Из опыта работы учителя начальных классов.
статья на тему
В этой статье я делюсь своим опытом внедрения современных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov_rostovskoy.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская Татьяна Валентиновна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа№13
Учитель начальных классов
Тема: «Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В связи с этим основной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, поэтому возникла необходимость для введения новых педагогических технологий.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных общеобразовательными целями, которые способствуют развитию личностных качеств и способностей младших школьников, а также развитию их творческих возможностей и способности к самообразованию.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы постоянно задаю себе , приходя сегодня в класс.
Я считаю, что учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Развитие ребенка, как современной личности осуществляется в процессе собственной деятельности, которая направлена на "открытие" нового знания. Среди огромного выборам современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.
В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие.
И так в чем актуальность проблемного обучения ?
Актуальность данной технологии представляет собой развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизацию познавательных интересов учащихся, это становится возможным только при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В результате преодоления посильных трудностей «у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками».
Положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся оказывает решение учебных проблем, что создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развивает их «индивидуальности» и творческое мышление. Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению образовательных результатов, к способности к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в современном изменяющемся мире. Один из способов развития творческого мышления младших школьников- это создание проблемных ситуаций на уроках. Проблемную ситуацию можно применять на любом его этапе урока.
Например: 1. Урок русского языка в 3-м классе по теме «Образование наречий» .
- Прочитайте столбики слов:
редкий редко
мягкий мягко
легкий легко
- Что можете сказать о них?
- Разберите по составу слова каждого столбика.
- Проверим. Слова второго столбика- наречия. Вспомните, что такое наречие? ( - Неизменяемая часть речи).
- Но тогда чего не может быть у наречий? ( -Окончаний).
2. Урок математики во 2 классе по теме « Умножение двузначного числа на однозначное».
- На доске дан ряд чисел. Что это за числа? ( -Однозначные и двузначные).
- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте на7. ( Выполняют).
- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте на 7. (Испытывают затруднения).
Очень часто использую занимательные игры на уроках литературного чтения. Например:
1. Игра « Как ее зовут?».
- Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. ( Анна, ада, Алла).
- Если от имени мальчика отнять букву, то получится имя девочки.( Коля- Оля, Вася-Ася).
- Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. ( Ия).
- Сколько найдете женских имен, в которых бы встречалась буква Э?
( Бэлла, Элла, Эра, Эмма, Эмилия, Эльза, Аэлита, Элина).
2. Игра « Загадай желания». Дети сидят по кругу. Каждый должен представить себе, что здесь сбываются желания. Каждый по очереди загадывает такие желания:
- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы…
- Если бы я стал птицей, я бы…
- Если бы я был деревом, я бы…
- Если бы я был домом, я бы…
- Если бы я был машин, я бы…и т.д.
Итак проблемное обучение: активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; формирует положительную мотивацию к изучению предметов, познавательный интерес;
развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Проблемное обучение и самообучение позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа» , являются победителями городского конкурса чтецов со стихами собственного сочинения ( Нефедова София 2013г. со своим стихотворением « Спорт нам очень нужен», Еремеичев Максим занял 1 место во всероссийском конкурсе « Золотое перо» со своим стихотворением « Басни дедушки Крылова»).
Стараюсь чаще использовать информационные технологии. Они делают урок более интересным, эффективным, улучшают уровень наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Презентация просто находка для уроков окружающего мира. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Для проверки знаний использую: тесты, кроссворды, ребусы, шарады. Это всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Применяю постоянно приемы проектной деятельности. Данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание к нему, развивает коммуникативные качества.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решаем несколько интересных, полезных задач, связанных с реальной жизнью. Ребенок учится координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха он старается добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Например: проект «Моя малая Родина». Цель проекта – прививать любовь к родному городу, краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней. Задачи: составить своеобразную копилку фотографий, отражающих свои впечатления от поездок, экскурсий. Этот проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой , Интернетом, посещают школьную и городскую библиотеки. Собрав и обработав материал, ребята демонстрируют его на классном часе. Использую проектную деятельность не только во внеурочное время, но и на уроках. Так целями проекта « Веселая азбука» являлись: активизация навыков самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации и развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач. Своей задачей в этом виде деятельности считаю: найти и организовать интересные формы процесса познания, построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес.
Проектная деятельность учит детей размышлять, прогнозировать, предвидеть свои результаты, формирует адекватную самооценку и, главное, интенсивно развивает их. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности и межличностные отношения.
Постоянно использую как во внеурочной так и урочной деятельности игровую деятельность. Так как игра - это замечательное явление жизни, сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, реализовать себя, как личность через коммуникативную деятельность.
Например:
Шуточная игра в слово ( можно предложить в конце урока).
И нам с тобой пришел черед сыграть в игру « Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь ………
Скажу я слово потолок, а ты ответишь ………
Скажу я слово потерял, а и скажешь ты ……..
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай: ……
Здоровье сберегающие технологии неотъемлемая часть моей работы, т.к. формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, через чёткое чередование всех видов деятельности.
Считаю, что наша задача сегодня состоит в том, чтобы научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками цель: как сохранить и укрепить здоровье? Включаю постоянно элементы личностно-ориентированного обучения: чаще организую индивидуальные и групповые формы работы, в учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.
Начиная уже с 1-го класса я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!» При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника. Создаю ситуации выбора и успеха. Благоприятный эмоционально-психологический микроклимат на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Постоянно провожу физкультминутки, гимнастику для пальцев и глаз. А еще считаю, что хорошая шутка всегда помогает, поэтому много лет на своих уроках ввожу смехопаузу. Она вызывает интерес у детей и положительные эмоции. Например:
- Шуточные стихи из английского фольклора:
« Три мудреца» « Не может быть»
Три мудреца в одном тазу Даю вам честное слово:
Пустились по морю в грозу. Вчера в половине шестого
Будь попрочнее старый таз, Я встретил двух свинок
Длиннее был бы мой рассказ. Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
( Перевод С. Маршака)
2. Занимательные диалоги:
- Каждое утро звонок будильника действует на меня, как выстрел.
- И ты тотчас же вскакиваешь?
- Нет, лежу, как убитый.
- Знаешь, что такое сигарета?
- ?
- Ядовитая палочка на одном конце и самоубийцей на другом.
3. Из народной мудрости:
Ноги, если ты живой, Кто сам глупей своих острот,
Ходят пусть за головой. Тот умной шутки не поймет.
А возьмут над ней начало,
Голова считай пропала.
Итак педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в процессе, которого все действия представлены в определенной последовательности, а результат предполагает необходимое достижение и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоят в усилении роли самостоятельной работы учащихся, нацеленности на развитие творческого потенциала личности, формировании умения планировать, координировать, контролировать, оценивать свою деятельность; формировании умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; формировании умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. Основным мотивом обучения становится умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирая нужное, прочно их запоминая, связывая с другими. Широкое внедрение современных педагогических технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Литература
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
- Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
- Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Журнал «Начальная школа» №5, 2002
- Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышлени младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...