Из опыта работы учителя начальных классов.
статья на тему

Ростовская Татьяна Валентиновна

В этой статье я делюсь своим опытом внедрения современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov_rostovskoy.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская Татьяна Валентиновна

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа№13

Учитель начальных классов

Тема: «Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»

За  последние  десятилетия  четко  обозначилась  тенденция  к  изменению  сущности,  целей  и  приоритетных  ценностей  начального  образования.  В  связи  с  этим  основной  становится  развивающая  функция  обучения,  которая  должна  обеспечить  становление  личности  младшего  школьника,  раскрытие  его  индивидуальных  возможностей,  поэтому  возникла  необходимость  для  введения  новых  педагогических  технологий.    

           Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных общеобразовательными целями, которые  способствуют  развитию  личностных  качеств  и  способностей  младших  школьников,  а  также  развитию  их  творческих  возможностей  и  способности  к  самообразованию.             

          Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы постоянно задаю  себе  , приходя  сегодня в класс.

            Я считаю,  что  учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Развитие  ребенка,  как  современной личности осуществляется в процессе собственной деятельности, которая  направлена  на "открытие" нового знания. Среди огромного  выборам  современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

 В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ-технологии,  здоровье сберегающие.

И  так  в   чем  актуальность  проблемного  обучения  ?

         Актуальность данной технологии  представляет  собой  развитие  высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизацию познавательных интересов учащихся, это становится возможным только  при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В результате  преодоления посильных трудностей «у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками».

           Положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся оказывает решение учебных проблем,  что  создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развивает их «индивидуальности» и творческое мышление. Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,  работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению образовательных результатов, к способности к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в современном  изменяющемся мире.  Один из способов развития творческого мышления младших школьников- это создание проблемных ситуаций на уроках. Проблемную ситуацию можно  применять  на любом его этапе  урока.

            Например:                                                                                                                   1. Урок русского языка в 3-м классе по теме «Образование  наречий» .

- Прочитайте столбики  слов:

редкий                          редко

мягкий                          мягко

легкий                          легко

- Что  можете  сказать  о  них?

- Разберите  по  составу  слова  каждого  столбика.

- Проверим.  Слова  второго  столбика-  наречия.  Вспомните,  что  такое  наречие?  ( - Неизменяемая  часть  речи).

- Но  тогда  чего  не  может  быть  у  наречий? ( -Окончаний).

2. Урок  математики  во  2  классе  по  теме  « Умножение  двузначного  числа  на  однозначное».

- На  доске  дан  ряд  чисел.  Что  это  за  числа? ( -Однозначные  и  двузначные).

- Выпишите  в  столбик  однозначные  числа  и  умножьте  на7.  ( Выполняют).

- Выпишите  в  другой  столбик  двузначные  числа  и  тоже  умножьте  на  7.  (Испытывают  затруднения).

Очень  часто  использую  занимательные  игры  на  уроках  литературного  чтения.  Например:

1. Игра  « Как  ее  зовут?».

- Имя  этой  девочки  пишется  и  произносится  одинаково  как  слева  направо,  так  и  справа  налево.  ( Анна,  ада,  Алла).

- Если  от  имени  мальчика  отнять  букву,  то  получится  имя  девочки.( Коля- Оля,  Вася-Ася).

- Назовите  женское  имя,  которое  состоит  из  двух  гласных. ( Ия).

- Сколько  найдете  женских  имен, в  которых  бы  встречалась  буква  Э?  

( Бэлла,  Элла,  Эра,  Эмма,  Эмилия,  Эльза,  Аэлита,  Элина).

2. Игра  « Загадай  желания».  Дети  сидят  по  кругу.  Каждый  должен  представить  себе,  что  здесь  сбываются  желания.  Каждый  по  очереди  загадывает  такие  желания:

- Если  бы  я  был  каким-нибудь  зверьком,  я  бы…

- Если  бы  я  стал  птицей,  я  бы…

- Если  бы  я  был  деревом,  я  бы…

- Если  бы  я  был  домом,  я  бы…

- Если  бы  я  был  машин,  я  бы…и  т.д.              

Итак проблемное обучение: активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом; формирует положительную мотивацию к изучению предметов, познавательный интерес;

развивает  интеллектуальные и творческие способности  учащихся.

Проблемное обучение и самообучение позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа» , являются  победителями  городского  конкурса  чтецов  со  стихами  собственного  сочинения ( Нефедова  София 2013г.  со  своим  стихотворением  « Спорт  нам  очень  нужен»,  Еремеичев  Максим  занял  1 место во  всероссийском  конкурсе  « Золотое  перо»  со  своим  стихотворением  « Басни дедушки   Крылова»).

Стараюсь  чаще  использовать  информационные технологии.  Они   делают  урок  более интересным,  эффективным, улучшают уровень наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении   увиденного.    Презентация просто находка  для  уроков  окружающего  мира. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Для проверки знаний использую: тесты, кроссворды, ребусы, шарады. Это всё делает урок увлекательным, а  следовательно, запоминающимся.

          Применяю постоянно приемы проектной деятельности. Данный метод стимулирует самостоятельность учащихся,  стремление  к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание  к нему, развивает коммуникативные качества.

         Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя)  решаем несколько интересных, полезных задач, связанных с реальной жизнью.  Ребенок учится координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха он старается добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

Например: проект «Моя малая Родина». Цель проекта – прививать любовь к родному городу, краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней. Задачи:  составить своеобразную копилку фотографий, отражающих свои впечатления от поездок, экскурсий. Этот проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой , Интернетом, посещают школьную и городскую библиотеки.  Собрав и обработав материал, ребята демонстрируют  его на классном часе. Использую  проектную  деятельность  не  только  во  внеурочное  время,  но  и  на  уроках. Так  целями  проекта  « Веселая  азбука»  являлись:  активизация  навыков  самостоятельной  работы  ребенка  по  сбору  нужной  информации  и  развитие  навыков  взаимодействия  и  взаимопомощи  в  группе  при  решении  общих  задач.  Своей  задачей в  этом  виде  деятельности  считаю:  найти  и  организовать   интересные формы процесса познания, построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес. 

           Проектная деятельность учит детей размышлять, прогнозировать, предвидеть свои результаты, формирует адекватную самооценку и, главное, интенсивно развивает их. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности  и  межличностные отношения. 

             Постоянно  использую  как  во  внеурочной  так  и  урочной  деятельности  игровую  деятельность.  Так  как  игра - это замечательное явление жизни, сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, реализовать себя, как личность через коммуникативную деятельность.

            Например:

Шуточная  игра  в  слово  ( можно  предложить  в  конце  урока).

И  нам  с  тобой  пришел  черед  сыграть  в  игру  « Наоборот».

Скажу  я  слово  высоко,  а  ты  ответишь  низко.

Скажу  я  слово  далеко,  а  ты  ответишь  ………

Скажу  я  слово  потолок,  а  ты  ответишь  ………

Скажу  я  слово  потерял,  а  и скажешь  ты    ……..

Скажу  тебе  я  слово  трус,  ответишь  ты  храбрец.

Теперь  начало  я  скажу. Ну,  отвечай:  ……

         Здоровье сберегающие технологии  неотъемлемая  часть  моей  работы,  т.к. формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, через чёткое чередование всех видов деятельности.

           Считаю, что наша задача сегодня состоит в том, чтобы научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками цель: как сохранить и укрепить здоровье? Включаю постоянно элементы личностно-ориентированного обучения:  чаще  организую  индивидуальные  и  групповые  формы  работы,  в  учебном  процессе  использую  методики  и  технологии,  адекватные  возрастным  особенностям  младшего  школьника.

Начиная уже с 1-го класса я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!» При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника. Создаю ситуации выбора и успеха.  Благоприятный эмоционально-психологический микроклимат на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.  Постоянно  провожу  физкультминутки,  гимнастику  для  пальцев  и  глаз.  А  еще  считаю,  что  хорошая  шутка  всегда  помогает,  поэтому  много  лет  на  своих  уроках  ввожу  смехопаузу.  Она  вызывает  интерес  у  детей  и  положительные  эмоции.  Например:

  1. Шуточные  стихи  из  английского  фольклора:

           « Три  мудреца»                                               « Не  может  быть»

Три  мудреца  в  одном  тазу                        Даю  вам  честное  слово:

Пустились  по  морю  в  грозу.                     Вчера  в  половине  шестого

Будь  попрочнее  старый  таз,                      Я  встретил  двух  свинок

Длиннее  был  бы  мой  рассказ.                   Без  шляп  и  ботинок.

                                                                          Даю  вам  честное  слово!

                                         ( Перевод  С. Маршака)

2. Занимательные  диалоги:

- Каждое  утро  звонок  будильника  действует  на  меня,  как  выстрел.

- И  ты  тотчас  же  вскакиваешь?

- Нет,  лежу,  как  убитый.

                                - Знаешь,  что  такое  сигарета?

                               - ?

                               - Ядовитая  палочка  на  одном  конце  и  самоубийцей  на        другом.

3. Из  народной  мудрости:

Ноги,  если  ты  живой,                               Кто  сам  глупей  своих  острот,

Ходят  пусть  за  головой.                           Тот  умной  шутки  не  поймет.

А  возьмут  над  ней  начало,

Голова  считай  пропала.

          Итак педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в процессе, которого все действия представлены в определенной последовательности, а результат предполагает необходимое достижение и имеет прогнозируемый характер. Преимущества  этих технологий состоят в усилении роли самостоятельной работы учащихся, нацеленности на развитие творческого потенциала личности, формировании умения планировать, координировать, контролировать, оценивать свою деятельность; формировании умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; формировании умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.  Основным мотивом обучения становится умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирая нужное, прочно их запоминая, связывая с другими. Широкое внедрение современных педагогических технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.

           

                                                       

Литература

  1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  3. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  4. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005        
  5. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. Журнал «Начальная школа» №5, 2002  
  6. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышлени младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных   классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
  7. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...