, тесты) должно быть организовано в строгом соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.

Обучающиеся должны знать:

  1. правила техники безопасности при работе с компьютером;
  2. основные понятия «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «ярлык программы» и пр.;
  3. устройства ввода информации – клавиатура и манипулятор «мышь»;
  4. основные инструменты текстового редактора;
  5. основные инструменты графического редактора.

Обучающиеся должны уметь:

  1. пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
  2. использовать манипулятор «мышь»;
  3. работать с командами, создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

Используя компьютерную технику, необходимо учитывать Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения:

  • занятия за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах;
  •  просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не должен превышать 10 минут в 1-2 классах, 15 минут в 3-4 классах, 20 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
  • просмотр телепередач не должен превышать 15 минут в 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах, 25 минут в 5-7 классах, 30 минут в 8-11 классах;
  • просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения не должен превышать 15 минут  в 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах, 25 минут в 5-7 классах, 30 минут в 8-11 классах;
  • работа с изображением на индивидуальн
  • ом мониторе компьютера и клавиатурой не должна превышать 15 минут  в 1-2 классах, 15 минут в 3-4 классах, 20 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
  •  прослушивание аудиозаписи не должно превышать 20 минут в 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах, 25 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
  • прослушивание аудиозаписи в наушниках не должно превышать 10 минут в 1-2 классах, 15 минут в 3-4 классах, 20 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
  • непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие памяти младшего школьника с помощью применения информационных технологий Подготовила: Друзякина Наталья Николаевна учитель первой категории МБОУ СОШ №3 г. Азова Ростовской области

Слайд 2

Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат - до 30000 человек. Академик Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил 5 лет назад случайно всего один раз.

Слайд 3

Посмотри и запомни

Слайд 4

Вспомни, какие предметы стояли на столе. В какой последовательности они упадут?

Слайд 5

Виды памяти

Слайд 6

По длительности сохранения информации память делится на: Мгновенную (удерживает большое количество информации, но на очень короткое время); Кратковременную (информация удерживается в течение достаточно длительного времени – пока человек сознательно обращает на неё внимание); Долговременную (объем её практически безграничен; запоминание информации происходит путем смысловой обработки материала) Оперативную

Слайд 7

В зависимости от типа содержания запоминаемого материала память делится на: Образную (зрительную, слуховую); Эмоциональную (память на переживания); Двигательную; Словесно-логическую (память на смысл изложения); Слуховую; Зрительную; Обонятельную; Осязательную.

Слайд 8

ФАКТОРЫ, улучшающие запоминание: Чем больше материал представляет интерес, тем легче он запоминается; Установка на длительное запоминание повышает эффективность; Лучше запоминается информация, вызывающая эмоции и не наносящая ущерба самоуважению человека; Мотивы запоминания.

Слайд 9

Как же организовать механизм запоминания?

Слайд 10

При заучивании используйте ассоциации При запоминании используйте методику Пиктограммы (схематический рисунок) Метод запоминания иностранных слов" (дат, формул, таблицы умножения)

Слайд 11

Применение ИКТ на уроках усиливает: Положительную мотивацию обучения.  Активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 14

Мультимедийные курсы Презентация к уроку Логические игры Тестовые оболочки Ресурсы Интернет Электронные энциклопедии

Слайд 15

Фронтальная форма обучения: Занятия ДЕМОНСТРАЦИОННОГО типа; - Индивидуальные задания; - Передача информации по локальной сети.

Слайд 16

Внеурочная форма учебной деятельности конкурсы, викторины, олимпиады; виртуальные экскурсии; интерактивные творческие задания; школьные и интернет-проекты; выпуск электронных и печатных изданий; конкурсы презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Методический материал с использованием новых образовательных технологий.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эф...

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

"Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...

Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий

Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого п...