Урок развития речи "Ты пришёл в театр"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему
Цель данного урока- познакомить детей с правилами поведения в театре ; дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.
развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи "Ты пришёл в театр" | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
г. Слободского Кировской области.
«Ты пришёл в театр…»
Конспект урока по развитию речи.
(Возраст учащихся 8-9 лет).
Ощепкова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
категория высшая
.
2012
Тема: Ты пришёл в театр… (Материал занятия по теме «Культура общения».)
Цели:
Образовательная : познакомить детей с правилами поведения в театре ; дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.
Развивающая : развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память.
Воспитательная : воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета, способствовать формированию коммуникативных навыков общения
Оборудование :
- Таблица «Правила поведения в театре».
- Реквизит для инсценировок « В театре» и «Разговор двух актёров».
- Плакаты с иллюстрациями по теме занятия.
- Таблички с новыми опорными словами (фойе, антракт, спектакль, гардероб, амфитеатр, партер, бельеэтаж).
- Театральные билеты.
- Книги о театре.
- Сказочный персонаж- старуха Шапокляк.
Прогнозируемый результат.
Созданы условия для усвоения детьми правил поведения в театре.
В результате проведённого мероприятия учащиеся узнают :
- Правила поведения в театре.
- Получат первоначальные сведения о профессиях людей театра.
- Назначение некоторых театральных помещений.
Учащиеся приобретут умения правильно вести себя в театре, соблюдая этикет с окружающими.
Реализация:
Поездка в театр на Спасской г.Киров на представление «Белоснежка и семь гномов»
План занятия..
№ | Этапы | цели |
1. | Объявление темы и целеполагание. | -привлечь учащихся к целям урока -создание микроклимата |
2. | Вводная беседа | - раскрыть актуальность темы |
а) игра «Вежливо- невежливо» б) лекция с элементами беседы «Что такое театр?» | - дать представление об истории возникновения театра. | |
3. | Работа по формированию представления о театре. а) лекция с элементами беседы «Профессии людей театра». б) сценка «В театральной кассе». в) советы старухи Шапокляк. г) работа в творческих группах. | - дать первоначальные сведения о профессиях людей театра. - правильном преобретении билета в кассе. - формировать умение красиво выглядеть во время посещения театра |
4. | Работа по формированию этикета. а) лекция с элементами беседы «Театральные помещения» б) ролевая игра «Найди место». в) игра «Соображалки» г) советы старухи Шапокляк д) стихотворение А.Барто «В театре» е) сценка «Разговор двух актеров» | - дать представление о назначении театральных помещений познакомить с опорными словами- партер, ложе, ярус, амфитеатр, бельэтаж , аплодисменты - формировать правила поведения во время спектакля -рассказать о знаках восхищения в театре |
5. | Практические упражнения а) работа в творческой группе б)игра «Поправь меня» г) конкурс проектов | - выработать стремление к осознанному выполнению правил поведения в театре - обобщить полученные знания |
6. | Рефлексия и итог занятия | -способствовать формированию стремления к осознанному выполнению правил |
Ход занятия..
1. Объявление темы , целеполагание.
Сегодня познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими в одном учреждении. Учимся быть внимательными , наблюдательными, вежливыми.
- Кто считает себя вежливым человеком?
-Как вы считаете, кого можно назвать вежливым человеком?
Тот, кто знает правила поведения и всегда применяет их в своей жизни, называют вежливым человеком. А соблюдать порядок поведения где-либо называется этикет .Слово это французское. Это значит – соблюдать правила приличия , быть доброжелательным по отношению к другим людям, внимательным, готовым оказать услугу всем, кто в этом нуждается.
2. Вводная беседа.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Вежливо- невежливо». Я буду называть ситуации, и если так делать вежливо, то вы хлопайте в ладоши, а если невежливо- сидите тихо.
-Поздороваться при встрече?
- Толкнуть кого- нибудь и не извиниться?
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Громко разговаривать и смеяться в общественных местах?
- Обзывать обидным словом друга?
- Поблагодарить за помощь?
Фронтальная беседа с учащимися на тему; «В каких культурно-просветительных учреждениях вам приходилось бывать с родителями?»
Человек живёт в обществе и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас. Догадайтесь, о каком культурно-просветительном учреждении идёт речь: « Вы приходите в зал. Гаснет свет, открывается занавес- и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые вам – или незнакомые – герои сказок, любимых книг…»
-Это театр. Театр- это искусство представления драматических произведений на сцене.
- Кто из вас бывал в театре? Расскажите об этом.
-Какие виды театров вы знаете?
Есть драматический театр, музыкальный, кукольный, театр комедии, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты.
- Кто из вас знает, где родился театр? Когда впервые состоялось театральное представление?
В конце 6-5 века до нашей эры в Афинах был построен первый в Греции театр для представления под открытым небом. «Театр» - греческое слово и значит «место для зрелищ». Театральные представления устраивались в праздники и продолжались несколько дней подряд с утра до вечера. Выступали а театре только мужчины., они играли все роли, в том числе и женские. Актёры надевали на лица маски, изображающие гнев. Мольбу, веселье и отчаяние. Ярко раскрашенные маски хорошо были видны с задних рядов огромного театра. Чтобы казаться выше, актёры привязывали к ногам маленькие скамеечки. Важная роль в театральном представлении принадлежала хору. В дни представлений греки приходили в театр с раннего утра, запасшись едой и питьём. После представления комиссия , избранная зрителями , присуждала победу авторам лучших пьес и лучшим актёрам. Их награждали венками из лавра и ценными подарками.
3. Работа по формированию представлений о театре.
Конечно, с тех пор театр очень изменился, но он и теперь занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Театр- это необычный волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий , и мы должны уважать их труд. Наше уважение должно выражаться в соблюдении правил этикета.
На доске :
Знать: Уметь:
помещения
профессии соблюдать этикет
- Прочитайте, пожалуйста, записанное на доске и скажите, что мы должны знать и уметь?
Узнаем о назначении помещений и профессиях людей театра. Будем учиться культурно вести и общаться до, во время и после спектакля.
Что нужно сделать прежде всего, если мы решили отправиться в театр? Мы должны купить билеты. Где покупают театральные билеты? В каждом театре есть своя касса.
Как же выбрать театр и спектакль?
Всю информацию вы можете узнать из театральной афиши. Что такое афиша?( демонстрация театральной афиши).
Афиша- это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идёт, числа, времени, иногда и актёров. Но вот мы определились , можно купить билет.
Вот как это сделали мои знакомые Катя и Федя.
Катя тихонько напевала: «Тётя, тётя кошка, выгляни в окошко…»
-Катюша, а сегодня в кукольном театре»Кошкин дом». Давай попроси маму сводить нас в театр на спектакль»-, говорит Федя.
Катюша подбегает к маме:
-Мама, пожалуйста, разреши нам пойти в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!
Мама согласилась.
- Хорошо! А вы знаете, как купить билет?
Федя воскликнул:
-Ещё бы не знать! Я подойду к кассе и скажу: «Тётечка, приветик, дайте мне билетик, а я вам за это дам хорошенькую шапочку с кисточкой»!
-Нет, Федя, ведь ты же не Буратино!
На этот раз развеселилась Катюша.
- Вот так славная картина: наш Федюша-Буратино.
-А как же?
-Я знаю как,- сказала Катя.- Нужно сказать:»Дайте нам 2 билета в первом ряду на спектакль «Кошкин дом». Правильно?
-Как вы считаете, ребята, правильно ли?
Как обратиться к кассиру, чтобы купить билет? Какие вежливые слова и выражения мы можем употребить? Можно сказать так: «Будьте добры (пауза), дайте пожалуйста, 2 билета в третьем ряду». Не забыть расплатиться и вежливо поблагодарить кассира, а потом попрощаться. Кассир-работник кассы, занимающийся продажей билетов.
Сценка «В театральной кассе».
( Приглашаются 2 ученика. Один играет роль кассира, другой- роль покупателя билетов. Учитель предлагает условия: нужно купить 2 билета в Детский музыкальный театр на спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» на 24 февраля. Что должен сказать покупатель? Как должен ответить кассир?)
Теперь у нас есть билеты . Настал долгожданный день, и мы идём в театр. Что вы наденете? Мы постараемся одеться нарядно, но самое главное , чтобы одежда выглядела опрятно .Отправляясь в театр следует надеть выходной костюм, а девочки надевают выходное платье. Конечно, никто вас не остановит , если вы придёте в джинсах , но это будет неуважение не только по отношению к артистам, но и по отношению к окружающим. В театр опаздывать нельзя! Лучше прийти заранее, за 30 минут до начала спектакля.
Представьте себе , что мы входим в театр. С кем мы встретимся при входе в него?
Кто такой билетёр? Билитёр – это контролёр, проверяющий входные билеты.
Куда мы идём затем, с кем встречаемся? Что такое театральный гардероб?
Гардероб- помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей. Гардеробщик-это служащий гардероба.
Как нужно вежливо общаться с этими людьми? Самое главное помнить ,что люди, которые обслуживают нас в общественных местах ,в том числе и в театре, заслуживают большого уважения.
А вот какие советы даёт нам знаменитая старуха Шапокляк.
1) Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер. Пусть гардеробщик сам поработает. Так вы позаботитесь о нём: если так будет поступать каждый из нескольких сотен зрителей, то у гардеробщика разовьются прекрасные мускулы на руках.
2) Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе и во время спектакля. Именно для этого на номерке и сделано отверстие. От такого вращения номерок обязательно улетит в загадочную глубину под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля, со сколькими людьми вы сумеете пообщаться в театре.
Всё ли правильно в этих советах? Давайте расскажем старухе Шапокляк, какие ошибки она допустила. ( Работа в творческих группах по обсуждению советов старухи Шапокляк с последующей аргументацией вслух своих высказываний.)
Вам встретилось новое слово- фойе. Фойе- это зал в театре для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля.
4. Работа по формированию правил этикета во время спектакля.
Затем мы входим в зрительный зал . Первый звонок звучит для тех, чьи места находятся в середине ряда, чтобы не тревожить сидящих в начале ряда. Второй звонок звучит тем, кто сидит ближе к проходам. И когда все усядутся , тогда звучит третий звонок для артистов, который предупреждает их , что можно начинать представление . Если вы не знаете , где находятся ваши места, посредине или с краю ряда, можно поинтересоваться об этом у работника театра, он будет одет в форменную одежду.
Как определить какие места нам нужно занять? Эти места отмечены на нашем билете. Что означают слова «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «ярус», «балкон»?
- Партер- это нижний, первый этаж зрительного зала.
- Амфитеатр- это возвышающиеся задние ряды партера.
- Ложа-это места в зрительном зале, отделённые для нескольких лиц.
- Бельэтаж- это ярус в зрительном зале, расположенный над партером или амфитеатром.
- Ярус- один из средних или верхних этажей в зрительном зале.
- Балкон -отдельная часть яруса.
Ролевая игра «Найди место».
( Детям раздаются билеты , в соответствии с которыми они должны найти места в зрительном зале, в который превратился класс. В разных местах класса расставлены таблички с надписями «партер», «бельэтаж», «амфитеатр», «ложе».)
На билете указан ряд и место. Если ваше место находиться в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше- чтобы не беспокоить тех зрителей, которые займут места ближе к краям ряда. Но если вам все- таки необходимо пройти к своему месту, а большинство зрителей уже сидят , то надо вежливо попросить пройти. При проходе не следует показывать свою спину сидящим людям, проходите лицом к ним.
Игра «Соображалки».
Дети должны из двух предложенных ответов выбрать правильный.
- Как будешь проходить в зрительный зал? Варианты ответов: тихо, шумно.
- Все места в твоём ряду уже заняты. Как ты должен пройти к своему месту? (спиной к сидящим; лицом к сидящим).
- Проходя к своему месту ,будешь обращаться к сидящим.(Эй,ты, убери свои ноги, кому сказал?, «Извините за беспокойство, разрешите пройти».)
-Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
- Прослушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» и скажите какие ошибки допустил герой.
… Все хлопают. Онегин входит
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, скосясь наводит
На ложе незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился – и зевнул…
Но вот все зрители заняли свои места, прозвенел третий звонок, вход в зрительный зал закрыт, свет погас, поднялся занавес, идёт спектакль. Ничто не нарушает тишины , только голоса актёров звучат в зрительном зале. Вдруг раздался чей-то голос: «Бабушка, дай водички! Раздался смех. .Как вы думаете, почему все засмеялись? Можно ли разговаривать во время спектакля? Конечно нет.
Послушайте стихотворение А.Л.Барто «В театре».( выступление детей).
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне,
Дали в руки номерки.
Наконец- то я в балете!
Я забыла всё на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре!
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфике в венке,
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружиться по сцене-
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени-
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то..
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята;
-Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала-
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
-Мне очень нравиться балет,-
Ребятам я сказала.
- Что можно сказать про девочку? Какую ошибку она допустила?
Неприлично во время спектакля разговаривать, шуршать бумажками. Если вы простужены, то следует ещё дома принять таблетку от кашля или взять лишнюю с собой. Громкий кашель мешает не только зрителям, но и актёрам. Если во время спектакля вам необходимо по какой-либо причине выйти, сделайте это незаметно. Все свои вопросы можно обсудить во время антракта. Что такое антракт?
Антракт- это перерыв между действиями спектакля . Антракт может быть один или несколько. Во время антракта можно немного отдохнуть, обменяться впечатлениями, перекусить в буфете. Во время антракта в фойе театра можно осмотреть фотографии актёров, ознакомиться с выставками, которые иногда там устраиваются. Во время антракта можно купить «программку» . В программке печатают всю информацию о спектакле: когда был поставлен этот спектакль. Кто его режиссёр, какие актёры в нём заняты, и какие роли они исполняют, кто ещё участвовал в создании спектакля. Из программы можно многое узнать о спектакле. Ведь прежде, чем мы смогли увидеть его на сцене, он прошёл долгий путь рождения.
Писатель- драматург подмечает в окружающей его жизни что-то новое и важное, о чём ему хочется рассказать другим людям. Он пишет пьесу- трагедию, комедию или драму. Пьеса попадает в театр. Режиссёр распределяет роли между актёрами и начинаются репетиции. По рисункам художника изготавливают декорации , шьют костюмы. Композитор пишет музыку, оркестр театра под руководством дирижёра её разучивает и затем исполняет. Осветитель при помощи специальных приборов освещает сцену- он может устроить солнечный денёк и лунную ночь, а может сделать так, что на сцене пойдёт дождь.
Антракт обычно длиться 10-15 минут, о его окончании нам скажет звонок. Вам снова нужно занять своё место.
И тут снова старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем , что она скажет на этот раз.
1) Не забудьте, как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Так актёры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается.
2) Купленную в буфете шоколадку не нужно было есть в антракте! Звонко шурша фольгой, разверните её только тогда, когда певец или актёр выйдут на сцену .Есть конфеты и шоколад под музыку очень приятно.
3) Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма- побольше двигайтесь.
4) Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.
Всё ли правильно в этих советах ? Как же нужно вести себя на самом деле?
- Хлопайте только в конце спектакля или в перерыве между частями.
- Не шуршите чем-либо- это мешает актёрам.
- Не мешайте соседям разговорами.
- Старайтесь сидеть на месте спокойно, не отвлекая остальных.
Сценка «Разговор двух актёров».
Разговаривали два актера. Один спрашивал другого : «Как ты думаешь, что самое неприятное во время спектакля?»
-«Наверное, когда шуршат фантиками- обёртками во время действия».
-«А мне ,кажется , самое неприятное , когда спектакль ещё не закончился , а люди встают и уходят, торопятся занять очередь в гардероб. Я тогда уж и не знаю, что думать: или станцевал что не так, или с костюмом что-либо.
- «Да, ты абсолютно прав».
Подумайте и скажите, какое правило поведения в театре мы можем сформулировать.
- Нельзя вставать и уходить во время действия спектакля, даже если спектакль вам не понравился.
Грубейшая бестактность – уйти из зала до конца представления, ещё хуже- готовиться к этому во время финальной сцены.
Каждый спектакль заканчивается аплодисментами. Что означает это слово?
Аплодисменты- это благодарность актёрам за их работу, знак восхищения их искусством. Вежливый человек никогда не упустит возможность выразить благодарность актёрам своим участием в общей овации. Но кроме аплодисментов актёрам дарят цветы. Цветы предназначаются актёрам, которые вам понравились. Лучшая благодарность для актёра- это посланный ему цветок. Если ваши места далеко от сцены, совсем не надо для этого проталкиваться вперёд, достаточно передать через контролёра, можно с маленькой записочкой, а можно на словах, кому желаете передать цветы. Традиционно актёрам преподносят жёлтые, красные и пёстрые цветы.
5. Практические упражнения.
Мне очень хочется узнать , какие знания вы получили сегодня по правилам этикета в театре. Учащиеся делятся на три группы и выполняют задания ,предложенные учителем.
1 группа.
-Какие действия недопустимы во время просмотра спектакля ? Выделите их.
Аплодировать, толкаться, бегать, огорчаться, шуршать , смотреть, улыбаться, жевать, играть, отвлекать соседа, играть номерком, слушать.
2 группа.
- Подчеркните слова так: одной чертой- профессии, двумя чертами- помещения.
Фойе, режиссёр, актёр, гардероб, зал, художник, касса, осветитель, буфет.
3 группа.
- Ответьте на предложенные вопросы.
- Место, где сидят зрители?
- Место, где находятся зрители до и после спектакля?
- Место, куда можно сдать личные вещи и одежду на хранение?
- Место, где можно приобрести билеты на спектакль?
Учащиеся выполняют эту работу на отдельных листочках. Листочки учитель собирает и отмечает правильные ответы.
Игра «Поправь меня».
- В театр приходи небрежно и непразднично одетым.
- При входе кричи, толкайся, всех распихивай.
- Билет брось у входа к ногам контролёра.
- В верхней одежде пробеги в зрительный зал.
- Обязательно постарайся опоздать к началу представления.
- Во время спектакля разговаривай с соседом.
- Во время спектакля шурши обёрткой от шоколадки.
- Аплодируй во время спектакля.
- Постарайся уйти из зала до конца представления.
- Готовься к выходу во время финальной сцены.
Молодцы! Вы прекрасно знаете правила этикета , соблюдаемые в театре до начала, во время и после представления.
Работа в творческих группах.
А теперь творческая работа. Придумайте и создайте проект своих знаков, которые показывают, что недопустимо делать в театре. Дети выполняют задание. Проводится защита проектов с изображением знаков. Отмечаются лучшие проекты, идёт награждение.
6. Итоги занятия и рефлексия.
Мы сегодня замечательно провели время в театре. Цель нашего занятия была познакомиться с правилами поведения в театре и получить первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.
- Кто знает ответы на эти вопросы?
- А проверять вас будет старуха Шапокляк.
На доску прикреплён занавес, на котором изображена старуха Шапокляк. Она раздаёт билеты каждому ученику с написанными на них вопросами по теме занятия. Дети должны ответить на вопросы. При правильном ответе даётся билет на представление в театр.
Молодцы! Все справились, и мы можем ехать в театр.
А закончить наш классный час хочется такими словами: (выучить наизусть учащимся)
Клянёмся вежливыми быть
И грубость позабыть,
Учиться этикету-
Науку помнить эту!
Список литературы.
1. Байбурин А.К. У истоков этикета. Л., 1990г
.
2. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992г.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение , 1981г.
4. Головина Г.В. Актуальность формирования коммуникативной культуры личности в современном обществе. Краснодар, 2002г.
5. Липкина А.И. Самооценка школьника,М., 1976г.
6. Панков И.А. Энциклопедия этикета. М.,Просвещение , 1990г.
7. Сиделёва Т.Н. Психолого- педагогическая практика.М., ЦГЛ, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме: "Художник в театре"
Интегрированный урок проводится в 4 классе. Его целями являются:-способствовать формированию эстетического отношения кдействительности и интереса к народному искусству;-формировать чувство гордости за...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"
Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...
Конспект урока чтения "А.Барто "В театре" с презентацией
Урок чтения "А.Барто "В театре" для 4 класса коррекционной школы VIII вида принимал участие в интернет-семинаре открытых уроков для коррекционных школ западной зоны Краснодарского края, занял II место...
открытый урок по музыке "В музыкальном театре" 2 класс
Обобщающий урок по теме " Музыкальный театр", презентация, памятка Правила поведения в театре....
Конспект урока Тема: «А. Барто В театре»
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока по истории "Золотой век театра и музыки"
Конспект урока по истории в 4 классе на тему "Золотой век театра и музыки"...
Статья "Развитие коммуникативных навыков посредством театра среди детей начальных классов."
В начальных классах ребёнок выходит на новую ступень социализации. Теперь на формирование его мнения, личных потребностей или представления о чём-либо влияют не только семья, но и одноклассники, однош...