Рабочая программа "Окружающий мир" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 «А» класса составлена на основе:
- авторской программы А.А. Плешакова, утверждённой Министерством образования и науки РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_okruzhayushchiy_mir_3_klass_irina_.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения курса:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 «А» класса составлена на основе:
- авторской программы А.А. Плешакова, утверждённой Министерством образования и науки РФ;
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 7)
- Постановления Правительства Российской Федерации N 142 от 24 февраля 2009 г. «Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
- Приказов Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования …».
от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- пункта 19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г.
N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников…».
- Основной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Система учебных курсов «Окружающий мир» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим нас миром и природой.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального образования, из них в 3 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Количество плановых контрольных работ в 3 классе – 4.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ВРЕМЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ.
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 18 | Практических работ - 2 |
2 четверть | 14 | Тест -1 |
3 четверть | 20 | Практических работ - 3 |
4 четверть | 18 | Практических работ – 1 Тест - 1 |
№ | Название темы | Кол-во часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | «Как устроен мир» | 6 | 6 |
2 | «Эта удивительная природа» | 18 | 18 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 | 10 |
4 | «Наша безопасность» | 6 | 6 |
5 | «Чему учит экономика» | 12 | 12 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 15 | 15 |
7 | Резервные уроки | 3 | 3 |
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Личностные
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого, группы растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы; взаимосвязи между природой и человеком;
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены, основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице; потребности людей, товары и услуги
- роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, страны, граничащие с Россией, страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты, практические работы; объяснять взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе; правила личной гигиены и безопасности;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 ч в неделю)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Планируемые результаты | Виды контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Как устроен мир (6 ч) | |||||||
1. | Что такое природа? | Ценность природы, ее разноообразие. Отношение человека к природе | Работа с информацией (текст учебника) Сравнение основных групп организмов Классификация Оценивание | Понятия: Природа, Человек, Растения, Животные Грибы, Бактерии; Биология | Фронтальный опрос | ||
2. | Человек | Ценность внутреннего и внешнего мира человека, познаваемость мира, Взаимоотношения: Человек – Человек Человек – Природа Поступки человека | Работа с информацией Сравнение жизни людей в разные эпохи Анализирование Моделирование (с элементами театрализации) Формулирование выводов Оценивание | Понятия: Окружающий мир Природа, Человек, Поступки | Устный опрос | ||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | Определять цель проекта; Распределять обязанности по проекту в группах; Собирать материал в дополнительной краеведческой литературе , музее, в ходе интервью, в Интернете; Подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; Презентовать проект; Оценивать результаты работы | |||||
4. | Общество | Осознание себя как личности и как части общества Ответственность за свое поведение в обществе | Обсуждение Сопоставление Анализирование Описание Соотнесение Самопроверка Формулирование выводов Оценивание Работа с информацией | Понятия: Мир – страна – государство – народ – общество – семья - человек | Устный опрос | ||
5. | Что такое экология? | Понимание взаимосвязей в мире, своей причастности | Работа с информацией Классификация Анализирование Выявление причинно-следственных связей Познание Обсуждение Оценивание | Понятия: Природный объект - человек Живая природа - человек Неживая природа - человек Роль окружающей среды в жизни человека | Устный опрос | ||
6. | Природа в опасности | Многогранная ценность природы, Необходимость ее охраны | Работа с информацией Сравнение Сопоставление Выявление причинно-следственных связей Различение Моделирование Обсуждение Оценивание | Все понятия раздела. Влияние деятельности человека на состояние окружающей среды Сбережение ресурсов Природоохранная деятельность | Фронтальный опрос | ||
Эта удивительная природа (18 ч) | |||||||
7. | Тело, вещество, частицы. | Познание как ценность | Наблюдение тел в окружающей среде Классификация тел и веществ Доказательства сложного строения вещества Различение веществ Работа с информацией Моделирование процесса растворения Формулирование выводов Работа в парах и со взрослыми Практическая работа | Понятия: тела, вещества, частицы, естественные и искусственные тела; твердые, жидкие, газообразные вещества | Устный опрос | ||
8. | Разнообразие веществ | Зависимость здоровья человека и окружающей среды от хозяйственной деятельности человека | Работа с информацией Познавательно-исследовательская деятельность Постановка лабораторных опытов ( по изучению свойств веществ) Научно- и учебно-исследовательская деятельность Умение составлять план Умение фиксировать результаты Работа в группе Оценивание | Понятия: Окружающий мир Вещества, Наука химия, опыт, Кислотные дожди. Открытие | Практическая работа | ||
9. | Воздух и его охрана | Забота о здоровье человека Взаимозависимость человека и природы Забота о чистоте воздуха - забота о здоровье человека | Анализирование схемы состава воздуха Исследовательская деятельность, ее этапы Понимание диаграммы состава воздуха Фиксирование результатов Вывод Оценивание | Понятия: воздух, смесь газов, свойства охрана, здоровье Сбережение ресурсов | Индивидуальные задания | ||
10. | Вода. | Взаимозависимость человека и природы. Забота о чистоте воды и ее сохранении - забота о здоровье человека | Проведение опытов Анализирование Сравнение (воды в трех состояниях) Мини-исследование (об использовании воды в семье) Формулирование выводов Фиксирование их в тетради | Понятия: вода, свойства, охрана воды, здоровье, ресурсы | Практическая работа | ||
11. | Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды | Личная ответственность за состояние водных ресурсов; единство мира, его изменяемость и устойчивость. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды | Сбор информации ( путем наблюдения, фотографирования) Сопоставление трат воды в разных семьях и на производствах Моделирование схемы загрязнения воды. Умение составлять схемы Интервьюирование об источниках загрязнения Обсуждение Формулирование выводов Оценивание Совместная работа взрослых и детей Работа в парах Подведение итогов | Понятия: водные ресурсы экономия воды, источники загрязнения воды. Меры по сбережению воды и ее охране. | Проверочная работа | ||
12. | Превращение и круговорот воды | Целостность и единство мира Его изменяемость и устойчивость Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды | Работа с информацией Анализ рисунка-схемы, Различение воды в трех агрегатных состояниях Опыты по переходу воды из одного агрегатного состояния в другое Эксперимент Моделирование круговорота воды в природе (на рисунках, схемах). Формулирование вывода. Оценивание Взаимопроверка Наблюдение | Понятия: состояние вещества: жидкое, твердое, газообразное Умение различать 3 состояния воды, моделировать круговорот воды в природе | Индивидуальные задания | ||
13. | Как разрушаются камни? | Осознание длительной эволюции природы, изменяемости мира, относительной непродолжительности жизни человека | Высказывание предположений Наблюдение в природе разрушения камней Работа с информацией Моделирование в опытах расширения тел при нагревании и сжатии при охлаждении Формулирование выводов Составление рассказа Оценивание Работа в парах Работа со взрослыми Подведение итогов | Понятие: процесс разрушения горных пород Причины и последствия разрушения горных пород | Индивидуальные задания | ||
14. | Что такое почва? | Мировоззрение (почва как результат взаимодействия живого и неживого на протяжении многих лет развития природы) | Анализирование Высказывание предположений (гипотез) о причинах плодородия Исследование (опыты о выявлении состава почв) Моделирование образования почв Обсуждение Формулирование Оценивание Умение работать с книгой Практическая работа | Понятия: Почва - верхний плодородный слой земли Состав почвы Значение почвы Образование и разрушение почвы Охрана почв | Практическая работа | ||
15. | Разнообразие растений | Красота и многообразие растений, необходимость сохранения их разнообразия | Знакомство с разнообразием растений, их классификация Работа с информацией по учебнику и определение растений по атласам-определителям Формулирование выводов Работа в парах, в группах Взаимопроверка, оценивание Подготовка сообщения | Понятия: Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) Виды растений Наука ботаника | Устный опрос | ||
16. | Солнце, растение и мы с вами | Осознание связей человека, растений и космоса | Выявление с помощью схем сходства и различия процессов питания и дыхания растений Моделирование этих процессов на схемах Доказательство незаменимой роли растений Формулирование выводов Работа в парах Оценивание Взаимопроверка | Понятия: дыхание питание Связь между растениями и окружающей средой, роль растений в природе | Устный опрос | ||
17. | Размножение и развитие растений | Понимание изменчивости природы, связей в природе | Характеристика условий для жизни растений Наблюдение способов распространения семян Моделирование размножение и развитие в виде схем Оценивание Умение работать с терминологическим словарем | Понятия: природа, растения, опыление плоды, семена, насекомые, приспособленность, развитие | Фронтальный опрос | ||
18. | Охрана растений | Необходимость сохранения окружающего мира растений | Работа с информацией Актуализация сведений Характеристика факторов воздействия людей на мир растений Обсуждение правил поведения в природе Оформление памятки Формулировка Оценивание | Понятия: охрана растений Красная книга, охраняемые виды Воздействие человека на мир растений Правила поведения в природе Умение составлять памятку | Мини-сочинение | ||
19. | Разнообразие животных | Многообразие как результат длительного развития природы. Необходимость сохранения окружающего мира животных | Работа с информацией Актуализация знаний Работа с терминологическим словариком Определение видов с помощью атласа-определителя Классификация животных Обсуждение в группе Формулировка выводов Оценивание | Понятия: животные, классификация, виды, наука зоология, черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие) | Фронтальный опрос | ||
20. | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы нашего края» | Мировоззренческая идея о взаимосвязи живого с окружающей средой | Работа с информацией Характеристика Классификация животных по способу питания Составление цепи питания Обсуждение роли животных в природе. Формулирование выводов. Организация работы в проекте Составление презентации Умение делать фото, рисунки, зарисовки | Понятия: приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, цепи питания, | Индивидуальные задания | ||
21. | Размножение и развитие животных | Необходимая забота о животных Понимание сложности и изменчивости природы | Работа с информацией Характеристика животных по способу размножения Моделирование стадий размножения Обсуждение Формулирование Оценивание Умение работать с терминологическим словарем | Понятия: размножение и развитие животных разных групп, икра, яйцо, живорождение, забота о потомстве | Самостоятельная работа | ||
22. | Охрана животных | Осознание необходимости сохранения природы | Актуализация знаний Характеристика факторов воздействия людей на животных Обсуждение Формулирование правил поведения в природе Работа с атласом - определителем Работа с Красной книгой Работа с ЭОР | Понятие: Красная книга России, редкие и исчезающие виды Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных Изготовление экологических знаков Правила поведения в природе Меры по охране животного мира | Устный опрос | ||
23. | В царстве грибов | Осознание диалектики в природе («Вред – польза») | Характеризовать строение грибов Моделирование различий грибов-двойников Работа с атласом – определителем Формулирование выводов Оценивание | Понятия: Грибы, шляпочные грибы, съедобные, несъедобные, ядовитые грибы симбиоз, лишайники Разнообразие грибов Взаимосвязь с деревьями Определение грибов Правила сбора грибов Красная книга | Индивидуальные задания | ||
24 . | Великий круговорот в жизни | Круговорот веществ как проявление целостности и единства мира | Характеристика звеньев круговорота веществ, Моделирование круговорота веществ в виде схем, рисунков Обсуждение опасности выпадения одного из видов в круговороте веществ Формулирование Оценивание Ответы на итоговые вопросы | Понятия: Круговорот веществ Основные звенья круговорота: производители, потребители, разрушители Роль почвы в круговороте веществ | Фронтальный опрос | ||
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||||||
25. | Организм человека | Осознание сложного устройства организма и необходимости бережного к нему отношения, необходимость здорового образа жизни | Характеристика систем органов человека Формулирование Оценивание Работа с информацией в атласах Работа в группах и парах Работа с терминологическим словариком, оценивание достижений на уроке | Понятия: анатомия, физиология, гигиена как науки, органы человека и системы органов: нервная, пищеварительная, кровеносная системы Умение показывать органы человека | Фронтальный опрос | ||
26. | Органы чувств, их роль в восприятии мира | Осознание, что благодаря органам чувств мы познаем окружающий мир. сострадание к инвалидам. Необходимость здорового образа жизни | Распознавание предметов с помощью разных органов чувств Формулирование правил гигиены Работа в группах и парах Работа с терминологическим словарем Самостоятельная работа Подготовка рассказов Постановка экспериментов Оценивание | Понятия: Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа, их функции Правила гигиены органов чувств | Индивидуальные задания | ||
27. | Надежная защита организма. | Осознание сложного устройства организма и необходимости его беречь Необходимость здорового образа жизни | Изучение свойства кожи Характеристика средств гигиены Характеристика мер первой помощи при поражении кожи Формулирование Оценивание Работа с терминологическим словарем Работа в парах | Понятия: кожа, гигиена кожи. Повреждение кожных покровов Средства гигиены и уход за кожей Осваивание приемов оказания первой помощи при повреждении кожи. Влияние факторов окружающей среды на работу покровной системы и организма в целом | Практическая работа | ||
28. | Опора тела и движение | Осознание сложного устройства организма и необходимости его беречь Необходимость здорового образа жизни. Толерантность к инвалидам, помощь им | Характеризовать роль опорно-двигательной системы Раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека Следить за правильной осанкой на уроке и вне его Работа с информацией Формулирование выводов Ответы на итоговые вопросы Оценивание | Понятия: Опорно-двигательная система и ее роль в организме человека, осанка Влияние факторов окружающей среды на работу систем органов и организма в целом Необходимость ежедневного выполнения физкультминуток | Фронтальный опрос | ||
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Осознание сложного устройства организма и необходимости его беречь Необходимость здорового образа жизни | Подготовка к выполнению проекта Моделирование строения пищеварительной системы Знакомство с материалом Распределение заданий Обсуждение способов и сроков работы Меню здорового питания Работа с терминологическим словарем Подготовка к выполнению проекта Характеристика Обсуждение Формулирование Оценивание «Школа кулинаров» | Понятия: питательные вещества: углеводы, белки, жиры Пищеварительная система. гигиена питания, меню здорового питания Влияние факторов окружающей среды на работу систем органов и организма в целом | Устный опрос | ||
30. | О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества | Осознание сложного устройства организма и необходимости его беречь Необходимость здорового образа жизни | Актуализация Характеристика строения систем Моделирование Работа с информацией Практическая работа в парах при помощи взрослых (подсчитывание ударов пульса при разной нагрузке) Формулирование выводов Оценивание | Понятия: Дыхательная и кровеносная системы; органы, их составляющие; пульс Строение и их работа Взаимосвязь систем органов Пульс и его частота Влияние факторов окружающей среды на работу систем органов и организма в целом | Устный опрос | ||
31. | Умей побеждать болезни | Осознание сложного устройства организма и необходимости его беречь Необходимость здорового образа жизни | Характеристика факторов закаливания Составление памятки закаливания Составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний Регулярное проведение закаливания своего организма Правила поведения в случае заболевания Работа с терминологическим словарем Формулирование правил закаливания Оценивание | Понятия: Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия. Закаливание. Необходимость здорового образа жизни как фактор предупреждения заболеваний, Способы закаливания организма Предупреждение инфекционных болезней и аллергии | Индивидуальные задания | ||
32. | Здоровый образ жизни | Осознание сложного устройства организма и необходимости его беречь Необходимость здорового образа жизни | Различение факторов, укрепляющих здоровье Правила здорового образа жизни для школьников Формулирование правил Обсуждение правил здорового образа жизни и его соблюдение Оценивание | Понятие: Здоровый образ жизни Правила здорового образа жизни для школьников | Устный опрос | ||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения | Тест | |||||
34. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | ||||||
Наша безопасность (6 ч) | |||||||
35. | Огонь, вода и газ | Ценность жизни, сохранность имущества, помощь близким. | Моделирование действий в ситуациях и виде схем и ролевых игр. Анализ схемы эвакуации из школы и моделирование её в ходе учебной тревоги. Обобщение, работа со словарем. формулировка выводов и оценивание достижения на уроке. | Понятия: пожар, авария Формирование знаний об опасностях в быту. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Называть наизусть телефоны экстренных вызовов, родителей, соседей, | Индивидуальная работа | ||
36. | Чтобы путь был счастливым | Формирование установки на здоровый образ жизни, уважительное отношение к другим людям | Работа в группах: изучение по учебнику правил поведения на улице и в транспорте, подготовка сообщения, обсуждение ситуаций, которые являются потенциально опасными. Моделирование действий в ходе ролевой игры «Едем в Эрмитаж» | Понятие: правила поведения Правила поведения по дороге в школу при переходе улицы, езде на велосипеде, езде на автомобиле, в общественном транспорте. | Фронтальный опрос | ||
37. | Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает» | Формирование установки на безопасность жизни, уважительное отношение к другим людям | Тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Работа со словарем. Моделирование схем пути от дома до школы. Актуализация знаний о дорожных знаках, анализ разных типов знаков. | Понятия: дорожные знаки; знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | Практическая работа | ||
38. | Опасные места | Безопасность жизни как ценность | Обсуждение потенциальных опасностей в доме и вне его. Составление схемы своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Формулирование выводов, ответы на итоговые вопросы. | Понятия: Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке , в лесу, на льду и др. | Устный опрос | ||
39. | Природа и наша безопасность | Безопасность жизни как ценность, Установка на здоровый образ жизни Противоречивые свойства растений и грибов (лекарство-яд) | Нахождение в атласе и определителях информации об ядовитых растениях и грибах. Сравнение ядовитых и съедобных грибов. Выявление правил гигиены при общении с домашними животными. Обсуждение рассказа «Опасные двойники» Формулировка выводов из изученного материала. Оценивание достижений на уроке. | Понятие: безопасность, яд, лекарство, гроза, ядовитые растения, ядовитые грибы, змеи. гигиена Знания опасностей природного характера и правил поведения в опасных ситуациях в природе | Устный опрос | ||
40. | Экологическая безопасность | Ценность здоровья. Всеобщие связи в природе; ответственность за собственное поведение в природе. | Моделирование пути поступления загрязняющих веществ в организм человека. Практическая работа «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». Сравнение Работа со словарем. Формулирование выводов, оценивание достижений, ответы на вопросы. | Понятия: экологическая безопасность, цепь загрязнений, охрана окружающей среды Примеры цепей загрязнения, правила экологической безопасности. | Практическая работа | ||
Чему учит экономика (12 ч) | |||||||
41. | Для чего нужна экономика? | Роль труда как личной и общественной ценности; удовлетворение потребности людей как условие достойной жизни. | Различие товаров и услуг, работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги нужны были семье в течение дня. Выявление различий. товаров и услуг. Работа со словарем. Формулировка выводов из изученного материала, оценивание достижений на уроке. | Понятия: экономика, потребности, товары и услуги. Роль труда в создании товаров и услуг, | Устный опрос | ||
42-43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики | Бережное использование природных богатств, определяющая роль труда в жизни каждого человека и страны; гордость за богатую природу России | Выявление роли природных богатств и труда людей в экономике (по плану), выявление и прослеживание взаимосвязи труда людей разных профессий, выяснение роли профессий родителей в экономике страны, формулировать выводы и оценивать достижения. | Понятия: природные богатства, природопользование, экономика, образование, наука, профессии; труд умственный и физический. | Устный опрос | ||
44. | Полезные ископаемые. | Польза и красота окружающего мира; необходимость ресурсосбережения | Определение полезных ископаемых с помощью атласа-определителя, работа со словарем Выявление, при производстве каких товаров применяются полезные ископаемые, характеризовать особенности добычи полезных ископаемых. Составление сообщения о каком-либо полезном ископаемом. | Понятие: полезные ископаемые, ресурсосбережение. Знание полезных ископаемых, шахты, карьеры, нефтяные вышки. | Практическая работа | ||
45. | Растениеводство | Красота окружающего мира, экология и экономика как взаимосвязанные понятия, здоровье человека как ценность, уважение к работникам сельского хозяйства, их тяжелому труду . | Практическая работа в парах: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать по плану. Работа со словарем. Различение и квалификация культурных растений, выявление связей растениеводства и промышленности, исследование, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Умение делать выводы. | Понятия: Сельское хозяйство, растениеводство, полеводы, плодоводы, овощеводы, садоводы, растениеводы, цветоводы, культурные растения. Группы культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. | Практическая работа | ||
46. | Животноводство | Разнообразие животного мира и необходимость заботливого ухода за домашними животными, здоровье человека, уважение к работникам сельского хозяйства, их тяжелому труду. | Классификация домашних сельскохозяйственных животных, выявление взаимосвязей растениеводства, животноводства и промышленности Работать со словарем. Исследование, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Обобщение | Понятия: сельское хозяйство животноводство, животноводы, рыбоводы, птицеводы домашние сельскохозяйственные животные. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние животные, их разнообразие. Продукты животноводства. | Индивидуальные задания | ||
47. | Какая бывает промышленность? | Роль труда в жизни человека и общества | Соотнесение продукции и отрасли промышленности, выявление взаимосвязей отраслей промышленности. Характеризовать труд работников разных отраслей промышленности. Выяснение, какие крупные предприятия есть в Липецкой области. Обобщение в форме выводов | Понятия: промышленность, отрасли промышленности. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая. | Устный опрос | ||
48. | Проект «Экономика родного края» | ||||||
49. | Что такое деньги? | Уважительное отношение к труду, овеществленному в деньгах, осознание неправедности «легких» денег, бережное отношение к вещам | Моделирование отношений: бартер и купля-продажа, Работа в парах: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, описывать их. Работа со словарем | Понятия: Деньги, зарплата, сбережения Роль денег в экономике в разные исторические периоды. Денежные единицы разных стран | Фронтальный опрос | ||
50. | Государственный бюджет | Осознание , что в основе бюджета страны – труд людей; понимание сложности формирования государственного бюджета и планирования его использования | Моделирование доходов и расходов государства в виде математических задач, анализ государственного бюджета, его доходов и расходов. Работа со словарем, | Понятия: Государственный бюджет, доход и расход государства, Источники доходов, статьи расходов Основные источники доходов, основные статьи расходов государства. | Устный опрос | ||
51. | Семейный бюджет | Осознание источников формирования семейного бюджета и сложности планирования трат семьи | Анализ семейного бюджета; сравнение семейного и государственного бюджета, выявление их взаимосвязи. | Понятия: семейный бюджет, доходы и расходы семьи | Практическая работа | ||
52. | Экономика и экология | Осознание зависимости нашего здоровья от развития экономики; диалектики взаимосвязи . Положительного и отрицательного воздействия производств на окружающую среду, | Разработка и презентация групповых проектов, Взаимосвязь между экономикой и экологией, моделирование экологических прогнозов. Работа со словарём, | Понятия: окружающая среда, экономика, экологические прогнозы. экологические экспертизы. Меры экологической безопасности. Вредное воздействие разных отраслей экономики на окружающую среду | Индивидуальные задания | ||
Путешествие по городам и странам (15 ч) | |||||||
53-54. | Золотое кольцо России | Формирование чувства патриотизма | Подготовка сообщений о любом городе Золотого кольца, моделирование маршрута Золотого кольца, составление вопросов к викторине. | Понятие: Золотое кольцо России, достопримечательности. Достопримечательности городов Золотого кольца, Маршрут по карте в учебнике | Индивидуальные задания | ||
55. | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности | ||||||
56. | Проект «Музей путешествий» | Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.). Готовить сообщения | |||||
57. | Наши ближайшие соседи | Добрососедские отношения с соседними государствами – залог стабильности и спокойствия населения. | Задания из электронного приложения к учебнику, подготовка сообщения о странах, граничащих с Россией | Понятия: страна, границы, столица Знания и умения показывать на карте России её границы, пограничные государства и их столицы. Работа со словарем | Устный опрос | ||
58. | На севере Европы | Знакомство с жизнью других стран как способ познания своей страны; развитие чувства гуманизма, толерантности, кругозора, познавательного интереса | Работа в группах: подготовить сообщения С показом месторасположения страны и ей столицы на политической карте Европы, распределять материал на несколько сообщений. | Понятия: страна, столица, флаг, герб, государственный язык, достопримечательности, Узнавать по фотографиям достопр. изучаемых стран, и их замечательных людей Выяснять какие товары поступает из стран Севера Европы. | Устный опрос | ||
59. | Что такое Бенилюкс? | Знакомство с жизнью других стран как способ познания своей страны развитие чувства гуманизма, толерантности, кругозора, познавательного интереса | Работа в группах: изучение материала о странах Бенилюкса каждой группе - по одной стране, подготовить презентацию. | Понятия: политическая карта мира, страна, столица, флаг, герб, государственный язык, достопримечательности, . | Устный опрос | ||
60-61. | В центре Европы | Знакомство с жизнью других стран как способ познания своей страны развитие чувства гуманизма, толерантности, кругозора, познавательного интереса развитие чувства гуманизма, толерантности, кругозора, познава-тельного интереса | Работа в группах: изучение материала о странах Европы (каждой группе по одной стране, подготовить презентацию (Германия, Австрия, Швейцария) | Понятия: политическая карта мира, страна, столица, флаг, герб, государственный язык, достопримечательности. Германия, Австрия, Швейцария Географическое положение страны, ее границы, история, экономика, культура, знаменитые люди. Связи России с данной страной | Устный опрос | ||
62-63. | Путешествие по Франции и Великобритании | Знакомство с жизнью других стран как способ познания своей страны развитие чувства гуманизма, толерантности, кругозора, познавательного интереса | Работа в группах: изучение материала о стране, презентация своих работ в классе | Понятия: политическая карта мира, страна, столица, флаг, герб, государственный язык, достопримечательности. Географическое положение страны, ее границы, история, экономика, культура, знаменитые люди. Связи России с данной страной | Устный опрос | ||
64. | На юге Европы | Знакомство с жизнью других стран как способ познания своей страны развитие чувства гуманизма, толерантности, кругозора, познавательного интереса | Работа в группах: изучение материала о стране, презентация своих работ в классе | Понятия: политическая карта мира, страна, столица, флаг, герб, государственный язык, достопримечательности. Италия, Греция Географическое положение страны, ее границы, история, экономика, культура, знаменитые люди. Связи России с данной страной | Устный опрос | ||
65. | По знаменитым местам мира | Развитие кругозора, познавательного интереса: уважения к труду и таланту людей. | Соотнесение памятников архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, обсуждение цели международного туризма | Понятия: памятник архитектуры, культурное наследие Работа с картой, памятники архитектуры и искусства: Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы. | Устный опрос | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения | Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Тесты | ||||
67-68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Оценивать свои достижения и достижения учащихся. | |||||
69-70. | Резервные уроки |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска)
б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 223 с., ч. 2 – 223 с.). – М.: Просвещение, 2012.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 78 с., ч. 2 – 95 с.). – М.: Просвещение, 2012.
3. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Тесты 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2013 г.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2013 год.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. А.А.Плешаков. Атлас- определитель «От земли до неба» (222 с.).. – М.: «Просвещение», 2010.
5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)
Итоговый тест за 1 четверть.
1 вариант.
1.Что относится к природе?
А. иголка Б. ромашка В. забор
2.Чем человек отличается от других животных?
А. человек - разумное существо Б. человек – много двигается
В. человек – стареет
3.Что даёт растениям почва?
А. углекислый газ Б. воду с минеральными солями В. свет
4.Какой предмет относится к естественным телам?
А. доска Б. вилка В. берёза
5.Что относится к веществам?
А. комета Б. вода В. гвоздь
6.Что входит в состав почвы?
А. корни Б. личинки жуков В. воздух
7.Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?
А. муравьи Б. дождевые черви В. кузнечики
8.Какое растение НЕ относится к цветковым?
А. папоротник Б. черёмуха В. ромашка
9.Какие растения живут в воде?
А. мхи Б. папоротники В. водоросли
2 вариант.
1.Что относится к живой природе?
А. солнечный луч Б. медведь В. скала
2.Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов?
А. головной мозг Б. сердце В. лёгкие
3.Чем богата плодородная почва?
А. песком Б. глиной В. перегноем
4.Что НЕ относится к телам?
А. вода Б. планеты В. волк
5.Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?
А. прозрачна Б. не имеет запаха В. хороший растворитель
6.Какое из этих веществ газообразное?
А. уксус Б. кислород В. вода
7.Какое растение относится к цветковым?
А. мох Б. кедр В. одуванчик
8.Растения называют лёгкими планеты, потому что они:
А. выделяют кислород Б. дышат В. поглощают кислород
9.Найди верное утверждение.
А. мхи – жители воды
Б. цветковые растения имеют цветки и плоды с семенами
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итоговый тест за 2 четверть.
1вариант.
1.Как люди могут помочь в охране растений?
А. собирать красивые букеты и ставить их в вазы
Б. выращивать их в ботанических садах
В. уничтожать травоядных животных
2.Какое животное относится к растительноядным?
А. лось Б. сова В. лев
3.Какая из птиц занесена в Красную книгу?
А. воробей Б. грач В. орёл-беркут
4.Какие части отсутствуют у гриба?
А. грибница и корень Б. стебель и корень В. шляпка и ножка
5.Какие органы отвечают за опору и движение тела?
А. скелет и мышцы Б. желудок и кишечник
В. спинной мозг и нервы
6.Какую первую помощь нужно оказать при ранении кожи?
А. приложить холод Б. смазать кремом
В. промыть ранку и смазать вокруг йодом
7.Какие животные рождают детёнышей, выкармливают их молоком, заботятся о своём потомстве?
А. млекопитающие Б. земноводные В. птицы
2вариант.
1.Какое животное относится к группе пресмыкающихся?
А. ящерица Б. лягушка В. осьминог
2.Как появляются детёныши рыб?
А. вылупляются из яиц Б. развиваются из икры
В. рождают живых детёнышей
3.Кто находится ниже всех в экологической пирамиде?
А. растения Б. насекомоядные животные В. растительноядные животные
4.Что насекомые-опылители помогают делать растениям?
А. дышать Б. питаться В. размножаться
5.Какие органы относятся к системе пищеварения?
А. сердце и сосуды Б. желудок и пищевод В. скелет и мышцы
6.Какую роль играет опорно-двигательная система?
А. выводит из организма вредные вещества
Б. обеспечивает процесс пищеварения
В. обеспечивает опору и движение организма
7.Какая группа животных развивается так: яйцо- личинка- куколка- взрослая особь?
А. земноводные Б. рыбы В. насекомые
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итоговый тест за 3 четверть.
1 вариант.
1. Органом какой системы являются лёгкие?
А. пищеварительной Б. дыхательной В. кровеносной
2.Из-за чего возникают инфекционные болезни?
А. из-за нарушения режима Б. от переохлаждения
В. из-за заражения болезнетворными бактериями и вирусами
3.Что ты будешь делать, если в квартире что-то загорится?
А. наброшу на огонь одеяло Б. открою окно В. спрячусь под кровать
4.Что делать, если увидел чужую собаку?
А. остановиться Б. напугать её В. громко кричать
5.Что относится к услугам?
А. шкаф Б. лекарства В. массаж
6.Что производит лёгкая промышленность?
А. легковые автомобили Б. топливо В. игрушки
7.Какое растение относится к зерновым культурам?
А. рис Б. морковь В. хлопок
2 вариант.
1. К какой системе органов относятся артерии и вены?
А. к дыхательной Б. к пищеварительной В. к кровеносной
2. Как называется чувствительность к некоторым веществам?
А. инфекция Б. аллергия В. вкус
3. Что нельзя делать, если чувствуешь запах газа в квартире?
А. звонить по телефону 04 Б. перекрывать газ на трубе В. зажигать спички
4. Чем опасны домашние животные?
А. плохо пахнут Б. на них могут быть яйца глистов В. портят вещи и мебель
5. Что относится к товарам?
А. химчистка Б. стрижка В. автомобиль
6. Какая профессия относится к умственному труду?
А. учитель Б. рабочий В. животновод
7. Какое растение относится к прядильным культурам?
А. капуста Б. лён В. ландыш
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итоговый тест за год.
1 вариант.
1. Что не относится к признакам живых организмов?
А. дыхание Б. рост В. течение
2. Что относится к характеристике семьи?
А. совместное хозяйство Б. свой язык В. границы
3.Что относится к телам?
А. кислород Б. Луна В. вода
4. Какое животное относится к группе насекомых?
А. дождевой червь Б. слизень В. таракан
5. К какой системе органов относится мозг?
А. к нервной Б. к дыхательной В. к кровеносной
6. Из чего делают бензин?
А. из торфа Б. из нефти В. из железной руды
7. Что находится в основании экологической пирамиды?
А. растения Б. насекомые В. хищники
8. Как называются платежи, которые граждане обязаны вносить государству?
А. налоги Б. штрафы В. премии
2 вариант.
1.Что отличает человека от других живых существ?
А. движение Б. размножение В. разум
2.Что относится к характеристике страны?
А. государственные символы Б. цвет кожи В. родной язык
3. Что относится к веществам?
А. Солнце Б. соль В. шар
4. Какое растение относится ко мхам?
А. ромашка Б. кактус В. ягель
5. Какой орган относится к кровеносной системе?
А. мозг Б. сердце В. лёгкие
6. Какое полезное ископаемое используют как топливо?
А. торф Б. гранит В. глина
7.Какое звено в цепи питания является первым?
А. хищные животные Б. растения В. растительноядные животные
8.Что помогает человеку накапливать свои знания в мире?
А. восприятие Б. воображение В. память
========================================================================================
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...