Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности кружка «Учимся говорить правильно» (риторика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_1.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
кружка «Учимся говорить правильно»
1. Пояснительная записка
Безусловно, посещение кружка «Учимся говорить правильно» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель кружковой работы – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи, именно поэтому программа кружковой работы «Учимся говорить правильно», помогая школьникам овладеть навыками общения в различных жизненных ситуациях.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому программа кружковой работы «Учимся говорить правильно» поможет решить задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, будет способствовать развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Данная программа даст возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре программы можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. Школьники изучат жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Программа кружка «Учимся говорить правильно» основана на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
3.Описание места программы в структуре основной образовательной программы школы
Программа по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью основой образовательной программы начального общего образования школы и рассчитана на 135 часов внеурочной работы за 4 года обучения из расчета проведения 1 занятия в неделю на каждом году обучения.
Программа даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
4. Описание ценностных ориентиров содержания по внеурочной деятельности
Одним из результатов обучения по программе «Учимся говорить правильно» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
В результате освоения программы учащиеся:
- овладеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- научатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»;
- овладеют логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- научатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- овладеют умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
- научатся соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- научатся реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- научатся ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- научатся договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
6. Содержание программы по внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 класс
№ п/п № по теме | Дата | Тема занятия | Основной вид деятельности |
I часть – 17 часов ОБЩЕНИЕ (4 часа) | |||
1. 1 | Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. | Инсценировка | |
2. 2 | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | Рисование, моделирование и разыгрывание ситуации | |
3. 3 | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | ||
4. 4 | Вывески, их информационная роль. | Рисование вывесок | |
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА (3 часа) | |||
5. 1 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | Инсценировка и анализ примеров общения, составление сказки | |
6. 2 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | ||
7. 3 | Давайте договоримся. | Беседа и викторина | |
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ (10 часов) | |||
8. 1 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | Игра | |
9. 2 | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. | Инсценировка, игра | |
10. 3 | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. | ||
11. 4 | Правила разговора по телефону. | Постановка сценок | |
12. 5 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | Пантомима, составление сказочных историй. | |
13. 6 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | ||
14. 7 | Прощаемся в разных ситуациях общения. | Моделирование и разыгрывание ситуаций | |
15. 8 | Правила вежливого поведения во время разговора. | Составление и инсценировка разговора | |
16. 9 | Благодарим за подарок, услугу. | Моделирование ситуаций | |
17. 10 | Повторение и обобщение. | Игра | |
II часть – 16 часов ТЕКСТ (16 часов) | |||
18. 1 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | Рисование, составление сказочных историй по рисункам, инсценировка. | |
19. 2 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | ||
20. 3 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | ||
21. 4 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | ||
22. 5 | Извинение. | Моделирование речевого поведения | |
23. 6 | Очень важные слова. | Составление и инсценировка сказочных историй | |
24. 7 | Знакомые незнакомцы. | Беседа и игра | |
25. 8 | Ключ к тексту (основная мысль текста). | Работа с текстом и игра | |
26. 9 | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | Составление сказочных историй и объявлений. | |
27. 10 | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | ||
28. 11 | Как построен текст. | Работа с текстом, игры | |
29. 12 | Как построен текст. | ||
30. 13 | Обращение. | Моделирование ситуаций обращения, игра. | |
31. 14 | Обращение. | ||
32. 15 | Самый весёлый праздник | Инсценировка, викторины | |
33. 16 |
2 класс
№ п/п № по теме | Дата | Тема занятия | Основной вид деятельности |
I часть – 17 часов ОБЩЕНИЕ (1 час) | |||
1. 1 | Давайте вспомним, что такое общение | Постановка диалогов | |
НАУКА, КОТОРАЯ УЧИТ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО (3 часа) | |||
2. 1 | Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) | Инсценировка, игра | |
3. 2 | Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания). | ||
4. 3 | Говорит–пишет. Твои речевые роли. | Моделирование ситуаций общения | |
КАК МЫ ГОВОРИМ (4 часа) | |||
5. 1 | Темп. Громкость. (Повторение.) | Игра | |
6. 2 | То же слово, да не так бы молвить (тон речи). | Беседа, инсценировка ситуаций общения | |
7. 3 | Настроение, чувства и тон говорящего. | Беседа, постановка и инсценировка ситуаций общения | |
8. 4 | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | Пантомима | |
УЧУСЬ СЛУШАТЬ(5 часов) | |||
9. 1 | Мы слушаем – нас слушают. | Составление и инсценировка разговора, игры, моделирование и постановка беседы, анализ поведения участников. | |
10. 2 | Сигнал принят, слушаю! | ||
11. 3 | Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. | ||
12. 4 | Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | ||
13. 5 | Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | ||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА (2 часа) | |||
14. 1 | Вежливая просьба. Скрытая просьба. | Моделирование ситуаций общения с использованием просьбы | |
15. 2 | Вежливая просьба. Скрытая просьба. | ||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ (2 часа) | |||
16. 1 | О чём нам говорит шрифт. | Работа с текстом, игра | |
17. 2 | Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | Работа с книгами, рисование | |
II часть – 17 часов ТЕКСТ | |||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (3 часа) | |||
18. 1 | Тема, основная мысль, заголовок. | Работа с текстом, игра | |
19. 2 | Тема, основная мысль, заголовок. Опорные слова. | Беседа и постановка рассказа | |
20. 3 | Тема, основная мысль, заголовок. Опорные слова. | Составление и инсценировка рассказа | |
ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕСКАЗ (3 часа) | |||
21. 1 | Подробный пересказ. | Работа с текстом, инсценировка. | |
22. 2 | Краткий пересказ | Составление рассказа и его постановка | |
23. 3 | План. | Игра | |
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ (2 часа) | |||
24. 1 | Согласие или отказ. | Составление и постановка ситуаций, моделирование диалога. | |
25. 2 | Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | Моделирование диалога | |
ТИПЫ ТЕКСТОВ (1 час) | |||
26. 1 | Типы текстов. | Работа с текстом, составление и разыгрывание сказочных историй | |
РАССУЖДЕНИЕ (3 часа) | |||
27. 1 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. | Составление рассуждений, игра | |
28. 2 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. | Составление рассуждений, игра | |
29. 3 | Точные и неточные объяснения. | Составление объяснений, моделирование проблемных ситуаций | |
ОПИСАНИЕ (2 часа) | |||
30. 1 | Описание, признаки предмета. | Работа с текстом, подвижные игры | |
31. 2 | Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | Составление объявлений, загадок, игры. | |
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ (2 часа) | |||
32. 1 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | Анализ невыдуманного рассказа, его постановка | |
33. 2 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | Рассказ и постановка случаев из жизни учащихся | |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 час) | |||
34. 1 | Самый весёлый праздник | Игры, викторины |
3 класс
№ п/п № по теме | Дата | Тема занятия | Основной вид деятельности |
I часть – 17 часов ОБЩЕНИЕ НАУКА, КОТОРАЯ УЧИТ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО (4 часа) | |||
1. 1 | Что мы помним о речевой ситуации. | Моделировании и постановка речевых ситуаций, игры | |
2. 2 | Что мы помним о речевой ситуации. | ||
3. 3 | Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | Моделирование высказываний и постановка ситуаций по профессиям | |
4. 4 | Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | ||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ (5 часов) | |||
5. 1 | Неподготовленная речь. Подготовленная речь. | Работа с высказываниями, игры | |
6. 2 | Подготовленная речь. Приёмы подготовки. | Выступления учащихся, викторины | |
7. 3 | Подготовленная речь. Приёмы подготовки. | ||
8. 4 | Говорим подробно, кратко. | Выступление учащихся, анализ речи | |
9. 5 | Говорим подробно, кратко. | ||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) (1 час) | |||
10. 1 | Похвала (комплимент). | Моделирование и инсценировка ситуаций | |
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ (2 часа) | |||
11. 1 | Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | Составление и инсценировка разговора, пантомима | |
12. 2 | Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | ||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ (3 часа) | |||
13. 1 | Читаем учебные тексты. | Работа с текстами, игры | |
14. 2 | Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) | Составление и разбор текста, Игры | |
15. 3 | Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) | ||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ ( 2 часа) | |||
16. 1 | Что такое вежливость. | Моделирование речевого поведения | |
17. 2 | Добрые дела – добрые слова. | Моделирование поступков и речевого поведения | |
18. 1 | Тексты разные нужны. Диалог и монолог. | Работа с текстом, составление и инсценировка диалога и монолога, викторины | |
19. 2 | Тексты разные нужны. Диалог и монолог. | ||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ( 3 часа) | |||
20. 1 | Пиши правильно! | Работа со словарём, игры | |
21. 2 | Произноси правильно! | Работа со словарём, постановка ситуаций общения | |
22. 3 | Употребляй слова правильно! | Работа со словарём, моделирование и постановка ситуаций общения | |
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА ( 4 часа) | |||
23. 1 | Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | Работа с текстом, составление сказочных историй | |
24. 2 | Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | ||
25. 3 | Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). | Подготовленные выступления выступления учащихся, рисование | |
26. 4 | Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). | ||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… (2 часа) | |||
27. 1 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | Составление реализация поздравлений, выполнения поздравительной открытки | |
28. 2 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | ||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ (2 часа) | |||
29. 1 | Рассуждение, вывод в рассуждении. | Составлении и анализ рассуждений, игры | |
30. 2 | Правило и цитата в доказательстве. | Моделирование рассуждения, рисование | |
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ( 3 часа) | |||
31. 1 | Сравни и скажи. Правила сравнения. | Реализация сравнительного описания разными способами, работа в парах | |
32. 2 | Сравни и скажи. Правила сравнения. | ||
33. 3 | Как строятся сравнительные тексты. | Построение текстов, игры | |
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ (1 час) | |||
34. 1 | Самый весёлый праздник | Игры, викторины |
4 класс
№ п/п № по теме | Дата | Тема занятия | Основной вид деятельности |
ОБЩЕНИЕ (10 часов) | |||
1. 1 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | Инсценировка и анализ речевых ситуаций, составление сказки | |
2. 2 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | ||
3. 3 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | Инсценировка и анализ примеров несловесного общения, , пантомима | |
4. 4 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | ||
5. 5 | Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | Демонстрация несловесных средств, моделирования и инсценировка ситуаций | |
6. 6 | Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | ||
7. 7 | Успокоить, утешить словом. . | Моделирование речевого поведения, игры | |
8. 8 | Утешить – помочь, утешить – поддержать | ||
9. 9 | Какой я слушатель. | Работа с текстом, его постановка | |
10. 10 | Я – читатель. | Работа с текстом, игры | |
ТЕКСТ (12 часов) | |||
11. 1 | Типы текстов. Яркие признаки текста. | Составление рассказа, работа с текстом, иллюстрирование | |
12. 2 | Типы текстов. Яркие признаки текста. | ||
13. 3 | Абзацные отступы, завершающий абзац. | ||
14. 4 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | Реализация ситуаций общения | |
15. 5 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. | Рисование знаков, игры | |
16. 6 | Знаки-символы и знаки-копии. | ||
17. 7 | Опорные конспекты. | Работа с опорным контекстом, его инсценировка | |
18. 8 | Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. | ||
19. 9 | Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. | Моделирование и анализ описания, вежливой оценки | |
20. 10 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … | Составление и реализация рассуждения, викторины | |
21. 11 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … | ||
22. 12 | Вступление и заключение. | Составление рассуждения, работа с ним | |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (8 часов) | |||
23. 1 | Словарная статья. | Составление словарной статьи, игры | |
24. 2 | Словарная статья. | ||
25. 3 | Рассказ. Хочу рассказать. | Составление и разбор рассказа, инсценировка | |
26. 4 | Рассказ. Хочу рассказать. | ||
27. 5 | Служба новостей, что такое информация. | Моделирование и постановка выпуска новостей | |
28. 6 | Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | Составление заметки, статьи в газету, выполнение газеты | |
29. 7 | Информационные жанры: хроника, заметка. | Реализация хроники, иллюстрирование | |
30. 8 | Подпись под фотографией. | Рисование, игры | |
ОБОБЩЕНИЕ (4 часа) | |||
31. 1 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. | игры, пантомима | |
32. 2 | Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. | Моделирование и инсценировка речевого поведения, викторины | |
33. 3 | Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. | ||
34. 4 | Этикетные диалоги, речевые привычки. | Разыгрывание ситуаций, игры |
8. Материально-техническое обеспечение
Для реализации задач программы кружка по «Учимся говорить правильно» используются учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
К техническим средствам обучения относятся:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
- компьютер.
Использование современных технических средств повышает мотивацию на занятии, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...